Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква Х х
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Эмкина Викторина Витальевна

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква  Х х

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1.docx82.96 КБ

Предварительный просмотр:

                       МКОУ  Молодотудская СОШ


            Конспект урока по чтению в 1 классе:

 «Звуки [ х ], [ х’]. Буква  Х х».


подготовила
учитель начальных классов:

Эмкина Викторина Витальевна


                           с. Молодой Туд
                                         2021 год    

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.

 Эмкина Викторина Витальевна

Предмет:

Литературное чтение

Тема:

«Звуки [ х ], [ х’]. Буква  Х х».

Тип урока:

 Объяснение нового материала

Цель:

 Изучить звуки [х], [х’]; научить читать слоги и слова с буквой Хх.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Изученные звуки и названия букв (буквенная лента); названия звуков [х], [х'] и буквы Хх.

Понимать:

Отличие звуков от букв, отличие [х] от [х'], два согласных звука обозначаются одной согласной буквой; лексическое значение слов в столбиках, слоговую структуру этих слов для правильного чтения; содержание текста, смысл пословиц на стр. 38 «Азбуки».

Применять:

Правильно произносить и слышать [х], [х'] и ранее изученные звуки в произносимых словах (фонематические упражнения),

давать им характеристику, обозначать звуки в моделях-схемах соответствующим цветом. Уметь отличать твердый звук [х] от мягкого звука [х’]. Уметь находить в словах букву П.

Анализировать:

 Звучащую речь с целью выделения и изучения звуков [х], [х']

Синтезировать:

 Отвечать на вопросы учителя по теме урока. Чтение слогов и слов с буквой Х.

Оценивать:

Знания о звуках [х], [х'] и букве Х для правильного чтения.

Метапредметные:

Регулятивные:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий на уроке во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Личностные

Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Ценить и понимать следующие базовые ценности: «добро», «природа».

Межпредметные связи:

 Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Основные понятия:

Буква, звуки, слог, слово, парные согласные звуки, согласные звуки  [х], [х’]

Методы, технологии:

Иллюстрации, беседа, наглядность, ИКТ, фронтальная работа

Ресурсыурока

 45 мин

Ресурсы урока для учителя:

Ресурсы урока для учащихся:

 «Азбука», экран, ноутбук, иллюстрации

 «Азбука», тетрадь для печатанья, учебные принадлежности

Оформление доски:

3 февраля

Классная работа.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха, ха, ха (закрыть доской, чтобы дети не видели, а потом открыть)

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание

 деятельности обучающихся

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина

Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок

чтения. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места.

У вас на партах должны лежать «Азбука», цветные

карандаши и схемы для слого-звукового анализа.

Наш  урок начнём с разминки.

 Выпрямляем свои спинки,

 На носочках потянулись,

 Вправо, влево повернулись

 И друг другу улыбнулись

 1, 2, 3, 4, 5 –

 Нам  урок пора начинать.

2.  Актуализация  необходимых знаний

-Начнём мы урок с игры «Верите ли вы?»

-Верите ли вы, что…

Звуки бывают гласные и согласные?

- Гласные звуки не поются?

- Согласные звуки произносятся с преградой?

- Согласные бывают звонкие и глухие?

- Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков?

- Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?

- Звуки [ж], [ш] всегда мягкие?

- Есть буква, не имеющая звука?

- Звуки мы видим и пишем.

- На письме звук обозначается буквой?

- Что мы сейчас делали в игре?

  • Да
  • Нет
  • Да
  • Да

  • Нет

  • Да
  • Нет
  • Да
  • Нет
  • Да
  • Повторяли пройденное

3. Мотивация познавательной деятельности

Прежде чем приступить к работе, нам необходимо подготовить наш речевой аппарат. Мы сейчас познакомимся со скороговоркой:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха, ха, ха.

- Проговорим вместе, запомним ее.        -        

- Теперь проговорим друг другу в паре.

- Какой звук помогает нам отработать эта скороговорка?

- Какая буква в скороговорке встречается чаще остальных?

- Итак, кто догадался, какова тема урока?

- Попытайтесь сформулировать цель, что мы должны узнать, чему научиться?

- Правильно, ребята! Молодцы!

