Нестандартные уроки в 1 классе: нормативно-правовая основа и практическое применение.
методическая разработка (1 класс) по теме
В данной публикации размещаю два документа: "Организация обучения первоклассников в адаптационный период" - извлечение из документа Письмо Минобразования России от 20.04.01 № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" с мною выделенными отрывками, на которые стоит обратить особое внимание, и второй документ - разработанный на основе этого письма план введения нестандартных уроков (распределение по предметам, тематика и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_obucheniya_pervoklassnikov_v_adaptatsionnyy_period.doc | 57.5 КБ |
nestandartnye_uroki_1_klass.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация обучения первоклассников в адаптационный период
Письмо Минобразования России от 20.04.01 № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" (извлечение)
<...>
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. № 309*, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 мин каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" сказано: "...в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы выполнить задачу Снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 - по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 уроков-театрализаций по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.
Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.
Организация уроков математики
Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.
Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.
В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).
Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.
Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:
- Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включением игр "Как найти свою группу", "Кто первый", "Угадай-ка", "Кто дальше, кто выше, кто больше", "Научи другого" и др.; экскурсия в кабинет математики.
- Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.
- Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.
Организация уроков окружающего мира
Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.
Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.
Кроме экскурсий и целевых прогулок, целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду -на пришкольном участке.
Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:
- Признаки осени: экскурсии "Золотая осень", "Природа вокруг нас", "Во саду ли в огороде".
- Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки "Разнообразие растений", "Деревья твоего двора", "Что за дерево"; через подвижные игры "Комнатные растения".
- Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например "Наш город (село)" "Дорога от школы до..." (особое внимание обращается на места опасного перехода). Ознакомление с социальным окружением также может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте; можно провести игры "Поздравляем с днем рождения", "Давайте знакомиться".
- Здоровье: подвижные игры, например "Чистота - залог здоровья".
Организация уроков музыки
Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.
Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.
Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:
- пластическое интонирование;
- музыкально-ритмические движения;
- свободное дирижирование;
- игра на элементарных музыкальных инструментах;
- разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
Организация уроков изобразительного искусства
В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.
Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:
- прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, тема урока "Золотые краски осени");
- экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края, в художественно-краеведческий музей или уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства (например, тема урока "Красота изделий народных умельцев");
- игры (например, тема урока "Игра в художника и зрителя"). Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо, способствуя снятию напряжения.
Организация уроков труда
Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие мелкой моторики и координации движений, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр.
Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как: "Красота окружающей природы", "Образы родного края", "Сказочные животные", "Птичий базар". Во время их проведения тренируется умение видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.
Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии "Природа - художник и скульптор" ("Что нам дарит природа?"). Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал.
Экскурсия может включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры "Собери листочки одинаковой формы", "Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)", "Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички".
Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: "Кого тебе напоминает эта веточка (шишка?)", "Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы" и т. д.
Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок (например, театрализованный конкурс "Озвучь тот персонаж, который ты изобразил") или урок-игру "Бумажная авиация" с запуском моделей самолетов из бумаги, а также игры-соревнования, например, на дальность полетов.
Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию "Искусство на радость людям" на местное производство, где используются текстиль, бумага, глина и пр.
Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев могут также стать содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенка.
Данные рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.
Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России М.Р. Леонтьева
Директор Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН BJP. Кучма
Предварительный просмотр:
Организация обучения первоклассников в адаптационный период:
нестандартные формы проведения уроков
(на основе Письма Министерства образования РФ от 20.04.01 № 408/13-13
"Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" )
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. № 309*, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 мин каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" сказано: "...в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
В письме говорится, что при проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 - по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 уроков-театрализаций по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.
Исходя из данного письма с учетом учебного плана МКОУ «Бобровская СОШ» учителям 1 классов рекомендовано включить в календарно-тематический план уроки в нестандартной форме. Первая четверть по учебному плану длится 9 недель, что равно 45 урокам в нестандартной форме:
- физическая культура
-окружающий мир
- изобразительное искусство
- технология
- музыка
Количество часов по каждому предмету определяет учитель в соответствии с планированием и расписанием занятий (учебным планом).
Для проведения уроков выбраны разнообразные формы: урок-игра, урок-соревнование, урок-эстафета, урок-спортивный марафон, урок-сказка, урок-путешествие, урок викторина, урок-экскурсия, урок – виртуальная экскурсия, урок-путешествие и другие.
