Конспекты уроков
план-конспект по математике по теме

 

УМК "Начальная школа 21 века" 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gramoty_1_klass.doc195.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc182.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_okr._mira.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – Средняя общеобразовательная школа №8

на тему:

«Знакомство с буквой Э,э.

Решение задач на сложение и вычитание.

Печатание букв Э,э. Письмо элементов букв.»

1 класс

 Программа четырёхлетней начальной школы:

« Начальная школа 21 века»

 Учебник: Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, В. Н. Рудницкая «Грамота»

                                                             

Цели урока:  

 

* познакомить с буквой Э, э;

   учить выполнять звуковой анализ слов;

    учить решать задачи на сложении е и вычитание;

   формировать знание состава чисел 2-7;

   учить печатать буквы Э, э.

* развивать кругозор, речь, мышление,

  фонематический слух, внимание,

  память, интерес к чтению,

  к занятиям математикой, русским языком.

* воспитывать дисциплинированность,

   трудолюбие, аккуратность.

Оборудование:

Учитель: 

   карта страны «Грамматика» (улицы «Повторяйкино», «Буквино», «Задачкино»,   «Сочинялкино»),

  карточки состава чисел 4 и 3 (по 17 штук, 2 штуки для доски),

 фишки (круглые и квадратные),

 слоги (нэ, пэ, рэ, сэ, тэ),

 магнитные цифры,

 схема предложения из 4 слов,

 магнитофон, муз. запись для физминутки,

 алфавит, квадраты синие и зеленые (по 17 шт.).

Ученик:

 учебник «Грамота», тетрадь «Грамота №2»,

«Касса цифр», пенал с геометрическими фигурами,

 сигнал обратной связи «светофор»,

 «веер» с цифрами, «веер» с гласными буквами.

  1. Организационный момент.

        Мы за наукой сегодня пойдем,

        Смекалку, фантазию нашу возьмем.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке вы будите учиться решать задачи на сложение, учиться решать примеры, познакомитесь с новой буквой и научитесь ее печатать. Наш урок будет необычный, так как за новыми знаниями вы отправитесь в страну, а вот в какую вы узнаете, если верно заполните пропуски на карточках (дети повторяют состав числа 4, заполняя пропуски на карточках с помощью «Кассы цифр»).

3.Закрепление знания состава числа 4.

     

       - Заполните пропуски на карточке

4

3

2

1

       

      - Кто закончит работу раньше может заполнить карточку для числа 3.

3

1

2

 1 ученик работает за доской.

Проверка: сигналы.

- Кто заполнил дополнительные карточки?

- Прочитайте, а остальные с помощью учеников около  доски проверят и просигналят.

- С заданием справились без ошибок.

- Мы сегодня отправимся в страну «Грамматика». Путь будет нелегкий, мы будем выполнять много заданий. Кто будет внимателен, будет активно работать на уроке и выполнять все задания, тот узнает много интересного и нового и сможет ответить мне на вопрос «Чему он научился на уроке?» и узнает, где у нас в классе будет жить новая буква. А чтобы мы не заблудились в большой стране «Грамматика» нам поможет вот эта карта. Она подскажет, куда нам идти за новыми знаниями.

     

  1. Повторение изученного.

/Веер букв/

- Первая улица «Повторяйкино». Чтобы двигаться дальше, вы должны показать жителям этой страны, что вы уже знаете.

- Вспоминаем, какие буквы вы уже знаете хорошо. Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.

- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

- Назовите «хитрые» гласные.

/Веер цифр/

- Покажите число, которое при счете идет перед числом 6, 3.

- Покажите число, которое при счете идет за числом 8, 4.

- Покажите число, стоящее между числами 6 и 8, 4 и 6.

- Покажите соседей числа 2, 7.

- Жители улицы «Повторяйкино» приготовили для вас подсказку, куда вам идти дальше.

/Геометрические фигуры/ 

- Она написана на одной из этих фигур. Отгадайте на какой, если у нее 4 угла, 4 стороны, все стороны равны.

Ученик читает «улица «Буквино»».

- Вперед на улицу «Буквино»!

Физкультминутка (музыкальная).

  1. Знакомство с буквой Э, э.

  1. Чтение стихотворения читающими детьми.

Учебник «Грамота» с. 65.

