Регуляторная дисграфия
материал по логопедии

Тупикова Елена Сергеевна

Материал предназначен для учителей-логопедов начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regulyatornaya_disgrafiya.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГУЛЯТОРНАЯ ДИСГРАФИЯ.

      Регуляторная дисграфия обусловлена несформированностью произвольной регуляции действий (функции планирования и контроля). Проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности ориентировки в задании, включения в задание, импульсивность решений и инертность, затруднения в переключения с одного задания на другое. Такие дети непоседливы, постоянно тянут руку, вскакивают, либо наоборот вялые, неактивные. Объединяет тех и других неумение организовать себя, сконцентрировать внимание на определенной задаче, переключаться от одной задачи к другой, следовать определенным правилам.

        Слабая произвольная организация и невысокая мотивация приводят к неуспехам в учебе и нарушениям поведения.


Характерные ошибки: упрощение программы по типу паталогической инертности:

  1. инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий;
  2. пропуски букв и слогов;
  3. предвосхищение (антиципация) букв; 
  4. слипание (контаминация) слов;
  5. трудности языкового анализа (например, слитное написание слов вместо раздельного);
  6. Орфографические ошибки (невозможность распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами).


Главной особенностью детей с регуляторными нарушениями этого типа является «стремление к упрощению программы вне зависимости от конкретной задачи». Упрощение программы деятельности обнаруживается, например, в невозможности распределить внимание между технической стороной письма и необходимостью дополнительно обозначать законченную мысль – предложение. В письме под диктовку и даже при списывании у учащихся с регуляторными трудностями имеется большое количество ошибок обозначения границ предложения (отсутствие точки и заглавной буквы). Наглядным проявлением снижения ориентировочной деятельности, характерного для этих детей, можно считать также ошибки обозначения границ слова (раздельно написание слова или слитное написание нескольких слов). 

      Помимо специфических ошибок для письменных работ детей с регуляторными нарушениями характерно значительное число орфографических ошибок, что вполне закономерно, так как само по себе орфографическое правило является сложно многоступенчатой программой, реализовать которую учащиеся не могут.

Упражнения для формирования произвольности и самоконтроля  (необходимо, прежде всего, развивать у детей понимание цели деятельности - что сделать, программы деятельности - как сделать, значимых условий деятельности - разбить программу на этапы, умение исправлять ошибки – самоконтроль).

«Черепаха». У одной стены комнаты встает учитель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2 – 3 минуты учитель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.

«Кричалки – шепталки - молчалки». Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони – сигналы – из разноцветного картона: красного, желтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку», это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – «шепталку» - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь – «молчалку» - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчанкой». После того, как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.

«Говори!» Педагог задает вопрос, дети отвечают только тогда, когда дается команда: «Говори!».

«Шалуны». Педагог по сигналу (удар в бубен, колокольчик) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания.

«Кто летает?» Дети, сидя на полу, образуют полукруг, учитель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает – руки опущены. Когда учитель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.

«Чужие колени». Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.

«Запаздывающие движения». Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока. И т.д. Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется.

Различные авторы для развития способности к произвольному переключению внимания указывают корректурные задания. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Также в своей работе можно использовать упражнение «Кто самый внимательный»: одного из участников группы просят выйти за дверь. В это время остальные меняются местами, меняют что-либо в себе и т.д. Вошедший должен определить, что же изменилось.

Следует отметить, что дети с парциальной несформированностью ВПФ с преобладанием несформированности регуляторного компонента имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:

  • обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;
  • соблюдение режима дня и достаточное время для сна;
  • соответствующая медикаментозная поддержка;
  • разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей;
  • своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Коррекция регуляторной дисграфии на логопедических занятиях

В статье представлен материал по коррекции регуляторной дисграфии. Предназначен для учителей-логопедов общеобразовательных школ....

Рабочая программа КОРРЕКЦИЯ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 3-х 4-х КЛАССОВ

Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовите...

Нейропсихологический подход в коррекции регуляторных письменных ошибок младших школьников.

В статье приведены примеры ошибок регуляторного характера, обусловленных недостаточной деятельностью  1 блока (по А.Р.Лурия) программирования и контроля....

ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

При несформированности произвольной регуляции (один из компонентов III блока мозга по А.Р.Лурия) у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:• трудности вхождения в задания (замедленное поср...

Упражнения для коррекции регуляторных трудностей на логопедических занятиях

Слабость регуляторных функций  может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний.  Регуляторные фу...

Коррекция регуляторной дисграфии

В статье раскрываются способы коррекции регуляторной дисграфии...