Размышления на профессиональные темы в непрофессиональном формате или обобщение опыта работы по итогам проведения дней психологии в начальной школе на тему «Мир детский и мир взрослый»
статья
Вот и закончились дни психологии на тему «Мир детский и мир взрослый». Чувства профессионального удовлетворения и «наполненной усталости» в равных пропорциях все еще побуждают к дальнейшим действиям, созиданию, творческой активности и желания немедленно с кем-нибудь всем этим поделиться.
Однако именно на данном этапе понимаешь, что сейчас самое время остановиться и проанализировать все произошедшее за эти дни. Чтобы понять и не упустить САМОЕ ВАЖНОЕ. А самого важного было много. Но обо всем – по порядку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_dni_psikhologii.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал подготовлен педагогом-психологом ГБС(К)ОУ
школы-интерната № 3 Игнатенко Н.В.
Размышления на профессиональные темы в непрофессиональном формате
или
обобщение опыта работы по итогам проведения дней психологии в начальной школе на тему «Мир детский и мир взрослый»
Вместо предисловия
Вот и закончились дни психологии на тему «Мир детский и мир взрослый». Чувства профессионального удовлетворения и «наполненной усталости» в равных пропорциях все еще побуждают к дальнейшим действиям, созиданию, творческой активности и желания немедленно с кем-нибудь всем этим поделиться.
Однако именно на данном этапе понимаешь, что сейчас самое время остановиться и проанализировать все произошедшее за эти дни. Чтобы понять и не упустить САМОЕ ВАЖНОЕ. А самого важного было много. Но обо всем – по порядку.
Глава I. Создание среды или как все начиналось
Мы живем на одной территории – мужчины и женщины, взрослые и дети, большие и
маленькие – разные полюса одной сущности, поэтому потрясающе непохожие и вместе с тем не представляющие себе жизни друг без друга. С похожими на нас легко и удобно. А как быть с теми, кто противоположен и дополняет нас? Как дисциплинированному взрослому не сорваться при виде импульсивного, не способного контролировать свое поведение ребенка?
Откуда берутся проблемы в поведении детей и к чему они могут привести? Какое поведение взрослых провоцирует их возникновение? Чего не стоит делать родителям и педагогам, чтобы не усугублять ситуацию? И главное – как надо преодолевать трудности и разрешать возникающие в процессе взаимодействия проблемы?
Идея проведения дней психологии возникла как попытка найти ответы на эти актуальные вопросы и привлечь внимание взрослого сообщества к серьезности проблем эмоционального развития детей. Достигать поставленную цель мы намеревались через создание особой атмосферы для взаимодействия взрослых и детей, которая предполагает живой диалог на языке практической деятельности, ее задач и проблем. Мы решили действовать нетрадиционно: не учить, а давать мастер-классы, не предлагать готовое теоретическое знание, а ставить проблемы. Именно «погружение» на определенный период времени в питательную для сердца и разума среду позволяет радоваться встрече друг с другом, с удовольствием раскрываться навстречу друг другу, учится важному, развиваться и питаться эмоциями, опытом и новыми идеями.
Выбранная нами тематика отражала тему эмоций и чувств маленького человека и связанных с ними взаимоотношений со взрослыми. А такие формы обучения, обмена опытом и общения, как социологические опросы, работа в творческих мастерских, психологические акции в полной мере соответствовали необычности и увлекательности созданной атмосферы.
По крайней мере, задумывалось все именно так и вот что из этого получилось.
Глава II. Самое важное
День первый.
26.11.13.
Тема дня: «Как мы видим друг друга?»
Ничем не примечательное утро обычного осеннего дня. На улице пасмурно и уныло. Но, как выяснилось, внутренняя погода входящих в этот день в двери нашей школы во многом отличалась от внешней. Это помогла определить психологическая акция «Цветные мысли сегодняшнего дня», к которой поначалу многие взрослые отнеслись очень насторожено. Делая выбор, многие руководствовались стереотипными знаниями об интерпретации цвета, а не своим истинным душевным состоянием. Нежелание прислушаться и услышать себя настоящего в повседневной жизни приводит к тому, что мы порой с такой же легкостью не «слышим» окружающих нас людей, будь то взрослые или дети, и не даем им возможность открытого эмоционального общения. Однако, задействуя свой эмоциональный потенциал при выборе цвета в следующий раз, многие начали задумываться над его значением и влиянием на свои взаимоотношения с окружающими, о чем свидетельствовала неподдельная заинтересованность и желание разобраться в ситуации.
