Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: "Дифференциация звуков [з] - [с], [з'] - [с']"
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме

Индивидуальное логопедическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_gorod._differenciaciya_z_-_s.doc445 КБ

Предварительный просмотр:

Автор составитель урока: Иваненко И. В.

Предмет: Индивидуальное фронтальное занятие. Класс: 4

  Тема: Дифференциация звуков [з] - [с],  ] - [с].

Цель:  дифференциация звуков [з] - [с], ] - [с],в слогах, словах, предложениях и связной речи на лексико-грамматическом материале «Зима».

Задачи:

•   образовательные:       дифференциация звуков [з] - [с], [з] - [с], в слогах, словах, предложениях и связной речи;

коррекционные: развитие фонематического восприятия, формирование правильного дыхания, развитие навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, формирование грамматических навыков, развитие связной речи.

воспитательные: воспитание трудолюбия, любви к природе. Оборудование: зеркало, слоги, звуковая лента, картинки  одежды, компьютер, диапроектор.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо,

Четко ясно говорим

Потому что не спешим.

- К нам в гости на урок пришёл снеговик!

2.Мимическая гимнастика.

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы:

- мы радуемся первому снегу,

-  хмуримся  от холодного ветра,

- грустим в морозную, студеную погоду.

- мы радуемся последнему дню зимы.

И с таким настроением мы начинаем наш урок!

 3.  Дыхательная гимнастика. 

  1. Вдох через нос выдох через нос.
  2. Вдох через рот  выдох через нос.
  3. Вдох через рот  выдох через рот.
  4. Вдох через рот выдох через нос. Дуем на снежинку.

4.  Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик»

«Лопатка»

«Чистим зубки»

«Киска сердится»

«Лодочка»

«Часики»

5. Голосовые упражнения.

6. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадки:

                  Много бед таят леса,
                 Волк, медведь там и лиса.
                 Там зверек живет в тревоге,
               

                    От беды уносит ноги.
                  Ну-ка, быстро отгадай-ка,
                  Как зверек зовется? - ...                                      

                                                    (Зайка.)

- Какой звук вы услышали в начале слова   “зайка”?

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?
                   (Снег.)

- Какой звук вы услышали в начале слова   “снег”?

- Какой мягкий вариант звука  [з] 

+  ]?

Какой мягкий вариант звука ]?

+  ]?

Сегодня на уроке  мы будем   проговаривать  звуки [З], ],  [С], [С] в слогах, в словах и предложениях.

7. Описание артикуляции звука

•   Произнести звук  [З],  [З] (Ребенок перед зеркалом  произносит звук.)

•   Произнести звук  [С], [С] (Ребенок перед зеркалом  произносит звук.)

•    Уточнить артикуляцию звука.

- Как расположены губы  при произнесении звуков [З], [З]?

- Как расположены губы  при произнесении звуков [С], [С]?

- Где  находился язык, когда мы произносили звуки [З], [З]?

- Где  находился язык, когда мы произносили   звуки  [С], [С]?

-Когда мы произносим звуки [З], [З], какой идёт воздух?

-Когда мы произносим звуки [С], С], какой идёт воздух?

-Голос «работает» или «спит»?

-Голос «работает» при произнесении звука [З], [З]

-Горлышко «спит» при произнесении звука [С], [С]

Звук [З], [З]

Звук [С], [С]

Губы

В улыбке

В улыбке

Язык

За нижними зубами

За нижними зубами

Горлышко

«работает»

«спит»

Воздух

Холодный

Холодный

8. Характеристика звуков.

- Звук [З],

- Звук [З]

- Звук  [С],

- Звук [С]

Какой  он?  

Гласный или согласный?

Звонкий   или  глухой?

Твёрдый или мягкий?

9.  Воспроизведение слоговых рядов.

1) за – зя             аза – ася               сму – зму

     зо - со             озя – оса              зли – сли

     зу - су            узу – усу               ска –  зка

             

2) С ударением

        за – са – зя

        ся – за – са

        зо – се – зу

        сю – зо – ся

        ся – зи – су

        зу – су - зу

11. Физкультминутка. 

Пусть снегами все заносит,      

Пусть лютуют холода,              
Зима меня не заморозит,              
Не напугает никогда.                    

Зимою белые снежинки              

Танцуют за моим окном.              

А Дед Мороз свои картинки          

 Рисует на стекле ночном.              

11.  Выбрать из картинок в один столбик слова со звуком [з] - [з], в другой со звуком [с] - [с].

- Кто это к нам прилетел?

Что это нам  сорока принесла?

12. Упражнение «Назови действие»  (со «снежком»)

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок,

договорит несказанное мной словечко.

  1. Ночью ветер в трубах... (завывает).
  2. Из снеговой тучи снежинки... (кружатся).
  3. На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
  4. Мороз щёки и нос... (замораживает).
  5. Зимой  вода в реке... (замерзает).
  6. Иней на ветках деревьев... (блестит).
  7. Зимой  снег всё вокруг... (засыпает).
  8. Деревья зимой... (спят).
  9. Под снегом травка зимой... (греется).
  10. Зимой  насекомые... (прячутся).
  11. Дети на санках … (катаются).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

  1. Составить словосочетание.

           Смелый   зима

Пушистая   склон

Высокий   санки

Звонкий   лиса

Скользкие смех

Снежная   заяц

- Придумайте с одним из  словосочетаний предложение.

           Смелый   заяц  бежит по лесу.

Пушистая   лиса  бежит за зайцем.         выбежала из норы.

Ребята увидели   Высокий   склон

В лесу раздаётся  Звонкий   смех

Скользкие   санки  едут с горы.

Снежная   зима приносит ребятам много радости

          14. Гимнастика для глаз.

15. Подбор родственных слов.  

Зима -   зимний,    зимовать, зимовье (проводить где – либо зиму, жить где – н. зимой),  перезимовать, зимородок, зимовка(проводить где – либо зиму, жить где – н. зимой), зимующие, зимовник (зимнее помещение для животных), зимовщик(человек, который находится где – н. на зимовке), зимушка.          

16. Работа с текстом.

- Вам надо прочитать текст и  вместо рисунка вставить слово.

Наступила холодная, снежная   . Зимой часто идет  .

светит, но не греет.  замёрзла. Дети  взяли            и пошли на  улицу.

слепила  . Зимой можно встретить  ,    ,     .   Ребятам весело зимой.

- Пересказ текста детьми.

          15 . Чистоговорка «Зима»

В зимний холод всякий молод.

Всякий молод в зимний холод.

           

18. Итог занятия.

Какие звуки учились правильно произносить?

Охарактеризуйте эти звуки.

Назови слова с этими звуками.

Оценка деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Л] - [Л’] в словах".

Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков [з] и [ж]

·        Упражнять в правильном произношении и различении звуков [з] и [ж];·        упражнять в спряжении глаголов в настоящем вре...

Конспект фронтального логопедического занятия в школе по теме: «Дифференциация З-С» при акустической дисграфии, 3 класс.

Конспект фронтального логопедического занятия в школе по теме: "Дифференциация З-С" при акустической дисграфии", 3 класс...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Дифференциация букв и звуков [А – О]"

Конспектиндивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О]» Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [А – О]. Задач...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, предложениях.»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, предложениях.»Тема: Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, п...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса. Тема: Дифференциация букв Ш – Щ, звуков [Ш] –[Щ]

Занятие разработано для обучающихся со смешанной формой дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической  и оптической дисграфии)....