Нестандартный урок "Движение - это жизнь" 4 класс
презентация к уроку по математике (4 класс) на тему

Билявская Наталья Витальевна

Урок разработан с целью пропедевтики изучения физики. На уроке учащиеся познакомились с движением с точки зрения физики. Познакомились с относительностью движения, закрепили знание формул на нахождение скорости, времени, расстояния, используя тест -ЭОР, выход в интернет. Ребята работают в парах, группах. Используется компетентностный подход в образовании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dvizhenie_-_eto_zhizn..zip896.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Конспект

нестандартного урока

по теме

«Движение – это жизнь»

Разработан учителем  начальных классов

Билявкой Натальей Витальевной

г. Лахденпохья

2012 г.

Город:  Лахденпохья

 ОУ: МКОУ «Лахденпохская СОШ»

Учитель: Билявская Н.В.

Класс: 4

Предмет: математика - физика

Тема учебного занятия:  Движение – это жизнь.

Продолжительность учебного занятия: 40 мин.

Тип учебного занятия: нестандартный урок

Цели урока:

Образовательные:

Закрепить знание соотношения величин «скорость», «время», «расстояние».

Воспитательные: 

Воспитывать коммуникативные компетентности: умение работать самостоятельно, в парах, в группе;

Осуществлять компетентностный подход: понимание жизненной важности изучаемой темы.

Развивающие:

Осуществлять метапредметные связи, осуществлять пропедевтику к изучению физики.

Расширить понятие о движении.

Познакомить с относительностью движения.

Оборудование:

- мультимедиапроектор, ПК, интерактивная доска.

- учебники «Физика 7 класс»

- тексты с задачами

- демонстрационные предметы:

Автомобиль – модель,  макеты зданий, деревьев, глобус с прикреплённым человечком из конструктора «Лего», секундомеры – 3, рулетка -1, линейка -1, мячик

- выставка книг по теме:  Движение – это жизнь

Ход учебного занятия:

  1. Организационный этап – 1 мин.

     Цель этапа: Ввести учащихся в урок, настроить на работу.

Компетенции

методы

формы

УУД

знания

умения

словесный

фронтальный

Регулятивные учебные действия: принимать учебную задачу

Организация внимания и внутренней готовности

Умение организовываться

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо угадать…

Подготовка к работе.

  1. Этап подготовки к работе на основном этапе – 2 мин.

    Цель этапа: Учить формулировать тему урока.

Компетенции

методы

формы

УУД

знания

умения

словесный

фронтальная

Коммуникативные: договари -ваться и приходить к общему решению

Учатся формулировать тему урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Тему урока вы должны отгадать. Подсказки: То, что здесь (на 3 слайде) написано,

1. Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это совершают самолеты.

2. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни!

Итак, тема сегодняшнего урока –

“ Движение – это жизнь”.                                   (Слайд № 3

Ученики пытаются сформулировать тему урока

  1. Этап усвоения новых знаний – 10    мин.

     Цель этапа: Расширить понятие о движении, познакомить с относительностью движения.

Компетенции

методы

формы

УУД

знания

умения

Частично- поисковый

Исследовательский

Беседа

Работа с книгой

Работа с картой

Наглядный

Практический

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Коммуникативные,

Личностные

относительность движения, механическое движение

Умение, пользуясь таблицей, учебником,  демострациями, практическими опытами   добывать знания, делать предположения и выводы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.  Давайте прочитаем, как в словаре  русского языка объясняется, что такое движение.

(Слайд № 4)

1 ученик читает из словаря: Движение – это изменение положения предмета или его частей, перемещение, состояние – противоположное покою»  (Словарь русского языка – АН – М, 1985)

- Но мы сегодня не случайно проводим урок в кабинете физики. Как вы думаете, почему?

- Тема «Движение» изучается в 7 классе физики. Поговорим о движении с точки зрения физики.

2.Проблемный вопрос: Что такое движение с точки зрения физики?  (Слайд № 5)

Ученики предполагают, выдвигают гипотезы.    

 (Коммуникативные УУД,

Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к новому уч. материалу)

3. Видео или слайд Видеоролик "Относительность механического движения".

4. Относительность движения: Если машина далеко, то мы не можем понять, движется она или нет. Чтобы понять движется машина или нет, мы должны пронаблюдать, как меняется её положение ОТНОСИТЕЛЬНО столбов, домов, деревьев.  (Слайд № 6)

5. Демонстрация с машинкой

Т.Е. в физике движение любого тела – предмета рассматривается с изменением положения ОТНОСИТЕЛЬНО других тел – предметов.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, умение строить суждения на основе наблюдения

6. Работа над определением                      «механического движения» :

Учебник с. 30 в рамке Определение: Изменеиие с течением времени положения тела относительно других тел называется механическим движением.

