Урок изобразительного искусства. Тема: «Красота окружающего мира. Рисуем бабочку в технике пуантилизм» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Данный материал может быть использован на уроках изобразительного искусства 2 класс УМК "Перспективная начальная школа" и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ortyakova_e.i._izo_2_klass.doc | 488 КБ |
ortyakova_e.i._izo_2_klass_.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока изобразительного искусства – 2 класс
Учитель Ортякова Е.И.
Тема: «Красота окружающего мира. Рисуем бабочку в технике пуантилизм»
УМК «Перспективная начальная школа»
Цель: Изобразить на листе по представлению бабочку, украсить крылья узором,
понакомив детей с новой нетрадиционной техникой рисования раздельными мазками точечной формы, в данном случае ватными палочками – направление пуантилизм.
Планируемые результаты.
Познавательные:
Научить детей рисовать в технике нетрадиционного рисования «Пуантилизм» (техника рисования точками или мазками).
Мотивировать детей к самостоятельному выбору цветовой гаммы.
Развивать цветовое восприятие.
Личностные:
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;
- иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Регулятивные:
- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
- работать индивидуально;
- формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Оборудование: мультимедийный проектор, листы бумаги, карандаш, резинка, акварель, баночка с водой, лупа, ватные палочки, презентация к уроку, учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина
Ход урока
Этап урока | Результат | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Орг.момент
| Создание эмоционального настроя Самооценка готовности к уроку | Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Я хочу пожелать вам хорошей работы. Садитесь. Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: лист бумаги, краски, баночка с водой, простой карандаш, ластик, лупа, ватные палочки | Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку. | Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей) |
II. Целепола- гание
| Определение цели урока | Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока: На сосне рисунок яркий О ком идет речь? - Правильно, это бабочка. Слайд 1 - Увидев бабочку, мы радуемся и удивляемся её красоте! Какова же цель сегодняшнего урока? Сегодня мы узнаем о многообразии бабочек, научимся рисовать бабочку и украсим её крылья узором. | Отгадывают загадку | Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста) Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи) |
III. Введение в тему урока | Проявление интереса к теме | К какой группе животных мы отнесём бабочек? (Насекомые) Докажите. Откройте словарик в учебнике окружающий мир и найдите это слово – насекомые. Прочитайте. Молодцы! Вы очень хорошо помните отличительные признаки насекомых. И эти знания вам сегодня помогут. Закрыли учебник окружающего мира и отложили на край парты. А прежде чем самим браться за рисование, давайте посмотрим, как изображают художники бабочек на картинах. Возьмите и откройте учебник по изобразительному искусству на странице 112. Художники всегда стремились в своих произведениях показать красоту окружающего мира. Они рисовали картины, украшали шкатулки изображением бабочек. Рассмотрите картину Василия Дмитриевича Поленова. Она так и называется «Бабочки». Слайд 2 - В природе существует огромное количество бабочек. Учёные насчитывают более 140 тысяч дневных бабочек. Кроме того существуют ещё и ночные – те, которые летают и питаются ночью. Дневные бабочки имеют широкие крылья, стройное тело, брюшко грудь у них тонкие. А полет медленный, порхающий. У ночных бабочек крылья узкие и длинные, грудь и брюшко толстые. Полет стремительный, частый. Возьмите лупу и рассмотрите бабочек на картине. Найдите среди них дневных бабочек и ночных. Обратите внимание на форму, величину и окраску раскрытых крыльев. Сколько пар крылышек у бабочек? Какая пара крыльев больше? К какой части тела бабочки они прикрепляются? Какую форму имеет голова? Что расположено на голове бабочки? Молодцы! Слайд3 Одна из бабочек на картине - павлиний глаз. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Возьмите лупу. Найдите на картине эту бабочку. Рассмотрите, как она выглядит. Слайд 4 Круглые пятна на крыльях бабочки очень похожи на глаза. Они служат ей защитой. Они отпугивают многих птиц. Слайд 5 - Эта бабочка адмирал. Найдите её на картине художника. Слайд 6 Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске. Из чего состоит узор на крыльях? На передних крыльях в уголках белые пятнышки, которые отсекает ярко-красная полоса. Такая же полоса проходит по краю нижнего крыла. За эти полоски бабочка и получила свое имя: в старину у адмиралов на брюках были красные лампасы, а через плечо они носили красные ленты. Слайд 7 - Найдите светло-жёлтую бабочку. Она называется лимонница. А как вы думаете, почему её так назвали? Лимонница появляется при первых весенних лучах, поэтому ее считают одной из первых бабочек весны. А теперь найдите на картине вот такую бабочку. Это капустница. А назвали её так потому, что гусеницы этих бабочек объедают в огородах капусту. А кто знает как называется эта бабочка? Крапивница. Найдите её на картине художника. Это одна из самых обычных и наиболее распространенных бабочек. Наверно, с ней каждый встречался. Не догадались, почему её так назвали? Правильно, крапивницу можно встретить везде, где есть крапива. Появляется она ранней весной и летает все лето. Гусеница её пытается крапивой. Существует примета, если крапивница в теплую ясную погоду начинает прятаться и искать места, защищенные от ветра, через 2-3 часа жди грозу. В ваших учебниках есть фрагмент картины Фёдора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Рассмотрите его. Точно такая же бабочка есть на картине Василия Поленова. Название её я нашла в атласе-определителе, который есть в нашей библиотеке. С. 109. Эта бабочка - МАХАОН. Если вы захотите узнать как называются другие бабочки, можете на перемене поработать с этим атласом. Возьмите лупу и разглядите внимательно окраску бабочки махаон и форму крыльев. На задних крыльях у неё есть удлиненный «хвостик» черного цвета. Он играет роль защиты. Если птице удастся схватить бабочку за этот хвостик, то она может вырваться, потеряв хвостик и не погибнуть. Отложили лупу. | Рассуждают о многообразии бабочек и их красоте. Знакомятся с картиной В.Поленова «Бабочки», Ф.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Рассматривают под лупой бабочек, отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные (ознакомление с многообразием бабочек) Личностные (развитие эстетических чувств, духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе). Коммуникативные (формирование собственного мнения ) |
IV. Демонстра- ция последова- тельности работы над рисунком, практическая деятельность учащихся. | Правильность выполнения задания | Теперь сделаем набросок. Положите листок горизонтально. Этап1: Нужно начинать рисовать бабочку с середины. Делим листок пополам. Проводим вспомогательную линию. Она делит наш рисунок на 2 части. Как в думаете, будут ли части на рисунке слева и справа одинаковые? Бабочки симметричны относительно туловища, а это значит что их левые и правые крылья одинаковы по форме, размеру и одинаково окрашены. Кто знает, как назвается линия, которая делит предмет на две совершенно одинакове половинки? Правильно, это линия симметрии. У бабочки 2 пары крыльев. Делим листок горизонтально пополам. Не забываем, что верхняя пара крыльев больше, поэтому получившийся четырёхугольник делаем уже к низу. Теперь рисуем тело бабочки – помним, что у бабочки оно делится на 3 части. Какие? Назовите их. Это голова, грудь и брюшко. Не забываем про усики. Этап 2: Теперь рисуем крылья. У бабочки 2 пары крыльев. И прикрепляются они к какой части? Этап 3: Когда бабочка будет готова, сотрите все лишние линии, чтобы изображение было четким. | Последовательно выполняют работу Рисование карандашом | Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней) Регулятивные (способность планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей) |
V. Динамическая пауза | Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. | Выполняют упражнения, изображают бабочку. | ||
VI. Продолже- ние работы над темой урока. | Проявление интереса к новой технике рисования | Набросок готов. Надо его раскрасить. И поможет нам в этом новая, необычная техника рисования, которая называется ПУАНТИЛИЗМ. Что же такое ПУАНТИЛИЗМ? Попробуем разобраться. Какое известное нам с уроков музыки слово спряталось в нём? Что такое пуанты? (Балетные тапочки). Посмотрите, носочки у тапочек как кружочки. Танцуя, балерина оставляет невидимые точки-следы. Не догадались, что же это за техника такая ПУАНТИЛИЗМ? Обратимся к словарю по изобразительному искусству. С.92. Это особая техника рисования точками (или мазками) разного цвета. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Рассмотрите картины художников, выполненные в этой технике. Все они выполнены из точек. Если крыло настоящей бабочки рассмотреть под лупой, то мы увидим, что оно покрыто чешуйками. Чешуйки – это видоизмененные волоски. Они похожи на точки. И мы не случайно выбрали такую технику рисования. | Знакомятся с новой техникой рисования.