Настоящим знаковым событием текущего дня стала работа в творческих мастерских на тему «Как мы видим друг друга?», главными участниками которой стали учащиеся начальной школы: 3а, 4а, 4б классов. Детям предлагалось с помощью самых обыкновенных материалов (одноразовых тарелок, пластилина, цветной бумаги, ниток и т.д.) изобразить своего самого близкого и дорогого человека.
Для того чтобы лучше узнать и понять все происходившее, а главное чтобы процесс изготовления кукол завершился эмоциональным отреагированием психотравмирующих событий, мы предлагали детям ответь на следующие вопросы:
- «Что ты чувствовал, когда делал маму, папу, … ?»
- «Нравится ли тебе тот образ, который ты сделал?»
- «Чтобы хотелось изменить?»
- «Что ты будешь делать с этой куклой?» и т.д.
Разговаривать с детьми было и просто, и сложно одновременно. Просто, потому что дети, видя нашу доброжелательность, охотно шли на контакт и делились своими соображениями. Сложно, потому что иногда эти соображения оказывались неожиданными. Так, одна девочка, в процессе работы над маминым портретом высказала пожелание, «чтобы мама была доброй и хорошей, всегда улыбалась, и чтобы она больше на меня не сердилась и никогда больше не наказывала». Есть над чем задуматься, не правда ли?
Хочется отметить повышенную заинтересованность детей к подобной форме работы. Они с большим увлечением выполняли задание, тщательно и с большой любовью продумывая каждую деталь, от цвета глаз до цвета и длины волос. Большинство детей изображали маму, хотя в портретной галерее нашлось место также папам, дедушкам, а также сестренкам и братишкам.
Данные проведенного соц. опроса с детьми (см. таблицу) подтвердили обозначившуюся картину: большинство опрошенных детей привязаны к матери, ведь именно этот человек дает ощущение любви, защищенности и безопасности.
АДРЕСАТЫ: | МАМА | ПАПА | ДЕДУШКА | БАБУШКА | БРАТ/ СЕСТРА | ДРУЗЬЯ |
Этот человек самый добрый | 57% | 23% | --- | 20% | --- | 7% |
Этого человека я очень люблю | 67% | 23% | --- | 13% | 10% | --- |
Этот человек часто играет со мной | 3% | 7% | --- | 3% | 47% | 27% |
Этот человек часто бывает сердитым | 20% | 10% | 7% | 10% | 30% | --- |
Этот человек понимает меня | 57% | 20% | --- | 10% | 13% | 3% |
В случаях, если самые близкие люди не знают проблем и потребностей детей и не задумываются о том, как нормализовать их душевное состояние, ребенок начинает испытывать чувство одиночества, тревоги, окружающие воспринимаются как источник возможной опасности, что сказывается на формировании межличностных отношений с окружающими.
А вот игровые потребности ребенка чаще всего удовлетворяются в кругу друзей, а также братьев и сестер.
Детям также предлагалось ответить на следующие вопросы:
- «Каким я вижу себя?»
- «Каким меня видят окружающие?»,
Проанализировав ответы детей, мы получили следующие результаты:
- адекватную самооценку имеет 27% детей.
Такие дети ощущают твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, наблюдается способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности.
- завышенную самооценку имеют 50 % детей.
Такая ситуация может быть характерна как для детей действительно благополучных, так и для «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное). В первом случае завышенная самооценка означает, что дети могут спокойно переносить трудности и неудачи, сохраняя привычный уровень активности. Другой вариант менее оптимистичен: дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставили их взрослые, с целью нивелирования замеченную ими разницу оценок, которая несет страшный для ребенка смысл – меня не любят!!!
- заниженную самооценку имеют 23 % детей.
Подобная ситуация препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.