- Послушайте стихотворение и скажите о чем это стихотворение? (Об эхе)

2) Звуковой анализ слова «эхо» и составление схемы слова.

- Повторите первый звук.

- Что вы о нем можете сказать? (гласный)

- Какой буквой на письме будем обозначать звук э? (буквой Э, э)

- Найдите букву Э в учебнике. Где она написана? (ввреху)

- А у нас в классе она есть? (нет)

- Чтобы она была у нас в классе, мы пойдем на улицу «Букварная», где научитесь ее печатать.

3) Печатание буквы Э. Работа в тетради «Грамота №2» с. 21

- Откройте тетради. Найдите букву Э вверху. Сравните буквы, чем они отличаются?

- Сколько строк занимает заглавная буква Э?

- Из скольких элементов она состоит?(2).

Образец печатания учителем на доске.

Печатание детьми в воздухе.

Обводка буквы по точкам.

Самостоятельная работа.

- Напечатайте букву Э 3 раза.

Печатание строчной буквы э.

- Напечатайте букву э самостоятельно 4 раза.

Проверьте свою работу, сравнив с образцом, и покажите сигнал.

- Вы хорошо потрудились и жители улицы нам для класса дарят букву Э, э.

- Прочитаем слоги с этой буквой. Внимательно послушайте какие согласные звуки будут перед буквой э «твердые» или «мягкие», если тв. то покажите синий, если мягкие то – зеленый.

Слоги на доске читают читающие дети.

Нэ  пэ  рэ  сэ  тэ

- Какие согласные звуки вы услышали перед буквой э?

- Буква э обозначает твердость согласного звука.

-  Идем на улицу «Задачкино».

Физкультминутка (стихотворная)

  1. Решение задачи на сложение.

- Сравните количество напечатанных вами заглавных букв и строчных. Каких букв больше и на сколько? (строчных больше на 1)

- А что можно сказать о заглавных буквах Э?

- Из скольких частей состоит задача?

- Какая первая часть?

- Что значит условие задачи?

- Составьте условие задачи о ваших буквах.

- Какая вторая часть?

- Задайте вопрос так, чтобы задача решалась сложением.

- Повторите задачу. О чем в ней говориться?

- Для составления краткой записи задачи вместо букв положим кружки.

- Какое первое число в задачи? (3)

- Что это обозначает число?

1 ученик на доске.

- Вместо заглавных букв положите сини кружки. Сколько синих кружков положили? Почему?

- Какое было второе число? (4)

- Что это число обозначает в задаче?

- Вместо строчных букв положите желтые кружки. Сколько желтых кружков положили? Почему?

- Повторите задачу по краткой записи.

Касса цифр.

1 ученик на доске.

- При помощи цифр из «Кассы цифр» выложите решение.

- Покажите какое первое число положите. Почему?

- Букв стало больше или меньше?

- А раз больше, то какой знак положите?

- Какое число положите второе? Почему?

- Покажите ответ задачи.(7)

- Молодцы! Вы правильно решили задачу и поэтому жители улицы «Сочинялкино» приглашают вас к себе.

       

     6.Развитие речи. Обобщение изученного.

- Жители улицы приготовили вам задание. Посмотрите что это? (схема предложения)

- Сколько слов в предложении? (4)

- Составьте предложение по этой схеме о том чему вы научились на уроке грамота. (Мы учились писать  э. Мы писали строчную  э. Мы писали заглавную Э. Мы учились решать задачи. Мы учились решать примеры. )

  1. Итог урока.

 - Наше путешествие подходит к концу. Когда уходят из гостей, что говорят? (до свидания, спасибо)

- За что скажем «Грамматике» спасибо?

- А я говорю вам спасибо за хорошую работу на уроке!

Приложение

Физкультминутка

. Отложите-ка тетрадку!

Д. Раз, два!

У. Становитесь на зарядку!

Д. Раз, два!

У. Мелкие шажки!

Д. Раз, два, три!

У. Легкие прыжки!

Д. Раз, два, три!

У. Сладко-сладко потянулись,
И прогнулись, и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись?

Д. Да!

У. Ваши губы улыбнулись?

Д. Да!

У. Пальчики к письму готовы?

Д. Да!

У. Мы работать будем снова?

Д. Да!



