Программа Коррекция Регуляторной дизорфографии
рабочая программа по логопедии (4 класс)
Коррекционно-развивающая логопедическая программа "Коррекция Регуляторной дизорфографии"
Программа состоит из четырех модулей:
1.Формирование учебной мотивации.
2.Формирование умения устанавливать цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.
3.Формирование организовывать действия по времени.
4.Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской округ Красногорск Московской области
Частное общеообразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа «Исток» им. Ю.С. Ларькина
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор школы
_________________Н.С Жидкова ____________О.Артемьева
«31» августа2022г. «31» августа2022 г.
Рабочая программа
КОРРЕКЦИЯ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИЗОРФОГРАФИИ
У УЧАЩИХСЯ 3- 4-Х КЛАССОВ
Всего часов на изучение программы -16 ч.
Количество часов в неделю-2 ч.
Разработала : учитель –логопед Блащук М.В
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Согласно Федеральным государственным стандартам общего образования, предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.
Одним из серьезных препятствий на пути усвоения программного материала по предмету «Русский язык» является ДИЗОРФОГРАФИЯ.
ДИЗОРФОГРАФИЯ-это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.
Одной из форм нарушения орфографической компетенции у школьников, согласно исследованиям О.В Елецкой, Е.А Логиновой, при которой наблюдается недостаточность всех компонентов учебной деятельности, является регуляторная дизорфография. Это обстоятельство обусловливает необходимость включения в систему коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление дизорфографии, мероприятий, направленных на формирование и совершенствование учебной деятельности учащихся.
Становление учебной деятельности школьника –это процесс формирования умения учиться –самостоятельно ставить цели и самостоятельно находить средства их достижения.
На логопедических занятиях должны закладываться внутренние механизмы процесса учения и развития-учебно-познавательный интерес, принятие и постановку учебных задач, поиск общих способов (принципов )решения задач, действия самоконтроля и самооценки.
Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовительном этапе работы по коррекции регуляторной дизорфографии.
Цель программы: формирование основных компонентов учебной деятельности,
являющихся базовыми для решения орфографических задач.
Задачи программы:
- формирование учебной мотивации;
-познавательной активности и учебной самостоятельности;
-умения устанавливать цель и управлять поведением. направленным на ее достижение;
-формирование и развитие навыков планирования ,организации учебной деятельности
-формирование развитие умения организовывать свои действия во времени;
-формирование и развитие навыков самоконтроля и рефлексии, умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов .
-развитие коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Адресат: обучающиеся 3-4 классов с дизорфографией, в структуре дефекта которой преобладает недостаточность регуляторных компонентов учебной деятельности.
Характеристика группы учащихся с регуляторной дизорфографией:
В структуре нарушения формирования и автоматизации орфографического навыка письма у этих школьников доминирующим является неполноценность УД в звене программирования и контроля:
-неумение сосредоточиться на задании, ориентироваться в нем,анализировать учебные задания;
-непонимание условия орфографической задачи;
-неумение подчинить свое учебное поведение словесным инструкциям;
-недостаточность словесной регуляции учебной деятельности;
-несформированность умения планировать свои действия и выполнять их в определенной последовательности, отслеживая правильность выполнения;
-неумение работать с образцом;
-отсутствие самокоррекции, что проявляется в неспособности заметить и исправить ошибки;
-несформированность самоконтроля;
-неполноценность способности оценить результаты своей учебной деятельности;
-медленный темп учебной деятельности;
-прекращение учебной деятельности в ситуациях минимального дискомфорта .
Планируемые результаты:
После прохождения курса логопедических занятий по данной программе у школьников должны быть сформированы следующие умения и навыки :
-умение ориентироваться в учебной ситуации;
-умение определять цель ,составлять план учебных действий и организовывать работу по выполнению этого плана;
-умение произвольно регулировать внимание, вовремя включаться в деятельность группы и класса, переключать внимание в процессе смены видов работы, поддерживать общий темп работы группы и класса.
-умение организовывать учебные действия во времени;
-умение ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его;