Организация познавательной деятельности

1. Знакомство с новым звуком

- А теперь отгадайте загадку:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

- Правильно, хлеб (произношу с акцентом на звук [х]), а какой новый звук есть в этом слове?

Произнесите слово «Хлеб» по слогам. Произнесите слово ХЛЕБ, выделяя в нем первый звук.

- Х-х-хлеб.

-Произнесите несколько раз звук   [х].

-Какой это звук?Дайте ему характеристику. Докажите, почему?

Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук  [х]. Дрожит горло или нет? Горло не дрожит. Можно закрыть ушки и произнести этот звук. Это глухой согласный звук.

- Как мы его обозначаем на схеме? (Синим)

- Составим схему слова хлеб. (можно вызвать ученика к доске).

- Где стоит звук [х] в начале слова или в конце?

- Правильно, давайте хором произнесём твёрдый звук [х].

- При произношении губки и зубки свободны;

кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

горлышко «молчит».

- Следующая загадка:

В домике скорлупке,

Живёт он, как в избушке,

Бывают грецкими и лесными,

Кедровыми не совсем большими!

- Правильно, ребята!

Произнесите слово «Орехи» по слогам. Произнесите слово ОРЕХИ, выделяя в нем последний звук.

-Назовите этот звук.

-Произнесите несколько раз звук   [х’]. Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук [х’].

-Какой это звук? Дайте ему характеристику. Докажите, почему?

Дрожит горло или нет? Горло не дрожит. Это глухой согласный звук.

- Как мы его обозначаем на схеме? (Зеленым)

- Составим схему слова орехи. (можно вызвать ученика к доске).

 Где стоит звук [х] в начале слова или в конце?

- Итак, мы узнали два новых звука [х] и [х’]. Чем они похожи?

- А чем отличаются?

- А сейчас откройте азбуку на стр.39, на какие вопросы мы уже смогли с вами ответить? (работа с табличками).

Посмотрите в азбуке на колонку справа (стр. 39). Расскажите о словах и схемах, которые изображены. Один ученик – одно словоговорит.

1.        Назови слово по картинке.

        2.Как ты понимаешь его значение? 3. Сколько в слове слогов? Почему? 4.Произнеси первый слог. Как называется этот слог?

- Произнеси второй слог. Как называется этот слог? 5.Какой слог ударный? Позови слово.

2. Фонематические упражнения+физкультминутка

  1. А сейчас мы будем учиться слушать звуки [х ] [х’]. Сейчас я буду читать вам слова, а вы если услышите звук [х] – поднимите карточку синего цвета, а если услышите звук [х’] – поднимите карточку зелёного цвета. (мох, ухо, хобот, шорохи, воздух, хвост, страхи, запахи, горох, хор).

- Молодцы, ребята!

  1. Следующее упражнение: «Замени первый звук» в слове на звук  [х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

  1. Какая картинка лишняя? Почему?

- Подсолнух, кисточка, халат, мухомор

- Художник, сухари, тарелка, холодильник

4) А теперь давайте исправим ошибки в предложениях. В каждом предложении по одной ошибке.

На стекле сидит мута.

Картину рисует тудожник.

Вот саффар.

У слона фобот.

- Молодцы, ребята!

Физкультминутка

Все встали. Сейчас я буду называть слова. Если в слове встретиться буква Х, то девочки будут приседать, а если в слове нет буквы Х, то мальчики будут хлопать в ладоши. Готовы? Хохот, слон, муравей, бухгалтер, мох, песок, хижина, ошибка, хомяк.

А теперь давайте поменяемся ролями: мальчики приседают, а девочки хлопают в ладоши! Утка, молоко, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка. (можно по-другому: если в словах встретиться звук  [х’], то девочки приседают, а если [х], то мальчики хлопают в ладоши и наоборот)

-  Все справились! Молодцы!

3. Знакомство с новой буквой

- Ребята, а какой же буквой на письме обозначаются звуки [х] [х’]?

(На письме эти звуки обозначаются буквой Х).

(Учитель вывешивает букву на доску.)

- А как называется эта буква?

- На что похожа буква?Слайд

- Есть стихотворная строчка:  «Хоть и буква я, но всё же, я на ножницы похожа».

- Давайте найдем ее в алфавите. Она 23 по счету.

- Кто покажет букву Х на ленте букв?

- Почему она занимает именно такое место?

  • Нужно четко проговаривать

 звуки

  • Звук [х]

  • Буква Х

  • Тема урока – буква Х
  • Цель урока - изучить звуки [х],

[х’]; научить читать слоги и слова

с буквой Хх.

  • Хлеб

  • Звук [х]

  • Характеристика:  [х] —

согласный (язычок создаёт

 преграду воздуху), глухой, твёрдый

А все остальные записывают в тетрадь

 схему слова

  • В начале слова

  • Ребята все вместе произносят

  • Орехи

  • Орех-х-х-хи

  • Это  звук  [х’].

  • Характеристика:  [х’] —

согласный (язычок создаёт

преграду воздуху), глухой,  

мягкий

  • А все остальные записывают

в тетрадь схему слова

  • В конце слова

  • Они оба согласные и глухие

  • Звук [х] - твёрдый, а звук [х’] –

 мягкий.

  • Монолог ученика

  • кисточка
  • тарелка

  • муха
  • художник
  • сахар
  • хобот

  • Это буква «Ха»
  • На ножницы

  • Живет в синем домике, так

как обозначает согласные звуки.

На нижнем этаже, так как эти звуки

 глухие

4. Чтение слогов, слов

- Ребята, а теперь посмотрим на стр 40 на колонку справа.

Там есть слоги-слияния. Давайте их прочитаем.

  • Ребята читают все вместе

- А теперь девочки прочитают все вместе слоги-слияния,

где звук [х], а мальчики, где звук [х’].

- А теперь прочитайте слова в двух столбиках.

- Что можно сказать о данных словах? (антонимы, ед.ч.,

мн.ч.)

- Что в них общего?        -  Буква «ха»

- Прочитайте трехсложные слова.        - хорошо, холода

- Прочитайте слова, состоящие из двух слогов        - холод, плохо, хлеба

- Какое слово мы не назвали?         - хлеб

Работа в учебнике + чтение текста

- Посмотрите на картинку на стр 39. Что вы видите?

(хлеб, зерновые колосья, серп, хлеб).

- «Ха» – очень важная буква. С нее начинается самое дорогое, самое важное слово – хлеб.

- Почему для людей так важен хлеб? (хлеб содержит большую часть питательных

веществ, необходимых для здоровья его называют опорой жизни. Во время войны

 люди даже умирали за кусочек хлеба.Без хлеба и еда не та.Ведь к столу всегда

принято подавать хлеб да соль).

- Как вы думаете, легко ли выращивать хлеб? ( нет, сначала сеют, потом убирают.

Это тяжелый труд!)

- Как называется хлеб, который изображен на картинке? (каравай)

- Вот таким хлебом встречают только дорогих гостей!

- Ребята, а из чего выпекают хлеб? (из муки)

- А из чего получают муку? (из зерен)

- Из зерен, каких растений? (пшеница, рожь)

- На Руси обычно хлеб пекут из пшеничной и ржаной муки.

- Молодцы!

- А теперь давайте посмотрим на соседнюю страничку 40.

- Рассмотрите картинку в самом низу. Что видите?

 О чем будет текст?(о том, как убирают хлеб)

- Прочитайте сначала про себя этот текст, затем «читающие»

дети озвучивают текст.

- Оправдалось ли наше предположение? (да)

- О каких приметах осени говорится в тексте?

- Почему до холодов надо убрать хлеб? (наступает зима, урожай погибнет)

- Какие машины работают на полях? (тракторы, косилки, комбайны).

- Как назовем текст? (уборка хлеба)

Сколько букв Х в тексте? (6)

- Составьте предложения, которые могли бы продолжить

текст. Можно использовать иллюстрацию.

- Молодцы, ребята!        

                

5. Подведение итогов

- Ребята, какие два новых звука мы сегодня изучили?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Назовите пожалуйста слова, в которых есть звуки [х] и [х’]

- Какой буквой на письме обозначаются звуки [х],  [х’]?

- Какая это буква?

- Почему она согласная?

- А сейчас мы сыграем в игру: «Собери слово»

На доске буквы, в разном порядке (Ц, О, Ы, М, О, Д, Л). Выходят к доске те, кто красиво сидит и по очереди составляют слово из букв.

