ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».
методическая разработка

Ивахнова Ирина Сергеевна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:

«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obobshchenie_opyta.ppt1.95 МБ
Microsoft Office document icon moy_opyt_dlya_konkursa.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта работы Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 с.Ивановского» « Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма». 2013 г.

Слайд 2

Ивахнова Ирина Сергеевна учитель начальных классов Категория: вторая Педагогический стаж: 9 лет

Слайд 3

Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. Б. Паскаль.

Слайд 4

Актуальность Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно- ориентированная направленность. Задача учителя заключается не в передаче ученикам готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности, способной самой находить необходимые знания и умения и применять их в нестандартных ситуациях.

Слайд 5

Гипотеза Если на уроках литературного чтения в начальной школе использовать методы и приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ), то учащиеся будут глубже понимать прочитанное, овладеют активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, что позволит повысить культуру речи, эстетическое развитие, сформирует активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с книгой.

Слайд 6

Три фазы технологии РКМЧП I фаза Вызов (пробуждение: имеющихся знаний; интереса к получению новой информации) II фаза Реализация смысла (получение новой информации) III Фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Технологические этапы

Слайд 7

Как работать с «гроздьями»: Посмотрите на текст, нужно ли разбивать на «грозди»? Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы(это могут быть вопросы, ключевые слова по всему тексту)? Озвучьте «грозди» - т.е. смысловые единицы. Установите связь между «гроздью» и «веточками» кластера и объясните возникшие связи.

Слайд 8

Приём «Корзина» учитель задает вопрос о том, что известно по данной теме. каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает. Это строго индивидуальная работа (1-2 минуты) обмен информацией в парах или группах каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанное все сведения (без комментариев, даже если ошибочны) отправляются учителем в «корзинку» идей.

Слайд 9

Приём «Чтение с остановками» рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением обсуждение названия произведения основной этап: учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста

Слайд 10

Ствол дерева 1.Что будет дальше? 2.Чем закончится рассказ? 3. Что может произойти в рассказе с таким названием? I группа – I в III группа - III в II группа – II в Дерево предсказаний

Слайд 11

« v » – уже знал «+» – новое для меня «-» – думал по-другому «?» - не понял, есть вопросы Приём «Инсерт»

Слайд 12

Приём «Эссе» небольшое письменно задание (обычно на стадии рефлексии) Правила работы с текстом Читая текст, делайте пометки (два « v » «+» , три « v » «+» «?» , четыре значка « v » «+» «?» «-» ). Ставьте значки по ходу чтения на полях. Прочитав текст один раз, вернитесь к своим предположениям, вспомните, что предполагали раньше, возможно число значков увеличится.

Слайд 13

понравилось ли вам произведение? что особенного понравилось? когда было страшно? что вызвало смех? когда героя жалко? Приём – таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Слайд 14

Составление словаря по тексту произведения. Упражнение «От обратного» Упражнение «Синквейн» Написание сочинений Приёмы проведения рефлексии

Слайд 15

Правила написания «Синквейна»: на 1-ой строчке - одно слово - существительное – это и есть тема синквейна на 2-ой– два прилагательных, раскрывающих тему синквейна на 3-ей- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. на 4-ой – целая фраза, предложение,с помощью которого ученик высказывает свое личное отношение к теме синквейна Синквейн – стихотворение,состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Приём «Синквейн»

Слайд 16

Бортовой журнал Известная информация и предложения Новая информация

Слайд 17

Приём «Составление маркировочной таблицы» «З-Х-У» Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 18

Выписки из текста Цитата Фраза Ключевое понятие … .. Вопросы и комментарии Что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли вызвала эта фраза? Какой вопрос возник в связи с ключевым понятием? …… .. Двойной дневник

Слайд 19

Уровень 1 класс 2 класс Высокий 14,8 % 63 % Средний 74,1 % 18,5 % Низкий 11,1 % 18,5 % Диагностика уровня восприятия художественного произведения

Слайд 21

Диагностика уровня восприятия художественного произведения Класс Вопрос на воспроизведение событий Вопрос на оценку героя и установление причинно-следственных связей Вопрос обобщающего характера 1 класс 36% 48% 16% 2 класс 42,4 % 54 % 6,6%

Слайд 23

График итогового тестирования по чтению 33,3 42,3 58,3 50 8,3 7,7 0 10 20 30 40 50 60 70 3 кл асс 4 кл асс выс сред низ

Слайд 24

Заключение Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов: - изменить отношение детей к уроку чтения (после изучения произведения какого-либо автора ученики идут в библиотеку и продолжают самостоятельно знакомиться с творчеством писателя); - повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);

Слайд 25

- развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; - изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца); - мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);

Слайд 26

- создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности

Слайд 27

Список литературы 1. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004. 2. Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. 3. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 »

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».

