Игры и игровые упражнения по формированию глагольного лексикона у детей с нарушениями речи
учебно-методический материал по логопедии

Юлия Владимировна Черепанова

Игры и игровые упражнения по формированию глагольного лексикона у детей
с нарушениями речи

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игры и игровые упражнения по формированию глагольного лексикона у детей с нарушениями речи»

Слайд 2

Развитие словаря детей связано: с развитием мышления и других психических процессов; с развитием всех компонентов языка. По данным Р.И. алаевой и Н.В. к 1,5 годам у ребенка насчитывается около 100 слов; к 2 годам - 200-400 слов; к 3 годам - 1000-1100 слов; к 4 годам – 1600 слов; к 5 годам – 2200 слов. к 7- ми годам в словаре ребенка имеется 4000 слов .

Слайд 3

Количественный словарь ребенка По данным А.Н. Гвоздева в словаре 4-летнего 27,4% - глаголов; 50,2% - существительных; 11,8% - прилагательных; 5,8% - наречий; 1,9% - числительных; 1,2 % -союзов; 0,9% - предлогов и 0,9 междометий и частиц. Глаголы (названия действий предметов) появляются в речи ребенка одновременно с именами существительными.

Слайд 4

В глагольном словаре дошкольников преобладают слова: обозначающие действия, которые ребенок выполняет или наблюдает ежедневно (спать, умываться, купаться, идти, есть, пить) обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползет, летает) Дети с ОВЗ испытывают затруднения: в дифференциации некоторых действий, например: ползет-идет, воркует- поет. в искажениях звуковой структуры слов (мяукает –мяучает, кудахчет- кудакает); в подборе слов синонимического ряда и слов-антонимов: с меяться, хихикать, хохотать; гладить-мять; л ожиться-вставать.

Слайд 5

Направления работы по развитию глагольной лексики у дошкольников Расширение объема словаря путем формирования представлений об окружающем мире, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания). Уточнение значений слов. Формирование семантической структуры слова (организация семантических полей). Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Слайд 6

Обогащение глагольного словаря по смысловым группам Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет) Игра с мячом «Утро, день, вечер, ночь» Утро, вечер, день и ночь Навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, Что ты делал, расскажи. Что ты делал утром? Что ты делал вечером? Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает) Игра с мячом «Что делают эти животные?» Что животные умеют – Птицы, рыбы, кошки, змеи? Утка – летает, плавает, ныряет, крякает … Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …

Слайд 7

Обогащение глагольного словаря по смысловым группам Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы. Игра с мячом «Кто может совершать эти движения?» Кто и что –летит, бежит, Ходит, плавает, лежит? Идёт – человек, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога Бежит – человек, солдат, ручей, время Прыгает – спортсмен, ребенок, десантник … Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеется, плачет).

Слайд 8

Игра «Сочиним стихотворение» Педагог предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия). Утка- …крякает, лягушка-…квакает; Лев – …рычит, а корова -… мычит; Кошка - ... мяукает, поросенок- ... хрюкает; Козленок - ... мекает, а петух ... - кукарекает.

Слайд 9

Игра «Экскурсия в зоопарк» Педагог предлагает детям побывать в зоопарке, увидеть животных и птиц. Объясняет, что животные говорят на своем языке: Кошка произносит мяу- мяукает, мур –мурлычет; кукушка –ку-ку, кукует; журавль - курлычет; гусь- га-га-га, гогочет.

Слайд 10

Обогащение глагольного словаря по смысловым группам Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает, учит). Игра с мячом «Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди. Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается). Игра с мячом «Что происходит в природе» Человек легко находит, Что в природе происходит. Солнце (что делает?) – светит, греет. Ручьи (что делают?) – бегут, журчат. Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.

Слайд 11

Формирование приставочных глаголов Сказка «О торопливой белочке и терпеливой курочке» Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось. Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился. Вопросы: Что можно отрезать ? (Кусочек ткани, хлеба.) Изрезать - на мелкие кусочки всю ткань, бумагу. Вырезать – картину, узор. П еререзать - в еревку, нитку . С резать- шляпку гриба, капусту. Н адрезать - р азрезать не до конца. Д орезать - р азрезать , например, до конца ткань.) Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.) П римерить п латье, пальто. Отмерить - т кань, например, когда ее покупают.

Слайд 12

Работа над синонимами «Про нос и язык» У Кати два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один. «Скажи, бабушка, — просит Катя,— почему у меня всего по два, а язык один и нос тоже один?» «А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, меньше болтала и свой нос куда не надо не совала». Вопросы: Спросите ребенка: когда о человеке говорят, что он болтает? (Когда человек говорит много ненужного, глупого.) Слова, обозначающие речь: говорить, болтать, молвить, рассказывать, отвечать, повторять, жаловаться, бормотать, рассуждать, шептать, спорить, ругаться, объяснять, лепетать, спрашивать, подсказывать, разговаривать, беседовать.

Слайд 13

Многозначность глаголов

Слайд 14

Список литературы 1. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь» Издат. «Каро» С.-Перербург, 2003г. 2. «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников» Учебно-методическое пособие. Под редакцией Волосовец Т.В. Москва, 2002 г. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Екатеринбург. АРД ЛТД, 1998г. 4. Ильянкова Н. Е. «Логопедические тренинги. От глаголов – к предложениям» Издат. «Гном и Д» Москва, 2004г. 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Многозначность глаголов в русском языке». 6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». «Союз». С.-Петербург, 1999г. 7. Левчук Е.А. «Грамматика в сказках и историях». «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2004г. 8. Чистякова И.А. «33 игры для развития глагольного словаря. дошкольников». Издательство «Каро». С.-Петербург, 2005г.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для формирования волевых качеств у детей 6-7 лет на занятиях в предшкольной подготовке

Данный опыт предназначен для занятий с детьми 6-7 лет в условиях предшкольной подготовки. Также эти игровые упражнения могут быть использованы родителями или педагогами, работающими в первом классе....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.

Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения...

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"

Процесс формирование графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, мышц...

Урок общей физической подготовки в 1 классе для детей с нарушением речи с применением упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой А. Н.

Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование  элем...

«Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с ОНР»

Грамматический строй у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых ...