Обобщение опыта работы по теме: "Изучение геометрического материала в начальных классах"
статья по математике по теме
Одной из основных задач изучения геометрического материала в школе VIIIвида является развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объемной фигурах, классификации фигур, их свойствах, длине, площади, объеме и единицах их измерения. В статье представлено обобщение опыта работы в данном направлении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика изучения геометрического материала.
Одной из основных задач изучения геометрического материала в школе VIII вида является развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объемной фигурах, классификации фигур, их свойствах, длине, площади, объеме и единицах их измерения. В связи с этим знакомлю учащихся с измерительными и чертежными инструментами (линейкой , циркулем, чертежным треугольником, рулеткой, транспортиром) и вырабатываю прочные навыки работы с ними. Следует также развивать умение решать практические задачи, применяя геометрические знания и умения.
В процессе изучения геометрического материала у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств предметов (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геометрические фигуры. У детей развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфическими геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется словарь.
Овладение навыками измерения, черчения, работы с измерительными и чертежными инструментами совершенствует моторику, развивает самостоятельность, уверенность учащихся.
Решению задач обучения наглядной геометрии и преодолению трудностей в изучении геометрического материала у учащихся во многом способствует правильная организация и методика преподавания.
Изучение геометрического материала в школе VIII вида должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через непосредственное восприятие ими конкретных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т.д.
Поэтому широко использую наглядный материал. В качестве наглядных средств использую модели геометрических фигур, тел, изготовленные из цветного картона или плотной бумаги, дерева, пластмассы и других материалов (многоугольники, углы, круги и окружности, параллепипеды, пирамиды, конусы, цилиндры, шары и т.д.), плакаты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами, чертежи всех геометрических фигур, тел, единицы измерения длины, площади, объема (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, единицы измерения площадей и объемов геометрических фигур, наборы игр (геометрические мозаики, лото, домино, строительные конструкторы), диафильмы, кодоскопы и др. ТСО.
Преподавание элементов геометрии невозможно сделать действительным, если учащиеся только наблюдают работу учителя или одного из товарищей с наглядными пособиями. Каждый ученик на уроке работает с раздаточным геометрическим материалом. Поэтому наборы раздаточного дидактического материала есть и у учащихся, и у учителя. Наряду с геометрическими фигурами в качестве раздаточного материала используются полоски бумаги, палочки разной длины, пластилин.
При изучении геометрического материала широко применяю также измерительные и чертежные инструменты (как классные, так и индивидуальные): линейка, рулетка, циркуль, чертежный треугольник, транспортир. При изучении отдельных тем использую модель треугольника, модели единиц измерения площади и объема и др.
Выбор методов и приемов, применяемых при изучении геометрического материала, определяю характером изучаемого материала, индивидуальными возможностями умственно отсталых детей и задачами учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида.
При формировании геометрических представлений, выработке измерительных и чертежных умений широко применяю предметно-практическую деятельность школьников, комментирование этой деятельности, методы наблюдений, демонстрации, лабораторно-практические работы в сочетании с беседой и объяснением.
На I этапе формирую у учащихся образы геометрических фигур. Достигаю этого путем организации многократных наблюдений с учениками моделей геометрических фигур и тел (круга, квадрата, треугольника, любого прямоугольника, шара, куба, бруса), изготовленных из разных материалов, разного цвета и массы, различного положения в пространстве. Учащиеся не только наблюдают эти фигуры, но выполняют с ними разнообразные практические работы: обводят, раскрашивают, заштриховывают, лепят, производят аппликационные работы, моделируют их из палочек, полосок бумаги, вырезают из картона, плотной бумаги. Они знакомятся с названиями геометрических фигур и тел, рассматривают окружающие вещи, узнавая в них геометрические фигуры. Например, тетрадь имеет форму прямоугольника, фрамуга – квадрата, флажок – треугольника, дно стакана – круга, мяч – шара и т.д. Дети сами приводят примеры предметов, имеющих форму тех или иных геометрических фигур. Постепенно они учатся вычленять знакомые геометрические фигуры на рисунках из знакомых геометрических форм, они конструируют игрушки.
Знакомя учащихся с образом угла, показываю модель угла и выделяю угол не только на геометрических фигурах (прямоугольнике, его частном виде – квадрате, треугольнике), но и на окружающих вещах (угол стола, угол доски, угол книги, угол тетради и т.д.). Демонстрируя прямую, кривую, отрезок учу школьников выделять, находить эти геометрические фигуры на предметах, т.е. не только начертить кривую линию на доске и в тетрадях, но одновременно продемонстрировать кривую на веревке (если веревку держать за концы и не натягивать). Примером кривой линии могут быть обруч, кольцо, бублик, край тарелки т.д. После этого сами учащиеся приводят примеры кривых линий на окружающих вещах. Постепенно школьники с нарушением интеллекта приобретают способность отвлекаться от конкретных свойств материальных предметов, у них формируются геометрические представления.
В этот период большое внимание стоит уделить дидактическим играм, с помощью которых учащиеся лучше запоминают образы геометрических фигур и тел, их названия, соотносят названия с соответствующим образом геометрической фигуры. Рекомендую широко использовать игры «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Подбери такую же фигуру», «Покажи фигуру, на которую похожа эта игрушка», «Угадай, что спрятано в мешочке» и др. Полезны также слуховые и зрительные диктанты. С их помощью учащиеся учатся различать геометрические фигуры, запоминают их названия. Игры развивают и их пространственные представления (закрепляются отношения взаимного положения предметов, фигур, выраженные словами вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади, посередине, между, около, над, под, первый, последний и т.д.). Приведу пример слухового диктанта, который учащиеся выполняют на листе белой бумаги с моделями фигур.
Учитель. Положите в середину листа круг, сверху над кругом, положите квадрат, снизу, под кругом, положите треугольник, слева от круга – прямоугольник, а справа – круг (1-2-е классы).
Учащиеся выполняют. Затем идет проверка: дети должны рассказать, как расположены фигуры относительно круга.
Начиная со 2-го класса учащиеся знакомят с элементами геометрических фигур, с образами и названиями которых ни уже познакомились в 1-м классе. Второклассники вычленяют углы, стороны, вершины, подсчитывают их количество.
В 3-м классе учащиеся узнают, что многоугольники получают свое название в зависимости от количества углов: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д. В этом же классе учащиеся знакомятся экспериментальным путем со свойствами геометрических фигур (квадрата, любого прямоугольника, треугольника и др.).
Учитывая несовершенство мыслительных процессов анализа и синтеза у умственно отсталых детей, следует помочь им создать, план анализа элементов геометрической фигуры и их свойств: а) число углов и их виды; б) число сторон и их свойства; в) число вершин; г) название фигуры.
В старших классах, кроме умения выделить, посчитать число элементов геометрической фигуры или тела, от учащихся требуется описать основные свойства их элементов (равенство всех сторон и всех углов квадрата, равенство противоположных сторон и всех углов в прямоугольнике и т.д.). Пользуясь такой схемой, учащиеся запоминают ее, и им уже не требуется задавать дополнительных вопросов. В старших классах учащиеся должны уметь назвать линии, которые можно провести в фигуре (радиус, хорду, диаметр, высоту и т.д.).
При целенаправленно организованных наблюдениях ученики способны подметить также общие признаки, т.е. существенные свойства фигур, и отвлечься от несущественных. Например, для треугольника существенным признаком является наличие трех улов (сторон, вершин), несущественным – длина сторон, положение, материал; для угла существенным признаком является наличие двух лучей. Которые исходят из одной точки – вершины угла, а несущественным – направление лучей, длина.
Очень важно при изучении геометрических фигур варьировать несущественные признаки геометрических фигур, подчеркивая при этом, что существенные признаки остаются неизменными. Например, при изучении свойств квадрата с учащимися проводится лабораторно-практическая работа, которая состоит в следующем. Каждый ученик получает квадрат; я обращаю внимание детей на то, что каждый из них получил разные по цвету, размеру, изготовленные из разного материала четырехугольники; учащимся предлагаю измерить все углы четырехугольника (квадрата); устанавливается, что, несмотря на то, что у всех квадраты разные, углы всех фигур прямые. Далее я прошу измерить стороны. Учащиеся убеждаются, что стороны одного и того же квадрата равны. Далее я показываю квадраты разных цветов (желтый, зеленый и т.д.), разного размера (большие и маленькие), изготовленные из разных материалов (деревянные, пластмассовые и т.д.), в разном положении и обращаю внимание на то, что все несущественные признаки не влияют на основные свойства фигуры. Однако, если изменить хотя бы один существенный признак в квадрате (и в любой другой фигуре), то получится уже другая фигура. На модели квадрата, сделанной из палочек одинаковой длины, учащиеся пытаются изменить существенные признаки, например длину одной или двух сторон, величину углов. Получается уже новая фигура. Различные упражнения по моделированию фигур из палочек, полосок бумаги помогают учащимся лучше усвоить основные свойства фигур, понять существенные признаки, которые лежат в основе определения фигуры.
Полезно сначала давать упражнения и задания практического характера, а потом по представлению. Например, предложить учащимся из палочек смоделировать прямоугольник и выполнить такие операции: «Сделайте острым один из углов прямоугольника. Какая фигура получилась? Почему эту фигуру нельзя назвать прямоугольником? Уменьшите основания прямоугольника, сделайте их равными боковым сторонам. Какая фигура получилась? Почему?» Еще пример. Возьмите модель раздвижного треугольника (остроугольного) и измените угол в остроугольном треугольнике так, чтобы он стал прямоугольным (тупоугольным). После этого я могу спросить учеников, опираясь только на их воображение, как при изменении того или иного признака изменилась фигура. Например: «Если в равностороннем треугольнике удлинить (укоротить) одну сторону, то какой треугольник получится?»
Важно, чтобы сами учащиеся, особенно в старших классах, упражнялись в варьировании несущественных признаков при постоянстве существенных признаков и приводили примеры, когда изменение существенных признаков приводит к видоизменению фигуры. В этих случаях полезны упражнения с моделями фигур, выполненными из проволоки. На них можно быстро изменить величину угла, размеры сторон. Учащиеся смогут наблюдать, как изменение свойств элементов фигуры отражается на фигуре в целом. Полезны практические упражнения с палочками на достраивание фигуры, например такие: «Три палочки образуют часть фигуры; что нужно сделать, чтобы получить квадрат (прямоугольник)? Какую фигуру можно построить из одной, двух, трех, четырех, пяти палочек? » и т.д.
Весьма полезно и в младших, и в старших классах моделирование из геометрических фигур различных предметов, например домика, машины, флага, ёлочки, вертолета, тележки и человека, лесенку, Буратино и т.д. Дети делят геометрические фигуры линиями на части, разрезают, а потом конструируют знакомые геометрические фигуры. Необходимо работать и с конструктором. Эта работа развивает воображение, смекалку, формирует геометрические представления, совершенствует и развивает пространственные представления.
Известно, что в соответствии с требованиями программы, начиная с 4-5-го класса, учащиеся знакомятся с буквенной символикой. Они обозначают буквами отрезки, углы, стороны фигуры. Введение буквенной символики не только помогает различать фигуры и их элементы, но и является одним из средств формирования обобщений, сравнений. Учащиеся сравнивают с помощью буквенных символов отрезки, углы, устанавливая между ними отношения равенства и неравенства. Например, <АВС < 90о. Это неравенство показывает, что <АВС может быть любым углом, меньшим по величине 90о , т.е. любым острым углом. Здесь же присутствуют и элементы обобщения.
Одним из ведущих приемов при изучении геометрического материала в школе VIII вида является сравнение и сопоставление. Использование этих приемов позволяет вычленить нужную фигуру из множества других. С помощью этих приемов можно находить признаки сходства и различия геометрических фигур и тел, различать линии (прямую, кривую, ломаную) и величины (длину, площадь, объем), единицы их измерения и т.д. Без использования определений дети учатся отличать квадрат от любого прямоугольника.
Использованию приема сравнения учащихся надо учить. С этой целью можно снова прибегнуть к составлению определенного алгоритма сравнения фигур. Например, при сравнении сходных и слабо дифференцируемых фигур (прямоугольника и любого параллелограмма) учащимся можно предложить такую схему:
- Вид многоугольника;
- Стороны, их число и свойства сторон;
- Углы, их число и свойства углов;
- Диагонали, их число и свойство диагоналей;
- Высоты.
Характеризуя элементы фигур, их свойства, учащиеся должны назвать признак сходства или различия. Например: «У прямоугольники и параллелограмма по четыре стороны, противоположные стороны этих фигур равны и параллельны. В этом сходство прямоугольника и любого параллелограмма. У прямоугольники и параллелограмма по четыре угла. В этом сходство фигур. У прямоугольника все углы прямые, у любого параллелограмма противоположные углы тупые, а два других – острые. В этом различие прямоугольника и любого параллелограмма».
Сравнение используется для дифференциации сходных фигур, для сопоставления и противопоставления видов одной и той же фигуры, например углов, треугольников.
Большое значение при изучении геометрического материала имеет лабораторно-практический метод. С помощью этого метода учащихся можно подвести к определенным выводам и обобщениям. Этот метод может быть использован, например, для того, чтобы дать учащимся знания о сумме углов в треугольнике. Я предлагаю начертить произвольный треугольник или взять модель готового треугольника. Ученики измеряют с помощью транспортира углы треугольника и находят их сумму. После практической работы каждый учащийся называет сумму углов треугольника. Сумма углов треугольника равна 180о. У всех учеников были разные треугольники. Ученики на основании практической работы приходят к выводу, к формулировке правила. Этот путь познания называется индуктивным путем. От частного, конкретного учащиеся приходят к общему. Индуктивный путь часто используется при знакомстве учащихся с новым материалом, как в младших, так и в старших классах школы VIII вида.
Однако, в старших классах следует использовать и дедуктивный тип познания. Он заключается в переходе от общего, абстрактного к частному, конкретному.
Например, учащимся можно сообщить правило суммы углов треугольника. Практическое измерение углов и нахождение их суммы служит подтверждением достоверности этого правила. Решение задач на нахождения одного из углов треугольника по данным величинам двух других углов дает возможность применить это данное в готовом виде правило. Другой пример. Чтобы определить периметр той или иной геометрической фигуры, нужно знать, что периметр – это сумма длин сторон той или иной фигуры. Это общее правило учащиеся должны уметь использовать при вычислении периметра любой конкретной фигуры.
Подведение частного факта под общее правило представляет значительную трудность для учащихся с нарушением интеллекта. Преодолению этой трудности способствует требование учителя приводить примеры самим, делать зарисовки, чертежи, подбирать наглядный материал для иллюстрации того или иного правила, свойства.
Обучение учащихся элементам геометрии невозможно себе представить без систематической работы, обеспечивающей формирование навыков использования измерительных и чертежных инструментов, построения геометрических фигур, умения описывать процессы и результаты работ. Важным условием реализации этой системы является сознательное выполнение учащимися необходимых действий. В последующем эти действия приобретают автоматизированный характер.
Я должна хорошо понимать и понимаю, что выработка любого практического умения у школьника с нарушением интеллекта сопряжена с огромной затратой усилий со стороны обучающего и обучаемого. Автоматизация навыков требует систематических (ежедневных) упражнений и не только на уроках математики, но и во время занятий другими учебными предметами.
У большинства учащихся с интеллектуальным недоразвитием отмечается несовершенство моторики, обусловленное стертыми компенсированными паретическими состояниями, а нередко явными физическими недостатками (паралич, парезы, треморы рук). Это сказывается, например, в том, что ученики испытывают значительные трудности при необходимости овладеть навыками работы с измерительными и чертежными инструментами.
Учитель школы VIII вида буквально с 1-го класса должен терпеливо, настойчиво и систематически формировать у учащихся умение работать с инструментами. Например., учащиеся 1-го класса чертят призвольные прямые, затем учатся проводить с помощью линейки прямую через одну (две) точки, соединять точки, измерять. Учащиеся 2-го класса знакомятся с сантиметром, учатся измерять отрезки заданной длины оцифрованной линейкой.
Я показываю, как держать линейку, как приложить ее к измеряемому объекту, от какого деления производить измерение линейкой. Здесь не достаточно однократно фронтально показать приемы работы. Нужно к каждому ребенку подойти индивидуально, взять (буквально) его руки в свои и учить правильно держать линейку, учить вычерчивать отрезки заданной длины.
