Отрезок натурального ряда чисел (математика , 1 класс , система Л.В. Занкова)
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Гаврюшкина Наталия Евгеньевна

Урок плановый. На предыдущих уроках знакомились с понятиями «натуральное число» и «натуральный ряд чисел». На основе наблюдений установили свойства «натурального ряда чисел» (натуральный ряд чисел начинается с 1, каждое следующее число натурального ряда больше предыдущего на 1), также получили представление о бесконечности натурального ряда чисел. Используя метод наблюдения учащиеся самостоятельно переходят на новый уровень знаний о числах. Понятие «отрезок натурального ряда чисел» в дальнейшем часто используется при разных вопросах программы не только в 1 классе, поэтому его осознанию необходимо уделить достаточно внимания. Один из способов достижения успеха - это сравнение понятий «натурального ряда» и «отрезка натурального ряда», выявление сходства между ними. Другой способ- это сравнение между «отрезком прямой» и «отрезком натурального ряда чисел», когда устанавливается главный признак каждого отрезка: его ограниченность с двух сторон. Отличительной особенностью урока является отсутствие четкого разделения на этапы: повторение, изучение нового, закрепление. Это связано с тем, что практически каждое задание включает в себя элементы всех этих этапов, которые неразрывно связаны между собой. Но в каждом задании основной акцент ставится на одно из этих направлений, не исключая остальные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_1_kl.doc416.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Гаврюшкина Наталия Евгеньевна.

Предмет: математика, изучение нового материала.

Тема: Отрезок натурального ряда чисел.

Класс: 1класс.

Технология: развивающее обучение Л.В. Занкова.

Аннотация: Урок плановый. На предыдущих уроках знакомились с понятиями «натуральное число» и «натуральный ряд чисел». На основе наблюдений установили свойства «натурального ряда чисел» (натуральный ряд чисел начинается с 1, каждое следующее число натурального ряда больше предыдущего на 1), также получили представление о бесконечности натурального ряда чисел. Используя метод ….. учащиеся самостоятельно переходят на новый уровень знаний о числах. Понятие «отрезок натурального ряда чисел» в дальнейшем часто используется при разных вопросах программы не только в 1 классе, поэтому его осознанию необходимо уделить достаточно внимания. Один из способов достижения успеха - это сравнение понятий «натурального ряда» и «отрезка натурального ряда», выявление сходства между ними. Другой способ- это сравнение между «отрезком прямой» и «отрезком натурального ряда чисел», когда устанавливается главный признак каждого отрезка: его ограниченность с двух сторон. Отличительной особенностью урока является отсутствие четкого разделения на этапы: повторение, изучение нового, закрепление. Это связано с тем, что практически каждое задание включает в себя элементы всех этих этапов, которые неразрывно связаны между собой. Но в каждом задании основной акцент ставится на одно из этих направлений, не исключая остальные.

Практическая реализация:

Тема: Отрезок натурального ряда чисел.

 Цели:

  1. Создать условия для знакомства с отрезком натурального ряда чисел, провести сопоставление «отрезка с натуральным рядом чисел» и с «отрезком прямой».
  2. Создать условия для развития каллиграфического навыка написания цифр, для развития логического мышления (сравнение , анализ, обобщение), внимания, речи.
  3. Создать условия для воспитания умения работать в парах и самостоятельно, прививать любовь к предмету.

Оборудование:  Компьютер для показа презентации, мультимедийный проектор, колонки, экран,

Ход урока

I. Эмоциональный настрой.

Релаксация « Настройся на работу».

  1. На уроке необходимо рабочее настроение. Закройте глаза, представьте, что когда-то ваша парта была красивым высоким деревом. Оно грелось на солнышке, а сейчас отдает свою энергию. Чувствуете, как бежит тепло по вашим кистям рук, предплечьям и заряжает вас энергией. А теперь, если вы готовы к работе, откройте глаза и  хлопните в ладоши.

II. Минутка чистописания.

  1. Начнем наш урок с игры, которая называется «Угадайка». Слайд1
  2. Какие цифры я задумала в рамке слева?(2, 3, 8)
  3. Какие цифры я задумала в рамке справа?(6, 9)
  4. Сегодня мы выполним написание только двух цифр. Отгадайте их.

Вид её как запятая,

Хвост крючком, и не секрет –

Любит всех она лентяев,

А лентяи её нет.

  1. Какую цифру будем писать?(2) (слайд 2)
  2. Вспомним правильность написания цифры 2.(показ учителя с комментарием)
  3. Запишите цифру 2 на строке через клетку столько раз, сколько я хлопну в ладоши.(6 раз)
  4. Сколько раз записали, покажите на веере.
  5. Следующая цифра.

Ролик к бублику приклей,

Да только есть его не смей!

Не крендель это, чтобы есть,

А это просто цифра …(шесть)

  1. Какую цифру теперь будем писать?(6) (слайд 3)
  2. Вспомним правильность написания цифры 6.(показ учителя с комментарием)
  3. Запишите ниже цифру 6  через клетку столько же раз, сколько раз написали цифру 2.(6 раз)
  4. Сколько раз записали, покажите на веере.
  5. Обменяйтесь тетрадями, подчеркните у своего соседа одну самую красивую цифру красным карандашом.
  6. Сегодня на уроке, когда вы встретите эти цифры, я думаю, что у вас е возникнет сомнений в правильности написания, и вы напишите их верно.

III. Физкультминутка.

IV. Постановка учебной задачи.

На доске набор бабочек.

                                                                     

                      

        

  1. Кто это? (бабочки)
  2. Что заметили? (слева 3, а справа 4; слева меньше, чем справа)
  3. Как доказать, что слева меньше, чем справа? (поставить парами)

1 ученик ставит у доски парами

  1. Как сделать так, чтобы их стало поровну? (добавить слева 1бабочку или убрать справа 1)

1 ученик  у доски делает поровну

  1. Сколько всего бабочек? (7) (слайд 4)
  2. Как узнали? (пересчитали, объединили)
  3. Посчитаем вместе. (слайд 5)

1 2 3 4 5 6 7

  1. Что заметили?
  2. Как сделать так, чтобы ряд стал натуральным? (добавить  […]) (слайд 6)

1 2 3 4 5 6 7…

  1. Докажите, что это натуральный ряд чисел.
  2. Если я уберу многоточие, как можно будет назвать этот ряд? (слайд 7)

1 2 3 4 5 6 7 [ ? ]

( Ответы детей)

  1. Это и будет открытие, которое мы сделаем сегодня на уроке.  Как вам хочется узнать: чтобы я рассказала, нашли в учебнике или догадались сами?
  2. Сегодня мы этим займемся на уроке.

V. Исследовательская работа.

1) открытие новых знаний.

  1. Рассмотрите рисунок. ( слайд 8)
  2. Что заметили? (Они отличаются цветом, формой, размером, количеством точек на спинке…)
  3. Божии коровки очень полезные насекомые. Они в большом количестве поедают тлю, которая живет на листьях растений и высасывает из них сок.
  4. Какое задание можно выполнить, глядя на рисунок?
  5. Посчитай,  сколько точек на спинке у каждой божьей коровки?
  6. Запиши в тетрадь число точек в том порядке, в каком нарисованы божии коровки.

( учащиеся работают самостоятельно)

  1. Поменяйтесь тетрадями с соседом и сравните со своим выполненным заданием.
  2. Прочитайте, какой ряд чисел получился у вас? (слайд 9)

4 5 6 7 8

  1. На  сколько каждое следующее число больше предыдущего?
  2. Как вы думаете, это натуральный ряд чисел?
  3. Как  можно назвать этот ряд? Посоветуйтесь в парах, может вы найдете ответ в учебнике.
  4. В математике такой ряд называют отрезком натурального рада чисел.
  5. Сравните (слайд 10)

1 2 3 4 5 6 7 8  9 …            

                     4 5 6 7 8  

  1. Почему его так назвали?

Вывод: Отрезок натурального ряда чисел – это часть натурального ряда, в котором числа стоят по порядку и увеличиваются на 1, начинаться отрезок может с любого числа  и с 1, и с 2, и с 3, и т.д. и заканчивается любым числом.

2) сопоставление «отрезка натурального ряда»  с  «натуральным рядом чисел» .

На доске натуральный ряд чисел (слайд11)

1 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  …

        

1 2 3 4                                  

                   3245678                    34567

               

               5 6 8 9                                   8 7 6

  1. Найдите и прочитайте отрезки натурального ряда чисел.
  2. Выделите в натуральном ряду чисел ту часть, которая является найденным отрезком.
  3. Чем отрезок натурального ряда чисел отличается от натурального ряда?
  4. Чем они похожи?

Вывод: Натуральный ряд начинается с числа 1, а отрезок – с любого числа. В натуральном ряду  и в отрезке каждое следующее число больше предыдущего на 1. В конце натурального ряда ставится многоточие, которое показывает, что ряд продолжается. Отрезок натурального ряда может заканчиваться любым числом.

VI.  Физкультминутка.

VII. Отработка знаний, полученных при решении учебных задач.

Работа с учебником.

  1. Сейчас мы отправимся в гости к лесным зверям. Откройте учебник на стр. 91, №183. (Слайд 12)
  2. Рассмотрите рисунок. Кого видите?
  3. Чем похожи звери?
  4. Чем отличаются?
  5. Какого зверя, по-вашему, следует расположить слева от  левой белочки? Почему?слайд 13
  6. А справа от правой белочки? Почему? (слайд 14)
  7. Сколько стало теперь зверей?
  8. Запишем сумму и найдем ее значение. (слайд 15)

VIII. Подведение итога урока

  1. Вернемся к вопросу ,который  мы поставили в начале урока.(слайд16)
  2. Как называется этот ряд чисел? Докажите.

IX.  Рефлексия.

  1. Наш урок подошел к концу.
  2. За что вы можете похвалить себя?(Слайд 17)

Сегодня на уроке  я :

  1. Научился…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял,что…
  1. У каждого на парте лежат божии коровки. Выбери ту, которая отражает ваше настроение. Если все благополучно-желтая, если что-то непонятно – красная.
  2. Посади свою божью коровку на полянку.
  3. Посмотрите, какая у нас чудесная, светлая поляна. Это значит, что на уроке вам было комфортно. Спасибо за урок.(Слайд 18)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе "Свойства натурального ряда чисел"

Урок математики в 1 классе по системе Л.В. .Занкова...

Свойства натурального ряда чисел.

Урок "открытия" нового знания по  математике 1 класс (система Занкова)...

Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Свойства натурального ряда чисел " 3 класс

Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Свойства натурального ряда чисел " 3 класс...

Применение игры домино для знакомства с натуральным рядом чисел и осознания количественной и порядковой природы натурального числа: восемь упражнений для педагогов

В статье представлены упражнения, которые позволят педагогам, работающим с учащимися начальной школы, увлекательно познакомить своих учеников с натуральным рядом чисел, осознать количественную и поряд...

Вычитание с помощью натурального ряда чисел

Урок математики (система Занкова)...

Знакомство с натуральным рядом чисел. 1 класс

Урок математики в 1 классе знакомит учащихся с понятием "Натуральный ряд чисел"....