Коррекция регуляторной дисграфии на логопедических занятиях
статья по логопедии (3 класс) на тему

Аушева Татьяна Олеговна

В статье представлен материал по коррекции регуляторной дисграфии. Предназначен для учителей-логопедов общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_disgrafii.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция регуляторной дисграфии на логопедических занятиях.

Ежегодно диагностика письменной речи выявляет от 60 до 70% обучающихся, в работах которых наблюдаются пропуски, вставки букв, слогов, слов, контаминации, антиципации, отсутствие границ предложения, орфографические ошибки при знании правил. Подобные ошибки возникают вследствие несформированности произвольной регуляции действий.

Для максимальной компенсации нарушенных функций была разработана и внедрена технология коррекции регуляторной дисграфии с использованием метода замещающего онтогенеза А.В.Семенович, элементов развивающего обучения, а также собственно разработанных упражнений для формирования произвольного внимания, самоконтроля, навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционная работа проводилась на двигательном, когнитивном, письменном уровнях. На каждом уровне сложность коррекционных заданий варьировалась по трем параметрам:

- совместное - самостоятельное действие;

- действие по внешней опоре – интериоризированное действие;

- развернутое, поэлементное действие – свернутое действие.

Уровень коррекционной работы

Цель коррекционной работы

Виды упражнений

Двигательный

Формирование навыка самоконтроля на уровне тела

-Капитаны

-Запретное движение

-Обезьянки

-Сигналы

-Руки-ноги

- Серии движений

Когнитивный

Совершенствование произвольного внимания

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

- Муха

-Корректурные пробы

- Болгария

- 2 дела сразу

- Палочки

- Продавцы

-Магазин

- Словесный мяч

- Стоп. Точка-

Письменный

Совершенствование произвольного внимания и самоконтроля

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

-Арабское письмо

-Древнерусское письмо

-Волшебный диктант

-Кроссворды

- Письмо с черточками

- Письмо с выбором букв в слабой позиции

-Найди ошибку

-Списывание по алгоритму

-Письмо по плану

Внедрение данной технологии позволило устранить регуляторную дисграфию у 90% обучающихся третьих классов.

Упражнения двигательного уровня

«Капитаны»

Дети повторяют движения за логопедом, если слышат команду «Капитаны». Если такой  команды не прозвучало, движение не повторять.

«Запретное движение»

Перед началом игры ведущий показывает запретное движение, например, «руки вытянуты вперед».

Далее ведущий начинает показывать различные движения, ребенок должен их повторять, кроме запретного.  Задача ведущего – поймать игрока в ловушку,  задача ребенка – быть внимательным и не повторять запретного движения. Игра идет до трех очков. Затем роли меняются – ребенок становится ведущим, в взрослый игроком.

 «Обезьянки»

Логопед показывает движения, дети  повторяют с опозданием на одно.

«Сигналы»

На один хлопок дети делают одно движение, на два – другое. Логопед хлопает с ломкой программы:  / // / // / // / // // и т.д.

«Руки – ноги»

Один  хлопок – команда для рук (поднять или опустить), два хлопка – команда для ног (встать или сесть). Логопед хлопает / // / // // / / // / // //  и т.д.

Серии движений

Дети должны многократно повторять серии движений: руки в стороны, вверх, на пояс и т.п.


Упражнения  когнитивного уровня

«Муха»

Взрослый говорит ребенку: «В комнате сидит МУХА, которая хочет вылететь из комнаты. Я буду говорить, куда МУХА полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением. Как только она вылетит за границы комнаты, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Всего будет 5 МУХ»

Начнем? МУХА летит вверх, вправо, вниз, вниз, вправо ХЛОПОК и т.д.

А теперь поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он управляет МУХОЙ.

 «Болгария»        

Взрослый говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой оказались в Болгарии. Здесь, чтобы ответить «нет», нужно кивнуть головой, а чтобы сказать «да» - покачать головой из стороны в сторону. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечай по-болгарски. Если ты отвечаешь правильно, у тебя одно очко, если ошибаешься, то я забираю у тебя два очка.

Пусть ребенок покажет, как он будет говорить «да» и как «нет». Можно начинать.

- Тебя зовут Саша?

- Сейчас лето?

- Правда, что обедают ночью?

- Ты умеешь считать до 10?

- Апельсина синего цвета?

- Бегемот больше, чем муха?

- Мороженое обычно холодное?

- Тебе три года?

- Лимон по вкусу кислый?

-  Тебе понравилась эта игра?

«Секрет»

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас я узнаю, умеешь ли ты хранить секрет. Я буду называть тебе слова, ты должен их повторять, но в секрете нужно сохранить названия цветов».

Доска, телефон, учебник, роза, чайник, машина, тюльпан, мяч, зеркало, стройка, страус, ромашка, одуванчик, туфли, автобус, ведро, василек, окно, дорога, стул, гладиолус, и т.д.

Можно хранить в секрете слова на определенную букву, названия чисел, слова из одного слога, имена, имена существительные и т.д.

«Словесный мяч»

Первый игрок кидает мяч и называет слово, второй должен назвать слово на последнюю букву (вторую, третью, предпоследнюю)  прозвучавшего слова и вернуть мяч и т.д.

Например: 1игрок – СОБАКА, 2 игрок – АПЕЛЬСИН, 1игрок – НОС, 2игрок – СОМОЛЕТ и т.д.

 «Магазин»

Распределить роли – продавец и покупатель.Покупатель приходит в  магазин и называет предмет, который он хочет купить. Продавец называет цену этого товара: сколько в этом слове букв, какая вторая буква, какая предпоследняя буква и т.д. Если покупатель правильно отвечает, то продавец отдает покупателю этот товар.

«Магазин»

Рисуем определенные предметы, например арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:

а — ароматный;

р — рубиновый;

б — большой;

у — укатить домой!,

з — звонкий;

"Кузовок»

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик, ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет, балет).

«Буквоед»

Первый игрок кидает мяч и называет слово без первой буквы, второй игрок должен назвать слово целиком и вернуть мяч и т.д.

«Злой БУКВОЕД съел в начале слова букву Т. Помоги слову, верни ему букву».

_арелка

_аблица

_аблетка

_анцы

_уча

_умбочка

_уфли

_уман

_орт

_очка

_ополь

_ыква

«Шла корова»

Игроки, находясь друг напротив друга, ставят ладони так, как показано на рисунке. Затем игроки по очереди произносят по слову стиха, одновременно хлопая по ладони друг друга: «Шла корова, съела слово. Какое слово съела корова?»

Кому выпадает очередь отвечать называет любое слово, например, «конфета». Второй игрок вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – «К», первый игрок – вторую букву – «О» и так до конца. Тот, кто называет последнюю букву, должен успеть поймать ладонь второго игрока. А второй игрок должен успеть убрать руку. Игра идет до трех очков.


Упражнения письменного уровня

"Арабское письмо»

Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение океане живет необычная рыба — рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать ребенку писать «по-арабски» целые предложения. Начните с коротких слов, в которых чередуются гласные

и согласные (вода, море), затем возьмите слова более трудные, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а уж потом работайте с предложениями.

«Древнерусское письмо»

Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: ...тв...жн...й М...ш... б...ж...т ...т м...ш.... Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: о......а......ы... ...и...а ...е...и... о......ы...и.

«Неудачный робот»

Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый — конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по----------,----де------,----------ик.

"Волшебный диктант»

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы водим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «X», слова с гласной «е» — «□», а все остальные — «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и - у, и - ц, ц - ч, ш - щ, ё - ю и т. п.). Упражнение можно усложнить: через какое-то время этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст.

Алгоритм списывания

1.Читаем предложение.

2.Работаем с каждым словом, отмечая все действия карандашом в книге: ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

3.Еще раз прочитываем предложение, читая его орфографически по слогам (то есть так, как оно написано).

4.По памяти, вслух, проговаривая орфографически, воспроизводим это предложение.

5.Закрываем книгу и по памяти записываем в тетрадь предложение, диктуя его орфографически .

6.После того как предложение записано, в словах ставим ударение и подчеркиваем орфограммы.

7.Открываем книгу и сверяем записанное в тетради предложение с образцом        Алгоритм письма под диктовку:

1.Прослушать предложение до конца.

2. Проговорить каждое слово в предложении по слогам орфографически. (спланировать написание каждого слова).

3. Записать предложение.

4. Проверить каждое слово.

Список использованной литературы

  1.  Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., 2008.
  2. Ишимова О.А , Бондарчук Логопедическая работа  в школе. М., 2012
  3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.  М., 1973.
  4. Мисаренко М.М. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М., 2004.
  5. Пылаева Н. Н. Ахутина Т. В. Школа внимания. Рабочая тетрадь. Спб., 2008.
  6. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2010.
  7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2008.
  8. Сунцова А. В. Курдюкова С. В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. М., 2009.
  9. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся общеобразовательных учреждений. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.

Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Упражнения для коррекции регуляторных трудностей на логопедических занятиях

Слабость регуляторных функций  может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний.  Регуляторные фу...

Коррекция регуляторной дисграфии

В статье раскрываются способы коррекции регуляторной дисграфии...