Во 20м классе навыки работы с линейкой совершенствуются, я предлагаю требования к качеству чертежей. Учащиеся учатся чертить с помощью линейки по вершинам (точкам) геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник); с помощью чертежного треугольника они учатся чертить углы. Постепенно учащиеся овладевают важным умением описывать выполненную работу.
На последующих годах обучения я должна повышать требования к качеству выполняемых работ по черчению и точности построения. Например, уже в 4-м классе учащиеся выполняют построение фигур по заданным размерам в миллиметрах. Формирование прочных навыков измерения и построения фигур подготавливает учащихся к занятиям профессиональным трудом, способствует более успешному овладению трудовыми навыками.
Формирование измерительных и чертежных навыков осуществляется в определенной последовательности (поэтапно):
- показ действия учителем с комментированием его выполнения;
- выполнение этого действия учеником совместно с учителем или под его руководством; громкое проговаривание учеником приемов выполнения действия;
- самостоятельное выполнение действия учеником (учитель контролирует его правильность); объяснение приемов работы с помощью наводящих вопросов;
- автоматизация навыка путем многократного повторения действия; умение самостоятельно объяснить приемы работы.
Выполнение измерительных и чертежных работ необходимо связывать с закреплением теоретических знаний. Этой цели служат задания, связанные с построением фигур, равных данным. Так, например, учащимся может быть предложено построить параллелограмм, равный данному (предъявляется либо чертеж, либо модель аналогичной фигуры). Выполнение такого рода занятий возможно при актуализации всех теоретических знаний о данной фигуре. Учащиеся должны четко представить себе необходимые и достаточные для построения фигуры данные, уметь снять нужные размеры. Должна быть четкая согласованность речевой и предметно-практической деятельности. Такого характера задания могут выполнять учащиеся с легкой формой умственной отсталости, которым доступе I уровень усвоения программных требований по математике.
Формированию и развитию геометрических и пространственных представлений существенно содействует решение задач геометрического содержания. Это задачи, связанные с различного рода моделированием геометрических фигур, вычленением их на заданном чертеже, рисунке, предмете. Это деление фигуры с помощью точек, отрезков и построение новых фигур. Это задачи на измерение отрезков, площадей, поверхностей и объемов фигур. Это также задачи на построение фигур с помощью линейки, циркуля, треугольника без учета размеров и с заданными параметрами, задачи на классификацию фигур, задачи, связанные с формированием навыков чтения чертежей, использованием буквенной символики.
Уже в 1-м классе учащиеся должны научиться вычленять прямоугольники из ряда геометрических фигур по внешним признакам (по образцу) и по названию. Они должны уметь найти форму прямоугольника в окружающих их предметах.
Во 2-м классе учащиеся решают задачи на моделирование из палочек, полосок бумаги, строят прямоугольник по заданным вершинам (точкам) с помощью линейки.
В 3-4-х классах ученики решают задачи на построение прямоугольников с помощью линейки и треугольника по заданным размерам сторон, решают задачи на измерение сторон прямоугольника, трансформацию прямоугольника в другую фигуру (квадрат, произвольный четырехугольник) путем изменения положения палочек и выбора палочек другой длины.
Учащимся 5-6-х классов можно предложить решать новые виды геометрических задач: деление прямоугольника с помощью диагоналей на треугольники, деление прямоугольника на части, в том числе на равные части, составление прямоугольника из разных фигур (два равных прямоугольных треугольника образуют прямоугольник). В 5-м классе предусматривается обозначение прямоугольника буквами и чтение чертежа с буквенной символикой, запись заданных сторон и углов прямоугольника с помощью буквенной символики (например, даны: AD = BC = 10см, AB = CD =5 см. Построить прямоугольник).
В 7-8-х классах ученики решают задачи на вычисление площади прямоугольников, а также обратные задачи: определяют основание (боковую сторону) по заданной площади и длине боковой стороны (основанию).
