Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"
план-конспект урока по логопедии (3 класс)
Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).
Задачи
Коррекционно-обучающие:
- Учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях.
2. Учить дифференцировать буквы С – Ц при чтении и на письме.
3. Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [с]-[ц].
4. Закреплять зрительный образ букв С-Ц.
5. Отрабатывать правильное четкое чтение слогов и слов.
6. Отрабатывать запись слогов, слов и предложений с проговариванием.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков [с]-[ц].
- Формировать навык самопроверки.
Воспитательные:
1. Закреплять умение внимательно слушать речь педагога и других детей.
2. Воспитывать чувство уважения ко всем участникам образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_i_bukv_sts_v_slogah_slovah_i_predlozheniyah.docx | 46.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса (КРО)
по теме:
"Дифференциация звуков и букв С–Ц
в слогах, словах, предложениях"
Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).
Задачи
Коррекционно-обучающие:
- Учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях.
2. Учить дифференцировать буквы С – Ц при чтении и на письме.
3. Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [с]-[ц].
4. Закреплять зрительный образ букв С-Ц.
5. Отрабатывать правильное четкое чтение слогов и слов.
6. Отрабатывать запись слогов, слов и предложений с проговариванием.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков [с]-[ц].
- Формировать навык самопроверки.
Воспитательные:
1. Закреплять умение внимательно слушать речь педагога и других детей.
2. Воспитывать чувство уважения ко всем участникам образовательного процесса.
Ход занятия:
- Вступительная часть
- Отчет дежурного
- Число
- День недели
- Месяц
- Время года
- Настроение
- Упражнение на восприятие и воспроизведение ритмического рисунка (прослушать сочетание хлопков и повторить).
- Основная часть
- Сообщение темы занятия.
Загадки
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?..
В маленькой резной избушке
Весело живут подружки.
Умножают, вычитают,
Знают правильный ответ.
(самолет, цифры)
- Какой первый звук в слове самолет?
-Какой первый звук в слове цифры?
- Ребята, вы поняли, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?
Сегодня мы будем с вами изучать звуки [с]-[ц] и буквы с-ц.
- Сравнительная характеристика звуков [с]-[ц].
Звук [с] - согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости - звук [c'] ("сь"). Парный по звонкости-глухости - звук [з].
Звук Ц (в русской транскрипции [тс]) - согласный, глухой, твердый. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.
- Повторение артикуляции и характеристики звука [c].
Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [с]?
Ученики: Губы улыбаются.
Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [с]?
Ученики: Зубы немного приоткрыты.
Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [с]?
Ученики: Язык находится за нижними зубами.
Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [c]?
Ученики: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.
Логопед: Звук [c] гласный или согласный?
Ученики: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Ученики: Твердый.
Логопед: Звонкий или глухой?
Ученики: Глухой.
Повторение артикуляции и характеристики звука [ц].
Логопед: Ребята, послушайте слова. Определите, какой звук живет в этих словах: цапля, цепь, ножницы, цифра, цирк?
Ученики: В этих словах есть звук [ц].
Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ц].
Работа с зеркалами.
Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [ц]?
Ученики: Губы немного улыбаются.
Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [ц]?
Ученики: Зубы немного приоткрыты.
Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [ц]?
Ученики: Сначала язык стучит за верхними зубами, потом кончик языка упирается за нижними зубами.
Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [ц]?
Ученики: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.
Логопед: Звук [ц] гласный или согласный?
Ученики: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Ученики: Твердый.
Логопед: Звонкий или глухой?
Ученики: Глухой.
Логопед: Чем похожи звуки [с]-[ц]?
Ученики: Это согласные, твердые, глухие звуки.
Логопед: Чем отличаются звуки [с]-[ц]?
Ученики: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.
Логопед: Какими буквам обозначаются звуки [с]-[ц]?
- Развитие фонематического слуха. Упражнение «Будь внимателен».
Логопед: Я буду произносить звуки (слоги, слова), если вы услышите звук [с], то должны потрясти ладонями, а если услышите звук [ц] – хлопните в ладоши.
Логопед: с-ц-с-с-ц-ц-ц-ц-с-ц-с-с-с-с-… Са-ца-це-ци-сы-ас-оц-уц…Цапля, циновка, стол, аист, ананас, отец, боец, молодец, колодец.
- Упражнение « Добавь слог- СА или -ЦА»:
сини-(ца), голо-(са), лиси-(ца), небе-(са), сестри-(ца), поло- (са), ко-(са), столи-(ца).
- Работа в тетрадях с индивидуальными карточками.
Логопед: Ребята, перед вами карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенные слоги са или ца.
Логопед: Все ли слова вам понятны?
Если дети называют слова, которые не знают, то логопед объясняет их значение.
Логопед: Запишите слова в тетрадь правильно
Ученики записывают слова в тетрадь.
- Физминутка.
- Чтение чистоговорок с доски
ца-са-ца-са - это цапля и лиса
со-цо-со-цо - это Сонино лицо
сы-цы-сы-цы - это сыр и огурцы
- Вставь в слова буквы С или Ц, прочитай что получилось. Написать слова в два столбика
Коль_о, поя_, автобу_, пале_, дворе_, ов__а, полотен_е, о_а.
- Итог занятия.
- Какие звуки отрабатывали?
- Какими буквами они обозначаются?
-Чем они похожи? Чем отличают?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.
Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...
Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация оптически схожих строчных букв п-т в словах, предложениях, тексте. (Бинарное занятие)"
Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии смешиваемых на письме оптически и кинетически сходных строчных букв п-т. Задания предполагают развите внимания к элементам смешиваемых бук...
Конспект логопедического занятия по коррекции на тему: «Артикуляция гласных [а-я].Дифференциация в слогах, словах»
Задачи : 1. Закрепить знания детей о звуковом составе гласных а –я. 2. учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах;3. развивать навыки...
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.
Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему:"«Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.
Конспект урока разработан по программе "Школа России"....
Конспект урока по русскому языку «Буквы я ,Я. Слоги ,слова , предложения по образцу», 1 класс
Урок представлен для работы с детьми с ОВЗ...
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях»
Конспект логопедического занятия. Цель занятия: закрепить у учащихся умение различать звуки С и Ш в устной и письменной речи....