Самым трудным для нас было привлечь к совместной работе родителей и вызвать у них интерес к происходящему. Практика показывает, что не все родители склонны к позитивному восприятию психолого-педагогических знаний, и тем более не готовы к радикальным изменениям во взаимоотношениях с детьми. Поэтому мы решили действовать постепенно и начали с проведения соц. опроса. Эта форма работы, с одной стороны, ни к чему их не обязывала, с другой –
послужила началом нашего совместного диалога.
Родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?
- Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
- Почему важно понимать, что думает и чувствует мой ребенок?
По результатам опроса большинство опрошенных не испытывают затруднений в проявлении чувств к другим людям (90%) и резких спадов настроения (55%). Необходимость понимания эмоционального состояния своего ребенка прослеживается у 100% респондентов. Конечно же, мы понимали, что полученная картина не совсем объективна, но в нашем случае главное не объективность ответов, а желание обсудить актуальные для взрослого сообщества вопросы.
Педагоги также оказались готовы к профессиональному диалогу и порадовали нас своими ответами на следующие вопросы:
- Какими способами поддержки детей в трудную минуту Вы пользуетесь?
- Что, на Ваш взгляд, главное в жизни школьника?
- Каким качествами должен обладать будущий старшеклассник?
Все участники опроса способны выстраивать собственную модель конструктивного взаимодействия с ребенком в трудных для него ситуациях, помочь ребенку справиться с внутренним напряжением и улучшить его душевное состояние. Главным в жизни школьника большинство участников опроса считают духовное и физическое здоровье, получение жизненно важных умений и навыков, активную жизненную позицию, а также любовь и поддержку с стороны родителей. При ответе на последний вопрос за основу были взяты такие личностные качества учащихся, как: целеустремленность, ответственность, самостоятельность, человечность, доброта, любознательность, трудолюбие.
В завершении этого дня родителям и педагогам были предложены информационные материалы, которые, на наш взгляд, могли бы помочь им больше узнать о наиболее часто переживаемых детьми негативных эмоциональных состояниях, а также о том, как помочь ребенку справиться с ними.
День второй.
27.11.13.
Тема дня: «От печали до радости одно мгновенье…»
Лейтмотивом всех запланированных мероприятий второго дня стало проживание различных эмоциональных и поведенческих эмоций и состояний. Все как в повседневной жизни, когда время от времени приходится преодолевать различные трудности и противоречия. Бывает, что и нам, взрослым, способным задействовать весь свой интеллектуальный, эмоциональный и личностный потенциал, это не всегда удается. А детям найти в себе и проявить соответствующие возможности и способности еще труднее. И мы решили немного им помочь, организуя работу в творческой мастерской на тему «Страх в моей жизни и жизни моей семьи». Каждому участнику необычного игрового действа мы предоставили возможность «столкнуться» лицом к лицу со своим страхом и попытаться самостоятельно найти выход из трудной жизненной ситуации. Дети вначале рассказали нам о своих страхах и страхах взрослых, после чего попытались обозначить их с помощью изобразительных средств.
Для того чтобы лучше понять содержание детских и взрослых страхов, мы предлагаем специальную таблицу, составленную на основе детских высказываний:
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦ. ОПРОСА УЧАЩИХСЯ НА ТЕМУ: « СЕМЕЙНЫЕ СТРАХИ»
ДЕТСКИЕ СТРАХИ Я БОЮСЬ… | ВЗРОСЛЫЕ СТРАХИ | |||
ЧЕГО БОИТСЯ МАМА… | ЧЕГО БОИТСЯ ПАПА… | |||
Машин | Собак | Ничего | ||
Врачей, которые делают уколы | Проиграть в суде | Ничего | ||
Драться | Ничего | Водить грузовик | ||
Большой высоты | Ничего | Ничего | ||
Призраков | Что у неё дом отнимут | Ничего | ||
Смерти | Когда папа бьёт | Ничего | ||
Ничего не боюсь | Всяких жучков | Ничего | ||
Монстров | За младшую сестрёнку | Ничего | ||
Темноты | Ничего | Ничего | ||
Мёртвых | Ничего | Ничего | ||
Трупов | Садиться за руль | Попасть в аварию | ||
За бабулю | Ничего | Ничего | ||
Высоты | Мышей | Крыс | ||
Что меня машина собьёт | Что меня машина собьёт | Что моя сестра Лена убежит из дома | ||
Высоты | Высоты | Ничего | ||
Пауков | Ничего | Ничего | ||
Когда папа ругает | Ничего | Ничего | ||
Смерти | Крыс | Ничего | ||
Что потеряется мама | Когда дом скрипит от ветра | Ничего | ||
Зубы лечить | Бабайку | Зубы лечить | ||
Урагана | Ничего | Ничего | ||
Услышать страшную новость | Ничего | Ничего | ||
Монстров | Мышей | Ничего | ||
Собаку | Крысу | Ничего |
Во второй части занятия мы предложили детям различные игровые способы борьбы со страхами. Хочется отметить, что у наших маленьких участников было и собственное мнение на этот счет: «Их надо закопать», - предложил Саша. «Нет, их надо сначала сжечь», - возразил Рома. «Их вообще навсегда уничтожить надо», - со знанием дела подхватила Даша.
