Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная работа Словесный: рассказ | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Учитель говорит: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я.
- Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.
- Занимайте свои места.
| 1. Показывают готовность к уроку. 2. Выполняют то, что им сказал учитель. | Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная работа Словесный: учебный диалог Практический: упражнение
| 1.Проверяет знания учеников по теме «Деление». 2. Организация устного счёта.
- Начать я предлагаю с устного счета. До урока мне пришло секретное письмо, но я не могу его расшифровать.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Нам с вами нужно преобразовать выражения. Считаем мы устно, отвечаем по руке, с места не выкрикиваем.
1)Вырази в квадратных дециметрах. 3 кв.м, 10 кв.м, 9 кв.м, 6 кв.м 1)Вырази в квадратных метрах. 300 кв.дм, 500 кв.дм, 1500 кв.дм - Ребята, отлично, мы уже начали расшифровку нашего письма, но вот еще одно задание.
- Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.
(ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование).
- Умнички, сейчас я прочитаю вам задачу, а вы попробуете ее решить.
Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша? - Ну что получилось? А почему?
- Верно, ребята, нам не хватает данных, чтоб решить эту задачу.
| 1.Отвечают на вопросы 2. Решают примеры устно
300 кв.дм,1000 кв.дм, 900 кв.дм, 600 кв.дм 3 кв.дм, 5 кв.м, 15 кв.м
условие вопрос (требование) решение ответ
Потому что мы не знаем, сколько решила Оля | П: Научатся применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; понимать сущность алгоритмических предписаний; М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи | Презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа, учебный диалог | 1.Формулирует совместно с учениками тему урока. - Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
2. Формулирует совместно с учениками цель урока.
- Молодцы, какая цель нашего сегодняшнего урока?
3. Составляет совместно с учениками план работы.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. На нем план нашей сегодняшней миссии. Но нам с вами необходимо немного его переделать. Необходимо установить правильный порядок.
1. Повторим части задачи. 2. Научимся решать задачи с недостающими данными. 3. Научимся узнавать задачи с недостающими данными. - Как вы думаете, как правильный план должен выглядеть?
- Всё верно, а что мы уже сделали исходя из нашего плана?
| 1.Формулируют тему урока. Задачи с недостающими данными
2.Формулируют цель урока. Научиться узнавать такие задачи и понять, как их решать
3. Составляют план урока.
1. Повторим части задачи. 2. Научимся узнавать задачи с недостающими данными. 3. Научимся решать задачи с недостающими данными.
Повторили части задачи | П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом; М: Научатся составлять план и последовательность действий; Л: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности | Презентация
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Практический: работа с учебником Словесный: беседа, объяснение | - 1.Объясняет новый материал.
Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнее число. Сегодня 23 марта. Запишите «Классная работа».
- Итак, чтоб достичь нашей цели мы продолжаем придерживаться нашего плана. Сейчас мы с вами научимся узнавать задачи с недостающими данными.
- Найдите среди текстов задачи. Среди задач – задачу с недостающими данными.
а) Через 45 дней будет Новый год. б) У одной кормушки 25 воробьёв, у другой – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки? в) Сколько тебе лет? г) Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка? д) На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шара. Сколько красных и синих шаров висит на ёлке? - Под какой буквой находится задача с недостающими данными?
- А почему? Докажите это, составив краткую запись этой задачи, выходи к доске.
- Отступите, пожалуйста, от классной работы одну клеточку вниз и от края страницы 3 клеточки.
- В каком виде будет наша краткая запись?
- Отлично, как назовём столбики?
- Заполни те данные, которые нам известны.
- Как вы определили, что эту задачу нельзя решить?
- А что вы записали в столбце «с мясом»?
- Кто же из вас прав? Докажите свой выбор.
- Всё верно, чтобы решить задачу с недостающими данными, нужно сами придумать и вписать эти данные, тогда она и решиться.
- Этим мы и займёмся, подставь в нашу крутую запись количество пирожков с мясом.
- Итак, а сейчас реши эту задачу.
- Итак, как мы с вами определим задачу с недостающими данными?
- А что необходимо сделать, чтобы решить такую задачу?
| 1. Открывают тетради. Записывают число и классная работа.
Под буквой г
2. Один ребенок работает у доски, остальные записывают решение в тетради и сверяют с доской
В виде таблицы
| С капустой | С мясом | Всего | Кол-во пирожков |
|
|
|
| С капустой | С мясом | Всего | Кол-во пирожков | ? на 4 больше |
| ? |
Среди данных только одно число
Ничего; поставили знак вопроса; записали придуманное число
«Ничего» – задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие; «Знак вопроса» - задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие; «Число» – задачу можно решить
| С капустой | С мясом | Всего | Кол-во пирожков | ? на 4 больше | 2 шт. | ? |
- 2+4=6(шт.) – пирожков с капустой.
- 6+2=8(шт.) - пирожков всего.