Предварительный просмотр:

МОУ – Средняя общеобразовательная школа №8

на тему:

«Порядок выполнения действий

в выражениях без скобок»

3 класс

      Программа четырёхлетней начальной школы:

«Начальная школа 21 века»

   Учебник: В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдаёва «Математика»

Цели:

* формировать умение выполнять порядок действий в

   выражениях со скобками,

    формировать умение решать задачи изученных видов;

    закрепить вычислительные навыки;

  формировать коммуникативные умения;

* развивать речь, мышление , кругозор, интерес к

занятиям математикой;

 * воспитывать трудолюбие, аккуратность, культуру общения.

Оборудование

Учитель: 

Карточки с действиями для дом. задания: 12-3=9,54:9=6,6+2=8, 6*2=12, 12-4+8, 6*8=48, 48:8=6;

краткая запись: Миша- 45 книг

                            Слава - ? в 5 раза меньше;

памятка решения выражений со скобками:

Карточка: 5 * 9 – 7 * ( 41 – 34)

Ученики: 

сигналы обратной связи,

«волшебные» экраны,

тетрадь «Дружим с математикой»,

тетрадь «Математика»

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

Тренинг   «Фраза по кругу»

Цель занятия: продолжить формировать навыки и умения необходимые в коммуникации, расширить представления участников о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Проведение занятия. Прошу детей произнести фразу «Начинается урок математики».  По сигналу  дети начинают произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, словно удивляясь, безразлично и т. д.). Повторяться нельзя! Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры.

Итог занятия. Беседа «Обратная связь».

- Фраза, с какой интонацией вам понравилась больше всего? Почему?

- Какая интонация должна присутствовать в общении? Почему?

- С какой интонацией вы предпочитаете разговаривать с другими? Почем

 

 2. Актуализация знаний. 

- Чтобы на уроке было легко думать и выполнять задания сделаем зарядку «для ума». Составьте всевозможные трехзначные числа из цифр 5, 7, 0, если цифры в записи числа не повторяются. (570, 750, 507, 705)

3.Проверка домашнего задания. 

С.52 №198 (1-ое выражение) 54:(12-3)*(6+2):(6*2-4)=6

Выражение записано на доске без значения.

- Какое правило вам помогло найти значение выражения? (Выражения разбиваем на части знаками + и -, не заключёнными в скобки. Затем находим значение каждой части.)

-Это же правило поможет вам и сегодня на уроке.

- На какие части разбили выражения. (выходит 1 ученик и показывает части)

- В каком порядке выполняли действия в первой части.

Карточки с действиями на доске, ученики их располагают в нужном порядке.

-Молодцы!

4. Сообщение темы и целей урока. 

- Найдите значения данного выражения.

На доске: 14:7+136-2*(23-14)

- Можно ли сразу найти значение данного выражения? Почему? (Нет. Много различных действий и есть скобки)

- А как облегчит работу? (Надо поделить на части знаками + и -, не заключёнными в скобки. Затем найти значение каждой части. Выполнить оставшиеся действия между частями.)

На доске памятка.

Фронтальная работа.

- Поставьте цель, которую мы должны достичь сегодня на уроке. Чему вы должны научиться на уроке? (Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.)

На доске тема: Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

5. Устный счёт.

1) Закрепление устных вычислений.

- Восстановите записи. Напишите на экране то, что пропущено.

На доске: 7 …8=56   67- …=54    …:9=6    128 …6=134

- Молодцы!

2)Упражнение в решении задачи. 

- По краткой записи составьте задачу так, чтобы она решалась в одно действие, а кто сможет так, чтобы оно решалось в два действия.

Миша- 45 книг

Слава - ? в 5 раза меньше

Дети отвечают, и записываю ответы к задачам.

- Кто из детей умнее? Почему?

3) Геометрический материал. 

- Какую фигуру я задумала? У фигуры 4 стороны, 4 угла, 4 вершины , все углы прямые , а все стороны равны. (квадрат)

- Найдите периметр и площадь квадрата, если его сторона равна 6см.(Р=24 см, S=36 см)

- Сравните площадь и периметр этого квадрата. (Нельзя)

- Почему?

- Молодцы устно вы считали хорошо!

6. Упражнение в нахождении значений выражений со скобками. 

1) Упражнение в делении выражений на части. 

Тетрадь «Математика №1» с. 29 № 45

- Поделите выражения на части для удобства решения.

1 выражение - на доске с объяснением, 2 выражение – с комментарием, 3 – выражение самостоятельно.

Взаимопроверка.

- Кто выполнил без ошибок? Кто успел поработать в дополнительной тетради?

- Молодцы!

Физ. минутка – Музыкальная (песня «Дважды два четыре»)

2) Упражнение в нахождении значений выражений со скобками.

Учебник с.53 № 199

1 – на доске, 2 – самостоятельно , 1 человек за доской, 3 – дома.

 Проверка с сигналами.

3) Упражнение в записи выражений. ( 5 мин)

Учебник с.53, №200

1 – на доске учитель, 2 – самостоятельно, 3 – кто успеет.

Фронтальная проверка.

- Сколько действий получили в выражении? (3)

- Нужны ли здесь скобки? Почему? (Да, чтобы выделить слабое действие сложение 132+91, которое должно выполнятся первым)

-Назовите значение выражений.

Физ. минутка – Стихотворная 

7. Повторение изученного.

1)Решение задачи.

Сборник задач с. 78 №  86

Фронтальный разбор задачи.

Составление краткой записи.

Самостоятельное решение двумя способами.

Проверка. Сигналы обратной связи.

2) Геометрический материал. 

Тетрадь «Математика №1» с. 29№ 47

Взаимопроверка.

- Кто выполнил без ошибок?

- Молодцы!

3)Упражнение в вычислительных навыках.

Учебник с. 53 № 203

Самостоятельно. 1 человек за доской

- Прочитайте. Можно ли сразу ответить на вопрос? Почему?

- Сколько действий нужно выполнить, что найти ответ? Какое первое? Второе?

- Как удобнее записать решение?

- Запишите решение самостоятельно. Кому трудно, поднимите руку, я дам  в помощь карточку.

8. Обобщение изученного.

- Как удобно найти значение данного выражения 5 * 9 – 7 * ( 41 – 34)

- Проверим, кто лучше всех научился решать выражения со скобками. За 2 мин вам нужно как можно больше решит выражений.

Тетрадь «Дружим с математикой» с. 15 № 23

- Кто решил все выражения?

- Молодцы! Вы трудились лучше всех.

9. Итог урока.

- Чему научились сегодня на уроке?

- Кто выполнял задание в дополнительной тетради?

10. Домашнее задание 

С. 53 № 199 ( 3 выр.)



Предварительный просмотр:

МОУ – Средняя общеобразовательная школа №8

на тему:

 * образовательная: познакомить с особенностями существования в природе животных; формировать знания учащихся об особенностях насекомых, животном  мире; формировать умение использовать невербальные средства общения.

*  pазвивающая: развивать экологическую культуру детей, речь, развивать кругозор; умение общаться во время дискуссии.

*  воспитательная: воспитывать любви к природе. 

Учитель:

карточки для «Самый умный»;  карточка с темой урока «Насекомые»; название команд: «Эрудит», «Знатоки», «Почемучки», «Искатели»; карточки с вопросами для команд; «Памятка работы ученого»;6 вопросительных знаков; карточки со списками животных для игры «Найди лишнее»; карточка с домашним заданием;  рисунки насекомых ( пчела, муравей); сообщение для детей о животных  (насекомых, пчеле, муравье), рисунки для темы урока (пчела, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка); Карточки Растения  Животны; карточки: головка, брюшко, грудь, голова, шесть ног, насечки; рисунки для кроссворда (сверчок, комар, скорпион, оса);кроссворд;

Ученики:

сигналы обратной связи, сообщение о насекомых

  1. Организационный момент.  (30 с.)

Тренинг

-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. А теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Память моя крепка
Я хочу учиться.
Я учусь.

  1. Активизация знаний учащихся. (1 мин. 30 с.)

- А начнем мы наш урок с зарядке для ума.

Разминка (зарядка для ума)

ХОД ИГРЫ

  1. А верите ли вы, что грибы растения? (нет)
  2. А верите ли вы, что пчёлы ориентируются по солнцу? (да)
  3. А верите ли вы, что попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (да)
  4. А верите ли вы, что цветущий подсолнечник поворачивает свою головку за солнцем? (да)
  5. А верите ли вы, что незнакомые грибы опасны? (да)
  6. А верите ли вы , что лес многоэтажный дом? (да)
  7. А верите ли вы, что кит это животное? (да)
  8. А верите ли вы, что природа может существовать без животных. (нет)
  9. А верите ли вы, что растения могут нас лечить? (да)
  10. А верите ли вы, что животные помогают растениям? (да)

  1. Проверка домашнего задания ( 8 мин.)

