Конспект логопедического занятия с использованием игровой образовательной технологии
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Задачи: Формировать умения и навыки в правильном написании букв: -в- и –д-.

Развивать речезрительную, речеслуховую и  речедвигательную  память, внимание.

Актуализировать знания об однокоренных словах.

Обогащать активный и пассивный словарь.

Совершенствовать понимание красоты природы и водного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_tehnologiya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект логопедического занятия с использованием игровой образовательной технологии

Тема занятия

Дифференциация сходных по начертанию букв –в-  и  -д- в 3 классе.

Цели:

Создать условия для понимания различения оптически сходных по начертанию буквы: -в- и  -д-;

развития психических функций (внимания ,памяти ,мышления) .

формирования чувств к прекрасному.

Задачи:

Формировать умения и навыки в правильном написании букв: -в- и –д-.

Развивать речезрительную, речеслуховую и  речедвигательную  память, внимание.

Актуализировать знания об однокоренных словах.

Обогащать активный и пассивный словарь.

Совершенствовать понимание красоты природы и водного пространства.


Образовательная технология

Игровая.

 «Цветные капельки».

Оборудование и материалы

Аудиозаписи: «Ручей в лесу»; «Дыхание моря».

 Импровизированные «ручейки» , приклеенные к полу, изготовлены из клеёнки с изображением капель воды.

Цветные капельки ( на обороте написаны задания, упражнения, игры).

 Индивидуальные логопедические коробки, в которых находятся: ручка, два простых карандаша, стирательная  резинка, шарик с покалывающей поверхностью, зеркало.

Иллюстрации  с изображением воды: ручья, водопада, озера.

 Подвеска «Дождевая туча».

Колбы разной формы, заполненные водой  на четверть сосуда.


 Индивидуальные карточки с заданиями.

Ожидаемые результаты

Значительное сокращение ошибок  оптического характера при письме.

Увеличение подвижности артикуляционного аппарата.

Улучшение работы психических функций.

Расширение  кругозора обучающихся.

Обогащение словарного запаса.

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Эмоциональный настрой

   Игра «Ручейки» .

«Ручейки бегут, бегут на урок всех нас зовут. Вдоль ручья идите дети, к парте подходите.

Цветные капельки воды , пожалуйста, возьмите!

Своё приветствие  друг другу подарите!»

 Спасибо, садитесь!

 Начинаем наше занятие. Постарайтесь быть внимательными. Что нам поможет в этом?

Вдоль ручья мы с вами шли!

Что мы слышали? Скажи?

Ребята заходят в класс под звучание аудиозаписи «Ручей в лесу», идут дети по импровизированным ручейкам, выбирая цветную капельку воды. ( на каждой капельке с обратной стороны – задание)


Нам поможет внимание!



Мы слышали журчание лесного ручья!

 Объявление темы занятия.




Работа на уровне звука и буквы.

«Синяя капелька»










«Жёлтая капелька»

Игра « Поймай мяч».

Верно! Сегодня на занятии мы будем наблюдать за красотой воды.  Учиться правильно различать похожие при  написании согласные буквы и , конечно, играть. В этом нам помогут капельки , которые вы выбрали.

Прочитайте задание  на синей капельке.

Обуч-ся читает: скажите ,пожалуйста ,какие согласные буквы есть в  слове вода? Произнесите это слово.

Определим общее количество букв и звуков  в этом слове.

 На каком месте стоит буква –в-?

Верно! На каком месте стоит буква –д- ?

Что мы знаем о буквах?

Что мы знаем о звуках?


Прочитаем задание на жёлтой капельке:

Мяч поймай и характеристику звукам , правильно дай!»









Обучающиеся отвечают: В слове  вода  согласные буквы: -в-  и –д- .


В этом слове 4 буквы и столько же звуков.

Буква –в-  стоит на первом месте. Буква –д- стоит  на третьем месте.


Буквы мы видим, читаем, пишем.

Звуки мы слышим, произносим.



Буква –в-: согл., парная, тв., зв.

Буква –д-: согл., парная, тв., зв. .

 (дети поочерёдно ловят мяч и дают хар-ку звукам)



«Голубые капельки»

Игра « Две капельки».

Спасибо, всё правильно!


С нами играют « голубые капельки»:

Вот две капельки воды. Прямо перед тобой смотри! Элемент «капелькам» допиши , что за буквы получились, расскажи!»




Переверните карточку, пожалуйста. Скажите, какие буквы вы видите?  


Что общего в написании этих букв?  


Чем отличаются?              



.Обучающийся  берёт карточку в виде

 « капельки» с заданием,

с интересом рассматривая и слушают  инструкцию по выполнению.


Дети выполняют задание на уровне буквы.

 Получились буквы -в- и – д-.


Видим  опять буквы –в- и  -д-, но  в другом порядке.

Общий элемент – о-.



Отличаются буквы расположением  «петельки»: в букве  -в-  «петелька» идёт вверх, а в букве –д- -вниз!

 

«Красная капелька»

Игра на развитие мелкой моторики:   «Массажный шарик».



«Фиолетовая капелька»

Игра  «Стрелки»  на совершенствование пространственной ориентировки при письме.


 

«Оранжевая капелька»

Развитие подвижности артикул. аппарата :игра «Чистоговорки»

Верно!

Задание прочитаем на «красной капельке»:

Словно капельки воды в ручки шарик, ты возьми!

По ладошкам мы катаем, будто ручки умываем!»



«Фиолетовая капелька» предлагает прочитать её задание.

Ребята ,посмотрите внимательно на доску:

«Стрелка –вверх ведёт ,  букву- в- зовёт ,вниз – показывает стрелка- букву –д- пиши-ка, детка!

