Урок математики "Задачи на сравнение чисел"
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Урок математики в 1 классе по программе Петерсон "Задачи на сравнение чисел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_na_sravnenie_chisel.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Аннинский лицей

Урок математики в 1 классе

«Задачи на разностное сравнение чисел»

(программа Петерсон Л.Г.)

Составитель учитель начальных классов

Муратова Ольга Витальевна

п.г.т. Анна

 2009

Цели:

-  Закрепить правило разностного сравнения чисел, учить решать задачи на разностное сравнение.

- Закреплять навык счёта в пределах 9.

- Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Оборудование: учебники Петерсон Л.Г. «Математика. 1 класс. Часть 2. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 64 с.: ил.»; индивидуальные пластиковые доски; схемы задач на листах; карточки для проверки кубика Рубика.

Ход урока:

Этапы урока:

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Доброе утро, друзья! Нашей встрече  рада я. А вы?

2. Устный счёт.

1) - Счёт до 20 вперёд и обратно.

- Счёт от 9 до 16; от 10 до 3.

- Запишите последующее число 12 (13). На сколько последующее число больше предыдущего? (на 1)

- Запишите предыдущее число 18 (19). На сколько предыдущее число меньше последующего? (на 1)

- Какое число следует за числом б? (б+1)

- Какое число предшествует числу б? (б-1)

- Какое число стоит слева от 13 на 2 единицы? (11)
- Какое число стоит справа от 9 на 3 единицы? (12)

- Какое число стоит между 3 и 5, 18 и 20? (4, 19)

- Назовите соседей числа 15 (14, 16)


2) - Послушайте внимательно мою задачу. Что в ней неправильно?

 «В автобусе ехало 9 пассажиров. На остановке часть пассажиров вышла. Сколько пассажиров осталось в автобусе?» (Не хватает данных)


- Исправьте условие и решите задачу.

(В автобусе ехало 9 пассажиров. На остановке 5 пассажиров вышло. Сколько пассажиров осталось в автобусе?)


3) – Что обозначают буквы м, б, р на схеме?

                          м


                                                             р

                                                             

                                                                                                         



                                       б

- Что может быть неизвестно в задачах на сравнение чисел? (м, б, р)


Хором. Устно.


Работа на индивидуальных пластиковых досках









Рассуждение





Исправление условия задачи



Ответы на вопросы






2. Сообщение темы урока

- Сегодня нас будут интересовать задачи на нахождение разницы р.

- Мы потренировали наш ум, потренируем мышцы.

Физкультминутка:

Шли по крыше 3 кота, 3 кота Василия,

Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.

Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.

И сказали 3 кота: «Красота! Красота!»


Выполнение движений

3. Введение в тему урока.

- Кто помнит, с каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?

(Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего числа вычесть меньшее.)


- Продолжите моё предложение: «Чтобы сравнить два числа, надо из …(большего числа вычесть меньшее)


4. Закрепление правила.

- Закрепим данное правило, поработав на досках:

- На сколько 9 больше 6? (9-6=3)

- На сколько 3 меньше 8? (8-3=5)

- Что больше 7 или 4 и на сколько? (7-4=3)

Запись решения и ответов на пластиковых досках

5. Работа над новым материалом.

- Обратимся к № 1 на странице 54. Прочитайте вопросы. Рассмотрим рисунок и схему под буквой а):

- Что обозначает 6 на схеме? (целое - синие кружки)

- Что обозначает 4? (часть – красные кружки)

- Что неизвестно? (часть – разница)

- Как найти часть? (из целого вычесть известную часть, из 6-4=2)


- Каким действием можно узнать, на сколько одно число меньше другого? (чтение правила на стр. 54: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего числа вычесть меньшее)


- Разберём рисунок и схему под буквой б):

Аналогичный разбор


Рассматривание рисунка и схемы, ответы на вопросы, запись решения

Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Выполнение движений

6. Первичное закрепление.

- Мы повторили правило разностного сравнения. Теперь предстоит научиться решать задачи, используя данное правило.


- Прочитайте задачу № 2 стр. 54.

- Сколько вопросов в задаче? (два)

- Расскажите, что обозначают числа на схеме? (целое и часть)

- Что надо узнать в задаче? (разность)

- Какое правило нам потребуется?

- Запишите самостоятельно решение и ответ. (8-3=5 (р.))

- Проверьте с доски. Ответили ли мы на вопросы задачи?

- Обратите внимание перед нами стояло 2 вопроса, а решение мы записали одно. Почему? (решение подходит для ответа на 2 вопроса, так как, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа отнять меньшее)


- Разберём задачу № 3 на стр. 54. Прочитайте условие. Вопрос.

- Заполним схему к задаче.

- Какое правило нам поможет?

- Запишите самостоятельно решение и ответ. (5-3=2 (г.))

- Проверьте с доски.


Вывод: Кто понял, как решать задачи на сравнение чисел? Какое правило надо при этом использовать?

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего числа вычесть меньшее.




Чтение задачи хором


Ответы на вопросы






Чтение условия, вопроса, рассуждения, решение


Физкультминутка.

Стали мы учениками, соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья:

Руки вверх, руки вниз, на носочки поднялись.

То присели, то нагнулись и, конечно, улыбнулись.

А потом мы умывались,  аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,  в школу к знаниям стремясь.

7. Повторение ранее изученного материала. Закрепление навыка счёта в пределах 9.

- Мы неплохо разобрали новые задачи. Сейчас стоит повторить решение примеров в пределах 9. Выполним самостоятельно № 6 на стр. 55.


- При проверке сверим рисунки, получившихся граней кубика Рубика:


9-7

1+8

3+6




8-7

4-3

6-5




8-6

4+4

4-1

4+5

7+2

9-0




7-4

8-5

9-6




6+2

1+7

3+5

6-4

9+0

6+3




9-8

0+1

7-6




7-5

9-1

5-2




Самостоятельное решение примеров

8 Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Где нам пригодятся полученные знания?

Ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: "Сравнение чисел и отрезков"

Данный урок написан по учебнику "Математика" 1 класс ( "Гармония") стр. 79. Также содержит красочную презентацию с устным счетом (вычитание и сложение в пределах 5)...

Конспект урока математики "Кратное сравнение чисел и величин"

Урок изучения нового материала. математика 3 класс. Программа "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по математике. "Сравнение чисел и величин. Проверочная работа." 3 класс. ПНШ.

Конспект комбинированного урока по математике. "Сравнение чисел и величин. Проверочная работа." 3 класс. ПНШ....

Конспект урока на тему : " Сравнение чисел. Решение задач"

Конспект урока на тему : " Сравнение чисел. Решение задач"...

Методическая разработка урока по теме "Сравнение чисел"

План-конспект урокатпо математике в 1 классе...

Конспект урока по теме "Сравнение чисел" по программе 21 век

Коспект урока разборатан по программе "Начальная шола 21 века", так же конспект учитывет возможности детей с особенностями развития....