После чего дети с удовольствием рвали, резали и кромсали ножницами свои страхи, вкладывая в каждое движение желание освободиться от них. А напоследок мы замуровали «останки» чудовищ в банку и плотно закрыли, тем самым победив их окончательно.
Таким образом, посредством необычных игровых приемов наши маленькие участники получили определенные знания и технологии психологического характера, а самым главным открытием стало понимание, что любую проблему можно решить.
После творческих заданий мы продолжили размышления о том, что же мешает нашим детям быть полностью счастливыми. Вот они - основные причины детских несчастий.
Причины | Количество ответов |
Болезнь | 15% |
Напряженные отношения с родителями | 30% |
Разные страхи | 15% |
Отношения со сверстниками | 30% |
Прочие напряженные ситуации | 10% |
Уделив внимание тому, что делает жизнь детей трудной, рассмотрим перечень стратегий, с помощью которых они справляются с этими трудностями. Детям предлагалось подумать о том, что они делают, когда чувствуют внутреннее напряжение и беспокойство.
Конструктивные защитные стратегии | Количество детей, использующих данную стратегию |
Играю в компьютер, рисую, играю в игры, читаю, смотрю телевизор | 30% |
Говорю с кем-нибудь | 10% |
Ем или пью | 15% |
Обнимаю, прижимаю, глажу | 40% |
Прошу прощения | 5% |
Негативные защитные стратегии | Количество детей, использующих данную стратегию |
Борюсь, дерусь | 35% |
Ломаю, швыряю | 25% |
Плачу, грущу | 20% |
Дразню кого-нибудь | 20% |
Приведенные в таблицах высказывания детей позволяют увидеть, насколько по-разному они реагируют на жизненные трудности и неприятности. Кто-то плачет и страдает, кто-то пытается протестовать и отстаивать свои права. В любом случае именно от этих неприятных ситуаций наши дети вынуждены защищаться, используя различные стратегии и механизмы защиты.
Зачастую родители не знают проблем и потребностей своих детей, и не задумываются о том, как нормализовать их психическое состояние. Многие взрослые представляют мир ребенка как свой собственный мир, но только уменьшенный в масштабе. По сравнению с проблемами самих взрослых: нехваткой денег, потерей работы, разводами и болезнями, — детские горе и радости порой кажутся им не заслуживающими серьезного внимания. А душу детей переполняют эмоции и переживания. К сожалению, об этих эмоциях они часто не могут рассказать словами и прибегают к неэффективным стратегиям защиты («грызу ногти», «дразню», «воплю, кричу», «бью, ломаю и швыряю и т.д.), которые трактуются родителями, воспитателями как упрямство, капризы, агрессия, лживость или невоспитанность ребенка.
А дети еще не знают, как сказать о своих чувствах и потребностях. Помочь им могут только взрослые, которые должны включиться в этот процесс как можно раньше.
