Обобщение опыта работы методического объединения классных руководителей и воспитателей начальной школы.
статья по теме

Филипенкова Людмила Сергеевна

Коррекционная школа ставит перед педагогом-дефектологом три основные задачи - дать знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитывать у учащихся положительные качества личности - честность, доброжелательность, любовь и уважение к труду, скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни в современном обществе. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно и на уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная школа ставит перед педагогом-дефектологом три основные задачи - дать знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитывать у учащихся положительные качества личности - честность, доброжелательность, любовь и уважение к труду, скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни в современном обществе. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно и на уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.

Воспитательная работа ведется и учителями и воспитателями ГПД согласно утвержденному годовому плану воспитательной работы и рассматривается как целостный социально – педагогический комплекс, в котором взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельность учащихся, интегрированы воспитательные усилия школы, семьи и окружающего социума, сопряжены инновационные процессы и традиционные формы. Результатом должна стать личность гражданина, ориентированная в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в общество.

Работая по этой системе, учителя и воспитатели проводят много интересных и полезных мероприятий и воспитательских часов, где отрабатывают у учащихся механизм контроля над своим поведением, работают над формированием основ здорового образа жизни, знакомят с правилами безопасного поведения, ПДД, пожарной безопасности.

Такая работа модернизируется ими и изменяется в соответствии с требованиями современного общества.

Модернизировать – делать современным, изменять соответственно требованиям современности, вводя различные  усовершенствования.

Быстро меняющаяся жизнь общества определяет необходимость изменения или модернизации в системе школьного образования.  В рамках общешкольной методической темы школы «Модернизация процесса образования в специальной (коррекционной) школе VIII вида с целью обновления содержания учебно-воспитательного процесса и улучшения качества жизни учащихся»  перед педагогами ставятся следующие цели и задачи.

Цель  воспитательной работы: воспитание социально-адаптированной личности, которая способна интегрироваться в общество, обладает толерантным сознанием, нравственными качествами и сформированной культурой поведения, а так же владеет достаточными коммуникативными навыками, имеет достаточные профессиональные возможности для самостоятельной жизни в современном мире.

Задачи воспитательной работы: 

  • Создание комфортных условий для воспитания социально-адаптивной личности;
  • Консолидация усилий школы, семьи, общественных организаций и государственных учреждений для повышения качества жизни ребенка;
  • Формирование нравственного сознания и моральной мотивации школьников, развитие познавательных и коммуникативных способностей;
  • Формирование активной гражданской позиции школьников, воспитание чувства патриотизма, интереса к истории страны;
  • Формирование стремления к здоровому образу жизни, уважительному отношению к труду;
  • Подготовка учащихся к жизни в обществе после окончания школы.

Модернизация учебно-воспитательного процесса предполагает:

  • Ведение электронного дневника;
  • Ведение классного фотоальбома;
  • Видео и фотосъёмка школьных мероприятий;
  • Работа по подбору фонограмм и музыкального сопровождения всех школьных мероприятий;
  • Презентации к занятиям учителей и воспитателей, классным часам, внеклассным мероприятиям;
  • Поиск информации в интернете к занятиям, родительским собраниям;
  • Использование музыкальных фрагментов для эмоциональной разгрузке учащихся
  • Организация физкультурно-оздоровительной работы, проведение мероприятий по агитации за ЗОЖ профилактических бесед.

Решать поставленную цель и задачи воспитательной работы во многом позволяют разнообразные формы организации процесса образования и воспитания, такие как:

  • Интегрированные занятия;
  • Бинарные занятия;
  • Занятия с использованием ИКТ;
  • Внеклассные занятия;
  • Экскурсии;
  • Общешкольные праздники;
  • Работа с родителями.