- Какое слово самое важное?

(Слайд № 6)

Работа в парах

Познавательные УУД

ОТНОСИТЕЛЬНО!

7. Использование опыта учеников:

- Скажите, вы сейчас движетесь?

-ОТНОСИТЕЛЬНО шкафов, окон мы находимся в состоянии покоя.

Давайте представим себя на планете Земля.

-ГЛОБУС: прикрепляю стул с учеником, вызвать ученика, вращать.

–Какой делаем вывод?

- Значит, ОТНОСИТЕЛЬНО Солнца мы движемся!

(Слайд № 7)

8. Встаньте! Подвигайтесь по классу  - Физминутка! Под музыку!

- Что мы выполняли во время физминутки?

- Зачем нужно двигаться человеку?

- Животным

Нет!

Вызвать ученика, вращать глобус.

Земля движется!

Выполняют движения под музыку.

-А сейчас мы двигались ОТНОСИТЕЛЬНО окон, парт, шкафов

Чтобы быть здоровым!

- Чтобы выжить, найти пищу, спастись от хищника.

8. Примеры механического движения:

1. Движение относительно Земли человека, автомобиля, самолета

2. Колебания маятника:   показ

3. Течение воды: показ

4. Перемещение воздуха (ветер): «создать ветер» - помахать тетрадью      

(Слайд № 8, 9)

«создать ветер» - помахать тетрадью      

III. Этап закрепления, повторения знаний: 10 мин.

9. Повторение: Какие величины движения вы знаете из математики?  (Слайд № 10)

- Тест на нахождение V, T,  S! – выход в интернет – показ на интерактивной доске. (Слайд № 11)

Взаимосвязь скорости, времени, расстояния

10. Слайд № 12: Почему за разное время перемещаются вокруг Земли эти тела?  

- Что называется скоростью? (Слайд № 13)

11. Работа в парах: стр. 37

Прчитайте, как называется таблица. (Слайд № 14)

 - В физике основной единицей скорости является м/с.

Задания:

  1. У кого самая маленькая скорость?
  2. Самая большая скорость?
  3. Во сколько раз скорость мухи меньше скорости скворца?
  4. Переведите скорость Земли в км/ с (30 км/с)

-Движение характеризуется тремя величинами:  скорость, время, расстояние.

Разные скорости движения.

Расстояние, пройденное за единицу времени

Таблица «Средние скорости движения некоторых тел, скорость звука, радиоволн и света»

У улитки – 1 мм/с  (Слайд № )

У света и радиоволны – 300 000 000 м/с

В 4 раза

12.Индивидуальная работа: На партах карточки с задачами.

Загадка 1-ая: (Слайд № 15)

Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес,                                              Накорми его бензином, на копыта дай резину,                                        

И тогда, поднявши пыль,

побежит… (Автомобиль.)    

 Задача. Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч = …с?            (216000 м)

Загадка 2-ая: (Слайд № 16)

Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится.                                                      Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд.                                                    Хороша, как чудо света!                        Что ж летит, ответь?........(Ракета.)

Задача. Ракета движется со скоростью 7 000 м/с. За какое время она пролетит путь в 280000м? (40 с)

Загадка 3-я: (Слайд № 17)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой,                                  Трамваю не угнаться за этой тараторкой.                                                              В четыре такта его цикл,                                   Это быстрый…(Мотоцикл.)

Задача. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 мин. (100 км/ч)

Нужно ли записывать решение задачи?

Личностные УУД: учебно – познавтельный интерес к учебному материалу, повышение мотивации

Автомобиль    

Решение:  2ч = 7200 с

30 х 7200 = 216000 (м) – расстояние

Ракета

280.000 : 7000 = 40 (с) – время

Мотоцикл

(100 км/ч)

НЕТ!

 

13. Работа в группах 10 мин.

1 группа:

С помощью рулетки измерить расстояние в метрах от одной стены до другой. При помощи секундомера замерить, сколько времени потребовалость, чтобы пройти этот путь. Найти скорость движения. Записать.

2 группа: Проведите опыт: с одинаковой высоты одновременно отпустите лист бумаги и скомканный лист. Чья скорость падения больше? Попробуйте определить время падения листа, затем скомканного листка по отдельности.

3 группа: Измерьте ширину шага кого – нибудь из учеников. Сосчитайте, сколько шагов нужно пройти от окна до двери около доски. Вычислите, какое расстояние между окном и дверью.

4 группа: Найти материал о  Ломоносове Михаиле Васильевиче в энциклопедии.

5 группа - Найти в интернете материал о Галилео Галилее.

- Отчёты групп о работе. 3 мин.

- Ответы на проблемный вопрос:  Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 22)

- Рефлексия: На доске прикреплены з дороги. Выбрать дорогу с понравившейся надписью, прикрепить смайлик. (Слайд № 23) 2 мин.

Конспект урока.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо угадать…

Подсказки:

То, что здесь (на доске) написано,

Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это совершают самолеты.

Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни!

Итак, тема сегодняшнего урока “ Движение – это жизнь”.

- Давайте прочитаем, как в словаре  русского языка объясняется, что такое движение.

1 ученики читает из словаря: Движение – это изменение положения предмета или его частей, перемещение, состояние – противоположное покою»  (Словарь русского языка – АН – М, 1985) (Слайд № 4)

- Но мы сегодня не случайно проводим урок в кабинете физики. Как вы думаете, почему?

- Тема «Движение» изучается в 7 классе физики. Поговорим о движении с точки зрения физики.

Проблемный вопрос: Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 5)

Если машина далеко, то мы не можем понять, движется она или нет. Чтобы понять движется машина или не т, мы должны пронаблюдать, как меняется её положение ОТНОСИТЕЛЬНО столбов, домов, деревьев.  

- Демонстрации движения с машинкой, мячом:

- Учитель: (Машинка стоит) Что можно сказать о машинке?  

- Ученики: Не движется, т.к. её положение относительно домов не меняется.

Учитель: (Прокатить машинку)  Что теперь можно сказать о машинке?

- Ученики: Она движется.

- Учитель: Как вы поняли, что машина движется, не видя колёс.

- Ученики: Она удалилась от 1 дома и приблизилась ко 2 дому.

- Учитель: Т.е. относительно домов машина ИЗМЕНИЛА СВОЁ ПОЛОЖЕНИЕ, ЗНАЧИТ, ОНА ДВИЖЕТСЯ.

Учитель: Прокатить мяч. Что можете сказать о мяче?

- Ученики: катится, движется.

- Учитель: Докажите, что движется.

- Ученики: Он удалился от стола и приблизился к 1 парте, затем 2 парте.

Учебник: с 30 – правило в парах!

Слайд № 6: Т.Е. в физике движение любого тела – предмета рассматривается с изменением положения ОТНОСИТЕЛЬНО других тел – предметов.

Определение: Изменеие с течением времени положения тела относительно других тел называется механическим движением. (Слайд № 6)

- Учитель: Замрите. Скажите, вы сейчас движетесь?

-- Ученики: нет.

- Учитель: ОТНОСИТЕЛЬНО шкафов, окон мы находимся в состоянии покоя. Давайте представим себя на планете Земля.

- ГЛОБУС: учитель заранее прикрепил фигурку человечка из конструктора «Лего», вращает глобус.

- Учитель: Какой делаем вывод?

-- Ученики:  Земля движется! Значит, ОТНОСИТЕЛЬНО Солнца мы движемся!

(Слайд № 7)

- Учитель: Встаньте! Подвигайтесь по классу  - Физминутка! Под музыку!

-- Ученики:  А сейчас мы двигались ОТНОСИТЕЛЬНО окон, парт, шкафов.

- Учитель: Примеры механического движения: (Слайд № 8)

1. Движение относительно Земли человека, автомобиля, самолета

2. Колебания маятника:   показ

3. Течение воды: показ

4. Перемещение воздуха (ветер): «создать ветер» - помахать тетрадью

- Движется или не движется? (Слайд № 9)

Повторение:

-Движение характеризуется тремя величинами. (Слайд № 10)

- Учитель: Какие величины движения вы знаете из математики?

- Ученики:  Скорость, время, расстояние.

- Тест на нахождение V, T,  S! – выход в интернет – использование ЭОР: показ на интерактивной доске.

Взаимосвязь скорости, времени, расстояния  (Слайд № 11)

- Учитель: Почему за разное время перемещаются вокруг Земли эти тела?  (Слайд № 12)

- Ученики:  Разные скорости движения.

- Учитель: Что называется скоростью?

- Ученики:  Расстояние, пройденное за единицу времени. (Слайд № 13)

Работа в парах: стр. 37 учебник «Физика 7 класс»

- Учитель: Прочитайте, как называется таблица. (Слайд № 14)

Таблица «Средние скорости движения некоторых тел, скорость звука, радиоволн и света»

Задания:

- Учитель: У кого самая маленькая скорость?

- Ученики:  У улитки – 1 мм/с.  

- Учитель: Самая большая скорость?

- Ученики:  У света и радиоволны – 300 000 000 м/с.

- Учитель: Во сколько раз скорость мухи меньше скорости скворца?

- Ученики:  В 4 раза.

- Учитель: Переведите скорость Земли в км/с.  

- Ученики:  30 км/с.

