Программа Коррекция Регуляторной дизорфографии
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Блащук Милена Владимировна

Коррекционно-развивающая логопедическая программа "Коррекция Регуляторной дизорфографии"

Программа состоит из четырех модулей:

1.Формирование учебной мотивации.

2.Формирование умения устанавливать цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.

3.Формирование организовывать действия по времени.

4.Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской округ Красногорск Московской области

Частное общеообразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа «Исток» им. Ю.С. Ларькина

«Согласовано»                                                                                                                       «Утверждаю»

Заместитель директора  по УВР                                                                                          Директор школы

_________________Н.С Жидкова                                                                                     ____________О.Артемьева

                         «31» августа2022г.                                                                                                            «31» августа2022 г.                                                                              

                                                                                                   

           

                                                                                  Рабочая программа      

КОРРЕКЦИЯ РЕГУЛЯТОРНОЙ  ДИЗОРФОГРАФИИ

У УЧАЩИХСЯ 3- 4-Х КЛАССОВ

                                 

        Всего часов на изучение программы -16 ч.                                                                                                                                                                                                       

       Количество часов в неделю-2 ч.

                                                                                                                                           Разработала : учитель –логопед    Блащук М.В

                                       

                                                                               2022-2023 учебный год

                                                                                                   Пояснительная записка

Согласно Федеральным государственным стандартам общего образования, предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.

Одним из серьезных препятствий на пути усвоения программного материала по предмету «Русский язык» является ДИЗОРФОГРАФИЯ.

 ДИЗОРФОГРАФИЯ-это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.

Одной из форм нарушения орфографической компетенции у школьников, согласно исследованиям О.В Елецкой, Е.А Логиновой, при которой наблюдается недостаточность всех компонентов учебной деятельности, является регуляторная дизорфография. Это обстоятельство обусловливает необходимость включения в систему коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление дизорфографии, мероприятий, направленных на формирование и совершенствование учебной деятельности учащихся.

Становление учебной деятельности школьника –это процесс формирования умения учиться –самостоятельно ставить цели и самостоятельно находить средства их достижения.

На логопедических занятиях должны закладываться внутренние механизмы  процесса учения и развития-учебно-познавательный интерес, принятие и постановку учебных задач, поиск общих способов (принципов )решения задач, действия самоконтроля и самооценки.

 Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовительном этапе работы по коррекции регуляторной дизорфографии.

 

Цель программы: формирование основных компонентов учебной деятельности,  

являющихся базовыми для решения орфографических задач.

Задачи программы:

- формирование учебной мотивации;

-познавательной активности и учебной самостоятельности;

-умения устанавливать цель и управлять поведением. направленным на ее достижение;

-формирование и развитие навыков планирования ,организации учебной деятельности

-формирование развитие умения организовывать свои действия во времени;

-формирование и развитие навыков самоконтроля и рефлексии, умения осуществлять  мониторинг своей деятельности и ее результатов .

-развитие коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Адресат: обучающиеся 3-4 классов с дизорфографией, в структуре дефекта которой преобладает недостаточность регуляторных компонентов учебной деятельности.

Характеристика группы учащихся с регуляторной дизорфографией: 

В структуре нарушения формирования и автоматизации орфографического навыка письма у этих школьников доминирующим является неполноценность УД в звене программирования и контроля:

-неумение сосредоточиться на задании, ориентироваться в нем,анализировать учебные задания;

-непонимание условия орфографической задачи;

-неумение подчинить свое учебное поведение словесным инструкциям;

-недостаточность словесной регуляции учебной деятельности;

-несформированность умения планировать свои действия и выполнять их в определенной последовательности, отслеживая правильность выполнения;

-неумение работать с образцом;

-отсутствие самокоррекции, что проявляется в неспособности заметить и исправить ошибки;

-несформированность самоконтроля;

-неполноценность способности оценить результаты своей учебной деятельности;

-медленный темп учебной деятельности;

-прекращение учебной деятельности в ситуациях минимального дискомфорта .

Планируемые результаты:

После прохождения курса логопедических занятий  по данной программе у школьников должны быть сформированы следующие умения и навыки :

-умение ориентироваться в учебной ситуации;

-умение определять цель ,составлять план учебных действий и организовывать работу по выполнению этого плана;

-умение произвольно регулировать внимание, вовремя включаться в деятельность группы и класса, переключать внимание в процессе смены видов работы, поддерживать общий темп работы группы и класса.