- Молодцы, ребята! Спасибо за урок! Вы отлично потрудились.

Рефлексия.

- Оцените свои достижения с помощью картинок (раздаются учителем каждому ученику):

Зернышко - мне было очень трудно.

Колосок - я немного затруднялся, но в целом все понял.

Буханка хлеба – я все понял, мне было легко.

  • Сегодня мы изучили звук [х] и звук  [х’].

  • Звук [х] – согласный, глухой, твёрдый.

А звук [х’] – согласный, глухой, мягкий.

  • приводят свои примеры, говорят,

где слышат звуки

  • Буквой Х
  • Согласная
  • Она обозначает на письме два

согласных звука [х] и [х’].

  • МОЛОДЦЫ

 Дополнительный материал:

На стр.38 дети находят букву «ха» в пословицах. «Читающие» дети медленно зачитывают пословицы, остальные следят и хлопают в ладоши или поднимают руку, когда видят в слове букву Х.

Пытаются объяснить, с помощью учителя, пословицы только те, в которых встречается буква Х. (ЗА ОБЕДОМ ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА- раньше без хлеба не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно; ХОРОШО ТОГО УЧИТЬ, КТО ХОЧЕТ ВСЕ ЗНАТЬ)

Диагностика достижения планируемых результатов:

Вопросы учителя при подведении итогов.

Оценка своих достижений с помощью картинок

Дополнительные творческие задания:

«Собери слово».

Самоанализ

Достижения

Вспомнила схемы слов,характеристику звука.

 Затруднения

Немножко запуталась в структуре урока.

Предложения

Больше развивать свою речь, мышление, логику

Список использованной литературы

1.Горецкий В.Г., Кирюшин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Во 2 ч. - М.: «Просвещение», 2018.

2. Жиренко О.Е., Обухова А.А. Поурочные разработки по обучению грамоте к УМК Горецкого В.Г. и др. («Школа России»). 1 класс. - М.: «ВАКО», 2018



Источник заимствования данного материала

  1. Горецкий В.Г., Кирюшин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Во 2 ч. - М.: «Просвещение», стр 39. 2018.

             с. Молодой Туд

        2021 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.

 Эмкина Викторина Витальевна

Предмет:

Литературное чтение

Тема:

«Звуки [ х ], [ х’]. Буква  Х х».

Тип урока:

 Объяснение нового материала

Цель:

 Изучить звуки [х], [х’]; научить читать слоги и слова с буквой Хх.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Изученные звуки и названия букв (буквенная лента); названия звуков [х], [х'] и буквы Хх.

Понимать:

Отличие звуков от букв, отличие [х] от [х'], два согласных звука обозначаются одной согласной буквой; лексическое значение слов в столбиках, слоговую структуру этих слов для правильного чтения; содержание текста, смысл пословиц на стр. 38 «Азбуки».

Применять:

Правильно произносить и слышать [х], [х'] и ранее изученные звуки в произносимых словах (фонематические упражнения),

давать им характеристику, обозначать звуки в моделях-схемах соответствующим цветом. Уметь отличать твердый звук [х] от мягкого звука [х’]. Уметь находить в словах букву П.

Анализировать:

 Звучащую речь с целью выделения и изучения звуков [х], [х']

Синтезировать:

 Отвечать на вопросы учителя по теме урока. Чтение слогов и слов с буквой Х.

Оценивать:

Знания о звуках [х], [х'] и букве Х для правильного чтения.

Метапредметные:

Регулятивные:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий на уроке во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Личностные

Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Ценить и понимать следующие базовые ценности: «добро», «природа».

Межпредметные связи:

 Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Основные понятия:

Буква, звуки, слог, слово, парные согласные звуки, согласные звуки  [х], [х’]

Методы, технологии:

Иллюстрации, беседа, наглядность, ИКТ, фронтальная работа

Ресурсыурока

 45 мин

Ресурсы урока для учителя:

Ресурсы урока для учащихся:

 «Азбука», экран, ноутбук, иллюстрации

 «Азбука», тетрадь для печатанья, учебные принадлежности

Оформление доски:

26 февраля.

Классная работа.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха, ха, ха (закрыть доской, чтобы дети не видели, а потом открыть)

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание

 деятельности обучающихся

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина

Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок

чтения. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места.