Работают со словарями. Знакомятся с картинами художников. | |
VII. Творческая практическая деятельность учащихся | Применение новых знаний Создание узора на крыльях бабочки | Теперь мы определим последовательность работы и приступим к творчеству. Для этого нам понадобятся яркие краски и «волшебные палочки» (ватные палочки). Мы будем обмакивать кончик палочки в краску, а потом аккуратно наносить точки на крылышки бабочек, для каждой краски – отдельная палочка, эта для красной краски, эта для синей. Палочек много, всем хватит. Начнём мы с головы. Обмакнули ватную палочку в коричневую краску и прикладывая рядом друг с другом, рисуем кружок. Теперь прорисуем грудь бабочки и брюшко. Не забудем про усики. Молодцы! Теперь приступаем к творческой работе. Пофантазируйте и «нарядите» свою бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье, такое, какое вам хочется. Как подскажет вам ваша фантазия. Но не забывайте, что две половинки должны быть одинаковые/ | Дети рисуют узоры Выполняют творческую практическую работу | Личностные (составление своего узора) Коммуникативные (общение с соседом по парте) |
VIII. Рефлексия (итог урока). | Оценка | -А теперь приглашаю всех прикрепить свою бабочку на доске, посадив её на полянку. На большой цветной ковер села эскадрилья. То раскроет, то закроет расписные крылья. -Скажите, одинаковые ли у вас получились бабочки? -Почему? Посмотрите, какие красивые бабочки у вас получились. -Вы молодцы хорошо сегодня потрудились. -Чему научились на уроке? С какой новой техникой рисования мы познакомились? -Что такое пуантилизм? | Дети выставляют свои рисунки. Ответы детей. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В . Поленов «Бабочки»
ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ
В . Поленов «Бабочки»
АДМИРАЛ
В . Поленов «Бабочки»
В . Поленов «Бабочки»
КАПУСТНИЦА
В . Поленов «Бабочки»
КРАПИВНИЦА
В . Поленов «Бабочки»
Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»
МАХАОН
ПУАНТИЛИЗМ
ПУАНТИЛИЗМ (от фр. «точка» )- особая техника рисования точками разного цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира " Родина - что это значит?", 2 класс, УМК Начальная школа 21 века
Конспект урока окружающего мира «Родина- что это значит?», 2 класс, УМК Начальная школа 21 века.Цель: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Р...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...
Конспект урока изобразительного искусства "Красуйся, красота, по цветам лазоревым" + презентация (УМК "Перспектива", 1 класс).
Цель деятельности учителя: формирование знаний о разнообразных по форме и цвету весенних цветов; формирование представления о весенней природе и произведениях искусства, посвященных весенним перв...
Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: С лукошком за грибамиЦель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ...
Проектирование урока окружающего мира по технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе
Представляем систему работы с учениками, к которой нас подтолкнули три вечно беспокоящих вопроса:· Как помочь ребёнку стать самостоятельным?·...
Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"( 3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Болото и его обитатели.Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о болоте как о природном сообществе; формирование знаний о способах обр...