Конспект открытого урока по математике "Решение задач. Как получить недостающие данные"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Решение задач. Как получить недостающие данные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach._kak_poluchit_nedostayushchie_dannye.docx | 45.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Решение задач. Как получить недостающие данные»
Цель: знакомство с возможностями получения недостающих данных из различных источников при решении задач
Задачи
Образовательная:
- совершенствовать вычислительные навыки;
- закреплять умение решать текстовые задачи;
- учить работать с текстами, таблицами, получать недостающие данные из различных источников
Воспитательная :
- прививать любовь к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать коммуникативные способности;
- формировать чувство дружбы, ответственности;
Развивающая :
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать информационную культуру учащихся;
- развивать познавательный интерес к предмету
Оборудование: ПК, компьютерная презентация, карточки, тексты для работы в группах, измерительная линейка, гаджеты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент урока.
Уч.- Здравствуйте, ребята! Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь!
Эпиграфом к нашему уроку станет отрывок из стихотворения
Есть возможно, уголок красивей,
Есть богаче, скажем без прикрас,
Но из всей моей России
Ближе к сердцу, наш родной Кузбасс!
Учитель: О чем эти строки? А какие ассоциации у вас возникают при слове Кузбасс?(Ответы детей)
Учитель: Да, каждому из вас вспоминается что-то свое, самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс.
А кто знает, какая знаменательная дата будет в скором времени праздноваться в Кузбассе? В каком году это произойдет?
-Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.
- Сегодня на минутке чистописания мы с вами пропишем это число - 2021 (число 2021 на слайде)
2. Актуализация знаний
Уч.- Мы продолжаем работать над решением задач.
Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.
(На доске таблички со словами: ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование). Дети выстраивают на доске схему
задача
условие |
вопрос (требование) |
решение |
ответ |
– Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)
Решать мы будем с вами задачи не простые, а связанные с нашим родным краем, Кузбассом.
С давних пор на территории Кемеровской области живут разные народы: томские татары, шорцы, телеуты. Эти народы сохранили свои обычаи и культуру. Русские назвали шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие. От них и пошло название – Кузнецкая земля.
Славится наш край своей природой. Много на территории Кузбасса водоемов. Самое большое озеро - Берчикуль. Название Берчикуль озеру придумали местные народы, еще его называют Волчье озеро, что означает «сильное», «крепкое».
Определите, где записаны задачи, а где просто текст? (слайд 2)
а) Длина озера Берчикуль – 8км. А ширина – в 2 раза меньше. Чему равна ширина озера?
б) Длина озера Берчикуль – 8км. А ширина – в 2 раза меньше.
в) Ширина озера Берчикуль – 4 км. Чему равна площадь озера?
Д.- Под буквой б)
Уч.- Почему?
Д.- Нет вопроса.
Уч.- А какую задачу мы не сможем решить? Почему?
Д.- Под буквой в) Мы не знаем, чему равна длина озера (мы столкнулись с недостающими данными)
-Так какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Задачи с недостающими данными)
-Совершенно верно! Какие цели мы можем поставить на этот урок? (научиться определять задачи с недостающими данными; научиться решать задачи с недостающими данными, научиться получать недостающие данные)
Уч. – Давайте вернемся к задаче и дополним условие задачи так, чтобы ее можно было решить. (Работа с таблицей)
Длина озера | Ширина озера | Площадь |
( Работа в парах. Взаимопроверка.)
-Итак, с какой задачей мы познакомились? (с задачей с недостающими данными)
-Как решить задачу с недостающими данными?
3. Работа над новым материалом
Уч.- Представьте, что перед нами стоит задача узнать, сколько линолеума потребовалось при ремонте нашего класса. Как нам это сделать?
Д.- Мы должны вычислить площадь пола в классе.
Уч. - Какие данные мы должны знать?
Д.- Длину и ширину класса.
Уч. А как мы можем их получить?
Д.- Измерить, спросить у кого-нибудь.
Уч.- Давайте произведем необходимые замеры. Итак, длина класса 8 м., ширина – 5 м. Можем сейчас вычислить площадь? Запишите решение в тетрадь.
(Проверка полученного результата)
Уч.- А если нам нужно сравнить площади Кемеровской области и Мариинского района? Можем ли мы получить данные при помощи измерения?