У вас на партах должны лежать «Азбука», цветные

карандаши и схемы для слого-звукового анализа.

Наш  урок начнём с разминки.

 Выпрямляем свои спинки,

 На носочках потянулись,

 Вправо, влево повернулись

 И друг другу улыбнулись

 1, 2, 3, 4, 5 –

 Нам  урок пора начинать.

2.  Актуализация  необходимых знаний

-Начнём мы урок с игры «Верите ли вы?»

-Верите ли вы, что…

Звуки бывают гласные и согласные?

- Гласные звуки не поются?

- Согласные звуки произносятся с преградой?

- Согласные бывают звонкие и глухие?

- Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков?

- Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?

- Звуки [ж], [ш] всегда мягкие?

- Есть буква, не имеющая звука?

- Звуки мы видим и пишем.

- На письме звук обозначается буквой?

- Что мы сейчас делали в игре?

  • Да
  • Нет
  • Да
  • Да

  • Нет

  • Да
  • Нет
  • Да
  • Нет
  • Да
  • Повторяли пройденное

3. Мотивация познавательной деятельности

Прежде чем приступить к работе, нам необходимо подготовить наш речевой аппарат. Мы сейчас познакомимся со скороговоркой:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха, ха, ха.

- Проговорим вместе, запомним ее.        -        

- Теперь проговорим друг другу в паре.

- Какой звук помогает нам отработать эта скороговорка?

- Какая буква в скороговорке встречается чаще остальных?

- Итак, кто догадался, какова тема урока?

- Попытайтесь сформулировать цель, что мы должны узнать, чему научиться?

- Правильно, ребята! Молодцы!

Организация познавательной деятельности

1. Знакомство с новым звуком

- А теперь отгадайте загадку:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

- Правильно, хлеб (произношу с акцентом на звук [х]), а какой новый звук есть в этом слове?

Произнесите слово «Хлеб» по слогам. Произнесите слово ХЛЕБ, выделяя в нем первый звук.

- Х-х-хлеб.

-Произнесите несколько раз звук   [х].

-Какой это звук?Дайте ему характеристику. Докажите, почему?

Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук  [х]. Дрожит горло или нет? Горло не дрожит. Можно закрыть ушки и произнести этот звук. Это глухой согласный звук.

- Как мы его обозначаем на схеме? (Синим)

- Составим схему слова хлеб. (можно вызвать ученика к доске).

- Где стоит звук [х] в начале слова или в конце?

- Правильно, давайте хором произнесём твёрдый звук [х].

- При произношении губки и зубки свободны;

кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

горлышко «молчит».

- Следующая загадка:

В домике скорлупке,

Живёт он, как в избушке,

Бывают грецкими и лесными,

Кедровыми не совсем большими!

- Правильно, ребята!

Произнесите слово «Орехи» по слогам. Произнесите слово ОРЕХИ, выделяя в нем последний звук.

-Назовите этот звук.

-Произнесите несколько раз звук   [х’]. Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук [х’].

-Какой это звук? Дайте ему характеристику. Докажите, почему?

Дрожит горло или нет? Горло не дрожит. Это глухой согласный звук.

- Как мы его обозначаем на схеме? (Зеленым)

- Составим схему слова орехи. (можно вызвать ученика к доске).

 Где стоит звук [х] в начале слова или в конце?

- Итак, мы узнали два новых звука [х] и [х’]. Чем они похожи?

- А чем отличаются?

- А сейчас откройте азбуку на стр.39, на какие вопросы мы уже смогли с вами ответить? (работа с табличками).

Посмотрите в азбуке на колонку справа (стр. 39). Расскажите о словах и схемах, которые изображены. Один ученик – одно словоговорит.

1.        Назови слово по картинке.

        2.Как ты понимаешь его значение? 3. Сколько в слове слогов? Почему? 4.Произнеси первый слог. Как называется этот слог?

- Произнеси второй слог. Как называется этот слог? 5.Какой слог ударный? Позови слово.

2. Фонематические упражнения+физкультминутка

  1. А сейчас мы будем учиться слушать звуки [х ] [х’]. Сейчас я буду читать вам слова, а вы если услышите звук [х] – поднимите карточку синего цвета, а если услышите звук [х’] – поднимите карточку зелёного цвета. (мох, ухо, хобот, шорохи, воздух, хвост, страхи, запахи, горох, хор).

- Молодцы, ребята!

  1. Следующее упражнение: «Замени первый звук» в слове на звук  [х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

  1. Какая картинка лишняя? Почему?

- Подсолнух, кисточка, халат, мухомор

- Художник, сухари, тарелка, холодильник

4) А теперь давайте исправим ошибки в предложениях. В каждом предложении по одной ошибке.

На стекле сидит мута.

Картину рисует тудожник.

Вот саффар.

У слона фобот.

- Молодцы, ребята!

Физкультминутка

Все встали. Сейчас я буду называть слова. Если в слове встретиться буква Х, то девочки будут приседать, а если в слове нет буквы Х, то мальчики будут хлопать в ладоши. Готовы? Хохот, слон, муравей, бухгалтер, мох, песок, хижина, ошибка, хомяк.

А теперь давайте поменяемся ролями: мальчики приседают, а девочки хлопают в ладоши! Утка, молоко, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка. (можно по-другому: если в словах встретиться звук  [х’], то девочки приседают, а если [х], то мальчики хлопают в ладоши и наоборот)

-  Все справились! Молодцы!

3. Знакомство с новой буквой

- Ребята, а какой же буквой на письме обозначаются звуки [х] [х’]?

(На письме эти звуки обозначаются буквой Х).

(Учитель вывешивает букву на доску.)

- А как называется эта буква?

- На что похожа буква?Слайд

- Есть стихотворная строчка:  «Хоть и буква я, но всё же, я на ножницы похожа».

- Давайте найдем ее в алфавите. Она 23 по счету.

- Кто покажет букву Х на ленте букв?

- Почему она занимает именно такое место?

  • Нужно четко проговаривать

 звуки

  • Звук [х]

  • Буква Х

  • Тема урока – буква Х
  • Цель урока - изучить звуки [х],

[х’]; научить читать слоги и слова

с буквой Хх.

  • Хлеб

  • Звук [х]

  • Характеристика:  [х] —

согласный (язычок создаёт

 преграду воздуху), глухой, твёрдый

А все остальные записывают в тетрадь

 схему слова

  • В начале слова

  • Ребята все вместе произносят

  • Орехи

  • Орех-х-х-хи

  • Это  звук  [х’].

  • Характеристика:  [х’] —

согласный (язычок создаёт

преграду воздуху), глухой,  

мягкий

  • А все остальные записывают

в тетрадь схему слова

  • В конце слова

  • Они оба согласные и глухие

  • Звук [х] - твёрдый, а звук [х’] –

 мягкий.

  • Монолог ученика

  • кисточка
  • тарелка

  • муха
  • художник
  • сахар
  • хобот

  • Это буква «Ха»
  • На ножницы

  • Живет в синем домике, так

как обозначает согласные звуки.

На нижнем этаже, так как эти звуки

 глухие

4. Чтение слогов, слов

- Ребята, а теперь посмотрим на стр 40 на колонку справа.

Там есть слоги-слияния. Давайте их прочитаем.

  • Ребята читают все вместе

- А теперь девочки прочитают все вместе слоги-слияния,

где звук [х], а мальчики, где звук [х’].

- А теперь прочитайте слова в двух столбиках.

- Что можно сказать о данных словах? (антонимы, ед.ч.,

мн.ч.)

- Что в них общего?        -  Буква «ха»

- Прочитайте трехсложные слова.        - хорошо, холода

- Прочитайте слова, состоящие из двух слогов        - холод, плохо, хлеба

- Какое слово мы не назвали?         - хлеб

Работа в учебнике + чтение текста

- Посмотрите на картинку на стр 39. Что вы видите?

(хлеб, зерновые колосья, серп, хлеб).

- «Ха» – очень важная буква. С нее начинается самое дорогое, самое важное слово – хлеб.

- Почему для людей так важен хлеб? (хлеб содержит большую часть питательных

веществ, необходимых для здоровья его называют опорой жизни. Во время войны

 люди даже умирали за кусочек хлеба.Без хлеба и еда не та.Ведь к столу всегда

принято подавать хлеб да соль).

- Как вы думаете, легко ли выращивать хлеб? ( нет, сначала сеют, потом убирают.

