Конспект урока по математике на тему: "Длина пути в единицу времени, или скорость" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Цели:
- ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, совершенствовать вычислительные навыки;
- познакомить с новым понятием "скорость", единицами измерения скорости;
- ценить и беречь время.
Планируемы результаты:
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формировать понимание практической значимости математики для собственной жизни;
- формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Предметные:
- понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
- использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник ПНШ по математике 4 класс 1 часть, ПК, презентация.
Метод обучения: продуктивный.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школа: №95
Класс: 4-5
Дата: 10.10.17 г.
Время: 2 урок
Кабинет: 305
Конспект урока по математике.
Тема: «Длина пути в единицу времени, или скорость».
Цели:
- ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, совершенствовать вычислительные навыки;
- познакомить с новым понятием "скорость", единицами измерения скорости;
- ценить и беречь время.
Планируемы результаты:
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формировать понимание практической значимости математики для собственной жизни;
- формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Предметные:
- понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
- использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник ПНШ по математике 4 класс 1 часть, ПК, презентация.
Метод обучения: продуктивный.
Этапы урока. Методы и приемы. | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1)Организационный момент. Словесный. | ≈ 2 | Здравствуйте ребята! Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число (10 октября) и Классная работа. Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о том, кто или что движется быстрее?) | Фиксировать индивидуальное затруднение. | Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД) Общение и взаимодействие. (Коммуникативные УУД). |
2) Актуализация знаний. Словесный: устный счет. | ≈2 | Заполните пробелы 1 ч = … мин, 3 мин. = … сек, 5 ч =… мин, 10 м=…см, 100 дм=…см, 1км/мин=…км/ч Проверьте Теперь к каждому выражению назовите величину. Подчеркните лишнее равенство, обоснуйте свой ответ. (1км/мин=60км/ч, так как это выражение не относится ни к времени, ни к длине) Определите тему сегодняшнего урока: «Длина пути в единицу времени, или скорость». Поставьте цели нашего урока: - познакомится с понятием «скорость» и единицами измерения скорости; - научиться переводить одни единицы скорости в другие. | Повторять пройденный материал. | Формулирование ответов. (Коммуникативные УУД). |
3) Мотивационный этап. Словесный: беседа. Наглядный. | ≈ 5 | Откройте учебник на странице 81, задание 271. Кто прочитает задание? Нужно распределить числа в порядке возрастания. Обратите внимание, что в скобках записано СРЕДНЕЙ. Как вы это понимаете? Машина может ехать с разной скоростью, но чтобы определить ее, определяют среднюю скорость. Определить скорость машины вы можете на спидометре машины. В математике скорость обозначается лат буквой V Поскольку скорость это единица пути, пройденная в определённую единицу времени, для ее нахождения нам требуются еще единицы….(длины/расстояние/ и времени) | Отвечать на вопросы. Проговаривать ответы. Высказывать своё предположение. | Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
4) Постановка учебной задачи и ее решение. Словесный: беседа. Наглядный. Практический: решение задачи. | ≈ 10 | СКОРОСТЬ - это длина пути, пройденного в единицу времени. Т.е. найти скорость, значит, узнать, какое расстояние преодолел предмет за 1 час, за 1 минуту, за 1 секунду. Есть такое правило и формула определения скорости: S – расстояние, t – время, V- скорость V= S:t (км/ч, м/сек, м/мин., и т.д.) Посмотрите на экран, здесь нужно соотнести величины длины и времени, но так, чтобы эта скорость была возможна для какого-либо предмета. А теперь скажите, кто и что может двигаться с такой скоростью, как здесь на экране. №272 Кто прочитает задание? Что такое скорость? Что такое 2 ч? (время) Что такое 1800км? (расстояние) Занесите данные в таблицу. Что осталось неизвестным? (скорость) Как найти скорость? (надо расстояние разделить на время) Записываем формулу. Запишите решение. Кто выйдет к доске? 1800 км : 2 ч = 900 км/ч Ответ: самолет летел со скоростью 900 км/ч. Что будет служить наименованием? (км/ч) Почему получилось двойное наименование? (соотношение расстояние или длины пути и времени) Составим задачи обратные данной. Какие задачи называются обратными? Одним из самых сложных заданий считается преобразование из одной величины в другую. Я попрошу вас быть очень внимательными. №273 Самостоятельно про себя читаем задание: спортсмен пробегает дистанцию 100 м за 10 с. Какое расстояние он пробегает за 1 с, если предположить, что всю дистанцию он двигается с одинаковой скоростью? Кто прочитает вслух 1 часть задачи? Нужно найти скорость, с которой бежал спортсмен, если известно расстояние(100 м) и время (10 с). (Записываем на доске) S = 100 м t = 10 с V = ? V = S : t V = 100 м : 10 с = 10 м/с — скорость спортсмена Читаем вторую часть задания: Какое расстояние он смог бы пробежать за 1 мин, если все это время бежал бы с такой же скоростью, что и первые 10 с? (Пишем на доске) V = 10 м/с t = 1 мин S = ? 1 мин = 60 с. Если за 1 с спортсмен пробегает 10 м, то за 60 с — в 60 раз больше: S = V · t, 10 м/с · 60 с = 600 м. | Выявлять место затруднения. Проговаривать причину затруднения. Проговаривать следующий шаг учебной деятельности. Выполнять составленный план действий. Высказывать свои версии решения проблемы, фиксируют в тетради; выбирают, кто будет отвечать. Сопоставлять свои версии решения проблемы с учебником. Выполнять задание самостоятельно. Выполнять взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты. Называть место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. (Коммуникативные УУД) Умение выслушать и проанализировать мнение своего товарища,. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической форме, использовать знаково-символичные средства для решения поставленных задач. Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся. (Познавательные УУД). |
Физминутка | ≈ 1 | |||
5) Решение частных задач. Словесный: беседа. Практический: решение задач. Наглядный. | ≈ 16 | Задание № 274 Кто прочитает задание? Сейчас делимся на группы по 4 человека и доказываем справедливость данных соотношений. 1 м/с = 60 м/мин 1 м/мин = 60 м/ч 1 м/с = 3600 м/ч (Объясняем первый случай) 1 м/с = 60 м/мин. Время дано в секундах и минутах: 1 мин = 60 с. 1 м/с означает, что за 1 с преодолевается путь в 1 м. Но за 1 мин путь, пройденный с той же скоростью, будет в 60 раз больше, следовательно, 1 м/с = 60 м/мин. Или: 60 м/мин означает, что за 1 мин пройден путь в 60 м. Но 1 мин = 60 с; за 1 с путь, пройденный с той же скоростью, будет в 60 раз меньше: 60 м : 60 с = 1 м/с. Делаем вывод: единицу скорости, равную 60 м/мин, можно приравнять к единице скорости 1 м/с, то есть 1 м/с = 60 м/мин. Сейчас в парах доказываем справедливость второго соотношения. 1 м/мин = 60 м/ч. 60 м/ч означает, что за 1 ч пройден путь, равный 60 м. Но 1 ч = 60 мин; за 1 мин, путь пройденный с той же скоростью, будет в 60 раз меньше: 60 м : 60 мин = 1 м/мин. Делаем вывод: единицу скорости, равную 60 м/ч, можно приравнять к единице скорости 1 м/мин, то есть 1 м/мин = 60 м/ч. (На доске) 1 м/с = 3600 м/ч: 3600 м/ч означает, что за 1 ч пройден путь, равный 3600 м. Но 1 ч = 3600 с; путь, пройденный за 1 с с той же скоростью, будет в 3600 раз меньше: 3600 м : 3600 с = 1 м/с. Делаем вывод, единицу скорости, равную 3600 м/ч, можно приравнять к единице скорости 1 м/с, то есть 1 м/с = 3600 м/ч. Задание № 275 Кто прочитает задание? Кто выйдет к доске и выразит первое число? На доске висят карточки с соотношениями. Подбери соотношение, а затем реши ее. 1 м/с = 3600 м/ч, при выполнении задания опираемся на это соотношение. (Объясняем первый случай) 20 м/с = 1 м/с · 20 = 3600 м/ч · 20 = 72000 м/ч = 72 км/ч, так как 1000 м = 1 км. Теперь оставшиеся данные решите у себя в тетради: 5 м/с = 1 м/с · 5 = 3600 м/ч · 5 = 18000 м/ч = 18 км/ч 30 м/с = 1 м/с · 30 = 3600 м/ч · 30 = 108000 м/ч = 108 км/ч 15 м/с = 1 м/с · 15 = 3600 м/ч · 15 = 54000 м/ч = 54 км/ч Теперь поменялись тетрадями и проверяем своего соседа. Задание № 276 Кто прочитает задание вслух? Кто выйдет к доске? Сначала подбери соотношение, а затем заполните пропуски. 120 м/мин = 60 __ · 2 = 1 м/с · __ = __ (120 м/мин = 60 м/мин · 2 = 1 м/с · 2 = 2 м/с ) Кто выйдет к доске и решит второе выражение? 240 м/мин = 60 м/мин · 4 = 1 м/с · 4 = 4 м/с Оставшиеся данные решаем у себя в тетради. 