- Покажите, кто пожелал найти дополнительные сведения о насекомых и подготовил сообщения. (дети поднимают сообщения)

-Молодцы! Многие из вас постарались. В течении урока мы некоторые послушаем.

Повторение пройденного материала проводится в форме игры “Самый умный»”.

Вызванный ученик выбирает карточку, которая соответствует его способностям и отвечает. Чем выше балл карточки тем труднее задание.

- Ребята, сегодня мы с вами все будем участниками игры “Самый умный”.

- Обратите внимание на доску. Перед вами табло игры “Самый умный”.

В каждой клетке нашего табло, с помощью чисел, зашифровано задание.

- Чем больше число, тем сложнее задание.

Игра “Самый умный”

3 балла

- Назови животных?

5 баллов

- Как могут подземные животные помогать почве и растениям?

Кроты и другие подземные животные роют в земле норы и тем самым рыхлят почву. Затаскивая в нору остатки растений, животные обогащают почву перегноем.

6 баллов

- Назовите основные группы животных.

Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

8 баллов

- Как помогают насекомые и птицы растениям и людям?

Насекомые и некоторые птицы (например, колибри) опыляют растения. Перелетая с цветка на цветок, они переносят на лапках и пушистом тельце, то есть опыляют цветки. Без опыления не могут образоваться плоды и семена, которые необходимы людям для размножения растений и их питания.

10 баллов

- Что такое цепь питания?

Природе нужны все животные. Они, как звено цепи, связаны со всеми другими звеньями, и разорвать эту цепь нельзя. Например, лесной великан лось питается растениями: травой, ветками кустарников и деревьев. Лось может стать пищей для хищника, например волка. Вот простая  цепь: растение – лось – волк. Такую цепь называю цепью питания.

12 баллов

- Ребята, послушайте экологический рассказ “Воскресенье в лесу” и найдите в нём ошибки.

Воскресенье в лесу.
(Экологический рассказ)

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы все же решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли!  Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки.  Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Коля повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно.  На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции.

ОШИБКИ:

1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы-деревья”.

3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки.

4. В жаркую погоду разводить костры вообще запрещается, тем более без присутствия взрослых.

5. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет).

6. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

7. Трогать яйца птиц не следует — птица может не сесть на яйца.

8. Брать зверя и птенцов из леса в город не надо, если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова отвезти их в лес.

9. Луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветковых растений недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

- Молодцы, вы хорошо подготовились к уроку!

Физминутка  музыкальная «Вместе весело шагать»( 1 мин)

4. Сообщение темы и целей урока (2 мин)

На доске одна  белая карточки. В ней скрыта тема урока.

- Тему нашего урока вы должны сформулировать сами.

-  Слово я спрятала в стихотворении Ванды Хотомской «Июль»

Все звенит, гудит, как скрипка, -

Липа, улей…

Полны музыки листочки

И травинки.

- Кто наполняет звуками растения? (насекомые)

Дети читают тему урока: Насекомые.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с разнообразием животного мира -  насекомыми и найдете ответ на главный вопрос урока:  Как отличить насекомых от других животных?

- Искать ответ будем по плану:

1. Из скольких частей состоит   насекомое?

2. Сколько ног у насекомых?

3.Где обитают насекомые?

4. Какую роль выполняют насекомые в природе?

5. Как охранять насекомых?

-Вопросов очень много, поэтому мы с вами разделимся на четыре научные группы.

Каждая лаборатория найдет ответ на один  вопросов.

1-я лаборатория « Знатоки»  Из скольких частей состоит насекомое?

2-я лаборатория «Почемучки»  Сколько ног у насекомых?

3-я лаборатория «Эрудит» Где обитают насекомые?

4-я лаборатория « Искатели» Какую роль выполняют насекомые в природе?

- Вопрос каждой  группы лежит на столе.

- Любой ученный вначале наблюдает за природой, записывает увиденное, потом изучает накопленный материал и делает выводы. Вы тоже должны внимательно слушать наблюдать, запоминать и делать выводы.

На доске:

  1. Слушай!
  2. Наблюдай!
  3. Запоминай!
  4. Изучай!
  5. Делай вывод!

