Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР, с обучающейся 1 класса
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект индивидуального занятия с ученицей 1 класса по коррекции ФФНР. Занятие направлено на автоматизация правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ind_zanyatiya_ffnr_1_klass.doc | 775 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
по коррекции ФФНР, с обучающейся 1 класса
Тема: Звук [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Цель: автоматизация правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
Коррекционные:
1. Развивать артикуляционную моторику;
2. Закреплять правильный артикуляционный уклад звука [Р]
3. Развивать навык правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
4. Развивать фонематический анализ и синтез;
5. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
6. Развивать ВПФ: память, внимание, мышление.
Общеобразовательные:
1. Уточнить буквенное обозначение звука [Р]
2. Совершенствовать навык чтения.
Оборудование: кукла «Старичок-Речевичок», волшебная корзинка, памятка по выполнению артикуляторной гимнастики, карточки с заданиями, карточки со слогами.
Ход занятия.
Этапы | Деятельность логопеда | Речевой и иллюстративный | Деятельность ученика | |
1 | Орг. момент | Здравствуй! Давай знакомиться, меня зовут Татьяна Анатольевна, а тебя? Посмотри кто пришел сегодня к нам в гости. Это Старичок-Речевичок. Он живет в книжках и приходит к тем детям, которые любят читать и слушать сказки. Ты любишь сказки? А ещё он помогает деткам научиться правильно выговаривать трудные звуки. Он узнал, что ты научилась выговаривать один из самых трудных звуков. Какой это звук? | Здоровается с логопедом Называет свое имя Ответ ребенка | |
2 | Основной этап Тренировка умения давать характеристику звуку уточнение звуко-буквенного обозначения. Уточнение правильного арт. уклада | Правильно звук [Р] Давай покажем Речевичку, как ты умеешь его произносить. Молодец. А что ты знаешь об этом звуке? Какой он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Какой буквой обозначается звук [Р]? Логопед выкладывает карточку с прописной и печатной буквой «Р». Посмотри, в правом верхнем углу изображена печатная буква «Р», а в центре прописная. Скажи пожалуйста, какое положение занимает язык, когда мы произносим звук [Р]? Какая ты умничка, Зоя, ты так много знаешь про звук [Р]. | Звук [Р] Ребенок произносит звук [Р] Звук согласный, есть преграда. Твердый, звонкий, горлышко дрожит. Буквой РЭ. Ребенок рассматривает с логопедом карточку с изображением буквы Кончик языка поднимается к верхним зубам и вибрирует. | |
Развитие артикуляционной моторики | Старичок-Речевичок спрашивает: «А умеет ли Зоя делать зарядку для язычка?» Давай покажем ему какой ловкий у тебя язычок. Логопед дает ребенку памятку по выполнению артикуляционной гимнастики. Общие артикуляционные упражнения: «Заборчик -Дудочка», «Заборчик-Окошко», «Шарик», «Часики», «Качели», «Блинчик»; Артикуляционные упражнения для звука Р: «Чашечка», «Лошадка», «Маляр», «Грибочек», «Индюки болтают», «Барабанщик»; Упражнения по развитию силы выдоха: «Парашютик», «Загнать мяч в ворота». Старичок-Речевичок удивляется: «Такого ловкого язычка, я ещё не видел! Какая способная девочка!» Посмотри, а Старичок-Речевичок пришел к нам не с пустыми руками. У него есть волшебная корзинка, в которой он принес нам интересные игры и задания. | Ребенок выполняет упражнения артикуляционной гимнастики. | ||
Закрепление правильного звукопроизношения изолированного звука | Игра «Гоночная машинка». Логопед достает из волшебной корзинки карточку со звуковой дорожкой. Улыбнись, открой ротик. Подними за верхние зубки широкий язычок и сильно на него подуй. Проведи пальчиком по дорожке и порычи «РРР». | Ребенок произносит длительно звук [Р]. | ||
Закрепление произношения звука в слогах | Посмотрим, что ещё есть у Речевичка в корзинке. Логопед достает из волшебной корзинки карточку со звуковой ромашкой. Упражнение «Слоговая ромашка». Проведи пальчиком от «Р» к каждому лепесточку. Какие слоги получились? Повтори каждый слог несколько раз. РА-РО-РУ-РЭ-РЫ; РА-РА-РА-РА; РО-РО-РО-РО; РУ-РУ-РУ-РУ; РЭ-РЭ-РЭ-РЭ; РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. | Ребенок проводит пальчиком от «Р» к каждому лепесточку, произносит слог, повторяет вместе с логопедом слоговые ряды. | ||