-умение организовывать учебные действия во времени;

-умение ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать  его;

-умение осуществлять самоконтроль и рефлексию, мониторинг своей деятельности и самооценку ее результатов;

-умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками;

-умение выражать собственное мнение, строить понятные для учителя и одноклассников высказывания;

-наличие у школьников познавательных мотивов учебной деятельности, позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих способностях.

Содержание программы:

Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовительном этапе работы по коррекции регуляторной дизорфографии.

Программа состоит из четырех модулей:

1.Формирование учебной мотивации.

2.Формирование умения устанавливать цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.

3.Формирование организовывать действия по времени.

4.Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов.

Курс коррекционных занятий по данной программе 16ч

Продолжительность занятия: 40 мин.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Форма занятий: подгрупповые, индивидуальные.

Программно-методическое обеспечение.

1. О.В Елецкая, Китикова  А.В. Коррекция регуляторной  дизорфографии у школьников. .-М, Редкая птица, 2018

2. О.В Елецкая. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М.НКЦ,2016

3. О.В Елецкая. Методика коррекции дизорфографии у школьников.-М.Форум,2016

•        дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

Учебные средства.

1. О.В Елецкая, Китикова  А.В. Я учусь учиться! Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М, Редкая птица, 2018.

                                Календарно-тематическое планирование занятий

к программе «Коррекция регуляторной дизорфографии у учащихся 3-х-4-х классов».

     

                                  Тема

Кол-во           часов

По плану

Факт

Обследование устной и письменной речи.

 Диагностика сформированности компонентов учебной деятельности.

 1 МОДУЛЬ.

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 

1

«Я хочу учиться!»

1

-24.09

2

«Все работы хороши-выбирай на вкус»

1

-27.09

2 МОДУЛЬ.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛЬ,СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ И                ОРГАНИЗОВЫВАТЬ РАБОТУ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА

3

«Учусь определять цель и составлять план»

1

-1.10

-4.10

4

«Учусь выполнять план и достигать цель»

1

-15.10

5

«Учусь действовать по инструкции»

1

-17.10

6

«Учусь организовывать свою работу»

1

-22.10

7

«Учусь организовывать свою работу и действовать по инструкции»

1

-24.10

3 МОДУЛЬ.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ

8

«Линия времени. Учусь организовывать свои действия во времени»

1

-29.10

9

«Части суток .Единицы измерения времени»

1

-31.10

10

«Колесо времени . Дни недели»

1

-5.11

11

«Времена года. Месяцы»

1

-7.11

4 ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОНИТОРИНГ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

12

«Учусь осуществлять самоконтроль и самооценку, составлять алгоритмы»

1

-12.11

13

«Учусь осуществлять самоконтроль и самооценку, работать по  алгоритму»

1

-14.11

14

«Учусь проверять и находить ошибки»

1

-26.11

15

«Учусь быть внимательным и осуществлять самоконтроль»

1

-28.11

16

Проверочная работа

1

-3.12

                                                Итого часов по программе

16

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция регуляторной дисграфии на логопедических занятиях

В статье представлен материал по коррекции регуляторной дисграфии. Предназначен для учителей-логопедов общеобразовательных школ....

Что такое дизорфография? Как помочь ребёнку с дизорфографией?

Ваш ребёнок выучил орфографические правила, но упорно допускает ошибки на эти правила? Дополнительные занятия не приводят к желаемому результату? В чём причина неуспеха?...

Что такое дизорфография. Предупреждение и коррекция дизорфографии.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ЧУ ОО "СОШ "Виктория" 13.12.2019 года...

Нейропсихологический подход в коррекции регуляторных письменных ошибок младших школьников.

В статье приведены примеры ошибок регуляторного характера, обусловленных недостаточной деятельностью  1 блока (по А.Р.Лурия) программирования и контроля....

ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

При несформированности произвольной регуляции (один из компонентов III блока мозга по А.Р.Лурия) у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:• трудности вхождения в задания (замедленное поср...

Регуляторная дисграфия

Материал предназначен для учителей-логопедов начальной школы....

Логопедическая работа по формированию компонентов учебной деятельности в рамках работы по коррекции регуляторной дизорфографии.

Логопедическая работа по формированию компонентов учебной деятельности в рамках работы по коррекции регуляторной дизорфографии.Блок формирование умения определять цель,составлять план действий и орани...