 Ивахнова Ирина Сергеевна

учитель начальных классов

Категория: вторая

Педагогический стаж: 9 лет

2012г.

«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».

                                                   Всё наше достоинство – в способности мыслить.

                                                  Только мысль возносит нас, а не пространство и

                  время,   в которых мы ничто.

                                                     Постараемся же мыслить достойно – в этом основа  нравственности.  

                                                                                                              Б. Паскаль.        

Слайд №3

Актуальность

Слайд №4

Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно - ориентированная направленность. Задача учителя заключается не в передаче ученикам готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности, способной самой находить необходимые знания и умения и применять их в нестандартных ситуациях.

       С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно-ориентированном обучении. ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции.

      Технология критического мышления, как и новые стандарты, должна научить школьников:

1. Организации своей деятельности;

2. Душевности и чуткости;

3. Самореализации, сохранения ценностей;

4. Пониманию себя и пониманию других;

5. Умению мыслить;

6. Формированию и отстаиванию своей точки зрения;

7. Партнерские отношения;

8. Гибкости мышления;

9. Умению слушать;

    Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Она несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

Работая с детьми над текстами художественных произведений, я заметила, что, часто читая его, дети воспринимают изображённое неточно и даже неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет. Многие ученики еще не могут полноценно воспринимать художественное произведение, которое характеризуется не только логической стороной произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны. Проблема понимания эмоционального тона литературного произведения представляется очень серьёзной, поскольку понять эмоциональный тон текста, значит, уловить его смысл на интуитивном уровне в целом.

Проблему понимания художественного произведения я поставила на первое место. Целью моей работы является: изучение влияния использования приёмов и методов технологии развития критического мышления при работе с художественным текстом на развитие мыслительных процессов учащихся и овладение активными способами чтения, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Были поставлены следующие задачи:

- Изучать методическую и психологическую литературу ;

       - Вести поиск и разработку необходимых диагностических материалов;

       - Применять приёмы технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения;

      - Проанализировать результативность обучения с использованием технологии развития критического мышления;

Для реализации поставленной цели и задач с 2011-2012 учебного года  темой по самообразованию выбрала «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия.

   

    Прежде, чем приступить к рассмотрению приёмов и методов технологии критического мышления, я хочу ответить на вопрос: «Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?»

    Технология критического мышления посредством чтения и письма является личностно-ориентированной технологией. Данная технология известна в России с 1997г. Её авторы – американские педагоги.

   С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.

 Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология  развития критического мышления через чтение и  письмо – представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.  ТРКМЧП даёт возможность личного роста ребёнка, приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

     Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности – организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий.

Слайд №5       

  В ходе эксперимента была выдвинута гипотеза: если на уроках литературного чтения в начальной школе использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то учащиеся будут глубже понимать прочитанное, овладеют активными способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, что позволит повысить культуру речи, эстетическое развитие, сформирует активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с книгой.

Слайд №6                             

 Для реализации поставленных задач на уроках чтения стала активно использовать технологию развития критического мышления.

 Урок, построенный  по данной технологии,  содержит три фазы, каждая из которых имеет свои задачи:

Технологические этапы

                                                               

                                                     

Сейчас я хочу поделиться своими наработками исследования методов и приёмов критического мышления на уроках литературного чтения с текстами художественного произведения, которые помогают глубже понимать прочитанное, формируют активную личность, эстетическое развитие, культуру речи. Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами.

Итак, первый приём - это кластер  «гроздь».

Кластер (пучок) – это схема, применяемая в том случае если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков.

      На фазе Вызова это: рассказ- предположение по ключевым словам, по заголовку;  графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается. Все высказывания располагаются в определённом порядке в виде грозди. Работа с кластером «гроздь» очень проста и доступна всем детям.

Наша тема урока – это центр (т.е. «гроздь») и от этого центра  отходят лучи – крупные смысловые единицы, т.е. термины, понятия. Данный приём я использую на всех этапах урока.

  Слайд №7               

 Как работать с «гроздьями» - советы:

 1. Посмотрите на текст, с которым будете работать, оцените текст.

 2. Нужно ли разбивать на  «грозди»?

