Конспект открытого урока по математике "Решение задач. Как получить недостающие данные"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Бакуто Юлия Александровна

Решение задач. Как получить недостающие данные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach._kak_poluchit_nedostayushchie_dannye.docx45.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Решение задач. Как получить недостающие данные»

Цель: знакомство с возможностями получения недостающих данных из различных источников при  решении задач  

Задачи 

Образовательная:

  • совершенствовать вычислительные навыки;
  •  закреплять умение решать текстовые задачи;
  • учить работать с текстами, таблицами, получать недостающие данные из различных источников  

Воспитательная :

  • прививать любовь к родному краю;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать коммуникативные способности;
  • формировать   чувство  дружбы, ответственности;

Развивающая :

  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • развивать информационную культуру учащихся;
  • развивать  познавательный  интерес  к предмету

Оборудование: ПК,  компьютерная презентация, карточки, тексты для работы в группах, измерительная линейка, гаджеты.    

ХОД УРОКА

1. Организационный момент урока.

Уч.- Здравствуйте, ребята! Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь!

Эпиграфом к нашему уроку станет отрывок из стихотворения   

Есть возможно, уголок красивей,

Есть богаче, скажем без прикрас,

Но из всей моей России

Ближе к сердцу, наш родной Кузбасс!

Учитель:  О чем эти строки? А какие ассоциации у вас возникают при слове Кузбасс?(Ответы детей)

Учитель: Да, каждому из вас вспоминается что-то свое, самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс.

А кто знает, какая знаменательная дата будет в скором времени праздноваться в Кузбассе? В каком году это произойдет?

-Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.

- Сегодня на минутке чистописания мы с вами пропишем это число -  2021 (число 2021 на слайде)

2. Актуализация знаний

Уч.-  Мы продолжаем работать над решением задач.

Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.

(На доске таблички со словами: ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование). Дети выстраивают на доске схему

  задача

условие

вопрос (требование)

решение

ответ

– Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)

Решать мы будем с вами задачи не простые, а связанные с нашим родным краем, Кузбассом.

С давних пор на территории Кемеровской области живут разные народы: томские татары, шорцы, телеуты. Эти народы сохранили свои обычаи и культуру. Русские назвали шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие. От них и пошло название – Кузнецкая земля.

 Славится наш край своей природой. Много на территории Кузбасса водоемов. Самое большое озеро - Берчикуль. Название Берчикуль озеру придумали местные народы, еще его называют Волчье озеро, что означает «сильное», «крепкое».

Определите, где записаны задачи, а где просто текст? (слайд 2)

а) Длина озера Берчикуль – 8км. А ширина – в 2 раза меньше. Чему равна ширина озера?

б) Длина озера Берчикуль – 8км. А ширина – в 2 раза меньше.

в) Ширина озера Берчикуль – 4 км.  Чему равна площадь озера?

Д.- Под буквой б)

Уч.- Почему?

Д.- Нет вопроса.

Уч.- А какую задачу мы не сможем решить? Почему?

Д.- Под буквой в) Мы не знаем, чему равна длина озера (мы столкнулись с недостающими данными)

-Так какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Задачи с недостающими данными)

 -Совершенно верно! Какие цели мы можем поставить на этот урок? (научиться определять задачи с недостающими данными; научиться решать задачи с недостающими данными, научиться получать недостающие данные)

 

Уч. – Давайте вернемся к задаче и дополним  условие задачи так, чтобы ее можно было решить. (Работа с таблицей)

Длина озера

Ширина озера

Площадь

( Работа в  парах.  Взаимопроверка.)

-Итак, с какой задачей мы познакомились? (с задачей с недостающими данными) 

-Как решить задачу с недостающими данными?

3.  Работа над новым материалом

Уч.- Представьте, что перед нами стоит задача узнать, сколько линолеума потребовалось при ремонте нашего класса. Как нам это сделать?

Д.- Мы должны вычислить  площадь пола в классе.

Уч. - Какие данные мы должны знать?

Д.- Длину и ширину класса.

Уч. А как мы можем их получить?

Д.- Измерить, спросить у кого-нибудь.

Уч.- Давайте произведем необходимые замеры. Итак, длина класса 8 м., ширина – 5 м. Можем сейчас вычислить площадь? Запишите решение в тетрадь.

(Проверка полученного результата)

Уч.- А если нам нужно сравнить площади Кемеровской области и Мариинского района? Можем ли мы получить данные при помощи измерения?

Д.- Нет. Можно найти данные в интернете или воспользоваться данными из атласа Кемеровской области. Площадь Кемеровской области 95 600 кв.км, площадь Мариинского района 5580 кв.км

Уч. – Вычислите, на сколько кв.км площадь Мариинского района меньше?

Д.- на 90 020 кв.км

Уч. - Кроме Мариинского района в состав Кемеровской области входит еще 18 районов. Все они примечательны уникальными природными ландшафтами - горный рельеф с порожистыми реками, тайга (слайд 3), сменяются равнинным пейзажем в центральной части области. (слайд 4) .

4. Динамическая пауза (слайд 5)

— Представьте, что мы стоим на берегу реки Томь. Вслушайтесь в шум реки. Нам хочется расслабиться и отдохнуть. Мы смотрим далеко вдаль, куда убегает наша речка.

А потом закрываем  глаза и наслаждаемся пением птиц и плеском воды. Мысленно проносимся над нашими пшеничными полями, лугами и  вдыхаем аромат цветов, земляники и грибов. Как красиво кругом! Но вот подул ветерок и мы открываем глаза. Мы ощущаем большой прилив сил и  возвращаемся в класс с умиротворенным состоянием души.

 5.  Работа с задачами

Уч. - Природа щедро наградила своими богатствами Кузнецкую землю. Основное природное богатство Кузбасса - уголь - добывается в 6 районах.

На территории самого крупного Новокузнецкого района располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, 5 месторождений железа, 4 месторождения глин, 14 – подземных пресных вод, 1 - подземной минеральной воды. (слайд 6)

Уч.- Составьте задачу на кратное сравнение и решите ее.

Д.- На территории Новокузнецкого района  располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, и 5 месторождений железа. Во сколько раз больше (меньше) месторождений угля, чем железа?

Уч. – Все ли данные вы использовали в таблице?  Почему?

Д.-  Нет, для составления  задачи на кратное сравнения нам потребовались не все данные

Уч. - Запишите решение задачи.

(Проверка результата)

Уч. - Но не только полезными богатствами славится  наш край. Разнообразен также растительный и животный мир.  В Кемеровской области водится около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих (слайд 7), более 300 видов птиц (слайд 8), 6 рептилий (слайд 9), 5 амфибий (слайд 10) и 42 вида рыб (слайд 11).  Большинство из них издревле обитали здесь. Но    за последние десятилетия в районах крупных промышленных центров Кузбасса значительно сократился видовой состав фауны, значительно сократилась плотность расселения птиц, млекопитающих. Некоторые виды птиц полностью покинули прежние гнездовья.  Как вы думаете, чем это вызвано?

Д.- Неразумная деятельность человека, загрязнение окружающей среды, вспашка земель, браконьерство, вырубка лесов, осушение болот.

6. Работа в группах

Уч . - Я предлагаю разделиться на группы. Каждая группа получит листочек с текстом. Это статья из газеты «Кузнецкий рабочий» Вам нужно узнать, насколько    сократилась, а может быть и увеличилась  численность того или иного вида животных по сравнению с 1994 годом. Все недостающие данные вы найдете в предложенной статье (Приложение 1)

(Дети заполняют таблицы. (Приложение 2)  Производят необходимые вычисления.  Результаты вывешиваются на доске).  

Уч. – Какой можно сделать  вывод?

Д. – Уменьшилось число зайцев и рысей, зато увеличилось число лосей и соболей.

Уч. - А с чем это связано?

Д. – Человек стал заботиться о животных, оберегать их

Наш город тоже будет праздновать свой юбилей. В каком году это произойдет? В 2020. Кто знает, как называют наш город туристы? (Музей под открытым небом) Почему?

Ежегодно в наш город приезжают десятки туристов из других городов и даже стран.

На столах лежат карточки. Дополните краткую запись задачи реально возможными недостающими данными.

В 1-й

день

Во 2-й

день

В 3-й

день

Всего

Прошли

туристы

* * *

20 км

* * *

?

Решите эту задачу в парах. Какой ответ получился? Почему у всех разные ответы? (Разные данные вставляли)

Уч. – К сожалению,  время нашего урока подходит к концу. Мы с вами решили много задач, но ни разу не открыли учебник. Вспомните, где мы находили данные для вычислений?

Д. - Измеряли длину и ширину класса, искали в интернете, находили данные в статье, подбирали сами.

- Мы справились с целями, поставленными в начале урока?

Рефлексия.  

 Я надеюсь, что вы, когда вырастете, будете приумножать славу нашего края, постараетесь сделать его еще лучше и краше.

Благодарю всех за работу!

И закончим наш урок такими словами:

Кузбасс — Родина моя.

Кузбасс — гордость моя.

Вечно юн,  вечно молодой

          Кузбасс наш — твой и мой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В Кемеровской области идёт "перепись" охотничьих животных

Среда, 18 января 2019 «Кузнецкий рабочий»

Сейчас на территории Кемеровской области, по данным учёта 2018 года, числится около 3 000 лосей, около 4 000 сибирских косуль, более 2 200 медведей, 3 500 красных лисиц, 28 000 зайцев, 242 рыси, 7 500 соболей, более 80 000 глухарей и тетеревов.

Существует несколько методик оценки численности животных, но, по словам специалистов, самая надёжная из них – работа со следами животных. Поэтому и проводится учёт зимой: по пересечению следов выбранного маршрута на снегу высчитываются все необходимые данные. В это время года легче определить видовой состав животных, а также их количество в связи с тем, что все они собираются у мест кормления.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1994 год

2018 год

Лоси

2 700

_________________________________________________

1994 год

2018 год

Зайцы

40 000

_________________________________________________

1994 год

2018 год

Рыси

250

_________________________________________________

1994 год

2018 год

Соболи

6 8000

_________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

В 1-й

день

Во 2-й

день

В 3-й

день

Всего

Прошли

туристы

* * *

20 км

* * *

?

ЛИТЕРАТУРА

  1. ЧекинА.Л.,  Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. – М., Академкнига/Учебник, 2009 -  160с.
  2. Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие – М., Академкнига/Учебник, 2009 – 240 с.
  3. Кемеровская область. Атлас для школьников. / Под ред. В.Н. Гнатишина и др. – Новосибирск: Просвещение-регион, 2002. – 30 с.
  4. Кузнецкий рабочий.  2012. 18 янв.
  5. Мониторинг охотничье-промысловых млекопитающих [Электронный ресурс]: http://www.biodat.ru,  (дата обращения: 18.04.2012).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учащиеся знакомятся с различными способами получения недостающих знаний, которые позволяют сделать формулировку задачи полной, т.е. такой, из которой можно получить ответ на поставленное требование. В качестве таких способов рассмотрено два основных.

К первому способу отнесены такие действия, которые связаны с непосредственным получением недостающих данных путем счета или измерения (например,  подсчетом ящиков, которые привезли на склад  - задача № 228, или измерение длины и ширины пола классной комнаты).

Ко второму способу отнесены все действия, которые заключены в получении необходимой информации из дополнительных источников (в данном случае из справочной литературы, средств массовой информации, от знающих эту информацию людей и т.д.).

Это направление работы над задачей очень тесно связано с формированием умения правильно формулировать задачи на основе анализа некоторой реальной ситуации. Овладение именно этим умением позволяет говорить о практической направленности данного урока: в реальной жизни постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые требуют преобразования их в сюжетные арифметические задачи с последующим решением. В виде готового текста задачи существуют лишь в учебниках, но не в реальной жизни.

Другое направление работ над задачей связано с формированием умения производить отбор необходимых данных из их избыточного перечня.

Выбор рационального способа решения - это еще одно из направлений, отрабатываемых на уроке.  Рационализм выбранного пути решения может проявляться в минимализации числа выполняемых для получения ответа действий.

Работа по обучению решению задач проводится практически на каждом уроке. [2[

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе "Как получить недостающие данные"

Урок математики в 3 классе "Как получить недостающие данные" по УМК "ПНШ"...

Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)

Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа"  Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...

Конспект открытого урока и презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Задача Структура задачи"

Конспект урока по математике. 1 класс. Тема урока "Задача. Структура задачи"...

Конспект урока математики "Как получить недостающие данные"

Цель деятельности учителя: формирование умения находить недостающие данные; формирование абстрактного мышления и умение делать логические выводы.Планируемые результаты...

Конпсект урока математики «Как получить недостающие данные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование знаний о получении недостающих данных, формирование умений составлять задачу и решать ее.  Планируемые результаты:Предметные:Уметь составлять задачу и решат...

Конспект урока математики "Как получить недостающие данные" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема урока: «Как получить недостающие данные» Цели деятельности учителя:            Формирован...