Конспект урока по русскому языку "Характеристика предложения и разбор слова как часть речи" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный урок будет полезен учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Перспективная начальная школа
4 класс
Тема: Характеристика предложения и разбор слова как часть речи.
Цель: организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению алгоритма характеристики предложения и разбора слова как часть речи.
Задачи:
1) обучающая – систематизировать знания о членах предложения и на примере одного предложения показать, что дать характеристику слову как часть речи можно только в контексте – с учетом его работы в предложении;
2) развивающая – создать условия для развития орфографической зоркости, речи, внимания, фонематического слуха;
3) воспитывающая – содействовать воспитанию аккуратности при выполнении заданий.
Учебные материалы: учебник, тетрадь, наглядности.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат совместной деятельности |
1. Орг. момент 2. Актуализация знаний 3. Изучение нового материала 4. Итог 5. Домашнее задание. 6. Рефлексия. | -Здравствуйте. Меня зовут Людмила Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь. Пальчиковая гимнастика. С ветки ягодки срываю И в лукошко собираю. Будет полное лукошко. Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть Будет легким к дому путь. Чистописание. - Откройте тетради, запишите число. - Сегодня мы пропишем заглавную и строчную букву С. Словарная работа. На доске слова с пропущенными буквами. - Спишите слова, обозначьте орфограммы. Салют, свобода, сегодня, секрет, солдат. Проверка. Сообщение темы. - Сегодня на уроке мы повторим морфологический разбор имен существительных и имен прилагательных, а также синтаксический анализ предложений. На доске записано строчка из стихотворения М.Лермонтова: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. - Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. - Красиво … - мечтательно сказал Миша. - Очень красиво, - согласилась Евдокия Васильевна. - Скажите, а почему так красиво звучит эта строчка? - Что такое предложение? - Можем ли мы дать характеристику слова как часть речи, не учитывая его связи с другими словами в предложении? - Все слова в предложении находятся во взаимоотношениях. А как можно обозначить эти отношения между членами предложения? - Правильно. Вот сейчас мы этим и займемся. Записывайте предложение. - Находим основу предложения. - Это у нас «командиры» предложения. Обозначим крестиком. - Чтобы их выделить, нужно использовать две стрелки. - Сейчас мы видим, что это основа предложения. - Теперь обозначим словосочетания, с помощью одной стрелки, которая нацеливается от «командира» на слово «подчиненного», т.е. указывает на независимый член с/с. - Вот посмотрите – это первый способ обозначения отношений между членами предложения. - Следующий способ – с помощью подчеркивания. - О чем говорится в предложении? - Что? - Парус – это … - Парус что делает? - Задаем вопросы от подлежащего. Парус какой? - Можем мы еще задать вопрос от подлежащего? - Тогда задаем вопросы от сказуемого. Белеет где? - В тумане чего? - В тумане каком? - Так хорошо. Это второй способ обозначения. Сейчас сделаем схему! И посмотрим, что к чему прикрепляется. - А вот теперь можно давать характеристику любому слову в этом предложении. Давайте сделаем разбор слова ПАРУС. Записываем слово ПАРУС. - Что обозначает? - Отвечает на вопрос … - Значит, это … - Ставим цифру 1 и записываем: 1. Парус (что?) – сущ. - Начальная форма. 2. Нач. ф. – парус. - Постоянные признаки: род - …, склонение - … 3. М.р., 2 скл. - Стоит в форме: … падежа … числа. 4. И.п. ед.ч. - Чем является в предложении? - А теперь разберем слово ГОЛУБОМ. - Маша выходит к доске и записывает. Разбор выполняем коллективно. - Голубом – обозначает признак предмета, отвечает на вопрос каком? – значит, это прилагательное. - Начальная форма – голубой. - Стоит в форме: … рода … падежа … числа. - Чем является в предложении? - А сейчас сравним разбор существительного и прилагательного. Что между ними общего? - А почему так много общего? - Разберите остальные сущ. в этом предложении: тумане, моря. - О чем на уроке мы сегодня говорили? С. 87 упр. 62. - За что вы можете похвалить себя? Своих одноклассников? - Откройте дневник. Запишите д/з стр. 62 упр. №111, 112. - Вы отлично поработали сегодня, я очень рада за вас. А в награду, подготовила вам слово, но жук-буквоед съел половинки букв. Сможете догадаться, что здесь написано? | Приветствие. Присаживаются. Открывают тетради. - Это предложение из стихотворения. - Слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль. - Нет. - С помощью стрелок, подчёркивания, схемы. - Белеет парус. - О парусе. - Парус. - Подлежащие. Подчеркиваем одной чертой. - Белеет. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. - Одинокий. Это определение. Подчеркиваем волнистой линией. - Нет. - В тумане. Это обстоятельство. Подчеркиваем точкой с черточкой. - Моря. Это дополнение. - Голубом. Это определение. - Предмет. - Что? - Существительное. - Парус. - Мужской род, второе склонение. - Именительный падеж единственного числа. - Подлежащим. 1. Голубом (каком?) – прилаг. 2. Нач. ф. – голубой. 3. М.р. П.п. ед.ч. 4. Определение. - Все, кроме склонения совпадает. | Подготовились к работе на уроке. Готовность учащихся к активной учебной деятельности, наличие познавательного интереса. Усвоение и понимание нового материала. Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса. Самостоятельность обучающихся в выполнении заданий. Подведение итогов урока. Понимание и усвоение д/з. Выявление самочувствия на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/31/picture-277189-1375263887.jpg)
План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".
Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....
Открытый урок по русскому языку по теме: «Разбор слова по составу» 2 класс
Сценарий урока по русскому языку по теме:«Разбор слова по составу» 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/02/picture-1194551-1577961350.jpg)
Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-1303849-1621339407.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Сочиняем басню по картине" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине»Цели деятельности учителя:-Формирование умений писать сочинение басни по картине Готфирда Минда «Ко...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-1303849-1621339407.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-1303849-1621339407.jpg)
Конспект урока литературного чтения "Н.Некрасов "На Волге" (2,3 часть)" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" 2,3 часть»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности...
Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...