Д.- Нет. Можно найти данные в интернете или воспользоваться данными из атласа Кемеровской области. Площадь Кемеровской области 95 600 кв.км, площадь Мариинского района 5580 кв.км
Уч. – Вычислите, на сколько кв.км площадь Мариинского района меньше?
Д.- на 90 020 кв.км
Уч. - Кроме Мариинского района в состав Кемеровской области входит еще 18 районов. Все они примечательны уникальными природными ландшафтами - горный рельеф с порожистыми реками, тайга (слайд 3), сменяются равнинным пейзажем в центральной части области. (слайд 4) .
4. Динамическая пауза (слайд 5)
— Представьте, что мы стоим на берегу реки Томь. Вслушайтесь в шум реки. Нам хочется расслабиться и отдохнуть. Мы смотрим далеко вдаль, куда убегает наша речка.
А потом закрываем глаза и наслаждаемся пением птиц и плеском воды. Мысленно проносимся над нашими пшеничными полями, лугами и вдыхаем аромат цветов, земляники и грибов. Как красиво кругом! Но вот подул ветерок и мы открываем глаза. Мы ощущаем большой прилив сил и возвращаемся в класс с умиротворенным состоянием души.
5. Работа с задачами
Уч. - Природа щедро наградила своими богатствами Кузнецкую землю. Основное природное богатство Кузбасса - уголь - добывается в 6 районах.
На территории самого крупного Новокузнецкого района располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, 5 месторождений железа, 4 месторождения глин, 14 – подземных пресных вод, 1 - подземной минеральной воды. (слайд 6)
Уч.- Составьте задачу на кратное сравнение и решите ее.
Д.- На территории Новокузнецкого района располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, и 5 месторождений железа. Во сколько раз больше (меньше) месторождений угля, чем железа?
Уч. – Все ли данные вы использовали в таблице? Почему?
Д.- Нет, для составления задачи на кратное сравнения нам потребовались не все данные
Уч. - Запишите решение задачи.
(Проверка результата)
Уч. - Но не только полезными богатствами славится наш край. Разнообразен также растительный и животный мир. В Кемеровской области водится около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих (слайд 7), более 300 видов птиц (слайд 8), 6 рептилий (слайд 9), 5 амфибий (слайд 10) и 42 вида рыб (слайд 11). Большинство из них издревле обитали здесь. Но за последние десятилетия в районах крупных промышленных центров Кузбасса значительно сократился видовой состав фауны, значительно сократилась плотность расселения птиц, млекопитающих. Некоторые виды птиц полностью покинули прежние гнездовья. Как вы думаете, чем это вызвано?
Д.- Неразумная деятельность человека, загрязнение окружающей среды, вспашка земель, браконьерство, вырубка лесов, осушение болот.
6. Работа в группах
Уч . - Я предлагаю разделиться на группы. Каждая группа получит листочек с текстом. Это статья из газеты «Кузнецкий рабочий» Вам нужно узнать, насколько сократилась, а может быть и увеличилась численность того или иного вида животных по сравнению с 1994 годом. Все недостающие данные вы найдете в предложенной статье (Приложение 1)
(Дети заполняют таблицы. (Приложение 2) Производят необходимые вычисления. Результаты вывешиваются на доске).
Уч. – Какой можно сделать вывод?
Д. – Уменьшилось число зайцев и рысей, зато увеличилось число лосей и соболей.
Уч. - А с чем это связано?
Д. – Человек стал заботиться о животных, оберегать их
Наш город тоже будет праздновать свой юбилей. В каком году это произойдет? В 2020. Кто знает, как называют наш город туристы? (Музей под открытым небом) Почему?
Ежегодно в наш город приезжают десятки туристов из других городов и даже стран.
На столах лежат карточки. Дополните краткую запись задачи реально возможными недостающими данными.
В 1-й день | Во 2-й день | В 3-й день | Всего | |
Прошли туристы | * * * | 20 км | * * * | ? |
Решите эту задачу в парах. Какой ответ получился? Почему у всех разные ответы? (Разные данные вставляли)
Уч. – К сожалению, время нашего урока подходит к концу. Мы с вами решили много задач, но ни разу не открыли учебник. Вспомните, где мы находили данные для вычислений?
Д. - Измеряли длину и ширину класса, искали в интернете, находили данные в статье, подбирали сами.
- Мы справились с целями, поставленными в начале урока?
Рефлексия.
Я надеюсь, что вы, когда вырастете, будете приумножать славу нашего края, постараетесь сделать его еще лучше и краше.
