Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Семенова Светлана Владимировна

Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи построен на основе системно - деятельностного подхода. Урок по типу "Открытие нового знания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_klass_semenova.doc608.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова Светлана Владимировна, учитель МБОУ «СОШ «30 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Энгельса

Дидактическое обоснование:

Математика 1 класс, автор учебника Рудницкая В.Н, Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Составляем и решаем задачи».

Дидактическая цель: создать условия для овладения детьми новых знаний.

Тип урока: «Открытие нового знания».

Цель: 1) деятельностная (формировать у учащихся умений реализации новых способов и норм деятельности).

 2) содержательная (Составление и решение задач. Усвоить, что составить и решать задачи помогут рисунок, условие, схема. Выполнение арифметических действий с числами. Умение классифицировать геометрические фигуры разными способами).

3) воспитательная ( воспитание чувства любви к книгам, положительного отношения к труду).

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Парная, групповая, фронтальная.

Средства обучения, ПК, ммультипроектор, наглядность, карточки с заданиями.

Технологическая карта занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. 

На каком уроке мы продолжаем учиться? ( На уроке математики).

Чему мы учились на предыдущих уроках математики? (Решали выражения, изучали состав чисел, учили нумерацию чисел с 11 до 20, учились выполнять умножение).

Чему будем учиться сегодня на уроке? (Продолжать решать выражения, задачи, изучать состав чисел)

Подготовка класса к работе. 

Настрой на работу в стихотворной форме:

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

                       

   У нас сегодня необычный урок

Мы сегодня побываем в гостях…

У кого, ребята?  

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Кто автор этой замечательной сказки?

Больных у доктора Айболита всегда много.

Как вы думаете, попадут ли они на прием, если будут стоять в таком порядке?

0,1,2,4,3,5,6,8,7,9,10.

(Не попадут. Числа 3 и 8 стоят не на своих местах).

А это что за звери? Сколько их? Как догадались? ( На доске закрыты зайчики, торчат только уши).

                              А вот ещё больная. Кто это? (Змея)

 Она необычная. Что видите? (Числа). В каком порядке они записаны? (В порядке возрастания). Назовите следующее числа. (8, 10). Что теперь можете сказать о числах? ( Лишнее число 10. Оно – двузначное). Продолжите ряд до 20 и обратно.

Какие вопросы вы можете задать  друг другу, глядя на  змею?

 ( показываю на геометрические фигуры). Что видите на змее? Какая фигура лишняя?( Круг –нет углов. Треугольник – другого цвета). А что еще видите на змее? (Слово  осталось и знак вопроса). Где встречалось это слово и этот знак?

Так, какая тема  нашего  урока? (Задачи).

Определите цель нашего урока, чему мы должны научиться? (Мы должны научиться решать задачи).

Исследовательская работа.

Выполняют  задания .

Определяют тему и цель урока.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Выявление места и причины затруднения.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Давайте поможем доктору Айболиту вылечить змею.

Откройте учебник на с. 88  №1.

Посмотрите на задание. Что вы видите? ( рисунки, схемы).  Зачем нужны рисунки и схемы?  Как вы думаете, что вам предстоит сейчас делать? Сможете ли вы сразу решить такие задачи? (Нет).  Почему? ( Надо сначала составить  условие  по рисунку и схеме и поставить вопрос задачи). А можно это сделать?  (Да.  

Нам помогут  рисунок,  схема, часть условия).

Соотносят схему с рисунком. Определяют условие и вопрос задачи. Заменяют  пустые клеточки в схемах числами. В полученных  выражениях находят его значение. Проговаривают ответ задачи.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

постановка вопросов, анализ рисунков и схем.

Логические:

формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации. с. 88.

Какую задачу составили по первому рисунку? Какая схема подойдет к задаче?  Почему? Какую задачу составили по второму рисунку? И т. д.

Какой сделаете вывод?

Сравнивают схемы, сравнивают рисунки. Делают вывод. Решают задачи в тетради. Проговаривают ответ задачи.

