Логопедическая работа по формированию компонентов учебной деятельности в рамках работы по коррекции регуляторной дизорфографии.
методическая разработка по логопедии (4 класс)

Блащук Милена Владимировна

Логопедическая работа по формированию компонентов учебной деятельности в рамках работы по коррекции регуляторной дизорфографии.

Блок формирование умения определять цель,составлять план действий и оранизовывать работу по выполнению плана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по формированию компонентов учебной деятельности в рамках работы по коррекции регуляторной дизорфографии.

 Формирование умения определять цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.

Умение определять ЦЕЛЬ, составлять ПЛАН действий и организовывать работу по выполнению плана являются необходимыми для формирования полноценного орфографического навыка письма. В ходе занятий   школьники вместе с логопедом, обсуждают какие действия можно сделать по плану, а какие возможно выполнить без плана. Выясняют, что же отличает   действия, которые нуждаются в выполнении по плану.

При определении алгоритмов решения конкретной учебной задачи, школьники ориентируются на обобщенный алгоритм организации учебной деятельности(УД), который включает три этапа:

-постановка цели

-разделение цели на отдельные задачи

-распределение задач по важности

Логопед предлагает выяснить какие шаги, необходимо совершить для достижения намеченной цели:

«Как вы считаете, что надо сделать сначала, что потом и что в заключении?»

Перед достижением намеченной цели нужно подумать, что должно произойти для того, чтобы она осуществилась; какие шаги необходимо предпринять.

 Задание

Весной мама попросила посадить на подоконнике лук, чтобы вырастить его зеленые перья.

-Установи порядок действий.

Так же составляются алгоритмы действий с изученными орфограммами.

Проверка БГ в корне раскрывается через закрепление умения составлять план действий по работе над орфограммой, что способствует развитию общих учебных действий.

Эта тема для детей с дизорфографией является одной из самых трудных, потому что решение орфографической задачи состоит из нескольких действий, которые нужно выполнить очень быстро:

-почувствовать слабую позицию гласного звука

-произвести морфемный анализ и понять, что этот звук находится в корне

-найти однокоренное слово или форму слова, в котором нужный

звук находится под ударением.

Способы подбора проверочных слов проводятся на основе логопедических

техник по методу Буриной Е.Д («Ищи родственное слово», «Смотри в корень»,

«Объясни значение», «Измени форму слова») при этом учащиеся опираются на весь

багаж знаний частей речи и их формоизменений, включая глаголы

совершенного и несовершенного вида, что вызывает особую трудность у

ребят с дизорфографией.

   Логопедом четко фиксируется опознавательный признак слабой позиции гласного в корне – «безударный звук (а) может обозначаться буквами А или О, звук (и) буквами Я, Е,И.»

                Дальнейший этап работы организуется в форме группового обучения. Выбираются дети взрослым «Учителя на станции», которые организуют работу минигрупп на станциях. Конечно, эти дети предварительно выполнили задания и обсудили с логопедом. Учащиеся логопедом делятся на минигруппы.У каждой группы маршрутный лист (план прохождения станций).

Станции

1.Выдели в словах верхушка, олененок, бегун, садовник корень.

Является ли корень самостоятельным и понятным для нас словом?

Помог ли корень проверить безударную гласную?

Занимались ли мы сейчас подбором проверочных слов?

Сформулируйте сами самый простой способ проверки безударных гласных в корне.

СП - «Смотри в корень» 

2.Выдели корни в словах приближался, незнакомый  

Говорим «ближ» -значит близко, «незнаком» -такой,которого не знаем.

Этими фразами объясняем значение слов.

СП- «Объясни значение слова»

3.Объясните написание безударных гласных в корнях слов тянул, угасал, плясал.

(Совет: для проверки глаголов прошедшего времени подбираем глаголы настоящего времени) СП - «Измени форму слова»

         После практических упражнений над орфограммой учащиеся возвращаются на свои места и приступают к последнему этапу работы на уроке: «Оцени свою работу на занятии по шкале достижений «Как я старался», «Как я доволен собой» (рефлексия и подведение итогов урока).

Позитивный настрой очень важен, логопед транслирует детям, что ошибиться нестрашно: «Если сомневаешься, оставь пропуск, ребята помогут тебе при проверке. Показательным является и слоган в конце занятия: «Я буду успешнее и увереннее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования компонентов учебной деятельности в компенсирующих группах

Особенности формирования компонентов учебной деятельности в компенсирующих группах...

Формирование компонентов учебной деятельности при обучении младших школьников математике

Современный этап развития нашего общества, характеризующийся социально-экономическими изменениями, выдвигает особые требования к личностным качествам человека. Перед системой образования стоит задача ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы  воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотив...

Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников

Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников...

Подготовка дошкольника к школе с учетом формирования компонентов учебной деятельности

Подготовка дошкольника к школе с учетом формирования компонентов учебной деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен опыт работы научного общества младших школьников....

" Учусь учиться" Формирование компонентов Учебной деятельности у школьников с дизорфографией,их коррекция на предмете " Русский язык"

В основу программы по развитию функциональной грамотности легла разработка коллектива под руководством О.Елецкой и А. Китиковой по формированию УД у школьников с дизорфографией.Программа направл...