ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.
статья по логопедии на тему
Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образования и науки РФ, Казанским (приволжским) федеральным университетом, Гаванским университетом информационных наук (Куба)Ю 2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevoy_deyatelnosti.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.
Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом.
Учащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточности формирования речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи учащихся с речевой патологией в нашей школе тесно связана с общим развитием речи учащихся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на овладение грамотой (в начальной школе). При разработке логопедических коррекционных программ, предусматривающих взаимосвязанное формирование фонетических, фонематических и лексико-грамматических компонентов речи мы руководствуемся принципом системного подхода, подчеркивающий «единство и целостность языка как системы»[1].
Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в общеобразовательной школе, т. е. на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и навыкам достигают школьники в норме, и учитывая своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития учащихся специальной общеобразовательной школы, можно в общем виде сформулировать задачи коррекционно-педагогического воздействия на уроках.
- Устранение нарушений речевого развития.
- Организацию активной речевой практики.
- Обучение письму, чтению.
- Систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию.
- Подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета и других курсов в объеме неполной средней общеобразовательной школы [2].
Основной контингент школы - учащиеся с общим недоразвитием речи и нарушением письма и чтения. Преодоление таких нарушений у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Коррекционная система обучения и воспитания учащихся рассчитана на 10 лет. Обязательным является посещение с 1-10 классы логопедических занятий не реже двух раз в неделю.
В настоящее время увеличилось количество учащихся со сложной структурой дефекта, нарушением речи на фоне ЗПР, когнитивными расстройствами, легкой умственной отсталостью.
В основе работы школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи лежит единство развивающего и корригирующего обучения.
Школа ставит такую цель обучения и воспитания - формировать полноценную речевую деятельность как предпосылку успешного обучения и адаптации личности в обществе.
Логопедическое воздействие мы рассматриваем с одной стороны как непосредственную работу логопеда с детьми, а с другой – как систему медико-педагогических мероприятий.
В ходе исправления речевых нарушений осуществляется связь между логопедом и учеником, логопедом и учителем, логопедом и воспитателем, врачом и родителем.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке и дифференциации звуков.
Фронтальные занятия по коррекции нарушения речи проводятся по предметам «Произношение», «Развитие речи», «Русский язык», «Чтение». Для фронтальных занятий в школе характерна поэтапность, система подбора речевого материала, работа над звукослоговой структурой слов, формированием основ языкового анализа и синтеза, коррекцией нарушений чтения и письма. На этих занятиях логопед уделяет большое внимание обогащению словарного запаса учащихся, уточнению их лексического значения, формированию грамматической стороны и навыков связной речи. Проводится работа над наиболее распространёнными ошибками чтения и письма, анализ трудных случаев написания слов.
Одно из важнейших условий коррекционной работы – выработка единства требований к ученику со стороны учителя и логопеда и воспитателя. В школе соблюдается речевой режим, который включает следующие разделы работы.
- Культура речи окружения ребенка: речь окружающих должна быть правильной, доступной, нельзя торопить с ответом, постоянно одобрять, поощрять правильную речь.
- Благожелательное отношение к детям, страдающим нарушение речи. Создание благоприятной внешней среды, спокойный план, уважение, доверительное отношение.
- Постоянная стимуляция к речевому общению и развитию речи.
- Воспитатели школы должны вести логопедическую работу; выполнять задания логопеда
- родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдения речевого дыхания и правильного произношения.
- Учителя и воспитатели должны знать логопедическое заключение ребенка и состояние речевого развития.
Ребенок с нарушениями речи часто бывает очень раним и переживает в связи с тем, что совершает много ошибок. Педагогу необходимо внимательно и осторожно оценивать работу ученика. Дело в том, что эти ученики при всем своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, в соответствии с нормами, принятыми в школе.
Задача учителя уметь различать специфические ошибки логопатического характера от ошибок, обусловленных тем, что ученик не усвоил то или иное правило. (Рекомендуется не учитывать их при оценке работы учащегося)
В настоящее время учащиеся с тяжелыми нарушениями речи в 5-10 классах обучаются по программе массовой школы. При этом требования программы, естественно, не учитывают особенностей аномального развития учащихся. Однако наблюдения учителей показывают, что дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные трудности в обучении на протяжении всего школьного курса. Это требует создания специальных коррекционно-ориентированных методических материалов для обучения данного контингента школьников.
Памятка для учителей предметников (перечень логопатических ошибок)
- Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- Пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка)
- ·Перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила)
- Недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли)
- Наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква)
- Искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щёки), «спеки» (с пенька)
- Слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала)
- Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»
- Замена одной буквы на другую – «трюх» (трех), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги)
- Нарушения смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь)
- 2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- Аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтенькихцыплят)
- Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге»
Помните! Для ученика важнее нормативной оценки создание благоприятного психологического климата на уроке.
Литература:
1. Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции» : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией)» Е.Ф. Соботович. –– М. :Классикс стиль, 2003. (4 с.)
2. Спирова Л. Ф. «Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи». - М., 1980., (648 с.)
3.Информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства) logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 477 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
В статье говорится о процессе реализации национального проекта «Образование» (на примере Государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №477 с углубленным из...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА."Часть адаптированной образовательной программы" , Государственное бюджетное образовательное учреждение,Министерство образования и науки Российской Федерации. Сизых Елена Викторовна .
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГО...
ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЕШНЯКОВСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ № 1389
Положение включает в себя: Нормативно- правовую базу ППк, цели и задачи ППк, организация деятельности, структуру и состав ППк комплекса и структурных подразделений, порядок функционирования, права и о...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ямальская школа - интернат имени Василия Давыдова"
Выступление на Мо по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"...
Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.
Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в пос...
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Важное значение в процессе формирования у детей чёткого, правильного произношения имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,...