Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Лиморенко Елена Ивановна

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется  изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется  изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Для автоматизации звука используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идёт последовательно от простого к сложному.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включается в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений  и навыков;
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • Увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Таким образом, уже на первых занятиях ребёнок имеет возможность правильно проговаривать исправляемый звук в речи различной развёрнутости, что повышает социально-коммуникативную значимость коррекции, развивает речевые структуры, стимулирует употребление правильного звука в обиходно-бытовом общении, игровой и учебной деятельности, вселяет в ребёнка уверенность в собственных возможностях, приучает выделять звук в слышимом речевом потоке.

Автоматизация звука /Ш/ в стихах, загадках, чистоговорках.

День рождения Мишки-шалунишки.

Цель: закрепление произношения звука /Ш/ в стихах, загадках, чистоговорках;

            Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, развитие мышления, внимания; упражнять органы артикуляции для воспитания правильного звукопроизношения; развитие мелкой моторики руки, восприятие координации движений; совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной работы, умение осуществлять самоконтроль.

Оборудование: тетрадь, ручка, предметные картинки; игра на развитие воздушной струи; карточки с индивидуальным заданием, воздушный шар («Карусель»).

                                  Ход занятия

  1. Оргмомент. Сегодня день рождения у Мишки-шалунишки. К нему пришли гости.  (Демонстрируются картинки, ребёнок называет их)

Мышка-норушка, Зайчишка-трусишка, Лягушка-попрыгушка. Все эти зверушки пришли на день рождения к Мишке-шалунишке, принесли с собой подарки.

      2.  Артикуляционная гимнастика.

Мышка-норушка подарила книжку «Волк и три поросёнка». Всем стало интересно, что в ней написано.

Жили-были три поросёнка, говорить они не умели, а только визжали. Звали этих братьев Нуф-нуф, Ниф-ниф, Наф-наф. Наф-наф каждое утро вставал, чистил зубы («Почистим зубы»), обходил вокруг дома (круговые движения языком), белил потолки («Маляр»). Ставил мостики, забивал гвоздики («Грибок», «Лошадки»). А его глупые братья сдували одуванчики («Фокус»). В это время волк решил испугать маленьких поросят  -  сдуть их домики из соломы и прутиков. (Подуй на домик). Поросята испугались и побежали к дому брата зацокали копытами («Лошадки»). А волк решил забраться в их дом через трубу и свалился в кипяток («Чашечка»). Зашипел кипяток в котле, обжег волка (ш – ш – ш – ш – ш).

Сегодня мы повторим  всё, что знаем о звуке Ш./ согласный, глухой, шипящий/.

  1. Развитие мелкой моторики. Сопряжённая речь.                                               Зайчишка-трусишка бежал вдоль реки и боялся каждого шороха:

                    Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши,

                    Ше-ше-ше – это утка в камыше,

                    Ша-ша-ша – выходи из камыша,

                    Ши-ши ши – что же шепчут камыши?

  1. Развитие фонематического слуха. Д\и «Хлопушка».

Прибежал зайчишка-трусишка и подарил Мишке-шалунишке хлопушку.

Хлопни в ладоши, когда услышишь  в слове звук /Ш/.

Шар, рак, шайба, шапка, куртка, шорты, брюки, шепот, крик, шаг, ушиб, топот, мышонок, лошадка, кенгуру, ошибка, решение.

  1. Отгадывание загадок.

Пригласил Мишка всех прокатиться на карусели, заведи карусель, подуй на воздушный шар.

Еле-еле-еле-еле завертелись карусели, а потом бегом-бегом,

Все кругом, кругом, кругом.

Карусель не простая, а с загадками. Послушай загадку, найди картинку - отгадку.  (приложение 1)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

Скачет зверушка,

не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

Два брюшка,

Четыре ушка.

Что это?

Длинный хвост,

Сама как крошка

И боится очень кошку.

  1. «Ласковое словечко».

Друзья прокатились на карусели, видят на пороге черепаха стоит, все обрадовались, увидев её, и назвали её ласково – черепашка.

И ты назови ласково такие слова: Миша, мышь, заяц, Катя, Андрей, Ваня, Маша, каша, окно, петух, пятно, лошадь.

  1. Определи место звука в слове. Назови слово, какой звук мы слышим во всех словах. (Ш)      Какой  буквой обозначается звук /Ш/ .
  2. Расскажи стихотворение

«Мишка косолапый», «Страшный сон»

  1. Заучивание новых чистоговорок и стихов.
  2. Буква потерялась. Наведи порядок в словах.

_апка, _уба, _ лем, ._ум,  ду_ , камы _

  1. Игры с картинками. Назови картинки. (Перечень картинок: шляпа, шиповник, шуба, шапка, шкаф, чашка, шашки, шило, шорты, шахматы.)

Назови:

 плоды,

 цветок,

 одежду,

 головной убор,

 мебель,

 посуду,

 инструмент,

 игру.

  1.  Вспомни стихотворение  «Шарфик»

          Шёл я лесом, и боялся

          Чей-то  шарфик мне попался,

           «Эй, чей шарфик?» - я сказал,

           Сразу лес нестрашным стал.

  1.  Итог. Какой звук мы сегодня повторяли? Какой это звук? Что на занятии тебе понравилось?                

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

Конспект коррекционного фронтального занятия Тема: Автоматизация звуков [Р]- [Р*] в связной речи.

Предлагаю занятие по автоматизации звуков Р и Рь с использованием пректной деятельности, реализуемой на примере лексической темы "Строительные профессии"....

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука-[Р]

Использование игровых приемовна логопедических занятиях по автоматизации звука-[Р]...

Использование авторского пособия «Игры-ходилки» на занятиях по автоматизации звуков речи детей с фонетическими нарушениями.

Цель создания игры:автоматизация звуков в словах;Задачи:развивать фонематическое восприятие;формировать лексико-грамматические категории.Игра состоит из поля, на котором подобраны картинки со звуком, ...

Доклад на тему: «Использование дидактических игр при автоматизации звуков у детей дошкольного возраста»

Доклад на тему: Использование дидактических игр при автоматизации звуков у детей дошкольного возраста....

Использование элементов творчества на логопедических занятиях у детей с нарушением речи и письма

Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления....