Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Для автоматизации звука используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идёт последовательно от простого к сложному.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включается в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
- Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- Увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Таким образом, уже на первых занятиях ребёнок имеет возможность правильно проговаривать исправляемый звук в речи различной развёрнутости, что повышает социально-коммуникативную значимость коррекции, развивает речевые структуры, стимулирует употребление правильного звука в обиходно-бытовом общении, игровой и учебной деятельности, вселяет в ребёнка уверенность в собственных возможностях, приучает выделять звук в слышимом речевом потоке.
Автоматизация звука /Ш/ в стихах, загадках, чистоговорках.
День рождения Мишки-шалунишки.
Цель: закрепление произношения звука /Ш/ в стихах, загадках, чистоговорках;
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, развитие мышления, внимания; упражнять органы артикуляции для воспитания правильного звукопроизношения; развитие мелкой моторики руки, восприятие координации движений; совершенствование устойчивости и самостоятельности учебной работы, умение осуществлять самоконтроль.
Оборудование: тетрадь, ручка, предметные картинки; игра на развитие воздушной струи; карточки с индивидуальным заданием, воздушный шар («Карусель»).
Ход занятия
- Оргмомент. Сегодня день рождения у Мишки-шалунишки. К нему пришли гости. (Демонстрируются картинки, ребёнок называет их)
Мышка-норушка, Зайчишка-трусишка, Лягушка-попрыгушка. Все эти зверушки пришли на день рождения к Мишке-шалунишке, принесли с собой подарки.
2. Артикуляционная гимнастика.
Мышка-норушка подарила книжку «Волк и три поросёнка». Всем стало интересно, что в ней написано.
Жили-были три поросёнка, говорить они не умели, а только визжали. Звали этих братьев Нуф-нуф, Ниф-ниф, Наф-наф. Наф-наф каждое утро вставал, чистил зубы («Почистим зубы»), обходил вокруг дома (круговые движения языком), белил потолки («Маляр»). Ставил мостики, забивал гвоздики («Грибок», «Лошадки»). А его глупые братья сдували одуванчики («Фокус»). В это время волк решил испугать маленьких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков. (Подуй на домик). Поросята испугались и побежали к дому брата зацокали копытами («Лошадки»). А волк решил забраться в их дом через трубу и свалился в кипяток («Чашечка»). Зашипел кипяток в котле, обжег волка (ш – ш – ш – ш – ш).
Сегодня мы повторим всё, что знаем о звуке Ш./ согласный, глухой, шипящий/.
- Развитие мелкой моторики. Сопряжённая речь. Зайчишка-трусишка бежал вдоль реки и боялся каждого шороха:
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши,
Ше-ше-ше – это утка в камыше,
Ша-ша-ша – выходи из камыша,
Ши-ши ши – что же шепчут камыши?
- Развитие фонематического слуха. Д\и «Хлопушка».
Прибежал зайчишка-трусишка и подарил Мишке-шалунишке хлопушку.
Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук /Ш/.
Шар, рак, шайба, шапка, куртка, шорты, брюки, шепот, крик, шаг, ушиб, топот, мышонок, лошадка, кенгуру, ошибка, решение.
- Отгадывание загадок.
Пригласил Мишка всех прокатиться на карусели, заведи карусель, подуй на воздушный шар.
Еле-еле-еле-еле завертелись карусели, а потом бегом-бегом,
Все кругом, кругом, кругом.
Карусель не простая, а с загадками. Послушай загадку, найди картинку - отгадку. (приложение 1)
Мягкие лапки, А в лапках царапки. | Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар и мушка. |
Два брюшка, Четыре ушка. Что это? | Длинный хвост, Сама как крошка И боится очень кошку. |
- «Ласковое словечко».
Друзья прокатились на карусели, видят на пороге черепаха стоит, все обрадовались, увидев её, и назвали её ласково – черепашка.
И ты назови ласково такие слова: Миша, мышь, заяц, Катя, Андрей, Ваня, Маша, каша, окно, петух, пятно, лошадь.
- Определи место звука в слове. Назови слово, какой звук мы слышим во всех словах. (Ш) Какой буквой обозначается звук /Ш/ .
- Расскажи стихотворение
«Мишка косолапый», «Страшный сон»
- Заучивание новых чистоговорок и стихов.
- Буква потерялась. Наведи порядок в словах.
_апка, _уба, _ лем, ._ум, ду_ , камы _
- Игры с картинками. Назови картинки. (Перечень картинок: шляпа, шиповник, шуба, шапка, шкаф, чашка, шашки, шило, шорты, шахматы.)
Назови:
плоды,
цветок,
одежду,
головной убор,
мебель,
посуду,
инструмент,
игру.
- Вспомни стихотворение «Шарфик»
Шёл я лесом, и боялся
Чей-то шарфик мне попался,
«Эй, чей шарфик?» - я сказал,
Сразу лес нестрашным стал.
- Итог. Какой звук мы сегодня повторяли? Какой это звук? Что на занятии тебе понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...
Конспект коррекционного фронтального занятия Тема: Автоматизация звуков [Р]- [Р*] в связной речи.
Предлагаю занятие по автоматизации звуков Р и Рь с использованием пректной деятельности, реализуемой на примере лексической темы "Строительные профессии"....
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука-[Р]
Использование игровых приемовна логопедических занятиях по автоматизации звука-[Р]...
Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с нарушение речи.
Слова, обозначающие предмет....
Использование авторского пособия «Игры-ходилки» на занятиях по автоматизации звуков речи детей с фонетическими нарушениями.
Цель создания игры:автоматизация звуков в словах;Задачи:развивать фонематическое восприятие;формировать лексико-грамматические категории.Игра состоит из поля, на котором подобраны картинки со звуком, ...
Доклад на тему: «Использование дидактических игр при автоматизации звуков у детей дошкольного возраста»
Доклад на тему: Использование дидактических игр при автоматизации звуков у детей дошкольного возраста....
Использование элементов творчества на логопедических занятиях у детей с нарушением речи и письма
Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления....