Отрезок натурального ряда чисел (математика , 1 класс , система Л.В. Занкова)
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок плановый. На предыдущих уроках знакомились с понятиями «натуральное число» и «натуральный ряд чисел». На основе наблюдений установили свойства «натурального ряда чисел» (натуральный ряд чисел начинается с 1, каждое следующее число натурального ряда больше предыдущего на 1), также получили представление о бесконечности натурального ряда чисел. Используя метод наблюдения учащиеся самостоятельно переходят на новый уровень знаний о числах. Понятие «отрезок натурального ряда чисел» в дальнейшем часто используется при разных вопросах программы не только в 1 классе, поэтому его осознанию необходимо уделить достаточно внимания. Один из способов достижения успеха - это сравнение понятий «натурального ряда» и «отрезка натурального ряда», выявление сходства между ними. Другой способ- это сравнение между «отрезком прямой» и «отрезком натурального ряда чисел», когда устанавливается главный признак каждого отрезка: его ограниченность с двух сторон. Отличительной особенностью урока является отсутствие четкого разделения на этапы: повторение, изучение нового, закрепление. Это связано с тем, что практически каждое задание включает в себя элементы всех этих этапов, которые неразрывно связаны между собой. Но в каждом задании основной акцент ставится на одно из этих направлений, не исключая остальные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_1_kl.doc | 416.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Гаврюшкина Наталия Евгеньевна.
Предмет: математика, изучение нового материала.
Тема: Отрезок натурального ряда чисел.
Класс: 1класс.
Технология: развивающее обучение Л.В. Занкова.
Аннотация: Урок плановый. На предыдущих уроках знакомились с понятиями «натуральное число» и «натуральный ряд чисел». На основе наблюдений установили свойства «натурального ряда чисел» (натуральный ряд чисел начинается с 1, каждое следующее число натурального ряда больше предыдущего на 1), также получили представление о бесконечности натурального ряда чисел. Используя метод ….. учащиеся самостоятельно переходят на новый уровень знаний о числах. Понятие «отрезок натурального ряда чисел» в дальнейшем часто используется при разных вопросах программы не только в 1 классе, поэтому его осознанию необходимо уделить достаточно внимания. Один из способов достижения успеха - это сравнение понятий «натурального ряда» и «отрезка натурального ряда», выявление сходства между ними. Другой способ- это сравнение между «отрезком прямой» и «отрезком натурального ряда чисел», когда устанавливается главный признак каждого отрезка: его ограниченность с двух сторон. Отличительной особенностью урока является отсутствие четкого разделения на этапы: повторение, изучение нового, закрепление. Это связано с тем, что практически каждое задание включает в себя элементы всех этих этапов, которые неразрывно связаны между собой. Но в каждом задании основной акцент ставится на одно из этих направлений, не исключая остальные.
Практическая реализация:
Тема: Отрезок натурального ряда чисел.
Цели:
- Создать условия для знакомства с отрезком натурального ряда чисел, провести сопоставление «отрезка с натуральным рядом чисел» и с «отрезком прямой».
- Создать условия для развития каллиграфического навыка написания цифр, для развития логического мышления (сравнение , анализ, обобщение), внимания, речи.
- Создать условия для воспитания умения работать в парах и самостоятельно, прививать любовь к предмету.
Оборудование: Компьютер для показа презентации, мультимедийный проектор, колонки, экран,
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.
Релаксация « Настройся на работу».
- На уроке необходимо рабочее настроение. Закройте глаза, представьте, что когда-то ваша парта была красивым высоким деревом. Оно грелось на солнышке, а сейчас отдает свою энергию. Чувствуете, как бежит тепло по вашим кистям рук, предплечьям и заряжает вас энергией. А теперь, если вы готовы к работе, откройте глаза и хлопните в ладоши.
II. Минутка чистописания.
- Начнем наш урок с игры, которая называется «Угадайка». Слайд1
- Какие цифры я задумала в рамке слева?(2, 3, 8)
- Какие цифры я задумала в рамке справа?(6, 9)
- Сегодня мы выполним написание только двух цифр. Отгадайте их.
Вид её как запятая,
Хвост крючком, и не секрет –
Любит всех она лентяев,
А лентяи её нет.
- Какую цифру будем писать?(2) (слайд 2)
- Вспомним правильность написания цифры 2.(показ учителя с комментарием)
- Запишите цифру 2 на строке через клетку столько раз, сколько я хлопну в ладоши.(6 раз)
- Сколько раз записали, покажите на веере.
- Следующая цифра.
Ролик к бублику приклей,
Да только есть его не смей!
Не крендель это, чтобы есть,
А это просто цифра …(шесть)
- Какую цифру теперь будем писать?(6) (слайд 3)
- Вспомним правильность написания цифры 6.(показ учителя с комментарием)
- Запишите ниже цифру 6 через клетку столько же раз, сколько раз написали цифру 2.(6 раз)
- Сколько раз записали, покажите на веере.
- Обменяйтесь тетрадями, подчеркните у своего соседа одну самую красивую цифру красным карандашом.
- Сегодня на уроке, когда вы встретите эти цифры, я думаю, что у вас е возникнет сомнений в правильности написания, и вы напишите их верно.
III. Физкультминутка.
IV. Постановка учебной задачи.
На доске набор бабочек.
- Кто это? (бабочки)
- Что заметили? (слева 3, а справа 4; слева меньше, чем справа)
- Как доказать, что слева меньше, чем справа? (поставить парами)
1 ученик ставит у доски парами
- Как сделать так, чтобы их стало поровну? (добавить слева 1бабочку или убрать справа 1)
1 ученик у доски делает поровну
- Сколько всего бабочек? (7) (слайд 4)
- Как узнали? (пересчитали, объединили)
- Посчитаем вместе. (слайд 5)
1 2 3 4 5 6 7
- Что заметили?
- Как сделать так, чтобы ряд стал натуральным? (добавить […]) (слайд 6)
1 2 3 4 5 6 7…
- Докажите, что это натуральный ряд чисел.
- Если я уберу многоточие, как можно будет назвать этот ряд? (слайд 7)
1 2 3 4 5 6 7 [ ? ]
( Ответы детей)
- Это и будет открытие, которое мы сделаем сегодня на уроке. Как вам хочется узнать: чтобы я рассказала, нашли в учебнике или догадались сами?
- Сегодня мы этим займемся на уроке.
V. Исследовательская работа.
1) открытие новых знаний.
- Рассмотрите рисунок. ( слайд 8)
- Что заметили? (Они отличаются цветом, формой, размером, количеством точек на спинке…)
- Божии коровки очень полезные насекомые. Они в большом количестве поедают тлю, которая живет на листьях растений и высасывает из них сок.
- Какое задание можно выполнить, глядя на рисунок?
- Посчитай, сколько точек на спинке у каждой божьей коровки?
- Запиши в тетрадь число точек в том порядке, в каком нарисованы божии коровки.
( учащиеся работают самостоятельно)
- Поменяйтесь тетрадями с соседом и сравните со своим выполненным заданием.
- Прочитайте, какой ряд чисел получился у вас? (слайд 9)
4 5 6 7 8
- На сколько каждое следующее число больше предыдущего?
- Как вы думаете, это натуральный ряд чисел?
- Как можно назвать этот ряд? Посоветуйтесь в парах, может вы найдете ответ в учебнике.
- В математике такой ряд называют отрезком натурального рада чисел.
- Сравните (слайд 10)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
4 5 6 7 8
- Почему его так назвали?
Вывод: Отрезок натурального ряда чисел – это часть натурального ряда, в котором числа стоят по порядку и увеличиваются на 1, начинаться отрезок может с любого числа и с 1, и с 2, и с 3, и т.д. и заканчивается любым числом.
2) сопоставление «отрезка натурального ряда» с «натуральным рядом чисел» .
На доске натуральный ряд чисел (слайд11)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 …
1 2 3 4
3245678 34567
5 6 8 9 8 7 6
- Найдите и прочитайте отрезки натурального ряда чисел.
- Выделите в натуральном ряду чисел ту часть, которая является найденным отрезком.
- Чем отрезок натурального ряда чисел отличается от натурального ряда?
- Чем они похожи?
Вывод: Натуральный ряд начинается с числа 1, а отрезок – с любого числа. В натуральном ряду и в отрезке каждое следующее число больше предыдущего на 1. В конце натурального ряда ставится многоточие, которое показывает, что ряд продолжается. Отрезок натурального ряда может заканчиваться любым числом.
VI. Физкультминутка.
VII. Отработка знаний, полученных при решении учебных задач.
Работа с учебником.
- Сейчас мы отправимся в гости к лесным зверям. Откройте учебник на стр. 91, №183. (Слайд 12)
- Рассмотрите рисунок. Кого видите?
- Чем похожи звери?
- Чем отличаются?
- Какого зверя, по-вашему, следует расположить слева от левой белочки? Почему?слайд 13
- А справа от правой белочки? Почему? (слайд 14)
- Сколько стало теперь зверей?
- Запишем сумму и найдем ее значение. (слайд 15)
VIII. Подведение итога урока
- Вернемся к вопросу ,который мы поставили в начале урока.(слайд16)
- Как называется этот ряд чисел? Докажите.
IX. Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу.
- За что вы можете похвалить себя?(Слайд 17)
Сегодня на уроке я :
- Научился…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял,что…
- У каждого на парте лежат божии коровки. Выбери ту, которая отражает ваше настроение. Если все благополучно-желтая, если что-то непонятно – красная.
- Посади свою божью коровку на полянку.
- Посмотрите, какая у нас чудесная, светлая поляна. Это значит, что на уроке вам было комфортно. Спасибо за урок.(Слайд 18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе "Свойства натурального ряда чисел"
Урок математики в 1 классе по системе Л.В. .Занкова...
Урок математики «Присчитывание и отсчитывание по 1. Построение натурального ряда чисел»
УМК "Гармония" 1 класс...
Свойства натурального ряда чисел.
Урок "открытия" нового знания по математике 1 класс (система Занкова)...
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Свойства натурального ряда чисел " 3 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Свойства натурального ряда чисел " 3 класс...
Применение игры домино для знакомства с натуральным рядом чисел и осознания количественной и порядковой природы натурального числа: восемь упражнений для педагогов
В статье представлены упражнения, которые позволят педагогам, работающим с учащимися начальной школы, увлекательно познакомить своих учеников с натуральным рядом чисел, осознать количественную и поряд...
Вычитание с помощью натурального ряда чисел
Урок математики (система Занкова)...
Знакомство с натуральным рядом чисел. 1 класс
Урок математики в 1 классе знакомит учащихся с понятием "Натуральный ряд чисел"....