Мастер-класс "Формирование математической речи младших школьников"
учебно-методический материал по математике

Солнцева Ирина Владимировна

Предлагаемая работа знакомит с приёмами работы над формированием математической речи младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_matematicheskoy_rechi.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Солнцева И.В. МБОУ СОШ №51

Мастер – класс по математике

«Формирование математической речи младших школьников»

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №51г. Воронежа

Солнцевой И.В.

(в рамках научно-исследовательского эксперимента «Математическое развитие младших школьников»)

ФОРМИРОВАНИЕ

МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 1.

Учебная программа по математике  «Учусь учиться» Л.Г.Петерсон  ставит перед учителем задачу: формировать функционально грамотную личность, т.е. человека, думающего и действующего с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющего свободно добывать знания и использовать их для решения жизненно необходимых задач. Для достижения данной цели использую в своей работе деятельностный метод, который позволяет включить учеников в самостоятельную учебную деятельность. Деятельностный подход к обучению школьника, поставленный современной педагогикой во главу угла, переносит акценты с конечного результата на систему действий, необходимых для получения этого результата. Важно не то, что ты сделаешь, а как ты будешь это делать, ведь правильные действия приведут к качественному результату.

Считаю важным научить на уроках математики грамотной математической речи.

В обучении математики младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический. Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики, диаграммы и т.д.

Изучение математического языка, знакомство с его компонентами – неотъемлемая часть начального обучения математики. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.

Слайд 2.

Речевая деятельность учащихся на уроках математики:

• помогает активному восприятию информации;

• содействует становлению содержательной основы познавательных процессов и форм речевого выражения;

• является отражением результатов познавательных приобретений учащихся, их внутренних побуждений, интересов, склонностей, настроения при совершении учебных действий;

• выражает отношение детей к обучению и учению;

• способствует становлению межсубъектных отношений на уроках;

• является основой общения с товарищами и учителем.

Слайд 3.

Основываясь на методику русского языка, выделяю следующие направления по работе над формированием речи на уроках математики:

1.Работа над звуковой стороной речи.

2.Словарная работа с математическими терминами.

3.Формирование культуры математической речи.

4.Развитие связной математической речи.

Слайд 4.

1. Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов.  

При введении новых терминов  прикрепляю к доске таблички (карточки) с этими словами, обращая внимания учащихся на их произношение и написание. Ежедневно в ходе устной разминки даю детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.

Например, следующие упражнения:

1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, килограмм, вычислить, сложить, наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр...

2. Прочитайте выражения, используя математические термины:

(83-47):4                    69-42:6                  35+9х(24-14)

3. Прочитайте выражения разными способами:  

39+24,            72:12,             46-7,        24х3

4. Дополните и прочитайте: к числу… прибавить  число 58, …вычесть из числа 372, к числу… прибавить число 482 и т.п.

5. Пример 25-12 ученик прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?

Если учащиеся употребляют падеж неправильно, необходимо прочитать правильно, а затем попросить повторить кого-нибудь из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя математические термины.

Слайд 5.

2.Словарная работа проводится в разных направлениях: понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умений составлять связное высказывание.  

Упражнения на объяснение значений математических терминов:

  1. Объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые, произведение чисел, делимое и т.д.
  2. Математическое выражение 13х3 ученик прочитал так: «13 взять 3». Как надо прочитать это выражение? (рассматриваются различные способы прочтения)

Слайд 6.

Следующие упражнения требуют включения заданий на применение терминов (правильное и неправильное).

  1. Выполнив действие 17+3, ученица ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?
  2. Определите верно или неверно данное высказывание:
  • Произведение 8 и 3 равно 21.
  • Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда произведение равно 18.
  • Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2.
  • Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3.
  1. В каком из уравнений правильно названо неизвестное число «с»?

а) 32:с = 8, частное;

б) 5хс = 45, множитель;

в) с:7 = 12, делитель;

г) 29–с = 15, вычитаемое.

Слайд 7.

  1. Упражнения на правильное написание терминов:
  • запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум..рация, выч..таемое, ед..ница, кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое, д..литель, д..лимое, ч..стное, к..личество, сто..мость, ра..тояние, пр..изведение, ра..ность и т.п.
  • исправить ошибку в записи слов: «слажить», «дилить», «вычеслить» и т.п.

