ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
При несформированности произвольной регуляции (один из компонентов III блока мозга по А.Р.Лурия) у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:
• трудности вхождения в задания (замедленное по
сравнению с другими детьми включение в работу),
ориентировки в требованиях, контроля за выполнением
задания;
• трудности построения программы, её упрощение;
• повторение программы или её частей, т.е. инертность;
• импульсивность, лёгкая отвлекаемость;
• трудности переключения на новое задание, когда
после прочтения инструкции ребёнок выполняет
задание по аналогии с предыдущим.
Основной принцип коррекции: действия планирования и контроля выполняются сначала совместно со взрослым, максимально развёрнуто и с внешними средствами. Постепенно ребёнок усваивает программу и может самостоятельно ей следовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ
РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
При несформированности произвольной регуляции (один из компонентов III блока мозга по А.Р.Лурия) у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:
• трудности вхождения в задания (замедленное по
сравнению с другими детьми включение в работу),
ориентировки в требованиях, контроля за выполнением
задания;
• трудности построения программы, её упрощение;
• повторение программы или её частей, т.е. инертность;
• импульсивность, лёгкая отвлекаемость;
• трудности переключения на новое задание, когда
после прочтения инструкции ребёнок выполняет
задание по аналогии с предыдущим.
Кроме того, устная и письменная речь ребёнка имеет свои
особенности:
• стереотипные простые предложения;
• ответы 1-2-сложные с использованием слов,
содержащихся в вопросе;
• необходимость вопросов для построения развернутых
предложений;
• неразвёрнутость, краткость текста;
• неадекватные ответы: ребёнок недостаточно
анализирует вопрос, не понимает его суть;
• «соскальзывание» на побочные ассоциации;
• непонимание смысла и морали;
• пропуск существенных смысловых кусков текста при
пересказе, изложении, сочинении;
• отсутствие или стереотипия связующих элементов в
тексте.
Признаки слабости функций произвольной
регуляции на письме:
• пропуск элементов букв, букв, слогов, слов;
• контаминации (слияние) двух слов в одно (всё ещё – всёщё);
• трудности выделения предложений и слов (замена заглавных букв строчными в начале предложения, пропуск точек, слитное написание слов с предлогами);
• обилие орфографических ошибок при знании соответствующих правил;
• ошибки в оформлении учебных работ.
Проблемы при чтении:
• угадывающее чтение;
• несоблюдение пауз и знаков препинания;
• непонимание основного смысла текста, часто – подмена
собственными догадками;
• устойчивое отсутствие желания читать.
Основной принцип коррекции: действия планирования и контроля выполняются сначала совместно со взрослым, максимально развёрнуто и с внешними средствами. Постепенно ребёнок усваивает программу и может самостоятельно ей следовать.
ЗАДАНИЯ НА УДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРИ ПИСЬМЕ:
Дозируем объём, темп, помощь голосом. Работаем, двигаясь от слова к словосочетанию и предложению.
Задания на избирательное письмо
Специалист диктует слово/ предложение, а ребёнок пишет только гласные/ только согласные/ только первые буквы/ только последние и т.п.
Можно чередовать программы: в этом слове пишем только первую, в этом – вторую и четвёртую и т.д. В этом случае также работаем над фонематическим анализом, избирательным вниманием, контролем за своей деятельностью.
Диктант с гласными/ согласными
Специалист диктует предложение, а ребёнок записывает только гласные или согласные буквы.
Предложение «У Мити есть друг Саша» превратится в:
«У _и_и е___ __у_ _а_а» или «_ М_т_ _сть др_г С_ш_»
Шифровка текста:
Если в слове есть «И», ставь «+», а если «А» – ставь «!», если ничего – ставь «–».
Предложение «Птицы улетают на юг» будет выглядеть так:
+ ! ! –
Цифровой диктант
Ребёнок должен подсчитать количество букв в слове и последовательно их написать. Предложение «Хомяк бежит в свою норку» будет выглядеть так: 55145.
Письмо слов наоборот:
«книга» – «агинк». Чтобы усложнить задание, можно попросить ребёнка написать наоборот целое предложение.
Корректурные пробы в своём тексте
(подчеркнуть все слова из 4 букв, обвести все буквы «о» и т.п.)
РАБОТА С ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ ЧТЕНИЯ
Корректурные пробы с буквами/слогами на материале букв, слогов, слов или текста:
• Вычеркнуть букву Б
• Подчеркнуть букву Д
• Обвести букву А (в круг)
• Обвести в круг букву А, в треугольник букву М, в квадрат букву С
АГПОНЛТА
МИНГШУР
ИТНПРНКД
аопрыдплианрелиэил
беынакшпдпртватдлав
фдагетмаичакенцщло
цуылаворвпаиматчбяч
Ярко светило солнце. Медвежонок вышел погреться. Вдруг он услышал какой-то скрип.
Чтение букв /слогов /слов «по правилам»
КА | ми | та | зя | СУ | ву | до |
фи | РЫ | па | ШО | ЛА | су | ты |
бо | де | ри | ЖУ | дэ | ха | ку |
не | КИ | ку | Пи | ма | ча | вы |
до | де | не | го | ЛО | пи | су |
ШИ | мо | му | ТЕ | ки | ра | ЦЕ |
зи | ПЕ | фы | ЦУ | се | ха | бо |
Возможные задания:
- читать по столбцам/ строкам;
- читать по строчкам строчные буквы, а заглавные – по столбикам;
- тихо читать слоги со строчными буквами, громко – с заглавными;
- хлопать, когда встречаемся со слогами из заглавных букв;
- стучать, если в слоге есть буква «А»;
- выполнять различные движения при чтении разных гласных букв и т.д.
Подобные упражнения помогают отрабатывать называние букв, чтение разных слогов, развивать произвольную регуляцию, возможности удержания программ.
Ещё один вариант задания «Чтение по правилам»:
буквы | А | П | М | О | Ш | З | И |
движения | Л | П | Л | В | П | Л | Л |
слоги | не | ки | ку | пи | ма | ча | вы |
движения | Л | П | Л | В | П | Л | Л |
Читаем буквы, при этом поднимаем правую (П), левую (Л) руку или сразу обе (В – вместе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка упражнений на основе ТРИЗ
При использовании данных упражнений закладывается фундамент для развития креативного мышления младших школьников....
подборка упражнений для физкультминуток
Упражнения для детей и Памятки для родителей...
Коррекция регуляторной дисграфии на логопедических занятиях
В статье представлен материал по коррекции регуляторной дисграфии. Предназначен для учителей-логопедов общеобразовательных школ....
Рабочая программа КОРРЕКЦИЯ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 3-х 4-х КЛАССОВ
Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовите...
Нейропсихологический подход в коррекции регуляторных письменных ошибок младших школьников.
В статье приведены примеры ошибок регуляторного характера, обусловленных недостаточной деятельностью 1 блока (по А.Р.Лурия) программирования и контроля....
Упражнения для коррекции регуляторных трудностей на логопедических занятиях
Слабость регуляторных функций может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний. Регуляторные фу...
Коррекция регуляторной дисграфии
В статье раскрываются способы коррекции регуляторной дисграфии...