Формирование математической речи в 1 классе
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Формирование математической речи учащихся Iкласса
Членораздельнаяречьявляетсяоднимизнаиболеехарактерныхпроявленийразвитиячеловеческойличности. Процессразвитияречиспособствует развитиюличностивцелом, илюбаяизсторонразвитияличностисодействуетразвитиюречи.
Психологиипсихолингвистырассматривают речькакпроцесспорожденияивосприятиявысказывания, каквидспецифическичеловеческой деятельности, обеспечивающейкоммуникацию. Язык—этосредство, аречь—процессобщения. Языкабстрактенивоспроизводим, аречьконкретнаинеповторима, состоитизартикулируемыхзнаков, являетсявидомсвободнойтворческойдеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_matematicheskoy_rechi_uchashchihsya_i_klassa.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование математической речи учащихся I класса
Членораздельная речь является одним из наибо лее характерных проявлений развития человечес кой личности. Процесс развития речи способствует развитию личности в целом, и любая из сторон раз вития личности содействует развитию речи.
Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия вы сказывания, как вид специфически человеческой деятельности, обеспечивающей коммуникацию. Язык — это средство, а речь — процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, а речь кон кретна и неповторима, состоит из артикулиру емых знаков, является видом свободной творчес кой деятельности.
Речь и язык составляют сложное диалектичес кое единство. Коммуникация осуществляется по правилам языка. Под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и т. п.) речь из меняет и совершенствует язык. Без знания языка невозможно построить правильное, отвечающее определенным коммуникативным целям выска зывание. С другой стороны, благодаря речи про исходит развитие системы языка — в речи возни кают и накапливаются случайные или намерен ные отклонения от норм, которые затем могут стать регулярными и зафиксироваться в языке.
"Математика — наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы" (Оже гов С. И. Словарь русского языка. — М., 1990. — С. 167.). Характерная чер та математики — широкое применение в ней специальных знаков, символов, позволяющих точно и обобщенно вы ражать соответствующие формы мыс лей, поэтому ее справедливо называ ют особым языком.
Методически умелое использова ние математического языка обеспечи вает сознательность учения, ускоряет развитие мышления как совокупности логических операций, способности к де дуктивным рассуждениям, рациональ ному оперированию знаковыми систе мами, пространственным представле ниям, запоминанию и воображению.
Математический язык следует рас сматривать в двух аспектах: синтакси ческом и семантическом. Математи ческий синтаксис устанавливает пра вила использования математических знаков в выражениях, равенствах, нера венствах, других заданиях, сформулированных математическим языком. Семантика определя ет смысловое значение каждого математического знака.
Речевая деятельность учащихся на уроках математики:
• помогает активному восприятию информации;
• содействует становлению содержательной осно вы познавательных процессов и форм речевого выражения;
• является отражением результатов познаватель ных приобретений учащихся, их внутренних по буждений, интересов, склонностей, настроения при совершении учебных действий;
• выражает отношение детей к обучению и учению;
• способствует становлению межсубъектных отно шений на уроках;
• является основой общения с товарищами и учи телем.
Общение на математическом языке как конечная цель обучения младших школьников предполагает фор мирование математической грамотности, т. е. способ ностей ученика распознавать проблемы, которые могут быть решены средствами этой науки; формулировать их на языке математики; решать проблемы, используя ма тематические методы; анализировать методы решения; интерпретировать, формулировать и записывать резуль таты решения.
Широкое применение математического языка в раз личных науках, социальная и психолого-педагогическая целесообразность овладения им для развития мышле ния учащихся и обеспечения преемственности в обуче нии определяет актуальность формирования математи ческой речи.
Работу по формированию навыков грамотной мате матической речи необходимо начинать с I класса. Пред лагаемые варианты заданий, которые должны быть под готовлены к уроку заранее (записаны на доске, карточ ках), направлены на выработку речевых умений.
Варианты заданий по изучению состава чисел
Объяснения учащихся должны строиться на знаниях о составе чисел по образцу, который предлагает учитель: "В пустую клетку необходимо вставить число 2, так как состав числа 10 — это 8 и 2" или "Значение выражения 5 + 4 равно 9, так как 5 и 4 — состав числа 9".
Заполни пустые клетки. Объясни решение.
8 | + | 10 | 3 | + | ||
+ | 2 | + | 6 | |||
7 | + | + | 5 | |||
+ | 0 | 9 | + |
Дорисуй ягоды и впиши нужные числа в пустые клет ки. Объясни решение.
4 + = 5 |
2 + = 5 |
3 + = 5 |
1 + = 5 |
Подчеркни примеры с ответом 7.
5+2 3+4 6+1
4+2 4+3
Соедини стрелками примеры и свободные места в домиках так, чтобы цифра, записанная на крыше, со ответствовала значению математического выражения. Объясни свой выбор.
3 4 5
4+1 |
1+2 |
4+0 |
2+1
3+2
3+1
3+0
Соедини примеры с ответами. Объясни свое решение
2+2
5+0
7
0
5
4
9
4
6
2
5+4
1+3
2+3
4+2
9+0
5+1
3+3
Варианты заданий по изучению приемов сложения и вычитания
Впиши числа в пустые кружочки и сделай вывод, за кончив предложение: "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится... (за ним в ряду натуральных чисел)".
+1
0
Впиши числа в пустые кружочки и сделай вывод, за кончив предложение: "Если из любого числа вычесть 1, то получится число, которое находится... (перед ним в ряду натуральных чисел)".
-1
10
Реши примеры. Объясни ход решения, закончив предложения: "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится...", "Если из любо го числа вычесть 1, то получится число, которое нахо дится...".
7 - 1 = 5 -1 =
4 + 1 = 6 +1 =
6 - 1 = 4 - 1 =
5 + 1 = 7 + 1 =
Реши примеры. Объясни ход решения, закончив предложения: "Если к любому числу прибавить 1, то по лучится число, которое находится..."; "Если из любого числа вычесть 1, то получится число, которое находит ся..."; "Если к любому числу прибавить 0, то получится... (то же самое число)"; "Если из любого числа вычесть 0, то получится... (то же самое число)".
6 + 1 = 8 – 0 =
4 + 0 = 6 - 6 =
5 + 1 = 7- 1 =
Реши примеры. Объясни ход решения, закончив предложения: "Чтобы к числу прибавить 2, нужно... (к не му прибавить две 1)"; "Чтобы из числа вычесть 2, надо... (из него вычесть две 1)".
6 + 2 = 8 – 2 =
4 + 2 = 6 - 2 =
5 + 2 = 7- 2 =
Соедини стрелками примеры и свободные места в домиках так, чтобы цифра, записанная на крыше, со ответствовала значению математического выражения. Выбери подходящее объяснение решения, закончив од но из предложений: "Если к любому числу прибавить 0, то получится..."; "Если к любому числу прибавить 1, то получится число, которое находится..."; "Чтобы к числу прибавить 2, надо...".
6 7 8
7+1 |
5+1 |
7+0 |
5+2
3+4
4+2
6+0
8+0
2+6
Реши примеры, используя известные правила при емов сложения и вычитания.
0
0
0
0
0
4+2
4+2
4+2
4+2
4+2
0
4+2
4+2
0
4+2
0
0
0
Заседание клуба знатоков математики
Урок математики в I классе
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Тема: "Отношения "больше", "меньше", "равно"; знаки операций сложения и вычитания; числа и цифры 1, 2, 3".
Цели: активизировать познавательный интерес уча щихся; развивать логическое мышление; закрепить знания по пройденным темам; совершенствовать навыки и при емы работы при выполнении математических операций; выявить уровень знаний учащихся по данной тематике; на метить пути решения возникших проблем; воспитывать чувства коллективизма и солидарности со сверстниками.
Оборудование: визитки-приглашения на урок; таб лички с названиями команд; значки, цветные карандаши, ручки, наборы карточек с цифрами от 0 до 9 для игроков; табличка с именем, бумага, карандаши для жюри; кон верты с заданиями; табло для подведения итогов кон курсов; медали для награждения участников команд; се кундомер; магнитная удочка; рыбки с примерами.
Предварительная работа: определение участни ков команд, выбор капитанов; подготовка детьми номе ра художественной самодеятельности; определение жюри критериев оценки конкурсов, подведение проме жуточных и общих итогов работы.
Ход урока
Учитель приветствует участников команд, представ ляет членов жюри.
1 -й конкурс "Комбинаторная задача "Клоуны"
Время выполнения задания: 2 минуты.
Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.
Оценка: за правильность выполнения — 1 балл, за быстроту выполнения — 1 балл.
Условие задачи записано на карточках, которые учи тель раздает командам:
"У клоуна в мешочке 4 шара — 2 красных и 2 желтых. Шары какого цвета может извлечь из мешочка другой клоун, если каждый раз он будет брать по 2 шара. Нари суйте все варианты ответов".