       Слайд 8.

  1. Упражнения на составление правильных связных высказываний направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.
  • прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: «Если соединить два числа знаком …, то получится числовое …».
  • используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило, определение: «число, это, неизвестное, которое, равенство, содержащее, уравнение, найти, надо».
  • Какое из предложений соответствует выражению 22+18:2?

а) сумму 22 и 18 уменьшили на 2.

б) к 22 прибавили частное 18 и 2.

в) сумму 22 и 18 уменьшили в 2 раза.

Слайд 9.

  1. Упражнения на умение записывать математические выражения по названиям компонентов арифметических действий:
  • Запишите с помощью цифр и знаков действий выражения:

а) сумма двадцати семи и тридцати шести;

б) разность семидесяти четырёх и тринадцати;

в) произведение восьмидесяти двух и пятнадцати;

г) частное пятидесяти двух и четырёх;

  • Запиши выражение и найди его значение:

а) из суммы тридцати и семи вычесть число восемнадцать;

б) к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти двух и тридцати девяти.

в) сложите разность чисел 52 из 8 с суммой чисел 25 и 8

г) из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35.

  • Составить более сложные выражения:

а) из числа 75, разности 81- 63 и знака +;

б) из суммы 56+6, числа 36 и знака - ;

в) из числа 36, произведения 9х7 и знака «минус»;

г) из частного 72:6, числа 28 и знака =;

  • Определите, что больше:

а) сумма 30 и 10 или разность 40и 10;

б) разность 26 и 16 или сумма 4и 8,

в) сумма 5 и 9 или сумма 6 и 7;

г) разность 32 и 12 или разность 19 и 8.

Слайд 10.

3. Следующее направление работы – формирование культуры математической речи сводится к устранению ошибок, речевых недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.

1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:

  • устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестную часть в выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;
  • на вопрос учителя ученик ответил так: «При прибавлении к цифре 6 числа 4 будет 10». Какие ошибки допустил ученик? Как ему следовало ответить?
  • ученик, решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: «Чтобы найти неизвестное число х, надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х: х=8-3, х=5». Правильно ли рассуждал ученик? А как сказали бы вы?

2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как на уроках чтения, только используется математический материал:

  • устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33»;
  • пример 295+13=308 ученик прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим 13 и получим триста восемь». Правильно ли он прочитал? Как ещё можно прочитать эту запись?

Слайд 11.

4. Работа по развитию связной математической речи:

   1.Составьте текст, используя набор карточек со словами:

  • чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель; 4х(2х3), тогда (4х2)х3, 24, =, 8х3, =
  • прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение: «Значит, 48:12=4. Это число 4. Разделить 48 на 12 значит найти такое число, которое при умножении на 12 даёт 48».

2.Закончи высказывания:

  • если число делится на 2, то оно чётное. Число 18 делится на 2. Значит,  число 18…
  • если все слагаемые одинаковые, то сложение можно заменить  умножением. Сложение нельзя заменить умножением, значит ... («Значит, слагаемые неодинаковые»);
  • если у прямоугольника все стороны равны, то он квадрат. Когда прямоугольник – не квадрат, то …(« то у него не все стороны равны»);
  • произведение любого числа на 0 равно нулю, значит, 166678  х  0 =…

Формирование и развитие математической речи будет происходить эффективно при определённой педагогической работе, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократность восприятия, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях.

Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавренчук, Н. А. Спецкурс «Формирование математической речи младших школьников» в системе профессиональной подготовки учителей начальных классов / Н. А. Вавренчук // Методология, теория и практика естественно-математического и педагогического образования: сб. материалов Междунар. науч.- практ. Конф. / Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина; редкол.: А. Н.Сендер [и др.]. – Брест, 2007. – С. 20-23.

2. Выготский Л. С. Психология. Серия "Мир психологии". — М.: ЭКСМО-пресс, 2002.

3. Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье поднимаются актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания математики  в начальной школе, в частности развитие и применение математического языка при решении различного рода матема...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Развитие математической речи младших школьников.

Задания для развития математической речи младших школьников на уроках математике....

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Задание для развития математической речи младших школьников ....