Нестандартный урок "Движение - это жизнь" 4 класс
презентация к уроку по математике (4 класс) на тему
Урок разработан с целью пропедевтики изучения физики. На уроке учащиеся познакомились с движением с точки зрения физики. Познакомились с относительностью движения, закрепили знание формул на нахождение скорости, времени, расстояния, используя тест -ЭОР, выход в интернет. Ребята работают в парах, группах. Используется компетентностный подход в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_-_eto_zhizn..zip | 896.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
нестандартного урока
по теме
«Движение – это жизнь»
Разработан учителем начальных классов
Билявкой Натальей Витальевной
г. Лахденпохья
2012 г.
Город: Лахденпохья
ОУ: МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Учитель: Билявская Н.В.
Класс: 4
Предмет: математика - физика
Тема учебного занятия: Движение – это жизнь.
Продолжительность учебного занятия: 40 мин.
Тип учебного занятия: нестандартный урок
Цели урока:
Образовательные:
Закрепить знание соотношения величин «скорость», «время», «расстояние».
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные компетентности: умение работать самостоятельно, в парах, в группе;
Осуществлять компетентностный подход: понимание жизненной важности изучаемой темы.
Развивающие:
Осуществлять метапредметные связи, осуществлять пропедевтику к изучению физики.
Расширить понятие о движении.
Познакомить с относительностью движения.
Оборудование:
- мультимедиапроектор, ПК, интерактивная доска.
- учебники «Физика 7 класс»
- тексты с задачами
- демонстрационные предметы:
Автомобиль – модель, макеты зданий, деревьев, глобус с прикреплённым человечком из конструктора «Лего», секундомеры – 3, рулетка -1, линейка -1, мячик
- выставка книг по теме: Движение – это жизнь
Ход учебного занятия:
- Организационный этап – 1 мин.
Цель этапа: Ввести учащихся в урок, настроить на работу.
Компетенции | методы | формы | УУД | |
знания | умения | словесный | фронтальный | Регулятивные учебные действия: принимать учебную задачу |
Организация внимания и внутренней готовности | Умение организовываться | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо угадать… | Подготовка к работе. |
- Этап подготовки к работе на основном этапе – 2 мин.
Цель этапа: Учить формулировать тему урока.
Компетенции | методы | формы | УУД | |
знания | умения | словесный | фронтальная | Коммуникативные: договари -ваться и приходить к общему решению |
Учатся формулировать тему урока | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Тему урока вы должны отгадать. Подсказки: То, что здесь (на 3 слайде) написано, 1. Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это совершают самолеты. 2. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни! Итак, тема сегодняшнего урока – “ Движение – это жизнь”. (Слайд № 3 | Ученики пытаются сформулировать тему урока |
- Этап усвоения новых знаний – 10 мин.
Цель этапа: Расширить понятие о движении, познакомить с относительностью движения.
Компетенции | методы | формы | УУД | |
знания | умения | Частично- поисковый Исследовательский Беседа Работа с книгой Работа с картой Наглядный Практический | Индивидуальная Фронтальная Групповая Работа в парах | Коммуникативные, Личностные |
относительность движения, механическое движение | Умение, пользуясь таблицей, учебником, демострациями, практическими опытами добывать знания, делать предположения и выводы. | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1. Давайте прочитаем, как в словаре русского языка объясняется, что такое движение. (Слайд № 4) | 1 ученик читает из словаря: Движение – это изменение положения предмета или его частей, перемещение, состояние – противоположное покою» (Словарь русского языка – АН – М, 1985) | |||
- Но мы сегодня не случайно проводим урок в кабинете физики. Как вы думаете, почему? - Тема «Движение» изучается в 7 классе физики. Поговорим о движении с точки зрения физики. 2.Проблемный вопрос: Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 5) | Ученики предполагают, выдвигают гипотезы. (Коммуникативные УУД, Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к новому уч. материалу) | |||
3. Видео или слайд Видеоролик "Относительность механического движения". 4. Относительность движения: Если машина далеко, то мы не можем понять, движется она или нет. Чтобы понять движется машина или нет, мы должны пронаблюдать, как меняется её положение ОТНОСИТЕЛЬНО столбов, домов, деревьев. (Слайд № 6) 5. Демонстрация с машинкой Т.Е. в физике движение любого тела – предмета рассматривается с изменением положения ОТНОСИТЕЛЬНО других тел – предметов. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, умение строить суждения на основе наблюдения | |||
