Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФНР на тему: «Звук [ч]»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

закрепление правильного произношения звука [ч].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

для учащихся 1 класса с ФФНР

на тему: «Звук [ч]»

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука [ч].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. закреплять навыки четкого произношения звука [ч];
  2. учить выделять  звук  в слогах, словах, фразах, предложениях;
  3. закреплять правильное написание звукосочетаний ЧА и ЧУ;
  4. совершенствовать слоговую структуру слова;
  5. упражнять в подборе антонимов;
  6. учить работе с  деформированным предложением, текстом.

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать фонематическое восприятие;
  2. развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  1. учить детей работать в группе сообща;
  2. развитие стремления говорить красиво и правильно;
  3. воспитание ответственности, инициативности.

Оборудование:  Мультимедийная презентация, звуковые линейки, индивидуальные зеркала, индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия

1.  Организационный момент.
Я буду произносить цепочки слов, а вы называйте лишнее слово.

Сахар, конфеты, чайник,  печенье.
Пчёлы, ромашка, василек, тюльпан.
Печка, тарелка, ваза, поднос.
Шляпа, панама, 
перчатки, фуражка.
(слайд 1)

Какие «лишние» слова вы назвали? Как вы думаете, есть у этих слов общий звук? 

2.  Объявление темы и целей занятия.
Уточнение артикуляции звука, характеристика звука

Как мы произносим звук [ч]?

Губы – «хоботочком»

Зубы – приоткрыты

Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба

Ощутим, голосовые связки работают или нет? Не работают

Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком

Дать характеристику звука [ч]

Звук [ч] – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда.

3. Артикуляционная гимнастика.

Теперь подготовим к работе язычок – сделаем для него гимнастику. Возьми зеркало и повторяй за мной:

   

Губы:   Улыбка

                Трубочка

Щеки:  Вася полный, Петя худой

Футбол.

Язык:    Лопатка

Чашечка

Лошадка

Грибок

Гармошка

4.  Фонематическое восприятие

Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука [ч]  в словах.

Туча, ученик, столик, кричит, бабочка, соловей, чемпион, учить,

Проверим вашу память.  Вспомните, какие слова со звуком [ч] я продиктовала?

5. Сейчас я продиктую слова, а вы записывайте только 1 слоги.

ЧУДО, ЧАСЫ.

А сейчас – только 2 слоги.

ТУЧА,  ХОЧУ.

Прочитаем. Какие слоги записали? Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА  пиши с гласной А, ЧУ  пиши с гласной У).

6.  Антонимы (игра с перекидывание мяча «Наоборот»)

Напоминаю  правила игры. Возвращая мне мяч, назовите слово, противоположное по смыслу.

День – НОЧЬ,
Утро – ВЕЧЕР,
Говорить – МОЛЧАТЬ,
Включать – ВЫКЛЮЧАТЬ,
Белый – ЧЕРНЫЙ,
Грязный – ЧИСТЫЙ,
Редко – ЧАСТО,
Заканчивать – НАЧИНАТЬ.

 7.  Работа на уровне предложения

Сейчас я раздам вам карточки .На них вы видите слова. Из этих слов необходимо составить правильные предложения. Прочитайте свои предложения.

(слайд 2)

Собирала  лесу  Анечка  в  ягоды.
интересную  Катя  сочинила  сказку.
купила  чудесную  книгу  Мама. 
весёлую  Дети  частушку  спели.

Найдите в этих предложениях слова со звуком  [ч]. Из найденных слов составьте новое предложение. 

Анечка сочинила чудесную частушку. 


Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить  правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.

8. Физкультминутка:

Чи-чи-чи (3 хлопка) –

Черные грачи (руки в стороны, махи руками).                      2 раза

Чок-чок-чок (3 хлопка) –

Черный каблучок (руки на пояс, топанье ногой)

9. Работа с текстом

Прочитаем текст. Вместо рисунков  в предложения необходимо вставить слова.

 (слайд 3)

Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо  прячется под листочком.
А днем греет  бочок на солнце.
Танечка   очень  любит своё чудо.

Найдем в тексте слова со звуком  [ч]. Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ.

Черепахи бывают  разные. Одни живут в воде (морские), другие на суше (сухопутные). 
(слайд 4)

10. Работа над связной речью.

Предложения перепутались. Расставим эти предложения по порядку, чтобы получился рассказ:

(Слайд 5)

В посылке были чулки и шапочка. (4)

Олечка пошла на почту. (1)

Вот какую посылку получила Олечка. (6)

Почта была далеко. (2)

На шапочке была вышита бабочка. (5)

Олечка получила посылку. (3)

Прочитайте предложения еще раз по порядку. Что у нас получилось? Как бы вы озаглавили рассказ?

Ответьте на вопросы:        1. Куда пошла Олечка?

                                2. Что она получила на почте?

                                   3. Что было в посылке?

4. Что было вышито на шапочке?

11. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"

Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Звуки речи"

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 1-х классов с ОНР.Задачи: - дать понятие «звуки речи»;     - способствовать развитию общего, слухового и речевого внимания...

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Задачи:Коррекционные:       Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.Развивать фонематическое восприятие.Обучающие:...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Дифференциация звуков [Л ]- [Ль]»

Цель:Научить, дифференцировать звуки на слух и в произношении.Задачи:совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;учить, внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логи...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»

Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...

Конспект коррекционного логопедического занятия для учащихся 1 класса с Тема: «Звук [O], буква О».

Конспект коррекционного логопедического занятия для учащихся  1 класса с Тема: «Звук [O], буква О».Цель:  познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О....