Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дизорфографии с обучающейся 4 класса
методическая разработка по логопедии (4 класс)

Гузакова Алёна Эдуардовна

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дизорографии с обучающейся 4 класса предназанчен для учителей-логопедов коррекционных школ или логопунктов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razdelitelnyy_i_znak.docx160.97 КБ
Файл _i_.pptx890.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждения школа №5

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дизорфографии с обучающейся 4 класса

Подготовил:

учитель-логопед

ГБОУ школы №5 Адмиралтейского района СПб

Гузакова Алена Эдуардовна

Санкт-Петербург

2020

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дизорфографии с обучающейся 4 класса

Тема занятия: дифференциация разделительного Ъ и Ь знаков.

Цель: закрепление навыка дифференциации разделительного Ь и Ъ знака.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Актуализация знаний по темам «Разделительный Ь» и «Разделительный Ъ»;
  2. Развитие навыка дифференцированного написания разделительного Ь и Ъ знаков.

Коррекционно-развивающие:

  1. Совершенствование умения определять морфемный состав слова.
  2. Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза;
  3. Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений;
  4. Развитие языкового анализа и синтеза;
  5. Развитие зрительного и слухового в внимания;

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитание навыка организованного поведения на занятии;
  2. Воспитание личностных качеств – усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование: презентация к занятию, элементы для составления схемы-правила, индивидуальные карточки для работы, карточка для нейропсихологической зарядки «Алфавит», таблица для рефлексии работы на занятии.

Ход занятия

Деятельность логопеда

Предположительные ответы детей

  1. Организационный момент.

Минутка чистописания

-Здравствуй, Марика!

-Давай проверим, всё ли готово к занятию, у тебя на столе должны лежать тетрадь, ручка и пенал.

-Молодец, всё на месте, мы готовы начать занятие.

-Наше занятие мы традиционно начнём с минутки чистописания. Посмотри на слайд, на нём изображены элементы буквы. Как ты думаешь, какую согласную букву можно составить из этих элементов.

-Совершенно верно! Сегодня мы будем упражняться в чистописании буквы Ш. Пропиши эту букву по примеру в твоей тетради.

Здравствуйте!

Проверяет готовность к занятию.

Из этих элементов можно составить согласную букву Ш.

Прописывает букву Ш.

  1. Актуализация знаний детей, введение в тему занятия

      -К нам на занятие сегодня пришли две очень похожие буквы. Чтобы узнать какие это буквы тебе нужно отгадать загадки.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья!

      -Правильно! О каком значении Ь шла речь в загадке?

      -Для чего ещё служит мягкий знак?

      -Послушай вторую загадку.

Было сели, стало съели.

Догадаться ты сумела,

Почему случилось так?                                                                                                  

Кто виновник?

      -Молодец. Буквами нашего сегодняшнего занятия будут Ь и Ъ знак. Что обозначают эти буквы?

      -Помоги мне вспомнить правило правописания этих знаков. Для этого воспользуйся элементами, лежащими на твоём столе.

      -Озвучь в опоре на схему правила, которые мы изучали

      -Молодец!

Буква Ь.

О разделяющем.

Мягкий знак служит для смягчения согласных.

Твёрдый знак.

Они не обозначают звуки, а показывают на мягкость и твёрдость согласных

Собирает схему-правило из элементов.

Озвучивает правило написания разделительного Ь и Ъ знаков.

  1. Закрепление знаний

        -Один ученик, выполняя задания, в некоторых словах допустил ошибки. Давай попробуем найти и исправить их, объясняя, что не так сделал этот ученик.

Спиши слова правильно, обозначая условия написания Ь и Ъ знаков. (На слайде написаны слова с ошибками, которые необходимо исправить).

        -Проверь себя.

        -Молодец!

        -Раздели свою тетрадь на два столбика. Над левым столбиком напиши Ь, а над правым Ъ. Я буду диктовать тебе слова, а ты записывай их в соответствующий столбик.

        -Выбери из каждого столбика по одному слову, выпиши их друг по другом. Рядом с каждым из них запиши количество букв и звуков в этом слове?

Что у тебя получилось?

        -Как ты думаешь, почему так происходит?      

      -Я предлагаю поиграть тебе в игру «Логопедическая математика». На карточке я написала для тебя примеры, но не простые, а буквенные. Реши их и запиши ответы рядом. В каких словах тебе встретилась наша сегодняшняя орфограмма? Выдели условия выбора Ь и Ъ разделительных знаков.

        -Прочитай слова с нашей орфограммой ещё раз. Постарайся запомнить как можно больше этих слов. Убери карточку и запиши в тетрадь слова, которые ты запомнила. Проверь себя по записи на слайде. Довольна ли ты своим результатом сегодня?

Выписывает слова в два столбика

Осуществляет самопроверку.