 3. Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы (это могут быть вопросы, ключевые слова по всему  тексту).

 4. Озвучьте грозди» - т.е. смысловые единицы.

 5. Установите связь между «гроздью» и «веточками» кластера и объясните возникшие связи.

На начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний, я использую приём «Корзина».

Слайд №8

В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано всё, что ученики знают об изучаемой теме.

(Можно принести небольшую цветочную корзину, поставить её на стол и класть туда заранее заготовленные учителем ответы, написанные на листочках)

Обмен информацией проводится следующим образом:

  1. Учитель задаёт вопрос о том, что известно ученикам по данной теме.
  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме. Это строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты.
  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Учащиеся делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа).
  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного.
  5. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
  6. Все ошибки исправляются далее по мере усвоения новой информации.

Вторая фаза – Реализация смысла (или осмысление).

Стадия осмысления помогает воспринимать изучаемый материал и переходить от знания «старого» к «новому».

Здесь я использую методы активного чтения: «Чтение с остановками» и «Чтение с разметкой».

Слайд №9             

  Схема реализации приема «Чтение с остановками» выглядит следующим образом:

 1. Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);

 2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?

 3. Основной этап: учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок  задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. В работе с вопросами использую классификацию американского психолога Бенджамина Блума. Выделяется шесть типов вопросов:

  1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
  3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.
  4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
  6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы). Данную работу провожу в парах, группах и индивидуально.

После первой или второй остановки при работе с сюжетными текстами я использую приём «Дерево предсказаний».

Слайд №10

   На стрелочках – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?» и другие. Детям очень нравится составлять «дерево предсказаний».  При использовании этого приема необходимо помнить следующее: не стоит использовать приём больше одного раза на уроке; все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.

Для стимулирования внимательного чтения я использую метод «Чтение с разметкой». Конечно, чаще  приходится заранее печатать и ксерокопировать те тексты, над которыми планирую работать. В этом помогают родители моих учащихся.

Всего отводится  10-15 минут, чтение индивидуальное. Здесь можно использовать приём «Инсерт».

Слайд №11

 Как работать по приёму «Инсерт»? Я раздаю карточки с автобиографией писателя, поэта. Прочитать текст и сделать пометки значками. Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях.

Слайд №12

 « v»   - уже знал                      «-»- думал по-другому

«+» - новое для меня             «?» - не понял, есть вопросы

После окончания работы с текстом я предлагаю ребятам написать небольшое «ессе» (маленькое сочинение), в котором ребята в свободной форме выражают свои мысли по данной теме.

 Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться с другими. Нельзя оценивать эти «эссе» с точки зрения грамотности, их нужно рассматривать, как способы развития мышления и формирования культуры чтения.

             На этапе проверки первичного восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа.

На любой из трёх фаз урока я использую один из простых приёмов: это - Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Слайд №13

   На фазе Вызова – задаю вопросы, на которые мои ученики хотели бы получить ответы при изучении темы. На фазе Осмысления – этот приём служит для фиксации вопросов по ходу чтения. На фазе Рефлексии – служит для понимания пройденного. А сама таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части таблицы – простые «тонкие» вопросы, а в правой части – «толстые» вопросы, т.е. сложные. Которые требуют от учащихся полных ответов.

 Важно помнить, что число вопросов, обращённых к детям, должно быть не велико – три-четыре, не более. При этом не включаю в беседу вопросы, выясняющие подтекст  произведения. Например, обращаюсь к детям с такими вопросами:

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Что особенного понравилось?
  • Когда было страшно?
  • Что вызвало смех? Когда героя жалко?

Ответы детей показывают качество восприятия произведения детьми и служат ориентиром для анализа произведения. Часто беседу завершаю проблемным вопросом. Поиск ответа на него делает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечёт за собой чтение и обдумывание текста.

На уроках литературного чтения придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приёмы проведения рефлексии. Это такие задания как:

Слайд №14

  • Упражнение «От обратного» -- детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……
  • Упражнение «Синквейн»
  • Составление словаря по тексту произведения
  • Написание сочинений
  • Исследование по отдельным вопросам

Использование таких заданий позволяет детям чётче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Очень нравится моим детям приём «Написания синквейн».

С этой формой работы я вас ознакомила на мастер классе.

  Существует еще много различных приёмов технологии развития критического мышления:

Слайд № 16

Слайд №17

Слайд №18

    Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

  - Изменила отношение детей к урокам литературного чтения, русского языка, окружающего мира.

  - Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.

  - Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной

работе.

  - Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.

  - Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.

Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию.

    В ходе  работы веду мониторинг влияния методов и приёмов технологии развития критического мышления на формирование навыков работы с художественным текстом и развитие мыслительной деятельности учащихся. За основу были взяты следующие критерии (уровень восприятия художественного текста, речевое развитие, применение навыков критического мышления в жизни). В качестве диагностического инструментария были выбраны диагностики:

  • диагностика уровня восприятия художественного текста;
  • диагностика речевого развития;
  • анкетирование учащихся.

 Результаты ответов на вопросы были сведены в таблицу [Приложение 1],

Слайд № 19,20

Можно сделать следующие выводы:

 - о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, высказывать суждения о персонажах;

 - способность учащихся, верно  определять последствия поступков персонажей произведения;

 - учащиеся способны почувствовать смену отношения, но выразить свои ощущения им ещё трудно. Сравнивая, результаты по этому умению учащихся 1 и 2 класса (первой четверти)  виден  некоторый спад результатов, это можно компенсировать тем, что учеников 2 класса (первой четверти)  больше стали интересовать причины поступка героя с опорой на само произведение;

 - по уровням восприятия художественного текста видно, что 45 % учеников 2 класса (первой четверти)  находятся на высоком уровне.

Определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту. Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с данным заданием.

После двукратного прочтения текста учащимся было предложено поставить пять вопросов. Оценка поставленных вопросов происходила следующим образом: вопросы на воспроизведение событийной стороны произведения оценивались в 1 балл; вопрос на оценку героя и установления причинно-следственных связей – в 2 балла; вопрос обобщающего характера – в 3 балла.

Анализ полученных результатов я свела в таблицу

Слайд №21,22

[Приложение 1 а]

По результатам таблицы можно сделать вывод: большинство учащихся класса находятся на констатирующем уровне восприятия, им ещё сложно полноценно воспринять художественное произведение. Для поднятия уровня восприятия необходимо преодоление формального ''прохождения'' произведений в соответствии со школьной программой, что требует дальнейшей разработки и поиска особых форм работы, направленных на ''продвижение'' учащихся в литературном развитии.

 «Синквейн», «Вопросительное слово») позволило повысить интерес учащихся класса к литературному чтению, повысить уровень речевого развития, научить проводить рефлексию своей деятельности.

Для того,  чтобы узнать мнение детей об уроках чтения, было проведено анкетирование учащихся. Детям предлагалось ответить на шесть вопросов, среди которых были вопросы, касающиеся урока чтения. 96% учащимся класса нравятся уроки чтения, так как они узнают новое, читают интересные сказки и рассказы, выполняют много творческих заданий; 60% - отметили, что ничего не хотят менять в уроках чтения, а 14% - хотят, чтобы уроки чтения стали продолжительнее по времени.

Очень радует, что в лице родителей своих учащихся я нашла единомышленников.

Заключение.

Слайд № 23,24,25

Использование технологии развития критического мышления позволило достичь  следующих результатов:

  • изменить отношение детей к уроку чтения (после изучения произведения какого-либо автора ученики идут в библиотеку и продолжают самостоятельно знакомиться с творчеством писателя);
  • повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
  • развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
  • изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
  • мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
  • создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Приложение 1а    Диагностика уровня восприятия художественного проиведения

Уровень

1 класс    

2011-2012 год

2 класс

(первая четверть

  2012-2013 год

Высокий

14,8 %

23,00%

Средний

44,10%

58,50%

Низкий

41,10%

18,5 %

Приложение 1 б    Диагностика уровня восприятия художественного произведения.

Литература

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.

  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.

  3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.

  4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.

  5. Интернет-ресурсы.

  6. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004.

  7.Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

  8.Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы коррекционно-развивающих заданий.

«Развитие логического мышления учащихся начальных   классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики».Условия возникновения проблемы, становления опыта: отсутствие в ...

Развитие критического мышления учащихся начальных классов

Начальный этап работы над темой самообразования....

Презентация "Технология развития критического мышления в начальных классах".

В презентации представлены некоторые методические приёмы технологии развития критического мышления в начальных классах: кластер («гроздь»), чтение с остановками, «толстые» и «тонкие» вопросы, «обложка...

Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка в 3 классе

«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»...

Статья "Метод кластера, как способ развития критического мышления в начальных классах"

За переходом современной школы на качественно новое образование следует модернизация форм организации образовательной деятельности. Следовательно,  необходимы технологии и методы, отвечающие новы...

Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций

Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...