Мы искренне надеялись на то, что детские сомнения и переживания помогут родителям и педагогам задуматься об очевидном, увидеть мир другими глазами, расширить собственное понимание жизни. Именно этой цели были подчинены проведенные соц. опросы среди взрослых. Родителям и педагогам предлагалось продолжить следующие высказывания:
МОИ ОПАСЕНИЯ НЕ РАЗ ЗАСТАВЛЯЛИ МЕНЯ…
- СОВЕРШАТЬ ГЛУПЫЕ ПОСУПКИ
- «ПЕРЕГИБАТЬ ПАЛКУ»
- НЕСКОЛЬКО РАЗ ВСЕ ОБДУМЫВАТЬ
- ПЕРЕЖИВАТЬ
- ПЕРЕСТРАХОВЫВАТЬСЯ
- ЕЩЁ РАЗ ПЕРЕСМОТРЕТЬ СВОИ РЕШЕНИЯ
- ВОЛНОВАТЬСЯ
- ПРИНИМАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ ПО ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
- НЕТ ОПАСЕНИЙ
КОГДА МНЕ НАЧИНАЕТ НЕ ВЕЗТИ, Я …
- ОСМЫСЛИВАЮ ПРИЧИНЫ НЕВЕЗЕНИЯ И ПРИНИМАЮ МЕРЫ
- ЗАДУМЫВАЮСЬ НАД СВОИМИ ОШИБКАМИ
- КОНЦЕНТРИРУЮСЬ И ДОБИВАЮСЬ ЖЕЛАЕМОГО
- КУШАЮ
- НАЧИНАЮ ГРУСТИТЬ
- ДУМАЮ, ЧТО ЭТО «ЧЁРНАЯ» ПОЛОСА, НО БУДЕТ И «БЕЛАЯ»
- УВЕРЕНА, ЧТО СКОРО НАСТУПИТ СВЕТЛАЯ ПОЛОСА
- УПОКАИВАЮСЬ, ДЕЛАЮ БОЛЬШОЙ ВДОХ И НАЧИНАЮ ВСЁ ЗАНОВО
- ДУМАЮ, ЧТО ЗАВТРА ПОВЕЗЁТ
ЗНАЮ, ЧТО ГЛУПО, НО БОЮСЬ…
- Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО Я БОЮСЬ
- Я НИЧЕГО НЕ БОЮСЬ
- ОСТАТЬСЯ БЕЗ РАБОТЫ
- ЧТО КОМПРОМИСС НЕ ВОЗМОЖЕН… РЕШЕНИЕ ПРИДЁТСЯ ПРИНИМАТЬ
- СДЕЛАТЬ ОШИБКИ В СВОЕЙ РАБОТЕ
- ЧТО МОЙ РЕБЕНОК НЕ ВЫДАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ
- ОТВЕТИТЬ ГЛУПОСТЬ
- ЧТО МЕНЯ НЕ БУДУТ ЦЕНИТЬ
- ВДРУГ Я СВОЕГО РЕБЕНКА НЕПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАЮ
Из приведенных высказываний становится очевидным, что и взрослым приходится сталкиваться с негативными эмоциональными состояниями и очень часто они, как и дети, не знают, как разобраться в себе, своих жизненных трудностях и связанных с ними переживаниях.
Заканчивать день на такой грустной ноте совсем не хотелось, и потому вместе с нашими маленькими участниками мы вновь встретились в творческой мастерской, но на этот раз с целью надолго зарядиться позитивными эмоциями и хорошим настроением! Тематика нашей встречи была
по-настоящему доброй и волшебной – «Мои заветные желания». Детям была представлена возможность выразить свои эмоции и чувства, определить приоритетные потребности.
Желания большинства детей носили материальный характер («Хочу сенсорный телефон», «Хочу ноутбук», «Хочу мопед» и т.д.). На этом фоне особенно остро читалось одиночество и неудовлетворенная потребность в общении с близкими людьми у тех детей, которые сразу, не раздумывая, хотели бы обрести так много и так мало одновременно – ощущение нужности и причастности к Взрослому, к своей семье – «Хочу, чтобы мама, папа и два братика со мной были!», «Хочу переехать в Чепецк, я там родился, у меня там брат и кошка», «Я хочу, чтобы мама не пила и чтобы меня не била»…- на душе вновь появляются нотки грусти, обиды и даже злости на нерадивость тех, кто с такой легкостью способен ранить детскую душу.