Это тяжелый труд!)

- Как называется хлеб, который изображен на картинке? (каравай)

- Вот таким хлебом встречают только дорогих гостей!

- Ребята, а из чего выпекают хлеб? (из муки)

- А из чего получают муку? (из зерен)

- Из зерен, каких растений? (пшеница, рожь)

- На Руси обычно хлеб пекут из пшеничной и ржаной муки.

- Молодцы!

- А теперь давайте посмотрим на соседнюю страничку 40.

- Рассмотрите картинку в самом низу. Что видите?

 О чем будет текст?(о том, как убирают хлеб)

- Прочитайте сначала про себя этот текст, затем «читающие»

дети озвучивают текст.

- Оправдалось ли наше предположение? (да)

- О каких приметах осени говорится в тексте?

- Почему до холодов надо убрать хлеб? (наступает зима, урожай погибнет)

- Какие машины работают на полях? (тракторы, косилки, комбайны).

- Как назовем текст? (уборка хлеба)

Сколько букв Х в тексте? (6)

- Составьте предложения, которые могли бы продолжить

текст. Можно использовать иллюстрацию.

- Молодцы, ребята!        

                

5. Подведение итогов

- Ребята, какие два новых звука мы сегодня изучили?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Назовите пожалуйста слова, в которых есть звуки [х] и [х’]

- Какой буквой на письме обозначаются звуки [х],  [х’]?

- Какая это буква?

- Почему она согласная?

- А сейчас мы сыграем в игру: «Собери слово»

На доске буквы, в разном порядке (Ц, О, Ы, М, О, Д, Л). Выходят к доске те, кто красиво сидит и по очереди составляют слово из букв.

- Молодцы, ребята! Спасибо за урок! Вы отлично потрудились.

Рефлексия.

- Оцените свои достижения с помощью картинок (раздаются учителем каждому ученику):

Зернышко - мне было очень трудно.

Колосок - я немного затруднялся, но в целом все понял.

Буханка хлеба – я все понял, мне было легко.

  • Сегодня мы изучили звук [х] и звук  [х’].

  • Звук [х] – согласный, глухой, твёрдый.

А звук [х’] – согласный, глухой, мягкий.

  • приводят свои примеры, говорят,

где слышат звуки

  • Буквой Х
  • Согласная
  • Она обозначает на письме два

согласных звука [х] и [х’].

  • МОЛОДЦЫ

 Дополнительный материал:

На стр.38 дети находят букву «ха» в пословицах. «Читающие» дети медленно зачитывают пословицы, остальные следят и хлопают в ладоши или поднимают руку, когда видят в слове букву Х.

Пытаются объяснить, с помощью учителя, пословицы только те, в которых встречается буква Х. (ЗА ОБЕДОМ ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА- раньше без хлеба не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно; ХОРОШО ТОГО УЧИТЬ, КТО ХОЧЕТ ВСЕ ЗНАТЬ)

Диагностика достижения планируемых результатов:

Вопросы учителя при подведении итогов.

Оценка своих достижений с помощью картинок

Дополнительные творческие задания:

«Собери слово».

Самоанализ

Достижения

Вспомнила схемы слов,характеристику звука.

 Затруднения

Немножко запуталась в структуре урока.

Предложения

Больше развивать свою речь, мышление, логику

Список использованной литературы

  1. Горецкий В.Г., Кирюшин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Во 2 ч. - М.: «Просвещение», 2018.
  2. Жиренко О.Е., Обухова А.А. Поурочные разработки по обучению грамоте к УМК Горецкого В.Г. и др. («Школа России»). 1 класс. - М.: «ВАКО», 2018



Источник заимствования данного материала

  1. Горецкий В.Г., Кирюшин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Во 2 ч. - М.: «Просвещение», стр 39. 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки

Конспект урока по литературному чтениюТема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Тим Собакин «Лунная сказка»

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: Тим Собакин «Лунная сказка»Цели деятельности учителя: продолжить знакомство с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворен...

Конспект урока по литературному чтению «Школа России»Тема урока: «Сравнение рассказа и стихотворения. В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Нравственно-этические представления.

Цель урока: учиться чувству сопереживания, добра, справедливости.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читатьпроизведение, отражая его настроение;высказывать свое мнение о прочитанном...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....