Особое внимание при изучении геометрического материала в младших и старших классах учитель обращает внимание на обогащение словаря учащихся специальными терминами, новыми словами и выражениями. Необходимо работать над тем, чтобы за каждым словом и термином стоял конкретный образ, чтобы учащиеся чаще включали в свой активный словарь новые слова, геометрические термины. Этому способствует составление специальных геометрических словариков, использование плакатов с новыми для учащихся словами. Большое значение в этом плане имеют упражнения в написании этих слов на уроках математики и русского языка.
Учитывая присущую учащимся с нарушением интеллекта слабость фонематического анализа, следует особенно тщательно дифференцировать сходные по звучанию термины, а также фигуры, которые они обозначают, например параллелограмм и параллепипед, прямоугольник и прямоугольный треугольник, тупой угол и тупоугольный треугольник и т.д. Одновременно с названием фигур учащиеся должны их показывать. Кроме того им предлагается устанавливать признаки сходства и различия этих фигур. Полезно предлагать учащимся производить систематическое описание свойств фигур. Это позволяет активизировать специальный словарь учащихся, а также упорядочить их знания.
Формулирование правил, определений всегда вызывает у учащихся с интеллектуальным недоразвитием большие трудности. В этой связи к учащимся следует подходить дифференцированно. От некоторых учащихся нельзя требовать точного формулирования правила, определения. Можно просто попросить рассказать об объекте, например: «Расскажи все, что ты знаешь о квадрате». Если ученик не называет всех существенных признаков фигуры, я ставлю наводящие вопросы. Заучивание определений нередко приводит к формальному усвоению знаний.
Уже в 1-м классе при изучении чисел первого десятка и при знакомстве с образами геометрических фигур я могу широко использовать эти фигуры в качестве счетного дидактического материала. Во 2-м классе, когда учащиеся смогут различать элементы фигур и моделировать их из палочек, в качестве счетного материала можно использовать не только фигуры, но и их элементы.
Например, во 2-м классе учащиеся получают представление о сантиметре как единице измерения длины, знакомятся с измерением отрезков в сантиметрах. Значит, полоску длиной 10 см, разделенную на 10 равных частей, можно использовать в качестве пособия для формирования представлений о натуральном числе и части натурального ряда чисел (числовой луч). Масштабные линейки в 20 см. (2-й класс), а затем и в 100 см. (3-й класс) также могут быть использованы в качестве пособий при формировании представлений о натуральных числах и числовом луче в пределах 20 и 100.
Во время работы над долями единиц, дробями широко используются геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, отрезок, шар, куб. Геометрическая фигура принимается за единицу и делится на равные части, каждая из которых – доля, а одна или несколько долей образуют дробь.
При решении арифметических задач геометрические фигуры служат средством наглядности при демонстрации зависимости между данными, а также между данными и искомой величинами. С помощью геометрических фигур составляются схемы, графики, диаграммы, иллюстрирующие содержание математических задач.
При изучении геометрических величин (длина, площадь, объем) геометрические фигуры становятся объектами измерений. Определяется длина отрезков, сторон многоугольников, ребер геометрических тел.
Учащиеся убеждаются в том, что длина отрезка – это число, полученное от укладывания единичного отрезка (1 мм, 1см, 1 дм, 1м, 1 км.) или произвольного отрезка в данном. Вычисляются площади и объемы фигур с помощью единичного квадрата, принятого за единицу измерения площади (число единичных квадратов, которое уложится в данной фигуре, есть площадь фигуры), и единичного куба, принятого за единицу объема (число единичных кубов, которое уложилось в данном геометрическом теле, есть объем этого тела). Учащиеся должны приобрести значительный опыт в вычислении длины, площади, объема с помощью единиц мер.
Как вычислять длину, площадь, объем, лучше всего показать на одной единице мер (1 см, 1 см2, 1 см3). После этого можно постепенно знакомить учащихся с другими единицами измерения и их соотношением. В этом случае учащиеся без особого труда осуществляют перенос полученных знаний и навыков на новые единицы измерения.