6. Работа над определением «механического движения» : Учебник с. 30 в рамке Определение: Изменеиие с течением времени положения тела относительно других тел называется механическим движением. - Какое слово самое важное? (Слайд № 6) | Работа в парах Познавательные УУД ОТНОСИТЕЛЬНО! | |||
7. Использование опыта учеников: - Скажите, вы сейчас движетесь? -ОТНОСИТЕЛЬНО шкафов, окон мы находимся в состоянии покоя. Давайте представим себя на планете Земля. -ГЛОБУС: прикрепляю стул с учеником, вызвать ученика, вращать. –Какой делаем вывод? - Значит, ОТНОСИТЕЛЬНО Солнца мы движемся! (Слайд № 7) 8. Встаньте! Подвигайтесь по классу - Физминутка! Под музыку! - Что мы выполняли во время физминутки? - Зачем нужно двигаться человеку? - Животным | Нет! Вызвать ученика, вращать глобус. Земля движется! Выполняют движения под музыку. -А сейчас мы двигались ОТНОСИТЕЛЬНО окон, парт, шкафов Чтобы быть здоровым! - Чтобы выжить, найти пищу, спастись от хищника. | |||
8. Примеры механического движения: 1. Движение относительно Земли человека, автомобиля, самолета 2. Колебания маятника: показ 3. Течение воды: показ 4. Перемещение воздуха (ветер): «создать ветер» - помахать тетрадью (Слайд № 8, 9) | «создать ветер» - помахать тетрадью | |||
III. Этап закрепления, повторения знаний: 10 мин. | ||||
9. Повторение: Какие величины движения вы знаете из математики? (Слайд № 10) - Тест на нахождение V, T, S! – выход в интернет – показ на интерактивной доске. (Слайд № 11) Взаимосвязь скорости, времени, расстояния 10. Слайд № 12: Почему за разное время перемещаются вокруг Земли эти тела? - Что называется скоростью? (Слайд № 13) 11. Работа в парах: стр. 37 Прчитайте, как называется таблица. (Слайд № 14) - В физике основной единицей скорости является м/с. Задания:
| -Движение характеризуется тремя величинами: скорость, время, расстояние. Разные скорости движения. Расстояние, пройденное за единицу времени Таблица «Средние скорости движения некоторых тел, скорость звука, радиоволн и света» У улитки – 1 мм/с (Слайд № ) У света и радиоволны – 300 000 000 м/с В 4 раза | |||
12.Индивидуальная работа: На партах карточки с задачами. Загадка 1-ая: (Слайд № 15) Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес, Накорми его бензином, на копыта дай резину, И тогда, поднявши пыль, побежит… (Автомобиль.) Задача. Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч = …с? (216000 м) Загадка 2-ая: (Слайд № 16) Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится. Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд. Хороша, как чудо света! Что ж летит, ответь?........(Ракета.) Задача. Ракета движется со скоростью 7 000 м/с. За какое время она пролетит путь в 280000м? (40 с) Загадка 3-я: (Слайд № 17) Несется и стреляет, ворчит скороговоркой, Трамваю не угнаться за этой тараторкой. В четыре такта его цикл, Это быстрый…(Мотоцикл.) Задача. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 мин. (100 км/ч) Нужно ли записывать решение задачи? | Личностные УУД: учебно – познавтельный интерес к учебному материалу, повышение мотивации Автомобиль Решение: 2ч = 7200 с 30 х 7200 = 216000 (м) – расстояние Ракета 280.000 : 7000 = 40 (с) – время Мотоцикл (100 км/ч) НЕТ!
| |||
13. Работа в группах 10 мин. 1 группа: С помощью рулетки измерить расстояние в метрах от одной стены до другой. При помощи секундомера замерить, сколько времени потребовалость, чтобы пройти этот путь. Найти скорость движения. Записать. 2 группа: Проведите опыт: с одинаковой высоты одновременно отпустите лист бумаги и скомканный лист. Чья скорость падения больше? Попробуйте определить время падения листа, затем скомканного листка по отдельности. 3 группа: Измерьте ширину шага кого – нибудь из учеников. Сосчитайте, сколько шагов нужно пройти от окна до двери около доски. Вычислите, какое расстояние между окном и дверью. 4 группа: Найти материал о Ломоносове Михаиле Васильевиче в энциклопедии. 5 группа - Найти в интернете материал о Галилео Галилее. - Отчёты групп о работе. 3 мин. - Ответы на проблемный вопрос: Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 22) - Рефлексия: На доске прикреплены з дороги. Выбрать дорогу с понравившейся надписью, прикрепить смайлик. (Слайд № 23) 2 мин. |
Конспект урока.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо угадать…
Подсказки:
То, что здесь (на доске) написано,
Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это совершают самолеты.
Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни!
Итак, тема сегодняшнего урока “ Движение – это жизнь”.
- Давайте прочитаем, как в словаре русского языка объясняется, что такое движение.
1 ученики читает из словаря: Движение – это изменение положения предмета или его частей, перемещение, состояние – противоположное покою» (Словарь русского языка – АН – М, 1985) (Слайд № 4)
- Но мы сегодня не случайно проводим урок в кабинете физики. Как вы думаете, почему?
- Тема «Движение» изучается в 7 классе физики. Поговорим о движении с точки зрения физики.
Проблемный вопрос: Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 5)
Если машина далеко, то мы не можем понять, движется она или нет. Чтобы понять движется машина или не т, мы должны пронаблюдать, как меняется её положение ОТНОСИТЕЛЬНО столбов, домов, деревьев.
- Демонстрации движения с машинкой, мячом:
- Учитель: (Машинка стоит) Что можно сказать о машинке?
- Ученики: Не движется, т.к. её положение относительно домов не меняется.
Учитель: (Прокатить машинку) Что теперь можно сказать о машинке?
- Ученики: Она движется.
- Учитель: Как вы поняли, что машина движется, не видя колёс.
- Ученики: Она удалилась от 1 дома и приблизилась ко 2 дому.
- Учитель: Т.е. относительно домов машина ИЗМЕНИЛА СВОЁ ПОЛОЖЕНИЕ, ЗНАЧИТ, ОНА ДВИЖЕТСЯ.
Учитель: Прокатить мяч. Что можете сказать о мяче?
- Ученики: катится, движется.
- Учитель: Докажите, что движется.
- Ученики: Он удалился от стола и приблизился к 1 парте, затем 2 парте.
Учебник: с 30 – правило в парах!
Слайд № 6: Т.Е. в физике движение любого тела – предмета рассматривается с изменением положения ОТНОСИТЕЛЬНО других тел – предметов.
Определение: Изменеие с течением времени положения тела относительно других тел называется механическим движением. (Слайд № 6)
- Учитель: Замрите. Скажите, вы сейчас движетесь?
-- Ученики: нет.
- Учитель: ОТНОСИТЕЛЬНО шкафов, окон мы находимся в состоянии покоя. Давайте представим себя на планете Земля.
- ГЛОБУС: учитель заранее прикрепил фигурку человечка из конструктора «Лего», вращает глобус.
- Учитель: Какой делаем вывод?
-- Ученики: Земля движется! Значит, ОТНОСИТЕЛЬНО Солнца мы движемся!
(Слайд № 7)
- Учитель: Встаньте! Подвигайтесь по классу - Физминутка! Под музыку!
-- Ученики: А сейчас мы двигались ОТНОСИТЕЛЬНО окон, парт, шкафов.
- Учитель: Примеры механического движения: (Слайд № 8)
1. Движение относительно Земли человека, автомобиля, самолета
2. Колебания маятника: показ
3. Течение воды: показ
4. Перемещение воздуха (ветер): «создать ветер» - помахать тетрадью
- Движется или не движется? (Слайд № 9)
Повторение:
-Движение характеризуется тремя величинами. (Слайд № 10)
- Учитель: Какие величины движения вы знаете из математики?
- Ученики: Скорость, время, расстояние.
- Тест на нахождение V, T, S! – выход в интернет – использование ЭОР: показ на интерактивной доске.
Взаимосвязь скорости, времени, расстояния (Слайд № 11)
- Учитель: Почему за разное время перемещаются вокруг Земли эти тела? (Слайд № 12)
- Ученики: Разные скорости движения.
- Учитель: Что называется скоростью?
- Ученики: Расстояние, пройденное за единицу времени. (Слайд № 13)
Работа в парах: стр. 37 учебник «Физика 7 класс»
- Учитель: Прочитайте, как называется таблица. (Слайд № 14)
Таблица «Средние скорости движения некоторых тел, скорость звука, радиоволн и света»
Задания:
- Учитель: У кого самая маленькая скорость?
- Ученики: У улитки – 1 мм/с.
- Учитель: Самая большая скорость?
- Ученики: У света и радиоволны – 300 000 000 м/с.
- Учитель: Во сколько раз скорость мухи меньше скорости скворца?
- Ученики: В 4 раза.
- Учитель: Переведите скорость Земли в км/с.
- Ученики: 30 км/с.
Индивидуальная работа: На партах карточки с транспортом, на них – задачки.