2-й конкурс "Больше", "меньше", "равно"
Время выполнения задания: не ограничено.
Форма проведения конкурса: эстафета.
Оценка: за правильность выполнения — 5 баллов, за быстроту — 1 балл.
На столе для выполнения эстафетных заданий учи тель выкладывает две карточки. Участники команд по це почке подбегают к столу, выполняют по одному заданию в своей карточке (расставляют знаки >,<,=) и возвраща ются на свои места.
1 □ 3 |
4 □ 4 |
0 □ 2 |
7 □ 3 |
4 □ 5 |
10 □ 1 |
2 □ 7 |
8 □ 8 |
7 □ 5 |
0 □ 0 |
7 □ 1 |
5 □ 4 |
4 □ 8 |
3 □ 2 |
10 □ 7 |
8 □ 4 |
4 □ 1 |
1 □ 2 |
3-й конкурс "Квадрат"
Время выполнения задания: 1 минута.
Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.
Оценка: за правильность выполнения — 1 балл, за быстроту — 1 балл.
Учитель на доске делает рисунок и задает командам вопрос: "Сколько квадратов на рисунке?" После коллек тивного обсуждения вопроса в командах карточку с отве том поднимает капитан.
Музыкальная пауза
Заранее подготовленные ученики показывают номер художественной самодеятельности.
4-й конкурс "Найди ошибки"
Время выполнения задания: 3 минуты.
Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.
Оценка: за правильность выполнения — 3 балла, за быстроту — 1 балл.
Задание на карточках получает каждая команда. Ка питаны после коллективного обсуждения задания в ко мандах исправляют ошибки.
<
>
=
5-й конкурс "Математический диктант"
Время выполнения задания: 5 минут.
Форма проведения конкурса: индивидуальная рабо та капитанов команд.
Оценка: по 1 баллу за каждый верный ответ.
Учитель по одному читает задания, капитаны команд с помощью карточек с цифрами от 1 до 9, разложенных на столе для выполнения эстафетных заданий, дают от веты на следующие вопросы:
1) Какие числа стоят после чисел 3, 4, 7?
2) Какие числа стоят перед числами 8, 5, 2?
3) Соседями каких чисел являются числа 4 и 6?
4) Какое число больше 5, но меньше 7?
Физкультурная пауза
6-й конкурс "Рыбалка"
Время выполнения задания: 3 минуты.
Форма проведения конкурса: эстафета для 5 участ ников каждой из команд.
Оценка: по 1 баллу за каждый верный ответ.
Команды выступают поочередно, от каждой делеги руется по 5 человек. Участники конкурса в течение за данного времени должны попытаться "выловить" как можно больше рыбок с примерами (1 + 1; 1-1; 2+1; 2-1; 3+1; 3-1; 4+1; 4-1; 5+1; 5-1; 6+1 ;6-1; 7+1; 7-1; 8+1; 8-1; 9+1; 9-1) и постараться дать на них правильные ответы.
7-й конкурс "Реши примеры"
Время выполнения задания: 2 минуты.
Форма проведения конкурса: коллективная работа на местах.
Оценка: за правильность выполнения — 3 балла, за быстроту — 1 балл.
Команды получают задания на карточках.
+2
+2
+2
+1
+1
_-2
-1
+1
Подведение итогов
Выступления учителя и членов жюри. Награждение участников команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме: «Формирование математических способностей у детей 6-7 лет» Собрание-практикум Цель: объединение усилий школы и семьи в формировании математических способностей.
Быть готовым к школе сегодня это не только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе это уметь всему этому учиться.Задачи:1. Сформировать представление родителей о математ...
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе
Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в классе со сложной стуктурой дефекта.
Уточнение представлений о порядковом счете в пределах 5. Умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Развитие слухового восприятия посредством музыкал...
«Приемы и методы формирования связной речи в классе со сложной структурой дефекта». Выступление на педагогическом совете.
В статье затрагивается проблема особенностей познавательной сферы и речи у детей со сложной структурой дефекта. Раскрываются некоторые приёмы и методы формирования связной речи детей со сложной структ...
Мастер-класс "Формирование математической речи младших школьников"
Предлагаемая работа знакомит с приёмами работы над формированием математической речи младшего школьника...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 классТема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Фор...
От формирования УУД к формированию математической грамотности
И на основе сформированных предметных, метапредметных, универсальных способов действия. Функциональная грамотность, как способность школьников применять знания для решения повседневных задач, говорят ...