-умение осуществлять самоконтроль и рефлексию, мониторинг своей деятельности и самооценку ее результатов;
-умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками;
-умение выражать собственное мнение, строить понятные для учителя и одноклассников высказывания;
-наличие у школьников познавательных мотивов учебной деятельности, позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих способностях.
Содержание программы:
Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовительном этапе работы по коррекции регуляторной дизорфографии.
Программа состоит из четырех модулей:
1.Формирование учебной мотивации.
2.Формирование умения устанавливать цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.
3.Формирование организовывать действия по времени.
4.Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов.
Курс коррекционных занятий по данной программе 16ч
Продолжительность занятия: 40 мин.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Форма занятий: подгрупповые, индивидуальные.
Программно-методическое обеспечение.
1. О.В Елецкая, Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников. .-М, Редкая птица, 2018
2. О.В Елецкая. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М.НКЦ,2016
3. О.В Елецкая. Методика коррекции дизорфографии у школьников.-М.Форум,2016
• дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Учебные средства.
1. О.В Елецкая, Китикова А.В. Я учусь учиться! Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М, Редкая птица, 2018.
Календарно-тематическое планирование занятий
к программе «Коррекция регуляторной дизорфографии у учащихся 3-х-4-х классов».
№ |
Тема | Кол-во часов | По плану | Факт |
Обследование устной и письменной речи. Диагностика сформированности компонентов учебной деятельности. | ||||
1 МОДУЛЬ. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ | ||||
1 | «Я хочу учиться!» | 1 | -24.09 | |
2 | «Все работы хороши-выбирай на вкус» | 1 | -27.09 | |
2 МОДУЛЬ. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛЬ,СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ И ОРГАНИЗОВЫВАТЬ РАБОТУ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА | ||||
3 | «Учусь определять цель и составлять план» | 1 | -1.10 -4.10 | |
4 | «Учусь выполнять план и достигать цель» | 1 | -15.10 | |
5 | «Учусь действовать по инструкции» | 1 | -17.10 | |
6 | «Учусь организовывать свою работу» | 1 | -22.10 | |
7 | «Учусь организовывать свою работу и действовать по инструкции» | 1 | -24.10 | |
3 МОДУЛЬ. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ | ||||
8 | «Линия времени. Учусь организовывать свои действия во времени» | 1 | -29.10 | |
9 | «Части суток .Единицы измерения времени» | 1 | -31.10 | |
10 | «Колесо времени . Дни недели» | 1 | -5.11 | |
11 | «Времена года. Месяцы» | 1 | -7.11 | |
4 ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОНИТОРИНГ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ | ||||
12 | «Учусь осуществлять самоконтроль и самооценку, составлять алгоритмы» | 1 | -12.11 | |
13 | «Учусь осуществлять самоконтроль и самооценку, работать по алгоритму» | 1 | -14.11 | |
14 | «Учусь проверять и находить ошибки» | 1 | -26.11 | |
15 | «Учусь быть внимательным и осуществлять самоконтроль» | 1 | -28.11 | |
16 | Проверочная работа | 1 | -3.12 | |
Итого часов по программе | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция регуляторной дисграфии на логопедических занятиях
В статье представлен материал по коррекции регуляторной дисграфии. Предназначен для учителей-логопедов общеобразовательных школ....
Что такое дизорфография? Как помочь ребёнку с дизорфографией?
Ваш ребёнок выучил орфографические правила, но упорно допускает ошибки на эти правила? Дополнительные занятия не приводят к желаемому результату? В чём причина неуспеха?...

Что такое дизорфография. Предупреждение и коррекция дизорфографии.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ЧУ ОО "СОШ "Виктория" 13.12.2019 года...

Нейропсихологический подход в коррекции регуляторных письменных ошибок младших школьников.
В статье приведены примеры ошибок регуляторного характера, обусловленных недостаточной деятельностью 1 блока (по А.Р.Лурия) программирования и контроля....
ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
При несформированности произвольной регуляции (один из компонентов III блока мозга по А.Р.Лурия) у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:• трудности вхождения в задания (замедленное поср...

Логопедическая работа по формированию компонентов учебной деятельности в рамках работы по коррекции регуляторной дизорфографии.
Логопедическая работа по формированию компонентов учебной деятельности в рамках работы по коррекции регуляторной дизорфографии.Блок формирование умения определять цель,составлять план действий и орани...