Когда дети завязывали цветные ленточки на «Дереве желаний», их глаза сияли, на лицах вновь появились улыбки, а в душе - радостное возбуждение от всего происходящего и, очень хочется на это надеяться, - вера в то, что задуманное ими обязательно исполнится. Грусть и хандра в очередной раз были побеждены!
Полученный опыт носил не только диагностический характер, но и позволил расширить диапазон возможностей межличностного взаимодействия.
Вот так завершился этот сложный и противоречивый, но очень важный день, заставивший и ведущих, и его участников не только задуматься о своих эмоциональных и поведенческих реакциях и состояниях, но и попытаться ответить на главный вопрос: в чем же все-таки ребенок нуждается больше всего? Многие родители и педагоги чаще всего уже заранее уверены в ответе - главное для ребенка, конечно же, любовь. Это кажется настолько очевидным, что не сразу приходит в голову спросить себя дальше: а в чем она должна заключаться? Что значит на деле – любить своего ребенка? Не вообще, а каждый день, не в идеале, а когда необходимо решать досадные, но, в сущности, банальные конфликты и проблемы.
Оказывается, на сегодняшний день мы, взрослые, не всегда готовы дать качественно новые, четкие и конкретные ответы, как нам того бы хотелось. Однако, это не страшно. Главное, готовы ли мы, способны ли и дальше находить ответы? Ведь пока мы будем их искать, мы будем, пусть очень медленно, но двигаться вперед. Главное – не опоздать…
День третий.
28.11.13.
Тема дня: «Праздник в доме»
Эпилогом нашей маленькой, но насыщенной жизни стал яркий и необычный праздник, на котором, помимо ярких сюрпризных моментов, затрагивались и более серьезные вопросы. Мы старались, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя одиноким, и по-настоящему ощутил состояние счастья и принадлежности к группе. Такую возможность предоставил мини-тренинг «Сердце».
На этом наша работа, вернее ее практическая часть, была завершена. Предстояло подвести итоги.
Часть III. Точка роста
За эти три дня нам удалось сделать совсем немногое – зафиксировать и сделать зримыми не только радостные моменты, но также сомнения и переживания самых маленьких участников воспитательно-образовательного процесса в нашей школе. А еще - создать атмосферу настоящего праздника и настоящей работы, которые слились в нечто единое целое – в Событие, настоящую жизнь. Было много открытий, много нового содержания, интересных практических находок и поворотов мысли. Были поводы и для разочарований.
Мы очень надеемся, что нас услышали не только те, ради кого все это затевалось (это я о детях – самых искренних и отрытых наших участниках), но и те, кто считает себя ответственными за жизнь детей – родители и педагоги. И тогда каждый из нас по праву сможет считать это очередной точкой своего личностного и профессионального роста. Может быть, это и есть САМОЕ ВАЖНОЕ?
Вместо заключения
Пришло время заканчивать свои размышления, которые как-то незаметно превратились в своеобразный рассказ о практической работе взрослых с детьми, сопровождающийся детальным анализом сложностей и проблем, многочисленными примерами и собственными суждениями автора.
Рассказ о том, как научиться не воспитывать, а жить, принимая ребенка таким, какой он есть. Рассказ о том, как детям и взрослым увидеть друг в друге то, что не так легко увидеть в повседневной жизни.
Рассказ, в который уже сейчас очень хочется вписать новую главу. Но это уже совсем другая история…
Размышляла:
педагог-психолог ГБС(К)ОУ
школы-интерната № 3
Игнатенко Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...
Обобщение опыта работы методического объединения классных руководителей и воспитателей начальной школы.
Коррекционная школа ставит перед педагогом-дефектологом три основные задачи - дать знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитывать у учащихся положительные качества ли...
Представление собственного инновационного педагогического опыта "Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе"
Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Опыт моей работы может быть и...
Описание опыта работы "Электронные образовательные ресурсы на уроках в начальной школе"
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке цел...
Приказ об итогах проведения "Фестиваля наук в начальной школе" 2015 год.
quot;Фестиваль наук в начальной школе" 2015 год....
Приказ об итогах проведения "Фестиваля наук в начальной школе" 2013 год.
Приказ "Фестиваль наук в школе" 2013 год....
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...