Регулятивные:

планирование, прогнозирование.

Логические: - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Организация учащихся.

Звук телефона.

- Что случилось?

- Наши детки заболели. Приезжайте в Африку скорей и вылечите наших  малышей.

- Ладно, ладно побегу, вашим деткам помогу. Давайте отправимся вместе с Айболитом. Чтобы быстрее добраться – полетим на самолете.

Динамическая пауза.

Руки ставим все вразлет-

Получился самолет.

Мах крылом туда – сюда.

Делай раз и делай два.

Чтобы быстрее совершить посадку, подниматься будем по 2 лестницам, каждая из которых состоит из 5 ступенек.

Проверка.

Работа в паре по карточкам.

Двое у доски работают на дополнительном  пространстве, другие дети не видят.

Личностные:

 самоопределение

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные:

Умение  составлять пары состава числа 10, рефлексия способов и условий действия.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

 Вот мы и в Африке. А вот и больной. Да у него ангина.

Поможем Айболиту вылечить больного. Сделаем следующее задание.

Ребята, посмотрите на доску. Что видите  на  доске? (пальмы, попугаев). Что подсказывают картинки с попугаями?

 ( По ним можно составить задачу). Почему составили задачу на вычитание? ((Попугай улетел, значит,  стало меньше.).

Составляют задачу, решение и ответ записывают в тетрадь.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные:

 управление поведением партнера – контроль, коррекция.

Личностные:

самоопределение.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация деятельности по применению новых знаний.

Самостоятельно поработайте по данному сюжету. Какое задание будете выполнять? ( Составлять и решать задачу по рисунку).

Проверка задания.

- Проговорите условие и вопрос задачи. Каким действием решали задачу? Почему?

Вот и вылечили крокодила.

Работа в паре.

Дети составляют задачу про обезьянок.

Решение и ответ записывают в тетрадь.

Личностные:

 самоопределение

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание,  решать задачу по составленному условию и вопросу, рефлексия способов и условий действия

7. Включение в систему знаний и повторение.

Динамическая пауза. Можно и повеселиться. Изобразим обезьянок. Ведущий в маске обезьянки показывае озорной танец под песню «Чунга – чанга».

Ребята, а где же Айболит?

 Кто – то нам мешает… Да это Бармалей!

 Он спрятал нашего Айболита. Куда, ребята7 ( В замок.).

А что на двери замка? ((Замок). Давайте откроем замок и поможем выбраться Айболиту.

 Нарисуйте недостающую фигуру, не нарушая закономерности.

Проверка у доски.

А вот и Айболит. А теперь скорее в класс.

Посмотрите, какое чудо! Что это?  Математический  банан! А что вы видите на нем  ? Узнаем, что написал нашему классу в медицинской карте Айболит? Найдем нужные карточку с ответом и перевернем  её.

 

Различают омонимичность слова «замок».

Работа в группах.

Работают с геометрическими фигурами, устанавливают закономерность.

Решают примеры, отгадывая слово.

Дети решают примеры и переворачивают карточки, на которых написано «Здоров»

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: групповая работа по установлению закономерности.

Познавательные:

«церочка», упорядочивание.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация рефлексии.

Я  узнал (а)…

Я понял (а)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Учитель раздает детям бананы.

Делают вывод.

Самооценка действий результатов с помощью смайликов

Коммуникативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

рефлексия.

Личностные:

смыслообразование.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе по теме: Закрепление умения решать задачи, умножение на1, на 0.

Данный урок  математики  разработан  для 3 класса, по  программе  " Школа  Росии"  по учебнтку Моро.  На  уроке  закрепляются  навыки решения...

Урок математики в 1 классе по теме «Составляем и решаем задачи»

На данном уроке математики закрепляются и систематизируются знания и умения в составлении и решении задач.       Модель учебного занятия спроектирована на основе си...

урок математики "Закрепление по теме"Решение примеров и задач изученных видов"

Урок математики в 3 классе. Материал подобран таким образом, чтобы закрепить умения решать различные виды примеров и задач...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...