5.Подготовка к изучению нового материала (2 мин)

Учитель: Ребята, сегодня ко мне за помощью обратился майский жук.. Он хочет приобрести себе очки  и просил помочь ему их подобрать. Я обещала ему дать совет вечером. Как вы думаете, что мне ему посоветовать.  Я думаю, что ему  нужны очки, ведь насекомые не видят. Правда, ребята?

Дети высказывают своё мнение. В основном все говорят, что это правда. Так как у насекомых нет глаз.

Учитель: А вы знаете, что у насекомых есть не только зрение?

Сообщение, заранее подготовленных учеников:

Насекомые различают цвета, форму предмета, но лучше видят движущиеся предметы, чем неподвижные. У насекомых доказано существование слуха, у них хорошо развиты органы обоняния и вкуса.

6. Изучение нового материала (20 мин)

1) Знакомство с частями тела насекомого( 5 мин)

- Рассмотрите рисунки учебника на с. 66

- Назовите кто изображён на рисунках?

Сообщение ученика.(пчела, муравей, тутовый шелкопряд)

- Вы услышали рассказы о некоторых из данных насекомых. Они все разные, но у них есть и общие для всех насекомых признаки. Вспомните, как мы искали общие признаки у предметов на уроке информатики и найдите их у насекомых.

Дети дают спонтанные ответы. Выслушав ответы детей, учитель спрашивает:

(По мере ответов на доске появляются слова: головка, брюшко, грудь, голова, шесть ног, насечки)

- У всех ли есть голова? (да)

- У всех ли есть брюшко? (да)

- У всех есть ли грудь? (да)

- У всех ли есть ноги? (да)

- У всех ли насекомых есть ноги? (да)

- У всех ли на брюшке есть насечки? (да)

Вывод: Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно насечено. У всех насекомых есть брюшко, грудь, голова, ноги.

2)  Знакомство с количеством ног у насекомых. (5 мин)

- Догадайтесь по части кто это?

Учитель показывает рисунки насекомых на половину закрытые. (кузнечик, жук – плавунец, медведка, богомол)

- Рассмотрите рисунки. Сколько ног у кузнечика? У жука – плавунца? У медведки? У богомола?

(шест)

Вывод: Наконец, насекомых не зря называют шестиногими. У всех насекомых по шесть ног, если больше или меньше, а может и вовсе нет, то это не насекомое.

- Какое значение ноги имеют в жизни насекомых?

- У кого ноги «прыгательные»?

 - У кого ноги «плавательные»?

- У кого ноги «копательные»?

- У кого ноги «хватательные»?

Вывод:  учебник с. 66 1 абзац читает ученик

- Прочитайте текс в учебнике на с.66. что вы узнали о силе ног насекомых?

3) Знакомство с местами обитания насекомых (5 мин)

-Разгадайте кроссворд.

Кроссворд:

  1. Кто за печкою живет,

     Спать мне ночью не дает. (Сверчок)

2.Нос долог, глосс тонок,

    Кто его убьет, то свою

    Кровь прольет (комар)

3.Живет это насекомое на юге, где много песка. По внешнему виду  напоминает маленьких речных раков. Укус  этого насекомого смертелен. (скорпион)

4.Это насекомое устраивает себе гнездо. Похожа на пчелу, но мёдом с людьми не делится. (оса)

Рассказ учителя:

- Насекомые - самая многочисленная группа животных. Они очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Одно из таких приспособлений – маскировка, т. е. окраска тела. Так как насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землёй, в траве и в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие ползать, третьи прыгать, бегать.

    Но не забывайте, что эти маленькие жители нашей планеты одним своим укусом могут убить человека. Помните, нельзя трогать не знакомых насекомых!

- Где могут жить насекомые?

4) Какую роль выполняют насекомые в природе. (5 мин)

- Отгадайте загадки:

Сок из цветков она берет

И копит в сотах сладкий мед. (Пчела)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

- Ответьте на мои вопросы, используя свои наблюдения, и вы вспомните о жизни пчелы и бабочки.

- Где берёт пчела мёд? (в цветке)

- Вспомните, зачем они садятся на цветки еще? (чтобы помочь цветку опылиться)

Сообщение ученика о пчеле

Для сбора 1 кг мёда одной пчеле нужно «налетать» около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков. Благодаря чему происходит опыление цветков и  получается плод.