Записывает слова в столбики.

Выбирает слова, записывает их.

Количество букв и звуков в них одинаковое.

Потому что Ь и Ъ звуков не обозначает, а буквы е, ё, ю, я, после них обозначают два звука.

Решает «примеры», записывает ответы

 

Выполняет задание.

  1. Физкультминутка

        -Мы с тобой много писали сегодня, наши глаза утомились, чтобы они были здоровы, выполним гимнастику для глаз.

(Выполнение зрительной гимнастики «Мостик»)

        -Глазки отдохнули, теперь чтобы вновь сконцентрироваться на занятии мы выполним упражнение «Весёлый алфавит». (Выполнение нейропсихологической зарядки «Алфавит»)

Выполнение зарядку.

Выполняет упражнение.

  1. Самостоятельная работа по закреплению знаний

      -Буквы нашего занятия подготовили для тебя ещё одно задание, кроссворд, каждое слово в котором содержит Ъ или Ь разделительный знак.

      -Молодец! Проверь себя, сравнив своё выполнение со слайдом.

Решает кроссворд.

Осуществляет самопроверку.

  1. Подведение итогов, рефлексия

-Как ты оцениваешь свою работу сегодня на занятии?

      -Заполни таблицу, поставь +, если ты согласна с утверждением -, если не согласна.  

      -Всё ли получилось у тебя на занятии?

      -До свидания!

Заполняет таблицу.

До свидания!

Речевой и дидактический материал занятия

Ш___ёт, с____ел, в____ёт,  из_____ян, л_____ют,  ненаст____е, б____ют,  под____ём, весел____е, об____ятия, счаст____е, в____ехать, раз____яснение, с____езд, вороб__и,

Сенокос - кос =                                                            

Вьюн – н + га =        

Подвал – вал + ъ + езд =

Семь + я =

А + (метель – ме) + е =

Качели – каче + с + тья =

(Сок – ок) + ъ + (позёмка – поз) =

Каша – ша + тя =

Силач – ч =  

Купец – ку – ц + рья =

Я знаю условия употребления разделительных Ъ и Ь.

Я умею грамотно писать слова с разделительными Ъ и Ь.

Это занятие было для меня интересным

Я положительно оцениваю своё поведение во время занятия

Я активно работала на уроке

Кроссворд по предмету русскому языку - на тему 'Разделительный мягкий знак'https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1366542/5fb789c3-3e7c-4b11-8d45-70a4174326f7/s1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1383054/289380f9-a4f3-4962-852f-4ea89acb69ff/s1200

По вертикали
1. Находится в научном сборнике 
2. Первый показ пьесы или фильма 
4. Растолковать, сделать понятным 
7. Быть сильным и энергичным, значит иметь богатырское… 
10. Очень сильные маленькие насекомые
12. Недоеденные куски 
13. Есть спинка, а не лежат. Есть ножки, а не ходят.

По горизонтали
2. Наряд для девочки
3. Мама, папа, я -дружная… 
5. Пригодный для еды
6. Вход в здание
8. Полная версия имени Таня
9. Служащий, разносящий почту
11. Мясной отвар
13. Хвост крючком, нос пятачком
14. Вареные фрукты в сахарном сиропе
http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-banka15.jpg

Согласная буква

Ъ

Ь


C:\Users\806275\Desktop\hello_html_78a86058.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждения школа №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Разделительные Ь и Ъ Подготовил: учитель-логопед ГБОУ школы №5 Адмиралтейского района СПб Гузакова Алена Эдуардовна

Слайд 2

Минутка чистописания

Слайд 5

Разяснение Веселе Подём Счасте Сёмка Лисъи Обьявление Разярённый Воробъи Разъяснение Веселье Подъём Счастье Съёмка Лисьи Объявление Разъярённый Воробьи

Слайд 6

Сенокос - кос = Вьюн-н+га = Подвал-вал+ъ+езд = Семь + я = А + (метель – ме ) + е = Качели – каче + с + тья = (Сок – ок ) + ъ + (позёмка – поз) = Каша – ша + тя = Силач – ч = Купец – ку – ц + рья = Сено Вьюга Подъезд Семья Ателье Листья Съёмка Катя Сила Перья

Слайд 8

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР, с обучающейся 1 класса

Конспект индивидуального занятия с ученицей 1 класса по коррекции ФФНР. Занятие направлено на автоматизация правильного произношения звука [Р]  в слогах, словах, словосочетаниях и предложени...

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению аграмматической дисграфии для учеников 3 класса с задержкой психического развития

Тема: Предлоги.Цель: формирование представления о предлоге как об отдельном слове.Задачи:Образовательные:1) Продолжать закреплять раздельное написание предлога со словами.2) Закреплять знания о предло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...