600 м/мин = 60 м/мин · 10 = 1 м/с · 10 = 10 м/с 300 м/мин = 60 м/мин · 5 = 1 м/с · 5 = 5 м/с Встаньте те, у кого нет не одной ошибки. Задание № 119 (Т-1, с. 62) Прочитайте задание и рассмотреть первую таблицу, в которой представлены скорость ракеты и время пути. Устно сформулируйте задачу. Ракета движется со средней скоростью 825 м/с. На каком расстоянии от Земли будет ракета через 95 с после запуска? • Выясняем: чтобы найти пройденный путь, нужно скорость ракеты умножить на время. Далее учащиеся самостоятельно выполняют вычисления. Кто выйдет к доске и заполнить таблицу? 825 м/с · 95 с = 78375 м. Следовательно, расстояние, пройденное ракетой за 95 с, — 78375 м. Посмотрите на вторую таблицу, в которой представлены время и пройденный путь крота. Устно сформулируйте задачу. За 7 ч крот прорыл ход длиной 84 см. С какой средней скоростью роет крот свои ходы? Чтобы найти скорость, с которой крот роет свои ходы, нужно пройденный путь разделить на время, тогда мы найдем расстояние, пройденное кротом за единицу времени. 84 см : 7 ч = 12 см/ч. Ответ: скорость, с которой крот роет свои ходы, — 12 сантиметров в час. Посмотрите на третью таблицу, в которой представлены скорость движения и пройденный путь собаки. Устно сформулируйте задачу. Собака бежит со скоростью 12 м/с. За сколько секунд она пробежит 72 м? Чтобы найти время, за которое собака пробежит 72 м, нужно пройденный путь разделить на скорость. 72 м : 12 м/с = 6 с Ответ: за 6 с собака пробежит 72 м. Задание № 277 Рассмотрите таблицу, в которой представлена возможная скорость некоторых объектов и явлений природы. Кто выскажет свое предположение, какой из представленных объектов имеет самую маленькую скорость, а какой — самую большую. Вспоминаем, что при выполнении предыдущего задания мы установили, что 10 м/с = 36 км/ч, – остается перевести 100 м/мин в км/ч. Рассуждаем так: 1 м/мин = 60 м/ч. Записываем на доске: 100 м/мин = 1 м/ мин · 100 = 60 м/ч · 100 = 6000 м/ч = 6 км/ч Делаем вывод, что самая маленькая скорость из предложенных — у пловца (6 км/ч), а самая большая — у самолета (900 км/ч). Далее самостоятельно записываем данные скорости в порядке возрастания. Проверяем устно: 100 м/мин, 10 м/с, 90 км/ч, 900 км/ч. • Прочитаем вторую часть задания. Попробуйте сформулировать задачу на кратное сравнение, используя данные таблицы. самолет летит со средней скоростью 900 км/ч, а автомобиль движется со средней скоростью 90 км/ч. На сколько скорость самолета больше скорости автомобиля? Записываем решение, не вычисляя ответа: 900 км/ ч — 90 км/ч | Усваивать физические упражнения. Слушать учителя. Работать с учебником. Отвечать на вопросы. Работать в парах. | Дополняют и расширяют знания;(Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД). Осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. (Регулятивные УУД). |
6) Итог урока. Рефлексия. | ≈ 4 | Задание на дом: № 120 (Т-1, с. 63–64). Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы ее? - Какая тема урока была сегодня? (……) - Какая цель стояла перед нами? (…..) - Добились ли мы цели? (…..) - Что такое скорость? (…..) - какие задания вам понравились больше всего? (…..) - Кто считает, что всё понял сегодня? (……) - На столах у вас листы самооценки. Оцените свои знания по этой теме и свою работу на уроке. (…..) За работу на уроке оценки получают ……. Спасибо за работу. | Выполнять задание Отвечать на вопросы учителя. Делать самооценку. | Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД) Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЛИНА ПУТИ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ, ИЛИ СКОРОСТЬ
Цели: познакомится с понятием «скорость» и единицами измерения скорости; научиться переводить одни единицы скорости в другие.
СКОРОСТЬ - это длина пути, пройденного в единицу времени.
V= S:t S – расстояние t – время V - скорость
сек. мин ч суток мм см м км
120 м/мин = 60 __ · 2 = 1 м/с · __ = __
Задание на дом: стр. 63 № 120
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."
В материале представлен конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...
Конспект урока по математике на тему "Решение задач с единицами времени, 2 урока" 3 класс
УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по математике по теме "Длина"
Конспект урока по математике по теме "Длина". Программа "Школа 2000". 1 класс...
Конспект урока окружающего мира "Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоёмов" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Дары рек и озёр. Безопасное поведение у водоёмов» Цели деятельности учителя:...
Конспект урока литературного чтения "Н.Некрасов "На Волге" (1 часть, Детство Валежникова)" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова) 1 часть»Цели деятельности учителя: формирование читател...
Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...