Технологическая карта урока математики «Задачи с недостающими данными»», 3 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Гречишникова Екатерина Алексеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока «Задачи с недостающими данными»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие и решать.

Задачи урока

Дидактические:

  • учить распознавать задачи с недостающими данными;
  • учить преобразовывать их условие;
  • учить решать задачи с недостающими данными.

Развивающие:

  • развивать внимание при решении задач;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Математика» 3 класс, автор Чекин А.Л, учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная работа

Словесный: рассказ

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я.
  • Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.
  • Занимайте свои места.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Выполняют то, что им сказал учитель.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

1.Проверяет знания учеников по теме «Деление».

2. Организация устного счёта.

  • Начать я предлагаю с устного счета. До урока мне пришло секретное письмо, но я не могу его расшифровать.
  • Посмотрите, пожалуйста, на экран. Нам с вами нужно преобразовать выражения. Считаем мы устно, отвечаем по руке, с места не выкрикиваем.

1)Вырази в квадратных дециметрах.

3 кв.м, 10 кв.м, 9 кв.м, 6 кв.м

1)Вырази в квадратных метрах.

300 кв.дм, 500 кв.дм, 1500 кв.дм

  • Ребята, отлично, мы уже начали расшифровку нашего письма, но вот еще одно задание.
  • Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.

(ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование).

  • Умнички, сейчас я прочитаю вам задачу, а вы попробуете ее решить.

Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша?

  • Ну что получилось? А почему?

  • Верно, ребята, нам не хватает данных, чтоб решить эту задачу.

1.Отвечают на вопросы

2. Решают примеры устно

300 кв.дм,1000 кв.дм, 900 кв.дм, 600 кв.дм

3 кв.дм, 5 кв.м, 15 кв.м

условие

вопрос (требование)

решение

ответ

Потому что мы не знаем, сколько решила Оля

П: Научатся применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

понимать сущность алгоритмических предписаний;

М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

  • Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

  • Молодцы, какая цель нашего сегодняшнего урока?

3. Составляет совместно с учениками план работы.

  • Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. На нем план нашей сегодняшней миссии. Но нам с вами необходимо немного его переделать. Необходимо установить правильный порядок.

1. Повторим части задачи.

2. Научимся решать задачи с недостающими данными.

3. Научимся узнавать задачи с недостающими данными.

  • Как вы думаете, как правильный план должен выглядеть?

  • Всё верно, а что мы уже сделали исходя из нашего плана?

  • Отлично! Вы молодцы.

1.Формулируют тему урока.

Задачи с недостающими данными

2.Формулируют цель урока.

Научиться узнавать такие задачи и понять, как их решать

3. Составляют план урока.

1. Повторим части задачи.

2. Научимся узнавать задачи с недостающими данными.

3. Научимся решать задачи с недостающими данными.

Повторили части задачи

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Л: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа, объяснение

  • 1.Объясняет новый материал.
    Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнее число. Сегодня 23 марта. Запишите «Классная работа».
  • Итак, чтоб достичь нашей цели мы продолжаем придерживаться нашего плана. Сейчас мы с вами научимся узнавать задачи с недостающими данными.
  • Найдите среди текстов задачи. Среди задач – задачу с недостающими данными.

а) Через 45 дней будет Новый год.

б) У одной кормушки 25 воробьёв, у другой – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки?

в) Сколько тебе лет?

г) Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

д) На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шара. Сколько красных и синих шаров висит на ёлке?

  • Под какой буквой находится задача с недостающими данными?
  • А почему? Докажите это, составив краткую запись этой задачи, выходи к доске.
  • Отступите, пожалуйста, от классной работы одну клеточку вниз и от края страницы 3 клеточки.
  • В каком виде будет наша краткая запись?
  • Отлично, как назовём столбики?

  • Заполни те данные, которые нам известны.

  • Как вы определили, что эту задачу нельзя решить?

  • А что вы записали в столбце «с мясом»?

  • Кто же из вас прав? Докажите свой выбор.

  • Всё верно, чтобы решить задачу с недостающими данными, нужно сами придумать и вписать эти данные, тогда она и решиться.
  • Этим мы и займёмся, подставь в нашу крутую запись количество пирожков с мясом.

  •  Итак, а сейчас реши эту задачу.

  • Итак, как мы с вами определим задачу с недостающими данными?
  • А что необходимо сделать, чтобы решить такую задачу?

1. Открывают тетради. Записывают число и классная работа.

Под буквой г

2. Один  ребенок работает у доски, остальные записывают решение в тетради и сверяют с доской

В виде таблицы

С капустой

С мясом

Всего

Кол-во пирожков

С капустой

С мясом

Всего

Кол-во пирожков

? на 4 больше

?

Среди данных только одно число

Ничего; поставили знак вопроса; записали придуманное число

«Ничего» – задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;

«Знак вопроса» - задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;

«Число» – задачу можно решить

С капустой

С мясом

Всего

Кол-во пирожков

? на 4 больше

2 шт.

?

  1. 2+4=6(шт.) – пирожков с капустой.
  2. 6+2=8(шт.) - пирожков всего.

Ответ: 8 пирожков всего.

Среди данных задачи  только одно число

Внести дополнительные данные.

Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

М: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

П: использовать словари учебника для поиска необходимой информации.

Презентация

Динамическая пауза

Выполнение детьми динамической паузы

Фронтальная работа

Словесный: выразительное чтение учителем

Организует и проводит динамическую паузу.

  • Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся. Ведь нам необходима координация и ловкость.
  • Шеей крутим осторожно –
    Голова кружиться может.
    Влево смотрим - раз, два, три.
    Так. И вправо посмотри. 
    (Вращение головой вправо и влево.)
    Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
    И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)

Выполняют упражнения

Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа

Работа в группах

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнения

1.Организует работу с учебником.

  • Умницы, откройте учебник на странице 75, номер 218.
  • Внимательно прочитайте все задачи и скажите, какая с недостающими данными.
  • А почему?

  • Верно, задача содержит только одно число среди всех данных.
  • Итак, кто выйдет и составит краткую запись, внеся дополнительные данные?
  • Умничка, как мы решим данную задачу?

2. Организация работы с задачей.

  • Вы молодцы, попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными:

«Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» 

1.Выполняют упражнение из учебника.

Задача под номером 2.

Потому что не указано, насколько больше карасей поймал Костя

М. – 15 к.

К. - ? на 8 больше

Всего - ?

1)15+8=23(к.) – поймал Костя.

2)15+23 = 38 (к.) – поймали всего.
Ответ: 38 карасей

2. Выполняют задание.

«Маша знает 20 правил, а Миша –меньше. Сколько правил знает Миша?»

«Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша. Сколько правил знает Миша?»

П: использовать различные языки математики, обосновывать суждения; самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Словесный: объяснение

Практический: упражнения

1. Проводит самостоятельную работу.

  • Ребята, а сейчас, пожалуйста, возьмите те листочки, которые лежат у вас на партах. На них вы можете увидеть краткую запись в виде таблицы.  Вам необходимо эти листочки подписать в верхнем правом углу. И выполнить задание, которое написано на листочке.

На листочках:

Дополни краткую запись реально возможными недостающими данными. Реши задачу.

В 1 день

Во 2 день

В 3 день

Всего

Прошли туристы

? на 3 км больше

?

  • Ребята, время вышло, сдаем работы.
  • Вставили ли вы число в 1 столбик? В 3-ий столбик? Почему ни один из столбиков нельзя было оставить «пустым»?
  • У всех ли одинаковый ответ? Почему?

1. Выполняют самостоятельную работу

Потому что спрашивают «сколько всего»

При заполнении недостающих данных в краткой записи выбрали разные числа

П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Работа в парах

Словесный: учебный диалог

Практический: работа в печатных тетрадях

1.Организация работы в группах.

  • Сейчас вам необходимо будет сформулировать задачу с недостающими данными и сделать дня неё краткую запись в виде таблицы.
  • Итак, это задание вы будете выполнять в группах. Разделитесь на 4 группы. Сейчас я раздам вам таблицы, куда вы и будете  вписывать данные задачи.
  • Давайте с вами повторим правила работы в группах.

  • Итак, давайте проверять, прочитайте, какие задачи у вас получились. Для этого, представитель от (1,2, 3, 4) выходите к доске и записывайте свою краткую запись.
  • Итак, начнем с 1 группы, кто из других групп может решить данную задачу.

Далее происходит взаимодействие всех групп, если 1 составляла, то решает кто-то из 2, 3, 4 группы и т.д.

2. Организует работу в парах на повторение теоретического материала.

  • Ну что  наш урок практически подходит к концу, перед вами лежат карточки. Вам их необходимо заполнить, поработайте вместе со своим соседом по парте.

Карточка:

«1.У любой задачи есть _____________ , _____________, решение и ответ. 

2.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные _____________.»

  • А сейчас давайте проверим наши карточки, прочитайте, что у вас получилось.»

1.Работают в группах.

1. Работать в группе должны все.
2. Уважай мнение других.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.

Предполагаемые ответы детей.

2.Работают в парах с карточкой

«1.У любой задачи есть условие, вопрос или требование, решение и ответ. 

2.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные дополнить

П: использовать различные языки математики, обосновывать суждения; самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Презентация

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

  • Подведём итог нашего урока.
  • Какая тема у нас сегодня была?

  • Какая цель сегодняшнего урока?

  •   Мы достигли цели?
  • Какие возникали трудности?

2.Проводит работу по самооценке.

  • Ребята, вы сегодня большие молодцы, на слайде вы видите лестницу успеха.
  • Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то нарисуйте человечка на ступеньке посередине. Ну а если вы не поняли тему, то нарисуйте человечка на нижней ступеньке.
  • Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

Задачи с недостающими данными

Научиться узнавать такие задачи и понять, как их решать

Да

Трудности в выполнении некоторых заданий

2. Дают оценку своей работе на уроке.

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...

Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...

Технологическая карта урока математики "Задачи с избыточными данными" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, А.Л. Чекин)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формировать у обучающихся знания о задачах с избыточными данными и умения решать их. Задачи урока:Дидактические:1. Вспо...

Технологическая карта урока математики "Деление "круглых" сотен на 100" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, А.Л. Чекин)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование представления об увеличении и уменьшении «круглых» сотен  на число 100. Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока технологии "Лепка декоративного пано" 4 класс (УМК:«Перспективная начальная школа»)

Тема урока «Лепка декоративного рельефа»Изделие: «Цветочное панно» Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения создавать композици...

Технологическая карта урока Технологии: "Макет села Мирного" (4 класс, УМК: "Перспективная начальная школа"

Цель урока: формирование у обучающихся умений проектировать макет села Мирного.Задачи урокаДидактические:1. Расширить знания о строительстве жилых домов, школы, магазина;2. Научить создавать объёмные ...