Изучение геометрического материала должно быть тесно связано с уроками ручного и профессионального труда, рисования, черчения и др. Эта связь заложена в программах школы VIII вида. От меня требуется умение реализовать эти связи в процессе изучения различных учебных предметов, например, использовать элементы геометрии на уроках ручного труда. Учащиеся 1-го класса лепят овощи, фрукты, имеющие форму шара (апельсин, яблоко и др.), овала (слива, огурец). Лепка предметов заданной формы позволяет использовать прием материализации геометрических знаний (учащиеся узнают форму в конкретном предмете). Работая с бумагой, учащиеся закрепляют образ прямой, кривой линии, отрезка. Вычерчивая орнаменты в виде полос из геометрических фигур, а также составляя композиции, дети закрепляют такие образы геометрических фигур: «квадрат», «прямоугольник», «круг» и др.
Эффективность изучения геометрического материала обеспечивается правильной организацией его изучения.
В младших класса школы VIII вида на изучение геометрического материала нецелесообразно выделять отдельные уроки или концентрировать этот материал в начале или в конце четверти. Геометрический материал включаю в каждый урок математики, тесно связывая его изучение с арифметическим материалом. Он внесет разнообразие в учебную деятельность, сделает уроки математики более интересными и повысит их практическую направленность.
Иногда можно и весь урок посвятить изучению геометрического материала. Например, при изучении темы «Различие треугольников по длинам сторон» можно запланировать целый урок, на котором дети будут заниматься измерением сторон треугольников разных видов. Однако, таких уроков в четверти должно быть немного.
Все практические работы по обводке, раскрашиванию, вычерчиванию фигур учащиеся выполняют в тетрадях по математике. Для формирования навыков точности измерения и построения фигур по заданным размерам целесообразно проводить работу на нелинованной бумаге. Такие листы могут быть вклеены в обычную тетрадь по математике.
В старших классах изучению геометрического материала отводится один урок в неделю. Однако, опыт показывает, что если изучение геометрического материала сосредоточить только на этих уроках, то это приведет к бессистемности в занятиях. Поэтому опытные учителя помимо проведения отдельных уроков систематически включают геометрический материал в большинство уроков по математике небольшими порциями. Особенно это целесообразно делать при решении задач геометрического содержания. В старших классах учащимся предлагается завести специальные тетради по геометрии с вклеенными в них нелинованными листами бумаги. В этих тетрадях они выполняют графические и чертежные работы, решают задачи.
При подготовке урока я определяю тему, четко формулирую образовательную цель урока, продумываю коррекционно-развивающие, воспитательные и практические задачи. Заранее готовлю наглядные пособия, дидактический материал, инструменты для проведения практических работ на доске и в тетрадях. Затем отбираю тот геометрический материал, который надо закрепить и повторить, а также продумываю, какие новые знания надо сообщить учащимся, над выработкой каких измерительных и чертежных умений надо работать, какие виды знаний и практических работ должны выполнить учащиеся самостоятельно.
Далее намечаю основные этапы урока, распределяю виды упражнений, задания, практические работы, продумываю, какие методы и приемы будут им использоваться на каждом этапе, намечаю, знания каких учеников надо проверить или какие задания дать тому или иному ученику, чтобы преодолеть индивидуальные трудности в усвоении геометрического материала. Также продумываю дифференцированный подход к разным группам учащихся на каждом этапе урока, с тем, чтобы максимально использовать возможности каждого ученика. Кроме того, обдумываю методы и приемы контроля знаний учащихся на каждом этапе, заранее намечаю, знания каких учеников будут оценены поурочным баллом в конце урока. Заранее готовлю им дифференцированное задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальных классах"
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических д...
Обобщение опыта работы методического объединения классных руководителей и воспитателей начальной школы.
Коррекционная школа ставит перед педагогом-дефектологом три основные задачи - дать знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитывать у учащихся положительные качества ли...
Размышления на профессиональные темы в непрофессиональном формате или обобщение опыта работы по итогам проведения дней психологии в начальной школе на тему «Мир детский и мир взрослый»
Вот и закончились дни психологии на тему «Мир детский и мир взрослый». Чувства профессионального удовлетворения и «наполненной усталости» в равных пропорциях все еще побу...
Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение здоровьесберегающих техологий в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Обобщение опыта....
Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова учителя начальных классов первой квалификационной категории Титовой Татьяны Алексеевны
Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова учителя начальных классов первой квалификационной категории...
обобщение опыта работы "Развитие творческих способностей младших школьников в начальных классах."
...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма»....