Благодарю всех за работу!
И закончим наш урок такими словами:
Кузбасс — Родина моя.
Кузбасс — гордость моя.
Вечно юн, вечно молодой
Кузбасс наш — твой и мой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В Кемеровской области идёт "перепись" охотничьих животных
Среда, 18 января 2019 «Кузнецкий рабочий»
Сейчас на территории Кемеровской области, по данным учёта 2018 года, числится около 3 000 лосей, около 4 000 сибирских косуль, более 2 200 медведей, 3 500 красных лисиц, 28 000 зайцев, 242 рыси, 7 500 соболей, более 80 000 глухарей и тетеревов.
Существует несколько методик оценки численности животных, но, по словам специалистов, самая надёжная из них – работа со следами животных. Поэтому и проводится учёт зимой: по пересечению следов выбранного маршрута на снегу высчитываются все необходимые данные. В это время года легче определить видовой состав животных, а также их количество в связи с тем, что все они собираются у мест кормления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1994 год | 2018 год | |
Лоси | 2 700 | |
_________________________________________________ |
1994 год | 2018 год | |
Зайцы | 40 000 | |
_________________________________________________ |
1994 год | 2018 год | |
Рыси | 250 | |
_________________________________________________ |
1994 год | 2018 год | |
Соболи | 6 8000 | |
_________________________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В 1-й день | Во 2-й день | В 3-й день | Всего | |
Прошли туристы | * * * | 20 км | * * * | ? |
ЛИТЕРАТУРА
- ЧекинА.Л., Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. – М., Академкнига/Учебник, 2009 - 160с.
- Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие – М., Академкнига/Учебник, 2009 – 240 с.
- Кемеровская область. Атлас для школьников. / Под ред. В.Н. Гнатишина и др. – Новосибирск: Просвещение-регион, 2002. – 30 с.
- Кузнецкий рабочий. 2012. 18 янв.
- Мониторинг охотничье-промысловых млекопитающих [Электронный ресурс]: http://www.biodat.ru, (дата обращения: 18.04.2012).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учащиеся знакомятся с различными способами получения недостающих знаний, которые позволяют сделать формулировку задачи полной, т.е. такой, из которой можно получить ответ на поставленное требование. В качестве таких способов рассмотрено два основных.
К первому способу отнесены такие действия, которые связаны с непосредственным получением недостающих данных путем счета или измерения (например, подсчетом ящиков, которые привезли на склад - задача № 228, или измерение длины и ширины пола классной комнаты).
Ко второму способу отнесены все действия, которые заключены в получении необходимой информации из дополнительных источников (в данном случае из справочной литературы, средств массовой информации, от знающих эту информацию людей и т.д.).
Это направление работы над задачей очень тесно связано с формированием умения правильно формулировать задачи на основе анализа некоторой реальной ситуации. Овладение именно этим умением позволяет говорить о практической направленности данного урока: в реальной жизни постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые требуют преобразования их в сюжетные арифметические задачи с последующим решением. В виде готового текста задачи существуют лишь в учебниках, но не в реальной жизни.
Другое направление работ над задачей связано с формированием умения производить отбор необходимых данных из их избыточного перечня.
Выбор рационального способа решения - это еще одно из направлений, отрабатываемых на уроке. Рационализм выбранного пути решения может проявляться в минимализации числа выполняемых для получения ответа действий.
Работа по обучению решению задач проводится практически на каждом уроке. [2[
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе "Как получить недостающие данные"
Урок математики в 3 классе "Как получить недостающие данные" по УМК "ПНШ"...
Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)
Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа" Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...
Конспект открытого урока и презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Задача Структура задачи"
Конспект урока по математике. 1 класс. Тема урока "Задача. Структура задачи"...
Конспект урока математики "Как получить недостающие данные"
Цель деятельности учителя: формирование умения находить недостающие данные; формирование абстрактного мышления и умение делать логические выводы.Планируемые результаты...
Конпсект урока математики «Как получить недостающие данные» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование знаний о получении недостающих данных, формирование умений составлять задачу и решать ее. Планируемые результаты:Предметные:Уметь составлять задачу и решат...
Конспект урока математики "Как получить недостающие данные" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема урока: «Как получить недостающие данные» Цели деятельности учителя: Формирован...
Конспект урока по математике по теме "Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом"
Конспект урока по УМК "Эффективная начальная школа", 1 класс...