Ответ: 8 пирожков всего.
Среди данных задачи только одно число Внести дополнительные данные. | Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами П: использовать словари учебника для поиска необходимой информации. | Презентация
|
Динамическая пауза | Выполнение детьми динамической паузы | Фронтальная работа Словесный: выразительное чтение учителем | Организует и проводит динамическую паузу. - Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся. Ведь нам необходима координация и ловкость.
- Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может. Влево смотрим - раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.) И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)
| Выполняют упражнения | Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
|
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная работа Работа в группах Словесный: учебный диалог Практический: упражнения
| 1.Организует работу с учебником. - Умницы, откройте учебник на странице 75, номер 218.
- Внимательно прочитайте все задачи и скажите, какая с недостающими данными.
- А почему?
- Верно, задача содержит только одно число среди всех данных.
- Итак, кто выйдет и составит краткую запись, внеся дополнительные данные?
- Умничка, как мы решим данную задачу?
2. Организация работы с задачей.
- Вы молодцы, попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными:
«Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» | 1.Выполняют упражнение из учебника.
Задача под номером 2. Потому что не указано, насколько больше карасей поймал Костя
М. – 15 к. К. - ? на 8 больше Всего - ? 1)15+8=23(к.) – поймал Костя. 2)15+23 = 38 (к.) – поймали всего. Ответ: 38 карасей 2. Выполняют задание.
«Маша знает 20 правил, а Миша –меньше. Сколько правил знает Миша?» «Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша. Сколько правил знает Миша?» | П: использовать различные языки математики, обосновывать суждения; самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач; М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация, учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Самостоятельная работа Фронтальная работа Словесный: объяснение Практический: упражнения | 1. Проводит самостоятельную работу. - Ребята, а сейчас, пожалуйста, возьмите те листочки, которые лежат у вас на партах. На них вы можете увидеть краткую запись в виде таблицы. Вам необходимо эти листочки подписать в верхнем правом углу. И выполнить задание, которое написано на листочке.
На листочках: Дополни краткую запись реально возможными недостающими данными. Реши задачу.
| В 1 день | Во 2 день | В 3 день | Всего | Прошли туристы | … | ? на 3 км больше | … | ? |
- Ребята, время вышло, сдаем работы.
- Вставили ли вы число в 1 столбик? В 3-ий столбик? Почему ни один из столбиков нельзя было оставить «пустым»?
- У всех ли одинаковый ответ? Почему?
| 1. Выполняют самостоятельную работу
Потому что спрашивают «сколько всего» При заполнении недостающих данных в краткой записи выбрали разные числа
| П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач; М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная работа Работа в парах Словесный: учебный диалог Практический: работа в печатных тетрадях | 1.Организация работы в группах. - Сейчас вам необходимо будет сформулировать задачу с недостающими данными и сделать дня неё краткую запись в виде таблицы.
- Итак, это задание вы будете выполнять в группах. Разделитесь на 4 группы. Сейчас я раздам вам таблицы, куда вы и будете вписывать данные задачи.
- Давайте с вами повторим правила работы в группах.
- Итак, давайте проверять, прочитайте, какие задачи у вас получились. Для этого, представитель от (1,2, 3, 4) выходите к доске и записывайте свою краткую запись.
- Итак, начнем с 1 группы, кто из других групп может решить данную задачу.
Далее происходит взаимодействие всех групп, если 1 составляла, то решает кто-то из 2, 3, 4 группы и т.д. 2. Организует работу в парах на повторение теоретического материала.
- Ну что наш урок практически подходит к концу, перед вами лежат карточки. Вам их необходимо заполнить, поработайте вместе со своим соседом по парте.
Карточка: «1.У любой задачи есть _____________ , _____________, решение и ответ. 2.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные _____________.» - А сейчас давайте проверим наши карточки, прочитайте, что у вас получилось.»
| 1.Работают в группах.
1. Работать в группе должны все. 2. Уважай мнение других. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо.
Предполагаемые ответы детей.
2.Работают в парах с карточкой
«1.У любой задачи есть условие, вопрос или требование, решение и ответ. 2.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные дополнить.» | П: использовать различные языки математики, обосновывать суждения; самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач; М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | Презентация Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | 1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
- Подведём итог нашего урока.
- Какая тема у нас сегодня была?
- Какая цель сегодняшнего урока?
- Мы достигли цели?
- Какие возникали трудности?
2.Проводит работу по самооценке. - Ребята, вы сегодня большие молодцы, на слайде вы видите лестницу успеха.
- Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то нарисуйте человечка на ступеньке посередине. Ну а если вы не поняли тему, то нарисуйте человечка на нижней ступеньке.
- Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
| 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.
Задачи с недостающими данными Научиться узнавать такие задачи и понять, как их решать Да Трудности в выполнении некоторых заданий 2. Дают оценку своей работе на уроке.
| М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Презентация |