Загадка 1-ая: (Слайд № 15)
Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес,
Накорми его бензином, на копыта дай резину,
И тогда, поднявши пыль, побежит… (Автомобиль.)
1. Задача. Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч = …с? (216000 м) (Слайд № 16)
САМОПРОВЕРКА: СЛАЙД № ! У кого правильно +
Решение: 2ч = 7200 с
30 х 7200 = 216000 (м) – расстояние
Загадка 2-ая: (Слайд № 17)
Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится.
Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд.
Хороша, как чудо света!
Что ж летит, ответь?........(Ракета.)
2. Задача. Ракета движется со скоростью 7 000 м/с. За какое время она пролетит путь в 280000м? (40 с) (Слайд № 18)
САМОПРОВЕРКА: СЛАЙД! У кого правильно +
Решение: 280.000 : 7000 = 40 (с) – время
Загадка 3-я: (Слайд № 19)
Несется и стреляет, ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться за этой тараторкой.
В четыре такта его цикл, Это быстрый…(Мотоцикл.)
3. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 мин. (100 км/ч) (Слайд № 20)
Работа в группах
1 группа:
С помощью рулетки измерить расстояние в метрах от одной стены до другой. При помощи секундомера замерить, сколько времени потребовалость, чтобы пройти этот путь. Найти скорость движения. Записать.
2 группа: Проведите опыт: с одинаковой высоты одновременно отпустите лист бумаги и скомканный лист. Чья скорость падения больше? Попробуйте определить время падения листа, затем скомканного листка по отдельности.
3 группа: Измерьте ширину шага кого – нибудь из учеников. Сосчитайте, сколько шагов нужно пройти от окна до двери около доски. Вычислите, какое расстояние между окном и дверью.
4 группа: Найти в интернете материал о Галилео Галилее + ЭНЦИКЛОПЕДИИ!
Группа получает карточку с задачей, решает, относит консультанту – учителю физики.
- Отчёты групп о работе:
(Слайд № 21) - 2012 год – год Российской истории. Михайло Васильевич Ломоносов - Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича 8 ноября 1711г в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.
А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, … обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”.
В XVIII в. в русский язык ввел слово “физика”, когда издал в переводе с немецкого первый в России учебник физики.
Из интернета или энциклопедии: Галилео Галилей - итальянский физик, астроном. Открыл законы падения тел и качания маятника. Преподавал в университетах в городах Пизе, Падуе, был придворным математиком герцога во Флоренции.
Дал ответ на вопрос “Как же будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела?”. Он писал: “Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то … движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца”.
- Ответы на проблемный вопрос: Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 22)
- Рефлексия: На доске прикреплены з дороги. Выбрать дорогу с понравившейся надписью, прикрепить смайлик. (Слайд № 23)
ЛИТЕРАТУРА
1. Кабардин О.Ф., Кабардина СИ., Ор лов В.А. Задания для итогового контроля зна ний учащихся по физике в 7—11 классах. — М.: Просвещение, 1995.
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник за дач по физике. — М.: Просвещение, 2001.
3. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6—7 классах. — М: Просвещение, 1974.
4. Го р е в А. Занимательные опыты по физике. — М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные и нестандартные задачи в первом классе с использованием ИКТ
Эту работу я выполняла на курсах «Информатика в начальной школе» (2004-2005). Материал этого проекта можно использовать как на уроке математики, информатики, так и во внеурочное время. На классн...
Нестандартный урок математики 3 класс
Нестандартный урок математики 3 класс по теме: "Закрепление табличного и внетабличного умножения и деления" УМК Школа России...
Нестандартные уроки в 1 классе: нормативно-правовая основа и практическое применение.
В данной публикации размещаю два документа: "Организация обучения первоклассников в адаптационный период" - извлечение из документа Письмо Минобразования России от 20.04.01 № 408/13-13 "Рек...
Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи.
Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи построен на основе системно - деятельностного подхода. Урок по типу "Открытие нового знания"...
Нестандартный урок музыки 2 класс. Раздел: Святые земли Русской.
Нестандартный урок музыки на тему: Святые земли Русской. Александр Невский.Поиск истины. 2 класс. Ссылка на учебный фильм о подвиге Александра Невского https://www.youtube.com/watch?v=P4f4...
Нестандартные задачи для 2 класса
Факультативные занятия, можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности....
Методическая разработка внеурочного занятия по математике, с использованием нестандартных задач для 1 класса.
Современные стандарты требуют, чтобы урок был интересным, информационно-насыщенным, а материал понятным для усвоения учащихся.От степени подготовленности и методик преподавания учи...