Мы хорошо приготовили руки к письму, а теперь правильно  пропишем по строчке каждую букву.  Молодцы!

Прежде чем написать  слоги,

Посмотрим какое задание приготовила нам «оранжевая капелька»:

-Повторите чистоговорки.

 Дит- дит- дит- ручей бежит!

Да-да-да-в море плещется вода!

Ды-ды-ды- ветер поднимает волны!

До-ду-да- в дожде и снеге есть вода!



Обучающиеся выполняют упражнение с элементами обучения самомассажу.



Ребята внимательно слушают объяснение.





Дети  начинают писать.


Обучающиеся наблюдают изображения: ручья, моря, океана, снега и водопада ,которые им показывает логопед. И поочерёдно, чётко произносят чистоговорки.

 



«Белая капелька»

Игра на дыхание  « Дождевая туча»








Работа на уровне слова.




«Зелёная капелька»

 Расширение кругозора :игра «Вода и форма»




Работа на уровне предложения.

«Розовая капелька»

Посмотрите-ка сюда,

Что здесь увидели, друзья?


«Белая капелька» просит поиграть:

Прогоните  тучу – подышите  лучше!».

Молодцы! Вы  сильно дули и буквы  -в- и  -д-  «улетели»,но оставили следы в виде стрелочек, «они смотрят вверх и вниз». Догадайтесь, какие это буквы, вставьте их в слова и прочитайте.

Какую особенность вы заметили?

Верно. Запишите их и выделите, пожалуйста, корень.

Правильно! Молодцы!



«Зелёная капелька» приготовила свою игру:

Предлагаю вам играть: воду в формы наливать! Как меняется вода, расскажите ,детвора!»


 «Розовая капелька» спешит предложить новое задание:

- Возьмите, пожалуйста,  карточки. Перед вами написаны непонятные предложения. Чтобы они стали понятными, надо выбрать и обвести в кружок букву –в- или –д-. Можно приступать!


Ребята, кто догадался, как называются такие предложения?

 Правильно!

Прочитайте, пожалуйста, и объясните их значение.




Запишите одну поговорку наиболее понравившуюся вам.


Объясните, почему выбрали именно эту поговорку.



Спасибо! Молодцы!

«Прибежала дождевая туча» - отвечают дети.


Обучающиеся подходят к подвеске, изображающую тучу и сохраняя правильное речевое дыхание дуют на тучу.


Дети выполняют задание.

Слова: вода,  водица, водичка, водный, водяной, водопад, водолаз имеют общий корень и схожи по значению, значит они являются однокоренными.

 






Дети наблюдают, сравнивают, делятся впечатлениями об увиденном: вода приобретает  ту форму, в которой находится!







Это поговорки!


 Ребята читают и объясняют значение поговорок:

 Сколько лет, сколько зим. (Много времени прошло.)

Не разлей вода. (Очень дружны)

 Будто воды в рот набрал. (Молчать)

 Тише воды, ниже травы. (Скромный, робкий незаметный человек.)


Дети выбрали первые две поговорки. (Объяснив тем, что  именно их они чаще других употребляют в речи)

Подведение итогов: игра «Камушки в воде».






Рефлексия.

Подведём занятия итоги и на память «камушки опустим в воду»

 


Ребята, какие буквы мы учились не путать во время письма?


Что нам в это очень помогало?


Какие упражнения и игры  вам понравились больше?


Что мы сегодня наблюдали?


Как вы думаете, почему наши капельки воды были сегодня разноцветными?



Вам понравилось занятие?


Спасибо  вам за работу!


До свидания!

 В импровизироваую в воду (ёмкость с водой и морская мелкая галька) дети бросают камушки , вспоминая чем занимались на занятии.


Буквы –в-  и –д-.



Нам помогало внимание и память.


Дети отвечают.


 За красотой воды и некоторыми   её свойствами: менять форму, состояния.


Вода обладает свойством менять цвет.



Да!



До свидания!

Дополнительная информация

Занятие может быть использовано логопедами, дефектологами. Виды упражнений могут применяться  учителями начальных классов, воспитателями ГПД, родителями.

Использованная литература, источников информации.

Еремеева В.Д ., Хризман Т. П.  «Мальчики и девочка и два разных мира»,  Санкт-Петербург, 2001г. Издательство «Тускарора».

 Корнев А. Н.  «Нарушение чтения и письма у детей», Санкт-Петербург,  Издательский Дом «МиМ», 1997год.

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения.

Под редакцией  В.В.Козлова, А.М. Кондакова. 3-е издание.  Москва «Просвещение» 2011год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ) «Подвижные игры с элементами баскетбола»

Конспект открытого урока с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ) Тема: «Подвижные игры с элементами баскетбола»Класс: 4 Дата проведения: 09.04.2015г.Тип урока: комб...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

Использование игровых образовательных технологий

Доклад на МО учителей начальных классов...

Конспект внеклассного мероприятия с использованием современных образовательных технологий.Тема: « Творчество Н. Н. Носова»

Цели: познакомить младших школьников с основными этапами творческой биографии Н.Н.Носова; приобщить детей к изучению литературного наследия  выдающегося детского писателя 20 века.Задачи:1....

План-конспект урока математики с использованием дистанционных образовательных технологий и сервиса для проведения дистанционных уроков (https://zoom.us )

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаим...

Использование игровых образовательных технологий и методов, их значение в процессе обучения младших школьников

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения, воспитания и как следствие социализация детей...

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Лексическая тема: «Семья»

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникацииЛексическая тема:«Семья»...