Урок общей физической подготовки в 1 классе для детей с нарушением речи с применением упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой А. Н.
методическая разработка по физкультуре (1 класс)
Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование элементов дыхательной гимнастики, возможность двигаться во время занятия, различные виды гимнастики способствуют укреплению физического и психического здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы. Предлагаемые упражнения способствуют укреплению физического здоровья детей, развивают коммуникативные способности, координацию и внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_fizkultury_dlya_detey_s_narusheniyami_rechi_ektova_ln.docx | 77.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского городского округа
«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»
Методическая разработка урока физкультуры для детей с нарушениями речи.
Урок общей физической подготовки в 1 классе для детей с нарушением речи с применением упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой А. Н.
Автор:
Учитель физической культуры
МБОУ «Софринская СОШ №2»
Эктова Леся Николаевна.
г. Софрино
2022 г.
Оглавление
АННОТАЦИЯ
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока с применением здоровьесберегающих технологий. Данный урок можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей. Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование элементов дыхательной гимнастики, возможность двигаться во время занятия, различные виды гимнастики способствуют укреплению физического и психического здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы. Предлагаемые упражнения способствуют укреплению физического здоровья детей, развивают коммуникативные способности, координацию и внимание.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных средств для организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. В младших классах одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность обучающихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. У детей с ОВЗ, по сравнению с нормой, отмечается запоздалое развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глубина, диффузность и т.д. Появление интереса к обучению у обучающихся в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у младших школьников к учебному предмету и является дидактическая игра. По данным многих исследований для всех детей с ОВЗ характерно речевое недоразвитие, у части детей имеются и первичные нарушения речи. Поэтому главное место в системе обучения языку занимает исправление дефектов речевого аппарата. В связи с этим дыхательные упражнения вводимые в урок, использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к учебному предмету. Задачи обучения в младших классах решаются по-разному, в зависимости от этапов обучения. Каждый этап отличается материалом, с которым имеют дело ученики, наглядностью и методами обучения.
В этот период основным методом обучения являются разнообразные практические упражнения. Наряду с упражнениями дидактическая игра нацелена на активизацию речевой и коммуникативной деятельности обучающихся. Однако, в отличие от упражнений, игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка, в связи с чем становится во многих случаях более эффективным средством повышения мотивации и отработки необходимых умений и навыков. При планировании урока учитываются индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся. Упражнения носят личностно-ориентированный, проблемный характер. Задания носят коммуникативную направленность и осуществляются через индивидуальную, парную и групповую работу. Это способствует решению воспитательных задач урока, таких как обучение сотрудничеству, воспитание толерантного отношения друг к другу. Выбор активных методов обучения способствует повышению познавательной активности на уроке.
ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА
Тема урока: урок общей физической подготовки с применением упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
Коррекционно-развивающие задачи
- развивать наблюдательность и внимание;
- развивать скоростные качества;
- развивать навыки дыхания, способствующие разным задачам урока;
- развивать причинное мышление;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в парах, группах.
- воспитывать умение выслушивать своего товарища, не перебивать его.
Оборудование: скамейки, кегли, обручи, индивидуальные зеркала, мячи, секундомер.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение, расчет, измерение чсс до занятия, точечный самомассаж.
2.Разминка повороты, ходьба в колоне по одному, бег трусцой, упражнения на восстановление дыхания после бега, перестроение в 3 шеренги для основной части урока
II. Основная часть.
Дыхательная гимнастика
1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.
Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.
Упражнение «Ладошки» можно делать стоя.
2. «Погончики». И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.
Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.
3. «Насос» («Накачивание шины»). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! «Накачивать шину» надо в темпо ритме строевого шага.
Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.
Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.
4. «Кошка» . И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.П. встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».
Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лежа.
6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице наклон назад - руки обнимают плечи - и тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох «с пола» - вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох.
ОРУ без предметов:
1. И. п.: основная стойка-пятки вместе, носки врозь, руки опущены вдоль туловища.
1-2-дугами наружу руки вверх, подняться на носки
3-4-вернуться в и.п.
(6-8 раз)
3. И.п.: стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс
1-поворот туловища вправо, правую руку ладонью кверху
2-и.п.
3-4-повторить в другую сторону
(6-8 раз)
4. И.п.: основная стойка, руки на поясе
1-2-приседая, колени развести в стороны, руки вперед
3-4-выпрямиться, и.п.