Распределение уроков в нестандартной форме в 1 б классе по предметам
№п\п | № урока | Тема урока в календарно-тематическом планировании | Нестандартная форма | дата |
Физическая культура | ||||
1 | 1 | Урок – сказка. Понятие о физической культуре | Урок – сказка | |
2 | 2 | Раздел «Легкая атлетика» Ходьба Урок – путешествие | Урок – путешествие | |
3 | 3 | Сочетание различных видов ходьбы. Спортивный калейдоскоп | Спортивный калейдоскоп | |
4 | 4 | Спортивный марафон. Обычный бег, бег с изменением направления движения. | Спортивный марафон | |
5 | 5 | Спортивный марафон. «Бег с преодолением препятствий». | Спортивный марафон | |
6 | 6 | Спортивный марафон. Бег по размеченным участкам дорожки. | Спортивный марафон | |
7 | 7 | Урок – игра Челночный бег. | Урок – игра | |
8 | 8 | Спортивный марафон Совершенствование навыков бега. | Спортивный марафон | |
9 | 9 | Подвижные игры во время прогулок | Урок – игра | |
10 | 10 | Эстафеты. Бег с ускорением. | Эстафеты | |
11 | 11 | Броски большого мяча на дальность двумя руками из-за головы. Урок-игра | Урок – игра | |
12 | 12 | Спортивный марафон Совершенствование навыков бега. | Спортивный марафон | |
13 | 13 | Эстафеты с мячами. | Эстафеты | |
14 | 14 | Прыжок в длину с места, с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Эстафеты | Эстафеты | |
15 | 15 | Раздел «Подвижные игры» Игры на закрепление и совершенствование навыков бега | Урок – игра | |
16 | 16 | Игры на закрепление и совершенствование развития скоростных способностей | Урок – игра | |
17 | 17 | Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках | Урок – игра | |
18 | 18 | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность | Урок – игра | |
19 | 19 | Урок – путешествие «Упражнения на внимание». | Урок – путешествие | |
20 | 20 | Спортивный калейдоскоп «Упражнения на ловкость и координацию». | Спортивный калейдоскоп | |
21 | 21 | Ведение и передача баскетбольного мяча. Урок игра | Урок – игра | |
22 | 22 | Подвижные игры с баскетбольным мячом. | Урок – игра | |
23 | 23 | Подвижные игры с баскетбольным мячом. | Урок – игра | |
24 | 24 | Спортивный марафон «Внимание, на старт». | Спортивный марафон | |
25 | 25 | Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человекаУрок -викторина. | Урок -викторина. | |
26 | 26 | Урок – путешествие «Возникновение первых соревнований. | Урок – путешествие | |
27 | 27 | Построения и перестроения. Урок-игра
| Урок – игра | |
Окружающий мир | ||||
28 | 2 | Что такое Родина? Урок-экскурсия | Урок-экскурсия | |
29 | 3 | Что мы знаем о народах России? Урок-викторина | Урок -викторина. | |
30 | 15 | Кто такие птицы? Урок-викторина | Урок -викторина. | |
31 | 6 | Что у нас над головой? Урок-путешествие | Урок – путешествие | |
32 | 15 | Кто такие птицы? Урок-викторина | Урок -викторина. | |
Изобразительное искусство | ||||
33 | 1 | Изображения всюду вокруг нас. Урок-экскурсия | Урок-экскурсия | |
34 | 3 | Изображать можно пятном. Урок-сказка | Урок – сказка | |
35 | 6 | Разноцветные краски Урок-сказка | Урок – сказка | |
36 | 8 | Художники и зрители Урок- виртуальная экскурсия(обобщение по теме) | Урок- виртуальная экскурсия | |
Технология | ||||
37 | 2 | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Урок-викторина | Урок -викторина. | |
38 | 3 | Что такое технология. Урок- экскурсия в мастерские | Урок- экскурсия | |
39 | 4 | Природный материал. Урок-игра Изделие: « Аппликация из листьев». | Урок – игра | |
40 | 5 | Пластилин.Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Изделие «Мудрая сова». Урок-сказка | Урок – сказка | |
Музыка | ||||
41 | ||||
42 | ||||
43 | ||||
44 | ||||
45 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые основы реализации ФГОС ОО
Нормативно-правовое основы реализации ФГОС ОО....
Нормативно-правовые документы, определяющие основы государственной политики Российской Федерации и Московской области в сфере образования.
Изучение вопросов, изложенных в нормативно-правовых документах в сфере образования, определяющих основы государственной политики РФ и МО....
Нормативно-правовые основы психолого-педагогической коррекции
Нормативно - правовые документы по психолого - педагогической коррекции....
Нормативно - правовые основы исклюзивного образования
Это интересно!...
Нормативно - правовые основы исклюзивного образования
Это интересно!...
Статья на тему: "Нормативно-правовое обеспечение применения жестовой речи в современных социально-педагогических условиях"
Статья на тему: "Нормативно-правовое обеспечение применения жестовой речи в современных социально-педагогических условиях"...
Урок с использованием АМО. Нестандартный урок. 2 класс.
Нестандартный урок с использованием активных методов обучения. ( АМО)...