Сообщение ученика о муравье.

Все мы любим пастилу и мармелад. А, наверное, вы не знаете, что без кислых ягод калины они не были бы такими вкусными. Калина – кустарник. А гусениц мало, потому что калина дружит с муравьями. Муравьи – большие лакомки и очень любят мармелад. «Муравьиный мармелад» - Это сок растения. Там, где муравьи, гусеницам не бывать. Калина кормит муравьев, а они её охраняют.

Вывод: Насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их. Без насекомых растения исчезнут, потому что растения без насекомых не смогут образовывать плоды и семена. Мы не видим мёртвых зверьков, потому что хорошо поработали «лесные санитары» - жуки – могильщики. Если исчезнуть насекомые – санитары, лес будет загрязняться. Если исчезнут насекомые, вслед за ними начнут исчезать многие птицы, звери, рыбы, которые питаются ими.

Физминутка. (1 мин)

– А теперь отдохнем.

Руки подняли и покачали. – Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули.– Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем. – Это птицы к нам летят.
Как они тихо садятся – покажем. – Крылья сложим назад.

Раз-два – выше голова,
Три-четыре – лапки шире,
Пять-шесть – брюшком повертеть,
Семь-восемь – усики разбросим,
Девять-десять – гусеницу носим,
Отдохнуть попросим.

7.Закрепление изученного (2 мин)

Работа в тетради с. 20   № 56

- Какой ответ вы выбрали? Почему это насекомые?

8. Обобщение изученного (5 мин)

- Вы сейчас много услышали о насекомых, вспомнили и свои наблюдения, значит, пришло время каждой группе дать ответ на вопрос. Подумайте, обсудите и ответьте, что вы решили?

- Вы должны уметь правильно сообщать полученные сведения. Поэтому мы сейчас проведен тренинг «Зеркало», который поможет вам правильно общаться.

«Зеркало»

Цель занятия: дать представление о невербальных средствах общения, учить использовать невербальные элементы общения, выделить зоны психологического комфорта.

Проведение занятия. 

 Предлагаю учащимся выполнить несколько несложных заданий, точнее - сымитировать их выполнение. Всего их два:

1) пришиваем пуговицу;

3) печем пирог.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них дети должны выполнять в парах, причем напарники встают друг против друга, и один из них на время становится зеркалом, т. е. копирует все движения своего партнера. Затем партнеры в паре меняются ролями. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала.

Подводя итог занятия, педагог использует вопросы беседы «Обратная связь»:

- Вы сейчас друг с другом общались. При помощи чего вы это делали?

- Кому было легко повторять движения партнера? Почему?

- Кто затруднялся в повторении движений? Почему?

- Какие советы можно дать другим участникам этой игры, чтобы им было легко повторять движения партнера?

- Зачем надо уметь повторять движения другого человека?

У каждой группы на столе список животных в нем  надо найти лишнее и объяснить, почему оно лишнее, дополнить список своим  животным.

Изучить оставшиеся животные и дать ответ на вопрос стоящей перед вашей научной лабораторией.

Ответы групп. За правильный ответ учитель снимает вопрос.

- У нас остался еще один вопрос без ответа. На него мы ответим всем классом хором и поиграем в игру «Это я, это я , это все мои друзья».        

Игра «Это я, это я , это все мои друзья»

Ход игры: учитель читает стихи. Если учащиеся согласны с действиями в стихотворении, то отвечают дружно”Это я, это я, это все мои друзья!” Если нет, то молчат.

“ Охрана”

Мы улиток охраняем,
Прудовиков не обижает?

Мы цветочки собираем,
Сачком бабочек гоняем.

Будем луг оберегать,
Его глазами изучать.

По тропинкам кто шагает,
На жуков не наступает?

Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем.

Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём.

Магнитофон мы взяли в лесок,
И заглушили мошек голосок.

В лес собачек мы возьмём,
Спокойней жучкам будет в нём!

Кузнечиков насобираем

И на рыбалку  мы сгоняем!

Насекомых  уважаем,
Их в траве не обижаем.

- Молодцы!

9. Итог урока (1 мин)

- Дайте ответ на главный вопрос урока: Как отличить насекомых от других животных?

10. Домашнее задание (1 мин)

с. 68  задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...