Конспект индивидуального логопедического занятия с обучающимся 4 класса.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Тупикова Елена Сергеевна

Конспект логопедического индивидуального занятия в 4 классе. Тема: Упражнения в правописании разделительного мягкого знака в притяжательных прилагательных при работе с детьми с ЗПР. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, а также учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с обучающимся 4 класса.

Тема: Упражнения в правописании разделительного мягкого знака в притяжательных прилагательных при работе с детьми ЗПР.

Цели. Образовательные:

  • Закрепление навыка употребления Ь – разделительного;
  • Формирование умения соотносить произношение слова с его написанием;
  • Учить образовывать притяжательные прилагательные.
  • Накопление словаря на изучаемую орфограмму;

Коррекционные:

  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие навыка самоконтроля за письмом;
  • Уточнение и обогащение словаря.
  • Коррекция грамматического строя речи, через развитие навыка словообразования.

Воспитательные:

  • Воспитание внимания;
  • Воспитание культуры учебного труда.

Ход урока:

Орг. момент.

-Здравствуй, Варвара! Мне приятно тебя видеть, нам предстоит сегодня интересная и продуктивная работа.

                Работа над концентрацией внимания и переключением.

-Чтобы быть внимательной, предлагаю наше занятие начать с корректурной пробы. (Ребенку предлагается корректурная проба, где он слог БА должен подчеркнуть одной чертой, а слог ПА-двумя чертами).

Сообщение темы занятия.

-Варя, перед тобой на доске слова. Распредели их в два столбика. Как ты думаешь, по какому признаку они распределены? (Ребенок проговаривает, что в первом столбике слова с мягким знаком, который смягчает согласный, а во втором столбике слова с разделительным мягким знаком. Если ребенок затрудняется, то даем ему небольшую подсказку, чтобы он обратил внимание на мягкий знак).

Коньки         деревья

Осень         листья

пень        лисья

Лисья листья (спрашиваем у ребенка однокоренные это слова или нет)

-Варя, подбери модель к каждому столбику. (Ребенок подбирает модель с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, который смягчает согласную букву. Закрепляем модель на доске).

Вывод: проговариваем правило, что разделительный мягкий знак отделяет согласный от гласных е,ё,ю,я.  Когда мы произносим слово, здесь слышим паузу, произносим как бы раздельно вь-я.

-Варя, посмотри, какое слово здесь лишнее. (Ребенок называет слово-лисья). А почему оно лишнее? (Ребенок отвечает, потому что это имя прилагательное). А про какой предмет можно сказать, что она лисья? (Ребенок отвечает, что это нора). Давай зададим вопрос, нора (чья?) –лисья. Какой здесь мягкий знак в слове лисья? (Ребенок отвечает-разделительный)

-Я предлагаю продолжить работу с прилагательными, к которым можно задать вопрос Чей? Чья? Чьё? Чьи?

Вывод: проговариваем правило, что разделительный мягкий знак отделяет согласный от гласных е,ё,ю,я. Разделяется , когда мы произносим, пауза, произносим раздельно вь-я.

-Варя, а от какого слова образовалось слово лисья (ребенок говорит, что от слова-лиса). Да, Варя, притяжательные прилагательные образуются от существительных.

-Вот сейчас, я предлагаю тебе распределить слова в два столбика.        В первый столбик запиши слова, в которых есть звук Б, а во второй, в которых есть звук П. (Ребенок распределяет слова и записывает их в тетрадь).

Б

П

белка

пеликан

собака

черепаха

воробей

павлин

Работа по образованию притяжательных прилагательных.

-Варя, посмотри на картинку и ответь на вопросы. (Ребенку предлагается картинка с изображением белки).

-Про что можно сказать ЧЕЙ? (Ребенок отвечает -про хвост). Хвост (чей?) беличий. (Ребенок проговаривает устно).

-Про что можно сказать чья? (Ребенок отвечает -про голову). Голова (чья?) беличья. (Ребенок записывает словосочетание в тетрадь. Выделяет орфограмму).

-Про что можно сказать чьи? (Ребенок отвечает -про уши). Уши (чьи?) беличьи. (Ребенок записывает словосочетание в тетрадь. Выделяет орфограмму).

-Про что можно сказать чье? (Ребенок отвечает -про ухо, дупло). Дупло (чья?) беличье. (Ребенок записывает словосочетание в тетрадь. Выделяет орфограмму).

Вывод: Варя, докажи, что этот мягкий знак разделительный. (Ребенок отвечает, потому что он отделяет согласный от гласных е,ё,ю,я).

-Варя, предлагаю тебе вернуться к словам, которые ты распределяла в два столбика.  

-Выбери слово, которое по смыслу подходит к слову конура. (Ребенок отвечает - собака). В конуре живет собака, значит это чья конура? (Ребенок отвечает –собачья).

-Запиши это словосочетание в тетрадь. Подчеркни орфограмму.

-Выбери слово, которое по смыслу подходит к слову следы. (Ребенок отвечает - белка). Белка оставила следы на снегу, значит это чьи следы? (Ребенок отвечает –беличьи).

-Запиши это словосочетание в тетрадь. Подчеркни орфограмму.

-Выбери слово, которое по смыслу подходит к слову скорость. (Ребенок отвечает - черепаха). Значит скорость чья? (Ребенок отвечает –черепашья).

-Варя , а как ты понимаешь это выражение –черепашья скорость?

-Запиши это словосочетание в тетрадь. Подчеркни орфограмму.

Вывод: Варя, докажи, что мягкий знак, который ты подчеркивала-разделительный. (Ребенок отвечает, потому что он отделяет согласный от гласных е,ё,ю,я).

Динамическая пауза.

-Ребенку предлагается проговаривать серию слогов (аба-апа-убу-упу), одновременно выполняя серию движений на переключение. (Если слышишь звук Б, хлопаешь в ладони над головой, если звук П-хлопаешь в ладони перед собой).

Работа с предложением.

-Варя, предлагаю тебе придумать предложение с любым словосочетанием, которые мы записывали в тетради. (Ребенок составляет устно предложение).

-Сколько слов в этом предложении?

-Увеличь это предложение на одно слово.

-Какое слово было второе с конца.

- Запиши это предложение в тетрадь.

Работа над актуализацией.

-Варя, составь 5 слов со звуком Б, и со звуком П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА Тема ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ш]

индивидуальное логопедическое занятие для обучающихся 1 класса, направлено на автоматизацию и дифференциацию звуков С-Ш как в устной так и в письменной речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР, с обучающейся 1 класса

Конспект индивидуального занятия с ученицей 1 класса по коррекции ФФНР. Занятие направлено на автоматизация правильного произношения звука [Р]  в слогах, словах, словосочетаниях и предложени...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дизорфографии с обучающейся 4 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дизорографии с обучающейся 4 класса предназанчен для учителей-логопедов коррекционных школ или логопунктов...

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.

Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...