Конспект логопедического занятия с использованием игровой образовательной технологии
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Задачи: Формировать умения и навыки в правильном написании букв: -в- и –д-.
Развивать речезрительную, речеслуховую и речедвигательную память, внимание.
Актуализировать знания об однокоренных словах.
Обогащать активный и пассивный словарь.
Совершенствовать понимание красоты природы и водного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия | Дифференциация сходных по начертанию букв –в- и -д- в 3 классе. | |
Цели: | Создать условия для понимания различения оптически сходных по начертанию буквы: -в- и -д-; развития психических функций (внимания ,памяти ,мышления) . формирования чувств к прекрасному. | |
Задачи: | Формировать умения и навыки в правильном написании букв: -в- и –д-. Развивать речезрительную, речеслуховую и речедвигательную память, внимание. Актуализировать знания об однокоренных словах. Обогащать активный и пассивный словарь. Совершенствовать понимание красоты природы и водного пространства. | |
Образовательная технология | Игровая. «Цветные капельки». | |
Оборудование и материалы | Аудиозаписи: «Ручей в лесу»; «Дыхание моря». Импровизированные «ручейки» , приклеенные к полу, изготовлены из клеёнки с изображением капель воды. Цветные капельки ( на обороте написаны задания, упражнения, игры). Индивидуальные логопедические коробки, в которых находятся: ручка, два простых карандаша, стирательная резинка, шарик с покалывающей поверхностью, зеркало. Иллюстрации с изображением воды: ручья, водопада, озера. Подвеска «Дождевая туча». Колбы разной формы, заполненные водой на четверть сосуда. Индивидуальные карточки с заданиями. | |
Ожидаемые результаты | Значительное сокращение ошибок оптического характера при письме. Увеличение подвижности артикуляционного аппарата. Улучшение работы психических функций. Расширение кругозора обучающихся. Обогащение словарного запаса. | |
Этапы занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Эмоциональный настрой– Игра «Ручейки» . | «Ручейки бегут, бегут на урок всех нас зовут. Вдоль ручья идите дети, к парте подходите. Цветные капельки воды , пожалуйста, возьмите! Своё приветствие друг другу подарите!» Спасибо, садитесь! Начинаем наше занятие. Постарайтесь быть внимательными. Что нам поможет в этом? Вдоль ручья мы с вами шли! Что мы слышали? Скажи? | Ребята заходят в класс под звучание аудиозаписи «Ручей в лесу», идут дети по импровизированным ручейкам, выбирая цветную капельку воды. ( на каждой капельке с обратной стороны – задание) Нам поможет внимание! Мы слышали журчание лесного ручья! |
Объявление темы занятия. Работа на уровне звука и буквы. «Синяя капелька» «Жёлтая капелька» Игра « Поймай мяч». | Верно! Сегодня на занятии мы будем наблюдать за красотой воды. Учиться правильно различать похожие при написании согласные буквы и , конечно, играть. В этом нам помогут капельки , которые вы выбрали. Прочитайте задание на синей капельке. Обуч-ся читает: скажите ,пожалуйста ,какие согласные буквы есть в слове вода? Произнесите это слово. Определим общее количество букв и звуков в этом слове. На каком месте стоит буква –в-? Верно! На каком месте стоит буква –д- ? Что мы знаем о буквах? Что мы знаем о звуках? Прочитаем задание на жёлтой капельке: -«Мяч поймай и характеристику звукам , правильно дай!» | Обучающиеся отвечают: В слове вода согласные буквы: -в- и –д- . В этом слове 4 буквы и столько же звуков. Буква –в- стоит на первом месте. Буква –д- стоит на третьем месте. Буквы мы видим, читаем, пишем. Звуки мы слышим, произносим. Буква –в-: согл., парная, тв., зв. Буква –д-: согл., парная, тв., зв. . (дети поочерёдно ловят мяч и дают хар-ку звукам) |
«Голубые капельки» Игра « Две капельки». | Спасибо, всё правильно! С нами играют « голубые капельки»: -«Вот две капельки воды. Прямо перед тобой смотри! Элемент «капелькам» допиши , что за буквы получились, расскажи!» Переверните карточку, пожалуйста. Скажите, какие буквы вы видите? Что общего в написании этих букв? Чем отличаются? | .Обучающийся берёт карточку в виде « капельки» с заданием, с интересом рассматривая и слушают инструкцию по выполнению. Дети выполняют задание на уровне буквы. Получились буквы -в- и – д-. Видим опять буквы –в- и -д-, но в другом порядке. Общий элемент – о-. Отличаются буквы расположением «петельки»: в букве -в- «петелька» идёт вверх, а в букве –д- -вниз!
|
«Красная капелька» Игра на развитие мелкой моторики: «Массажный шарик». «Фиолетовая капелька» Игра «Стрелки» на совершенствование пространственной ориентировки при письме. «Оранжевая капелька» Развитие подвижности артикул. аппарата :игра «Чистоговорки» | Верно! Задание прочитаем на «красной капельке»: -«Словно капельки воды в ручки шарик, ты возьми! По ладошкам мы катаем, будто ручки умываем!» «Фиолетовая капелька» предлагает прочитать её задание. Ребята ,посмотрите внимательно на доску: «Стрелка –вверх ведёт , букву- в- зовёт ,вниз – показывает стрелка- букву –д- пиши-ка, детка! Мы хорошо приготовили руки к письму, а теперь правильно пропишем по строчке каждую букву. Молодцы! Прежде чем написать слоги, Посмотрим какое задание приготовила нам «оранжевая капелька»: -Повторите чистоговорки. Дит- дит- дит- ручей бежит! Да-да-да-в море плещется вода! Ды-ды-ды- ветер поднимает волны! До-ду-да- в дожде и снеге есть вода! | Обучающиеся выполняют упражнение с элементами обучения самомассажу. Ребята внимательно слушают объяснение. Дети начинают писать. Обучающиеся наблюдают изображения: ручья, моря, океана, снега и водопада ,которые им показывает логопед. И поочерёдно, чётко произносят чистоговорки. |
«Белая капелька» Игра на дыхание « Дождевая туча» Работа на уровне слова. «Зелёная капелька» Расширение кругозора :игра «Вода и форма» Работа на уровне предложения. «Розовая капелька» | Посмотрите-ка сюда, Что здесь увидели, друзья? «Белая капелька» просит поиграть: -«Прогоните тучу – подышите лучше!». Молодцы! Вы сильно дули и буквы -в- и -д- «улетели»,но оставили следы в виде стрелочек, «они смотрят вверх и вниз». Догадайтесь, какие это буквы, вставьте их в слова и прочитайте. Какую особенность вы заметили? Верно. Запишите их и выделите, пожалуйста, корень. Правильно! Молодцы! «Зелёная капелька» приготовила свою игру: -«Предлагаю вам играть: воду в формы наливать! Как меняется вода, расскажите ,детвора!» «Розовая капелька» спешит предложить новое задание: - Возьмите, пожалуйста, карточки. Перед вами написаны непонятные предложения. Чтобы они стали понятными, надо выбрать и обвести в кружок букву –в- или –д-. Можно приступать! Ребята, кто догадался, как называются такие предложения? Правильно! Прочитайте, пожалуйста, и объясните их значение. Запишите одну поговорку наиболее понравившуюся вам. Объясните, почему выбрали именно эту поговорку. Спасибо! Молодцы! | «Прибежала дождевая туча» - отвечают дети. Обучающиеся подходят к подвеске, изображающую тучу и сохраняя правильное речевое дыхание дуют на тучу. Дети выполняют задание. Слова: вода, водица, водичка, водный, водяной, водопад, водолаз имеют общий корень и схожи по значению, значит они являются однокоренными. Дети наблюдают, сравнивают, делятся впечатлениями об увиденном: вода приобретает ту форму, в которой находится! Это поговорки! Ребята читают и объясняют значение поговорок: Сколько лет, сколько зим. (Много времени прошло.) Не разлей вода. (Очень дружны) Будто воды в рот набрал. (Молчать) Тише воды, ниже травы. (Скромный, робкий незаметный человек.) Дети выбрали первые две поговорки. (Объяснив тем, что именно их они чаще других употребляют в речи) |
Подведение итогов: игра «Камушки в воде». Рефлексия. | Подведём занятия итоги и на память «камушки опустим в воду» Ребята, какие буквы мы учились не путать во время письма? Что нам в это очень помогало? Какие упражнения и игры вам понравились больше? Что мы сегодня наблюдали? Как вы думаете, почему наши капельки воды были сегодня разноцветными? Вам понравилось занятие? Спасибо вам за работу! До свидания! | В импровизироваую в воду (ёмкость с водой и морская мелкая галька) дети бросают камушки , вспоминая чем занимались на занятии. Буквы –в- и –д-. Нам помогало внимание и память. Дети отвечают. За красотой воды и некоторыми её свойствами: менять форму, состояния. Вода обладает свойством менять цвет. Да! До свидания! |
Дополнительная информация | ||
Занятие может быть использовано логопедами, дефектологами. Виды упражнений могут применяться учителями начальных классов, воспитателями ГПД, родителями. | ||
Использованная литература, источников информации. | Еремеева В.Д ., Хризман Т. П. «Мальчики и девочка и два разных мира», Санкт-Петербург, 2001г. Издательство «Тускарора». Корнев А. Н. «Нарушение чтения и письма у детей», Санкт-Петербург, Издательский Дом «МиМ», 1997год. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. Под редакцией В.В.Козлова, А.М. Кондакова. 3-е издание. Москва «Просвещение» 2011год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ) «Подвижные игры с элементами баскетбола»
Конспект открытого урока с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ) Тема: «Подвижные игры с элементами баскетбола»Класс: 4 Дата проведения: 09.04.2015г.Тип урока: комб...
Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»
Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т - д в устной и письменной речи....
Использование игровых образовательных технологий
Доклад на МО учителей начальных классов...
Конспект внеклассного мероприятия с использованием современных образовательных технологий.Тема: « Творчество Н. Н. Носова»
Цели: познакомить младших школьников с основными этапами творческой биографии Н.Н.Носова; приобщить детей к изучению литературного наследия выдающегося детского писателя 20 века.Задачи:1....
План-конспект урока математики с использованием дистанционных образовательных технологий и сервиса для проведения дистанционных уроков (https://zoom.us )
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаим...
Использование игровых образовательных технологий и методов, их значение в процессе обучения младших школьников
В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения, воспитания и как следствие социализация детей...
Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Лексическая тема: «Семья»
Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникацииЛексическая тема:«Семья»...