На современном этапе развития системы коррекционной помощи из множества вопросов, относящихся к организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, одним из центральных является вопрос о возможностях и путях реализации интеграции детей с интеллектуальными проблемами в общество.  Одним из аспектов этого вопроса является интеграция детей с разным уровнем интеллектуального развития в совместную учебную и внеучебную деятельность.  К такого рода мероприятиям относятся разнообразные совместные праздники («Непоследний звонок» 4 класс и 4 класс «Особый ребёнок»), конкурсы ( конкурс чтецов «Весенняя песенка», «Зимняя сказка»), сказки и спектакли («Снежная королева», «Дюймовочка»,  «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Царевна –лягушка», «Лиса и заяц»), выставки детских работ по труду и рисованию, сюжетно – ролевые игры, в которых участвуют учащиеся разных классов.

Во время проведения подобных мероприятий учащиеся с различным уровнем интеллектуального развития включаются в совместную  деятельность таким образом, что имеют равные возможности для проявления своих способностей и демонстрации своих умений. А так же таким способом решаются поставленные в ходе воспитания задачи по осуществлению личностно-ориентированного подхода к учащимся, воспитанию толерантности, здоровье сберегающим технологиям, нравственному и эстетическому воспитанию. Эти подходы отражены в следующих воспитательных программах школы:

  • «Я – петербуржец»
  • «Путёвка в жизнь»
  • «Успех»
  • «Здоровье школьника»
  • «Культура поведения»

Одной из форм обучения по реализации межпредметных связей является бинарное занятие. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс учащихся. Примером такого мероприятия служит классный час, проведенный учителями Балдиной О,Г. и Филипенковой Л.С  по теме « Безопасность поведения в доме».

В решении проблемы информатизации образования значительное место отводится формированию пользовательских умений школьников при работе на компьютере. Работа ведётся по следующим  направлениям:

  • Разработка и проведение уроков-практикумов;
  • Эпизодическое использование компьютера на занятиях;
  • Выполнение учащимися учебных заданий и игр.

Одной из распространенных форм подготовки и представления учебно-воспитательного материала можно назвать презентации. Они помогают обеспечить процесс восприятия и запоминание информации с помощью ярких образов.

Учебно-воспитательный процесс не может быть эффективным без взаимодействия педагогов и семьи. Работа с родителями – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьёй. У педагогов и родителей есть единые задачи – благополучие ребёнка, его всестороннее развитие. Такое общение должно быть не только полезным, но и интересным. Необходимо сохранить всё лучшее, что проверено временем, а с другой стороны внести что-то новое и эффективное.  Такая работа предполагает:

  1. Анкеты:
  • Анкета обратной связи;
  • «О здоровье всерьёз»;
  • « Я умею»
  1. Родительские собрания на актуальные для родителей темы
  1. Информационные стенды для родителей:
  • «10 принципов исправления поведения ребёнка»
  • Гигиена тела и души. Как быть здоровым
  • Осторожно, компьютер!
  • Практические рекомендации родителям гиперактивных детей

 4.       Выставки детских работ:

  • К праздникам и памятным датам;
  • Совместно с родителями изготовленные

5.       Совместные праздники

Совместно с  учителями классов воспитатели ГПД разрабатывают различные анкеты-опросники по связям  с семьёй, опираясь на которые родителям предоставляется помощь и необходимая информация на родительских собраниях и информационных стендах. Подобная деятельность позволяет сотрудничать  школе и семье.

ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое, нравственно-эстетическое самочувствие детей. Задача воспитателя ГПД заключается не только в том, чтобы занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьникам,  способствовали его интеллектуальному развитию, обогащали его эмоционально.

Учебно-воспитательная работа в ГПД проводится в тесной связи с учителем и в соответствии с учебно-воспитательной программой. Учитель организует, направляет, контролирует в основном учебную деятельность, а воспитатель занимается организацией досуга и выполнением домашних заданий.

Налаживанию хороших взаимоотношений с семьями учащихся, информирование их о учебно-воспитательной работе способствует ведение видео и фотосъёмки школьных мероприятий (праздников, внеклассных занятий, открытых мероприятий, экскурсий) и создание и ведение электронного фотоальбома класса.

Совместно с родителями были подготовлены общешкольные проекты «И я там был», «Я и моя семья».

