Конспект индивидуального логопедического занятия с обучающимся 4 класса.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Конспект логопедического индивидуального занятия в 4 классе. Тема: Упражнения в правописании разделительного мягкого знака в притяжательных прилагательных при работе с детьми с ЗПР. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, а также учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия с обучающимся 4 класса.
Тема: Упражнения в правописании разделительного мягкого знака в притяжательных прилагательных при работе с детьми ЗПР.
Цели. Образовательные:
- Закрепление навыка употребления Ь – разделительного;
- Формирование умения соотносить произношение слова с его написанием;
- Учить образовывать притяжательные прилагательные.
- Накопление словаря на изучаемую орфограмму;
Коррекционные:
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие навыка самоконтроля за письмом;
- Уточнение и обогащение словаря.
- Коррекция грамматического строя речи, через развитие навыка словообразования.
Воспитательные:
- Воспитание внимания;
- Воспитание культуры учебного труда.
Ход урока:
Орг. момент.
-Здравствуй, Варвара! Мне приятно тебя видеть, нам предстоит сегодня интересная и продуктивная работа.
Работа над концентрацией внимания и переключением.
-Чтобы быть внимательной, предлагаю наше занятие начать с корректурной пробы. (Ребенку предлагается корректурная проба, где он слог БА должен подчеркнуть одной чертой, а слог ПА-двумя чертами).
Сообщение темы занятия.
-Варя, перед тобой на доске слова. Распредели их в два столбика. Как ты думаешь, по какому признаку они распределены? (Ребенок проговаривает, что в первом столбике слова с мягким знаком, который смягчает согласный, а во втором столбике слова с разделительным мягким знаком. Если ребенок затрудняется, то даем ему небольшую подсказку, чтобы он обратил внимание на мягкий знак).
Коньки деревья
Осень листья
пень лисья
Лисья листья (спрашиваем у ребенка однокоренные это слова или нет)
-Варя, подбери модель к каждому столбику. (Ребенок подбирает модель с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, который смягчает согласную букву. Закрепляем модель на доске).
Вывод: проговариваем правило, что разделительный мягкий знак отделяет согласный от гласных е,ё,ю,я. Когда мы произносим слово, здесь слышим паузу, произносим как бы раздельно вь-я.
-Варя, посмотри, какое слово здесь лишнее. (Ребенок называет слово-лисья). А почему оно лишнее? (Ребенок отвечает, потому что это имя прилагательное). А про какой предмет можно сказать, что она лисья? (Ребенок отвечает, что это нора). Давай зададим вопрос, нора (чья?) –лисья. Какой здесь мягкий знак в слове лисья? (Ребенок отвечает-разделительный)
-Я предлагаю продолжить работу с прилагательными, к которым можно задать вопрос Чей? Чья? Чьё? Чьи?
Вывод: проговариваем правило, что разделительный мягкий знак отделяет согласный от гласных е,ё,ю,я. Разделяется , когда мы произносим, пауза, произносим раздельно вь-я.
-Варя, а от какого слова образовалось слово лисья (ребенок говорит, что от слова-лиса). Да, Варя, притяжательные прилагательные образуются от существительных.
-Вот сейчас, я предлагаю тебе распределить слова в два столбика. В первый столбик запиши слова, в которых есть звук Б, а во второй, в которых есть звук П. (Ребенок распределяет слова и записывает их в тетрадь).
Б | П |
белка | пеликан |
собака | черепаха |
воробей | павлин |
Работа по образованию притяжательных прилагательных.
-Варя, посмотри на картинку и ответь на вопросы. (Ребенку предлагается картинка с изображением белки).
-Про что можно сказать ЧЕЙ? (Ребенок отвечает -про хвост). Хвост (чей?) беличий. (Ребенок проговаривает устно).
-Про что можно сказать чья? (Ребенок отвечает -про голову). Голова (чья?) беличья. (Ребенок записывает словосочетание в тетрадь. Выделяет орфограмму).
-Про что можно сказать чьи? (Ребенок отвечает -про уши). Уши (чьи?) беличьи. (Ребенок записывает словосочетание в тетрадь. Выделяет орфограмму).
-Про что можно сказать чье? (Ребенок отвечает -про ухо, дупло). Дупло (чья?) беличье. (Ребенок записывает словосочетание в тетрадь. Выделяет орфограмму).
Вывод: Варя, докажи, что этот мягкий знак разделительный. (Ребенок отвечает, потому что он отделяет согласный от гласных е,ё,ю,я).
-Варя, предлагаю тебе вернуться к словам, которые ты распределяла в два столбика.
-Выбери слово, которое по смыслу подходит к слову конура. (Ребенок отвечает - собака). В конуре живет собака, значит это чья конура? (Ребенок отвечает –собачья).
-Запиши это словосочетание в тетрадь. Подчеркни орфограмму.
-Выбери слово, которое по смыслу подходит к слову следы. (Ребенок отвечает - белка). Белка оставила следы на снегу, значит это чьи следы? (Ребенок отвечает –беличьи).
-Запиши это словосочетание в тетрадь. Подчеркни орфограмму.
-Выбери слово, которое по смыслу подходит к слову скорость. (Ребенок отвечает - черепаха). Значит скорость чья? (Ребенок отвечает –черепашья).
-Варя , а как ты понимаешь это выражение –черепашья скорость?
-Запиши это словосочетание в тетрадь. Подчеркни орфограмму.
Вывод: Варя, докажи, что мягкий знак, который ты подчеркивала-разделительный. (Ребенок отвечает, потому что он отделяет согласный от гласных е,ё,ю,я).
Динамическая пауза.
-Ребенку предлагается проговаривать серию слогов (аба-апа-убу-упу), одновременно выполняя серию движений на переключение. (Если слышишь звук Б, хлопаешь в ладони над головой, если звук П-хлопаешь в ладони перед собой).
Работа с предложением.
-Варя, предлагаю тебе придумать предложение с любым словосочетанием, которые мы записывали в тетради. (Ребенок составляет устно предложение).
-Сколько слов в этом предложении?
-Увеличь это предложение на одно слово.
-Какое слово было второе с конца.
- Запиши это предложение в тетрадь.
Работа над актуализацией.
-Варя, составь 5 слов со звуком Б, и со звуком П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: "Дифференциация звуков [з] - [с], [з\'] - [с\']"
Индивидуальное логопедическое занятие...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/12/picture-330501-1470994543.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА Тема ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ш]
индивидуальное логопедическое занятие для обучающихся 1 класса, направлено на автоматизацию и дифференциацию звуков С-Ш как в устной так и в письменной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/06/picture-1124046-1551860000.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР, с обучающейся 1 класса
Конспект индивидуального занятия с ученицей 1 класса по коррекции ФФНР. Занятие направлено на автоматизация правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1180070-1572014686.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"
Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/23/picture-1271407-1600812754.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дизорфографии с обучающейся 4 класса
Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дизорографии с обучающейся 4 класса предназанчен для учителей-логопедов коррекционных школ или логопунктов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1180070-1572014686.jpg)
Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.
Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...