(6-8 раз)
5. И.п.: стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе
1-руки в стороны
2-наклон вперед-вниз, коснуться пальцами носков ног
3-выпрямиться, руки в стороны
4-и.п.
(6-8 раз)
6. И.п.: основная стойка, руки на пояс.
Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (или непродолжительной паузой). 20 подпрыгиваний. (3-4 раза)
7. Дыхательные упражнения, измерение чсс
Эстафеты и подвижные игры. Дети работают в командах .
1. Пройти по скамейке, подлезть под дугу, обежать кеглю;
2. Пробежать по узкой дорожке между двух линий, перепрыгнуть через ручеек (40-50см);
3. Прыгнуть из лежащего обруча в другой, пробежать 5 м, снова прыгнуть из обруча в обруч;
4. Пройти по гимнастической скамейке, обежать змейкой кегли или мячи;
5. Подлезть под веревку (рейку);
6. Провести «дриблингом» (ударами об пол) мяч по прямому направлению и огибая предметы.
7. Пролезть в обруч, прыгать из обруча в обруч на двух ногах
8. Подвижная игра «Стрелок» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания).
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок (стрелок) стоит с мячом в кругу. Играющие перебегают от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный стрелком, это не считается попаданием. В качестве первого стрелка выбирается тот, кто по команде «Сесть!» выполнил ее последним.
III - Заключительная часть.
Упражнения на восстановление дыхания помогают привести в норму чсс.
Правую ручку положили на грудь левую на живот-представили, что на груди лежит подушка и мы можем дышать только животиком
На счет1-2 делаем вдох прямо в животик
На счет 1-4 делаем выдох
Артикуляционная гимнастика.
Учитель: Давайте возьмем зеркала и сделаем зарядку для язычка
- «снег выпал» - показываем зубы;
- «дети водят хоровод» - круговые движения;
- «зайки скачут» - язык вверх, вниз;
- «белки прыгают с ветки на ветку» - язык вправо, влево
IV - Итог занятия
Игра в парах «Угадай цифру» - Дети разбиваются на пары и поочередно рисуют цифру на спине друг у друга. Нужно угадать цифру. Игра способствует развитию внимания
Что мы сегодня изучали на занятии?
Для чего дышали животиком?
На какой счет делали вдох?
На какой счет делали выдох?
Давайте еще раз проверим как стучит сердечко .замеряем пульс
Всем спасибо, вы молодцы!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе физическом и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят взрослых. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонения в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Уроки физкультуры снимают эмоциональные и физические перегрузки, которые возникают у детей в период начального обучения.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умение координировать свои действия с действиями одноклассников.
Отличительной особенностью уроков физкультуры является то, что содержание предусматривает наглядно-образные методы работы.
Ожидаемые результаты:
- сформированность навыков правильного звукопроизношения, звукового анализа и синтеза, общения и взаимодействия в коллективе;
- развитие фонематического слуха и восприятия, артикуляции;
- сформированность и применение навыков правильного дыхания;
- развитие скоростных, координационных ,силовых качеств ;
- развитие связной речи, логического компонента мышления;
- расширение общей осведомленности о совместной деятельности .
ЛИТЕРАТУРА
- Е.М. Косинова «Говорим правильно. От звука к слову» Издательство: Росмэн-Пресс, 2007г., Москва
- Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. Произношение. Мир звуков (учебник для специальных (коррекционных) школ V вида). Часть 2. Издательство: Аркти 2003г., Москва.
- М.Н.Щетинин Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Издательство Метафора 2004 г.
- В.И.Лях «Физическая культура 1-4». Издательство «Просвещение», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
Упражнения и правила проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой.Суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание н...
План открытого урока «Общая физическая подготовка» для умственно-отсталых детей
Задачи урока:Образовательные: продолжать обучать согласованию движений рук, ног итуловища при выполнении упражнений на тренажерах, закрепить приемыточечного массажа, формировать стойкую мотивацию к со...
Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с нарушение речи.
Слова, обозначающие предмет....
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...
Определение уровня общей физической подготовки у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки по специализации «Лыжные гонки».
В данной статье освещается значение общей физической подготовки (ОФП) для детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками в спортивной школе, и предлагается таблица для определения уро...
Методическая разработка. "Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи"
В младшем школьном возрасте на логозанятиях необходимо продолжать работу по развитию речевого дыхания......
Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи
Методическая разработка......