Все учащиеся, посещающие ГПД , с удовольствием рисуют, делают аппликации, поделки, открытки для родных и знакомых, участвуют в изготовлении групповых работ. Особенно это актуально в ГПД классов «Особый ребенок»,где возможности учащихся особенно ограничены. Подобная работа отчётливо видна на общешкольных выставках. Например,

  • к традиционным праздникам: «Новый год», «8 Марта», «День Победы», «Дню снятия блокады»;
  • тематическим выставкам :  посвященным дню толерантности «Мы вместе», «Дружный хоровод», «Давайте жить дружно»;
  • посвященным определённым датам этнокалендаря «Мой любимый пушистик»,  «День воды», «Масленица», «День отказа от курения» и др.

Воспитанию толерантности так же способствует ежедневная работа с детьми, которая находит свое отражение в открытых занятиях и подготовке к праздникам, проводимых в школе. Например, воспитателем ГПД Михайловой Л.В. в рамках  своей методической темы было дано открытое занятие на тему « Если вы вежливы», где были представлены игры и задания, связанные с воспитанием уважения друг к другу, умением работать в коллективе, внимательному отношению к окружающим.

Большой интерес у учащихся с ОВЗ вызывают развлекательные мероприятия, проводимые в рамках школьной жизни. Дети охотно участвуют в подготовке к таким мероприятиям. Они учат стихи, подготавливают костюмы, номера для концертов и праздников. (Например, фестиваль «Радуга»).  Помощь в этом оказывают воспитатели ГПД. Они вместе с учителями, ответственными за эти мероприятия, находят и воспроизводят музыкальные фрагменты и сопровождение, используя интернет ресурсы.

Развитию мотивации к обучению способствует создание и использование на занятиях презентаций, а так же просмотр и обсуждение учебно-познавательных детских фильмов и мультфильмов.

В классах «Особый ребёнок» особое внимание уделяется  вопросам социализации. В частности воспитатель ГПД Егорова М.И. в рамках своей методической темы подготовила сказку-спектакль «Волк и семеро козлят», после чего проведены ряд игр, способствующих социализации учащихся с ОВЗ и далее проведена экскурсия в магазин молочных продуктов. Такая работа отражает системность и преемственность теоретических и практических знаний.

Ежегодно учителями и воспитателями ГПД проводятся экскурсии   в парк (осенний, зимний, весенний периоды), к пешеходному переходу, в океанариум, зоопарк, Летний сад, Музей воды, Музей подводных сил им. Маринеско, Домик Петра I, Пискарёвское Мемориальное кладбище, на крейсер Аврора, в Дом кино.

Все это делает воспитательную работу школы более качественной и эффективной, создает комфортные условия для социальной адаптации личности, помогает объединить семью и школу, формировать нравственное сознание, подготавливает учащихся к жизни в обществе, что соответствует поставленным в ходе многолетней работы целям и задачам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения классных руководителей начальных классов МОУ СОШ 42 г. Братска на 2011 – 2012 учебный год

Методическая тема: «Использование новых технологий воспитания в работе классного руководителя»...

План работы методического объединения классных руководителей начального звена

Методическая тема ШМО классных руководителей начальных классов. Тема: «Духовно – нравственное воспитание младших школьников».Цель: систематизировать работу классных руководителей по укреплению зд...

Анализ работы Методического объединения классных руководителей коррекционной школы

Дан анализ работы МО классных руководителей коррекционной школы- интерната 8 вида за 2012-2013 учебный год. Исходя из целей и задач, поставленных на год, проанализировано, что удалось, а что еще приде...

Отчёт о работе методического объединения классных руководителей начальной школы за 2012-2013 учебный год

Отчёт содержит в себе подробный анализ работы методического объединения классных руководителей начальной школы за 2012-2013 учебный год....

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ на 2015-2016 учебный год

План работы  методического объединения  классных руководителей   на 2015-2016 учебный год...

План работы методического объединения классных руководителей

План работыМО  классных руководителей начальной школыпо теме: «Система работы по развитию творческих способностей обучающихся.»...

Анализ работы методического объединения классных руководителей

Ориентируясь на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нашем МО классных руководителей была выбрана тема - «Совершенствование системы работы ...