От формирования УУД к формированию математической грамотности
статья по математике (4 класс)
И на основе сформированных предметных, метапредметных, универсальных способов действия. Функциональная грамотность, как способность школьников применять знания для решения повседневных задач, говорят всё чаще. И это вполне логично, жизнь меняется и меняется очень быстро.
Успешность современного ученика определяется, прежде всего, умением обнаруживать, анализировать, обобщать информацию, определять её актуальность и истинность. Сущность математической грамотности-это, прежде всего, четыре главные способности школьника: применять полученные знания, добавить новые и оценивать свое знания (незнания), а также готовность к самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование математической грамотности в начальных классах | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
От формирования УУД к формированию математической грамотности.
Добрый день, уважаемые коллеги! Начнём мы наш разговор, безусловно, с определения, что же такое функциональная грамотность. Прежде всего- это способность решать учебные задачи, использовать постоянно преображаемые в течение всей жизни знания, которые нам пригодятся в дальнейшем. И на основе сформированных предметных, метапредметных, универсальных способов действия. Функциональная грамотность, как способность школьников применять знания для решения повседневных задач, говорят всё чаще. И это вполне логично, жизнь меняется и меняется очень быстро.
Успешность современного ученика определяется, прежде всего, умением обнаруживать, анализировать, обобщать информацию, определять её актуальность и истинность. Сущность математической грамотности-это, прежде всего, четыре главные способности школьника: применять полученные знания, добавить новые и оценивать свое знания (незнания), а также готовность к самообразованию.
Мне очень хочется остановиться именно на понятии готовности к самообразованию. О чём же пойдёт речь?
Стремление к самообразованию, как известно, возможно лишь при способности ученика, к самостоятельности. Самостоятельный ученик начальной школы в специальном сопровождении, в этом вопросе, нуждаются больше, чем кто-либо из учеников. Потому, что уровень самоорганизации развит не слишком высоко и являются зоной ближайшего развития. Для взрослого естественно, что если есть ошибочное решение, то логично и естественно интерес к улучшению своего результата, а вот для ребёнка всё иначе. И только под руководством учителя субъектная позиция ученика смещает акцент учебной деятельности с проблемы, как надо учить, на проблему, как надо учиться. И при осуществлении вот этой рефлексивной самоорганизации происходит работа с самим собой.
И в зоне внимания выступают свои мысли, чувства и действия, то есть некая субъективность. И именно на этапе мотивации под руководством учителя ученик должен научиться понимать в чем причины затруднения. Что не знает и что должен узнать. И только в этом случае урок станет личностно-ориентирован. И вовремя заданный на этом этапе, на этапе целеполагания вопрос: зачем нам нужно это уметь или где мы сможем воспользоваться этим в жизни. Позволит побудить учеников к самостоятельному размышлению о том, что может дать тот или иной навык, то или иное умение, то или иное знание. Это может стать хорошей основой, собственной мотивацией младшего школьника к самообразованию. А это будет основой функциональной грамотности.
Если профессиональная деятельность взрослого человека не очень связана с математикой, то большинство математических фактов, которые он изучал в школе и в вузе, остаётся невостребованной, ненужной. И поэтому быстро забывается. В реальной взрослой жизни нам необходимо владеть математическим языком, терминами, фактами, универсальными способами решения, которые позволят найти, понять и преобразовать, адаптировать разнообразную, в том числе и математическую информацию в соответствии с профессиональными или жизненными задачами. И это умение и составляет понятие математическая грамотность. Тогда есть некий реальный мир, есть математический мир и столкнувшись с проблемой в реальном мире, мы должны уметь переформулировать ее в некую математическую проблему. Применить знакомые для нас способы действия, вспомнить те знания, которые нам пригодятся для решения этой задачи, и дальше снова интерпретировать полученный математический результат в результат в контексте реального мира и оценить, решена ли проблема или нет.
Это та модель, которая очень краткая, но, мне кажется, достаточно емко и отвечает нам на вопрос, как математические знания, навыки, умения помогают решать житейские проблемы, связанные с образованием, с профессией, с личной жизнью, ну и так далее.
И тогда у нас появляется, необходимо отметить, те составляющие математической грамотности, функциональной грамотности, о которых, собственно говоря, важно знать. Это, прежде всего, понимание учеником математических знаний для решения учебных и жизненных задач. Это оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний и умений.
Вторая составляющая математической грамотности- это способность устанавливать математические отношения и зависимости. Работы с математической информацией, применять умственные операции, математические методы изучения проблемы.
Третье- это овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работы с математическими факторами, установление истинности или ложности. То есть приведение некого примера, чтобы аргументировать свою точку зрения. Но рассмотрение возрастных возможностей детей младшего школьного возраста в соответствии с этапом интеллектуального развития показывает, что задание на воспроизведение фактов, знаний и использование их стандартных ситуаций относится к зоне актуального развития младшего школьника, то есть он может это делать самостоятельно. Задания на применение знаний в определенных жизненных ситуациях, вариативные или измененные условия, которые требуют осознания и анализа младшими школьниками становятся так же в зоне актуального развития младшего школьника. И в результате грамотного сопровождения учителя приведут его к самостоятельным размышлениям над проблемой.
Задания на объяснения основания решения проблем, необходимо разделить на две группы:
Прежде всего, это рассуждение с аргументацией и обоснование выбора того или иного варианта ответа. То есть это зона актуального развития. «Я могу объяснить, почему именно так. У меня есть для этого аргумент» - ученик может вспомнить и доказать сам. А вот рассуждения с выдвижением предположения, некой гипотезы- это ближайшее развитие младшего школьника. Следовательно, для учеников должны быть созданы условия приобретения подобного опыта и его осмысление в процессе изучения школьных дисциплин и курса внеурочной деятельности.