Активизация словаря существительных. Развитие фонематического анализа и синтеза | Игра «Назови картинки». Речевичок придумал и нарисовал предметы, в названиях которых есть звук [Р]. Логопед достает из корзинки карточку с изображением предметов. Какие же предметы он нарисовал. Назови их, не забывай четко произносить звук [Р]. Отлично! А теперь, назови и раскрась только те предметы, названия которых начинаются на звук [Р] Слова: ракета, радуга, рак, расческа, ручка, горох, пирамидка, кенгуру, роза, кукуруза, корона, баран, карандаш, робот, пантера, ромашка. А теперь поиграем в игру «Слушай внимательно» Речевичок сейчас будет называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Р]. Готова? Начали! РУКИ, РАМА, КОЗЫ, РОЗЫ, РЫБА, КОСА, ТУЧКА, РУЧКА, ЛУК, ДОМ, РАК, МАК. Молодец! Ты учишься не только говорить звук [Р], но и слышать его в словах. Смотри, Речевичок предлагает нам с тобой поиграть в игру «Превращай-ка». Логопед достает из волшебной корзинки карточку со словами. Нам с тобой надо заменить первый звук в слове на звук [Р], и у нас получится новое слово. Например: был кот стал рот. Слова: ТАНЕЦ, ЗАБОТА, ХОБОТ, КОТ, ГАЗ, МУКА, МЫЧАТЬ, ВЫСЬ, НОГА. | Ребенок называет изображенные предметы. Ребенок называет и раскрашивает предметы названия которых начинаются на звук [Р] Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком [Р]. Ребенок повторяет за логопедом слово, заменяет первый звук на звук [Р], и получает новое слово. | ||
Динамическая пауза | Что-то мы засиделись, давай немножко подвигаемся. Встань, пожалуйста, около парты. Сейчас я покажу тебе движения. Ты сначала посмотри и постарайся запомнить их, а затем мы выполним это задание вместе. Будь внимателен. Мы весёлые мартышки Мы играем громко слишком Мы ногами топаем Мы руками хлопаем Надуваем щёчки, скачем на носочках и друг другу даже Язычки покажем. - Молодец, садись. | Ребенок внимательно смотрит и повторяет движения с проговариванием. | ||
Развитие лексико-грамматического строя речи, закрепление произношения звука в словосочетаниях. | Давай посмотрим, что ещё есть у Речевичка в волшебной корзинке. Логопед достает игру-лото «Чей хвост? Чья голова?». Речевичок играл в лото, и собрал все картинки правильно, но пока он шёл к нам с тобой, они снова все перепутались. Давай поможем Речевичку собрать картинки животных и птиц правильно, раскрасим их и скажем: чей хвост? Чья голова? Например: вороний хвост. Речевой материал: рыбий хвост, рыбья голова, рысий хвост, рысья голова, воробьиный хвост, воробьиная голова, бараний хвост, баранья голова, вороний хвост, воронья голова. Так-так-так, есть ли что-нибудь ещё в нашей волшебной корзинке. Осталась последняя игра. Логопед достает карточку с игрой «Посчитай». Посмотри, здесь изображены предметы и цифры, от одного до шести. Давай посчитаем предметы, а чтобы тебе легче было считать указывай пальчиком на цифры. Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы и т.д. Слова: рыба, рак, корова, баран. Здорово! Молодец! | Ребенок собирает разрезные картинки, говорит чей хвост, чья голова и называет какое животное или птица получилось, проговаривая звук [Р] Ребенок указывает пальчиком на цифры и произносит словосочетания, проговаривая звук [Р] | ||
Закрепление произношения звука в предложениях, тренировка навыка чтения. | Ну вот, наша волшебная корзинка опустела. А давай мы Речевичку тоже сделаем подарок, покажем как ты умеешь читать. Логопед дает ребенку карточки с чистоговорками. Сначала логопед читает чистоговорки, ребенок следит за чтением и повторяет чистоговорки за логопедом, отраженно. Затем, ребенок ребёнок читает вместе с логопедом. Затем ребенок читает чистоговороки самостоятельно. Речевой материал: Ра-ра-ра высокая гора. Ро-ро-ро лёгкое перо. Ра-ра-ра вставать уже пора. Ру-ру-ру ягод наберу. Ра-ра-ра на кухне повара. Ру-ру-ру листья соберу. Ра-ра-ра глубокая нора. Ру-ру-ру скачет кенгуру. Ра-ра-ра новая игра. | Ребенок следит за чтением и повторяет чистоговорки за логопедом Ребенок читает чистоговорки вместе с логопедом Ребенок читает чистоговорки самостоятельно | ||
3 | Орг.момент | Молодец Зоенька! Речевичок так рад, что он познакомился с такой замечательной девочкой! И умница, и красавица! Речевичку уже пора бежать к другим деткам. Как ты думаешь, пригласим его ещё к нам в гости? Да? Я думаю Речевичок обязательно придет с нами поиграть.А теперь давай с ним попрощаемся: «До свидания Речевичок! До новых встреч!» Зоюшка, спасибо тебе большое за занятие! До свидания! | Ребенок прощается с Речевичком и с логопедом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения
Задачи: Коррекционные: автоматизация звука С в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; образование притяжательных прилагательных; подбор синонимов к имени существительному; активизация сл...
Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».
Данный план-конспект составлен в соответствие с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена учителе...
конспект "КОМПЛЕКСНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ."
Тема: Словарные слова....
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях. Тема: дифференциация звуко...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащегося 3 класса
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и синтеза у учащегося 3 класса Тема: Слова со стечением согласных в начале слова.Задачи...
План-конспект открытого индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза (2 класс)
Материал содержит план-конспект открытого индивидуального занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза, составленного для обучающихся 2 класс. План-конспект составлен...