Индивидуальная работа: На партах карточки с транспортом, на них – задачки.

Загадка 1-ая: (Слайд № 15)

Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес,

 Накорми его бензином, на копыта дай резину,

 И тогда, поднявши пыль, побежит… (Автомобиль.)

1. Задача. Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч = …с? (216000 м)  (Слайд № 16)

САМОПРОВЕРКА: СЛАЙД № ! У кого правильно +

Решение:  2ч = 7200 с

30 х 7200 = 216000 (м) – расстояние

Загадка 2-ая: (Слайд № 17)

Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится.

 Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд.

 Хороша, как чудо света!

 Что ж летит, ответь?........(Ракета.)

2. Задача. Ракета движется со скоростью 7 000 м/с. За какое время она пролетит путь в 280000м? (40 с)   (Слайд № 18)

САМОПРОВЕРКА: СЛАЙД! У кого правильно +

Решение: 280.000 : 7000 = 40 (с) – время

Загадка 3-я: (Слайд № 19)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой,

 Трамваю не угнаться за этой тараторкой.

 В четыре такта его цикл, Это быстрый…(Мотоцикл.)

3. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 мин. (100 км/ч) (Слайд № 20)

Работа в группах

1 группа:

С помощью рулетки измерить расстояние в метрах от одной стены до другой. При помощи секундомера замерить, сколько времени потребовалость, чтобы пройти этот путь. Найти скорость движения. Записать.

2 группа: Проведите опыт: с одинаковой высоты одновременно отпустите лист бумаги и скомканный лист. Чья скорость падения больше? Попробуйте определить время падения листа, затем скомканного листка по отдельности.

3 группа: Измерьте ширину шага кого – нибудь из учеников. Сосчитайте, сколько шагов нужно пройти от окна до двери около доски. Вычислите, какое расстояние между окном и дверью.

4 группа: Найти в интернете материал о  Галилео Галилее + ЭНЦИКЛОПЕДИИ!

Группа получает карточку с задачей, решает, относит консультанту – учителю физики.

- Отчёты групп о работе: 

(Слайд № 21) -  2012 год – год Российской истории. Михайло Васильевич Ломоносов - Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича 8 ноября 1711г в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.

А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, … обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”.

        В XVIII в. в русский язык ввел слово “физика”, когда издал в переводе с немецкого первый в России учебник физики.

Из интернета или энциклопедии: Галилео Галилей - итальянский физик, астроном. Открыл законы падения тел и качания маятника. Преподавал в университетах в городах Пизе, Падуе, был придворным математиком герцога во Флоренции.

        Дал ответ на вопрос “Как же будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела?”. Он писал: “Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то … движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца”.      

- Ответы на проблемный вопрос:  Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 22)

- Рефлексия: На доске прикреплены з дороги. Выбрать дорогу с понравившейся надписью, прикрепить смайлик. (Слайд № 23)

ЛИТЕРАТУРА

1.  Кабардин О.Ф., Кабардина СИ., Ор лов В.А. Задания для итогового контроля зна ний учащихся по физике в 7—11 классах. — М.: Просвещение, 1995.

2.  Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник за дач по физике. — М.: Просвещение, 2001.

3. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6—7 классах. — М: Просвещение, 1974.

4. Го р е в А. Занимательные опыты по физике. — М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные и нестандартные задачи в первом классе с использованием ИКТ

Эту работу я выполняла на курсах «Информатика в начальной школе» (2004-2005). Материал этого проекта можно использовать как на уроке математики, информатики, так и во внеурочное время. На классн...

Нестандартный урок математики 3 класс

Нестандартный урок математики 3 класс по теме: "Закрепление табличного и внетабличного умножения и деления" УМК Школа России...

Нестандартные уроки в 1 классе: нормативно-правовая основа и практическое применение.

В данной публикации размещаю два документа: "Организация обучения первоклассников в адаптационный период" - извлечение из  документа Письмо Минобразования России от 20.04.01 № 408/13-13 "Рек...

Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи.

Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи построен на основе системно - деятельностного подхода. Урок по типу "Открытие нового знания"...

Нестандартный урок музыки 2 класс. Раздел: Святые земли Русской.

Нестандартный урок музыки на тему: Святые земли Русской. Александр Невский.Поиск истины. 2 класс.  Ссылка на учебный фильм о подвиге Александра Невского  https://www.youtube.com/watch?v=P4f4...

Нестандартные задачи для 2 класса

Факультативные занятия, можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности....

Методическая разработка внеурочного занятия по математике, с использованием нестандартных задач для 1 класса.

   Современные стандарты требуют, чтобы урок был интересным, информационно-насыщенным, а материал понятным для усвоения учащихся.От степени подготовленности и методик преподавания учи...