Важно указать на необходимость выстраивания преемственности между соответствующими заданиями по типу знаний применения рассуждения с обоснованием и рассуждения выдвижением и проверкой гипотез.
Рассмотрим несколько примеров из этих пособий, которые изданы сегодня в издательстве «Просвещение». Вот это пособие «Развитие математических способностей» Юлии Игоревны Глаголевой. Оно рассчитано для использования в урочной деятельности и внеурочной деятельности так же. Есть некая задача, есть некая словесная модель ситуации:
Алеша, его пес бегут по дороге. Мальчик бежит со скоростью 85 метров в минуту, а пес со скоростью 100 метров в минуту. Какое расстояние между ними через 7 минут, если движение они начали одновременно из одной точки.
С одной стороны, математическое содержание данной задачи- это задача на движение. И дети понимают взаимосвязь между понятиями скорость, время, расстояние.
В результате выполнения данного задания самостоятельно может складываться некая проблема: часть ребят решают задачи модель, которая слева на данном слайде, часть детей выполняют задания, которые справа на данном слайде.
Почему случилось такая проблема: что было не так прочитано или что не так понято ребятами. И в результате работы с текстом мы понимаем, не указано, в одном ли направлении или в разном наши герои движутся. Для чего нам нужна эта задача? Почему? Она поможет ребятам сформировать некие функциональные умения, которые пригодятся по жизни. Поэтому, для того чтобы, передать какую-то информацию, надо очень четко эту информацию донести. Надо владеть тем языком и теми умениями, чтобы передать информацию достаточно конкретно, ничего в нем не упустив. В процессе решения данной задачи у учителя есть возможность рассмотреть эти разные модели, прикинуть результат какой будет результат. Умение делать вывод на основании полученных данных.
Следующая задача, которую мне хочется вам показать. Она в сборнике «Задания на логику» издательство «Просвещение». Автор Глаголева.
Уже на первый взгляд на этот слайд мы понимаем, что задача посвящена передаче информации. Задача о информации. Кто-то решил узнать, какие сладости любят одноклассники. И наш герой построил диаграмму, на которой оказалось, сколько детей любят печенье, сколько конфет и сколько детей любят зефир. Проверив эту диаграмму, его одноклассник сказал: - «Ты знаешь, по всей видимости, в опросе участвовало 16 человек». «Нет не 16 человек». И тогда опять проблема: почему данная диаграмма для решения этой задачи не передала точную информацию, которая собственно говоря, стремился передать ученик. И есть другой вариант. Давайте данную информацию передадим с помощью таблицы, то есть словесную модель превратим в табличную форму. И, отметив в таблице, что любят дети, какие сладости они любят. Мы можем убедиться, что есть, ребята, которые любят и печенье, и конфеты, и зефир. Есть ребята, которые любят только зефир, а есть, которые любят два варианта предложенных сладостей. Тогда появятся возможность показать третью модель решения этой задачи. Это рассмотреть через пересечение множеств и дальше поработать с новой моделью. А условно эту задачу можно отнести к сравнению соотнесение, преобразование, обобщение информации о математических объектах, чистых величинах геометрических фигур.
Следующая задача. Она из сборника «Олимпиадные задания». Авторы: Глаголева, Волковская, Буденная. Издательство «Просвещение». Она как раз относится к категории задания, скажем так условно, упражнений на владения математическими методами для решения учебных задач. Такой сказочный сюжет: кот Базилио предложил Буратино заработать определенные деньги, но в ходе выполнения задания Буратино остался без денег. Почему это произошло? Это задача для детей, которые готовы мыслить самостоятельно, готовы использовать опыт, который был приобретён на уроках. Поэтому, используя различные таблицы или схемы, открывают новый метод решения задачи с конца, то есть решение задачи с конца. Таким образом, на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта цель педагогической технологии- формирование функциональной грамотности в начальной школе. Целесообразно определить, как создание условий, которые обеспечивают возможность формирования функциональной грамотности у младших школьников и ключевыми элементарными данной педагогической технологии. Считаю, можно обозначить как дифференцированный подход, дифференцированный характер заданий и индивидуализированное взаимодействие в зоне актуального и в зоне ближайшего развития ученика. Такое взаимодействие целесообразно выстраивать с нарастанием самостоятельности выполнения данных заданий, учебных действий и математические упражнения. Проблемы, возникающие в ходе решения математических задач, должны быть связаны со сферой интересов и потребности обучающихся. Учитель должен сделать верный выбор в пользу метопредметных развивающих заданий позволяющие задавать необходимый вектор направлений на формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников. Ну и последний слайд. Представляю вам ту дополнительную литературу, с которой вы можете ознакомиться, если вдруг у вас возникли интересы в данной теме. Спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.
Возможности учебного предмета "Математика" ОС Л.В.Занкова для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....
Система работы школы по формированию у младших школьников математической грамотности во внеурочной деятельности
Главная цель моей педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться.Ведь ученик сегодня должен быть гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать инфо...
Урок математики в 4 классе по формированию математической грамотности
ЦЕЛЬ : ПОЗНАКОМИТЬ СО СПОСОБАМИ ЭКОНОМИИ ДЕНЕГ В СЕМЬЕ...
Презентация по теме: Формирование начальной составляющей математической грамотности - умения производить арифметические действия через совершенствование навыков устного счета в пределах 20 с переходом через десяток путем выделения математических закономер
Начальная школа является базовым фундаментом для формирования математической грамотности, а умение проводить арифметические действия ее основой при решении конкретных задач.Новизна опыта работы формир...
Презентация на тему: "Формирование математической грамотности как компонента функциональной грамотности"
Самый банальный вопрос — чему должны обучать детей в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических...