ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

При несформированности произвольной регуляции (один из компонентов III блока мозга по А.Р.Лурия) у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:
• трудности вхождения в задания (замедленное по
сравнению с другими детьми включение в работу),
ориентировки в требованиях, контроля за выполнением
задания;
• трудности построения программы, её упрощение;
• повторение программы или её частей, т.е. инертность;
• импульсивность, лёгкая отвлекаемость;
• трудности переключения на новое задание, когда
после прочтения инструкции ребёнок выполняет
задание по аналогии с предыдущим.

Основной принцип коррекции: действия планирования и контроля выполняются сначала совместно со взрослым, максимально развёрнуто и с внешними средствами. Постепенно ребёнок усваивает программу и может самостоятельно ей следовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ
РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

При несформированности произвольной регуляции (один из компонентов III блока мозга по А.Р.Лурия) у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:
• трудности вхождения в задания (замедленное по
сравнению с другими детьми включение в работу),
ориентировки в требованиях, контроля за выполнением
задания;
• трудности построения программы, её упрощение;
• повторение программы или её частей, т.е. инертность;
• импульсивность, лёгкая отвлекаемость;
• трудности переключения на новое задание, когда
после прочтения инструкции ребёнок выполняет
задание по аналогии с предыдущим.

Кроме того, устная и письменная речь ребёнка имеет свои
особенности:
• стереотипные простые предложения;
• ответы 1-2-сложные с использованием слов,
содержащихся в вопросе;
• необходимость вопросов для построения развернутых
предложений;
• неразвёрнутость, краткость текста;
• неадекватные ответы: ребёнок недостаточно
анализирует вопрос, не понимает его суть;
• «соскальзывание» на побочные ассоциации;
• непонимание смысла и морали;
• пропуск существенных смысловых кусков текста при
пересказе, изложении, сочинении;
• отсутствие или стереотипия связующих элементов в
тексте.

Признаки слабости функций произвольной
регуляции на письме:
• пропуск элементов букв, букв, слогов, слов;
• контаминации (слияние) двух слов в одно (всё ещё – всёщё);
• трудности выделения предложений и слов (замена заглавных букв строчными в начале предложения, пропуск точек, слитное написание слов с предлогами);
• обилие орфографических ошибок при знании соответствующих правил;
• ошибки в оформлении учебных работ.

Проблемы при чтении:
• угадывающее чтение;
• несоблюдение пауз и знаков препинания;
• непонимание основного смысла текста, часто – подмена
собственными догадками;
• устойчивое отсутствие желания читать.

Основной принцип коррекции: действия планирования и контроля выполняются сначала совместно со взрослым, максимально развёрнуто и с внешними средствами. Постепенно ребёнок усваивает программу и может самостоятельно ей следовать.

ЗАДАНИЯ НА УДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРИ ПИСЬМЕ:

Дозируем объём, темп, помощь голосом. Работаем, двигаясь от слова к словосочетанию и предложению.

Задания на избирательное письмо
Специалист диктует слово/ предложение, а ребёнок пишет только гласные/ только согласные/ только первые буквы/ только последние и т.п.

Можно чередовать программы: в этом слове пишем только первую, в этом – вторую и четвёртую и т.д. В этом случае также работаем над фонематическим анализом, избирательным вниманием, контролем за своей деятельностью.

Диктант с гласными/ согласными
Специалист диктует предложение, а ребёнок записывает только гласные или согласные буквы.

Предложение «У Мити есть друг Саша» превратится в:
«У _и_и е___ __у_ _а_а» или «_ М_т_ _сть др_г С_ш_»
Шифровка текста:
Если в слове есть «И», ставь «+», а если «А» – ставь «!», если ничего – ставь «–».

Предложение «Птицы улетают на юг» будет выглядеть так:
+ ! ! –

Цифровой диктант
Ребёнок должен подсчитать количество букв в слове и последовательно их написать. Предложение «Хомяк бежит в свою норку» будет выглядеть так: 55145.

Письмо слов наоборот:
«книга» – «агинк». Чтобы усложнить задание, можно попросить ребёнка написать наоборот целое предложение.
Корректурные пробы в своём тексте
(подчеркнуть все слова из 4 букв, обвести все буквы «о» и т.п.)

РАБОТА С ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ ЧТЕНИЯ

Корректурные пробы с буквами/слогами на материале букв, слогов, слов или текста:

• Вычеркнуть букву Б
• Подчеркнуть букву Д
• Обвести букву А (в круг)
• Обвести в круг букву А, в треугольник букву М, в квадрат букву С

АГПОНЛТА
МИНГШУР
ИТНПРНКД
аопрыдплианрелиэил
беынакшпдпртватдлав
фдагетмаичакенцщло
цуылаворвпаиматчбяч

Ярко светило солнце. Медвежонок вышел погреться. Вдруг он услышал какой-то скрип.

Чтение букв /слогов /слов «по правилам»

КА

ми

та

зя

СУ

ву

до

фи

РЫ

па

ШО

ЛА

су

ты

бо

де

ри

ЖУ

дэ

ха

ку

не

КИ

ку

Пи

ма

ча

вы

до

де

не

го

ЛО

пи

су

ШИ

мо

му

ТЕ

ки

ра

ЦЕ

зи

ПЕ

фы

ЦУ

се

ха

бо

Возможные задания:
- читать по столбцам/ строкам;
- читать по строчкам строчные буквы, а заглавные – по столбикам;
- тихо читать слоги со строчными буквами, громко – с заглавными;
- хлопать, когда встречаемся со слогами из заглавных букв;
- стучать, если в слоге есть буква «А»;
- выполнять различные движения при чтении разных гласных букв и т.д.
Подобные упражнения помогают отрабатывать называние букв, чтение разных слогов, развивать произвольную регуляцию, возможности удержания программ.

Ещё один вариант задания «Чтение по правилам»:

буквы

А

П

М

О

Ш

З

И

движения

Л

П

Л

В

П

Л

Л

слоги

не

ки

ку

пи

ма

ча

вы

движения

Л

П

Л

В

П

Л

Л

Читаем буквы, при этом поднимаем правую (П), левую (Л) руку или сразу обе (В – вместе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка упражнений на основе ТРИЗ

При использовании данных упражнений закладывается фундамент для развития креативного мышления младших школьников....

подборка упражнений для физкультминуток

Упражнения  для детей и Памятки для родителей...

Коррекция регуляторной дисграфии на логопедических занятиях

В статье представлен материал по коррекции регуляторной дисграфии. Предназначен для учителей-логопедов общеобразовательных школ....

Рабочая программа КОРРЕКЦИЯ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 3-х 4-х КЛАССОВ

Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовите...

Нейропсихологический подход в коррекции регуляторных письменных ошибок младших школьников.

В статье приведены примеры ошибок регуляторного характера, обусловленных недостаточной деятельностью  1 блока (по А.Р.Лурия) программирования и контроля....

Упражнения для коррекции регуляторных трудностей на логопедических занятиях

Слабость регуляторных функций  может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний.  Регуляторные фу...

Коррекция регуляторной дисграфии

В статье раскрываются способы коррекции регуляторной дисграфии...