«Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с ОНР»
консультация (1 класс)

Грамматический строй у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого обучающие испытывают трудности:

- в понимании учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

- в овладении учебными понятиями, терминами;

- в формулировании связных высказываний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры и игровые упражнения для формирования

словаря прилагательных у детей с ОНР»

Грамматический строй у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого обучающие испытывают трудности:

- в понимании учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

- в овладении учебными понятиями, терминами;

- в формулировании связных высказываний.

Речь нельзя назвать полностью сформированной. Об этом свидетельствуют довольно частые примеры неточного употребления слов (положила похлебку вместо «налила похлебку», длинный кувшин вместо «высокий кувшин» и т.д.), аграмматичное построение многих фраз: опускание предлогов, неправильное согласование в роде, числе (например: мухи кусал, журавль присла, посадили влетку, по все тарелку и т.д.).

Ограниченность словарного запаса обнаруживается, если предложить детям назвать предметы, выходящие за пределы привычного обихода. При этом выявляется, что многих предметов дети не называют вовсе, например: подоконник, решето, лейка, этажерка и т.д. Ряд предметов обозначается неправильно или при помощи перифраза, например, произношение не передается: весло – грабли, паровоз – поезд, телега – сани, пряник – баранка и т.д.

Прилагательные употребляются детьми крайне редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный лета», «вкусная грибы»).

Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются.

Словарь- это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

СЛОВАРЬ

ПАССИВНЫЙ

АКТИВНЫЙ

понимание слов

употребление слов в речи

По значению и форме различают разряды прилагательных:

- качественные,

- относительные,

- притяжательные.

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Для детей игра является основным видом деятельности, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.

Игра «Овощи»

  1. Какой, какая.

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей (огурец, свекла, репа, помидор, кабачок, капуста, лук, чеснок, морковь, картошка и т.п.).

Описание игры: показываем картинки, спрашиваем: «Что это?» - «Это помидор» - «Какого он цвета?» - «Помидор красный». Эта же игра с определением формы и вкуса.

  1. Какой, какая, какие.

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки или муляжи овощей.

Описание игры: чтобы узнать о цвете и величине предмета надо задать вопрос: «Какой? Какая?». Выставляют два помидора и показывают их по очереди – большой и маленький. Вопрос: «Какой?» (большой, красный и т.д.) Выставляют морковку, вопрос: «Какая морковь?» (оранжевая, длинная, вкусная, сочная и т.д.). Выставляют два огурца, вопрос: «Какие?» (зеленые, хрустящие, овальные и т.д.).

Чтобы узнать о форме, величин, цвете и вкусе предмета надо задать вопросы: какой, какая, какие. Предлагаем детям назвать как можно больше признаков каждого овоща.

  1. Что приготовим?

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Оборудование: картинки овощей.

Описание: «Собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты?» (капустный) и т.п.

Описание: Попросить ребенка: «Скажи, из чего приготовлены эти соки, как они называются?» (сок из моркови - морковный и.т.п.).

Игра «Фрукты»

  1. Загадай-ка

Цель: учить детей использовать в речи качественные прилагательные.

Оборудование: муляжи, картинки фруктов.

Описание: просим ребенка: «Загадай фрукт, назови его цвет и форму, а я попробую отгадать».

  1. Отгадай-ка

Цель: закрепить навык понимания качественных прилагательных.

Оборудование: муляжи, картинки фруктов.

Описание: спросить ребенка: «Что это может быть за фрукт?»

А) если цвет этого фрукта не желтый, то это может быть (апельсин); не зеленый (гранат); не синий (банан) и т.п.

Б) если форма этого фрукта не овальная, то это может быть (апельсин, груша); не круглая (банан) и т.п.

В) не круглый и не желтый (груша, слива), не овальный и не зеленый (апельсин, яблоко), не круглый и не оранжевый (груша, банан) и т.п.

3. Приготовим сок.

Цель: закрепить навык образования относительных прилагательных.

Оборудование: картинки, муляжи фруктов.

Описание: предлагаем детям придумать свой сок и назвать его (яблочный, грушевый, яблочно-грушевый и т.п.)

  1. Хлопни, топни.

Цель: закрепление понимания прилагательных.

Описание игры: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, которое можно употребить, говоря про фрукты, топни ногой, если так сказать про фрукты нельзя». (Сладкий, соленый, нарядный, овальный, сочный, печальный, веселый, аппетитный, круглый, квадратный, твердый и т.п.).

Игра «Дикие животные»

  1. Кто какой

Цель: закрепление прилагательных в речи.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Описание: предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных (медведь – косолапый, неуклюжий, бурый; лиса – хитрая, рыжая; белка – проворная, быстрая, прыгучая; заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой).

Цель: закрепление прилагательных в речи.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.

А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый)

Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая)

В) У ежа иголки, он … (колючий) и т.п.

2. Кто это?

Цель: закрепление прилагательных в импрессивной речи.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Описание: «Угадай про кого я говорю: лохматый, косолапый – это (медведь); серый, колючий – это (еж); рыжая, проворная, прыгучая - это (белка); серый, злой – это (волк); маленькая, быстрая – это (белка); рыжая, хитрая – это (лиса); серый, маленький, трусливый – это (заяц).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений для развития быстроты реакции детей младшего школьного возраста.

Перечень игровых упражнений и подвижных игр для развития быстротыреакции учеников начальной школы...

Методическая разработка «Игры и игровые упражнения на занятиях по программе «Мягкая игрушка»

Методическая разработка по играм и игровым упражнениям, применяемым на учебных занятиях по мягкой игрушке. К методической разработке прилагается презентация дидактической игры "Правильно-неправильно"....

Подвижные игры и игровые упражнения для учащихся I класса

Подвижные иг­ры и игровые упражнения можно исполь­зовать на больших переменах, во время прогулок и других физкультурно-оздоро­вительных мероприятий....

"Подвижные игры и игровые упражнения на уроках физкультуры"

Содержание:с ходьбой и бегом:o   «Догони мяч!»o   «По тропинке»o   «Через ручеёк»o   «Кто тише?»o   &l...

Развитие экологического мышления младших школьников в играх и игровых упражнениях.

Дети  младшего школьного возраста – это маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, учителей), экологическая культура которых может р...

Подвижные игры и игровые упражнения.

Проведение подвижных игр во время занятий по лыжной подготовке способствует овладению лыжами, воспитанию координации движений и освоению элементарных навыков ходьбы на лыжах. Стремясь к прочности прио...