Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Никифорова Елена Александровна

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_m_m_bukvy_m_m.docx36 КБ

Предварительный просмотр:


17 ОКТЯБРЯ

УРОК ЧТЕНИЯ

ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные УУД: моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: знать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.

Оборудование: шаблоны для схем предложений (прямоугольники и треугольники); стихи про букву «м»; элементы-шаблоны.


Ход урока

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные,

Мы – старательные,

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

  1. Актуализация знаний.

– Какие виды речи вы знаете?

– Какие знаки необходимы для письменной речи? (Буквы.)

– Что мы произносим, когда говорим? (Звуки.)

– Как обозначить на письме звуки?

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся

В песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

  1. Сообщение темы урока.

– Как мычит корова? (Му-у-у…)

Игра «Доскажи фразу».

– Конь ржет, а корова … (мычит).

– Собака лает, а кошка … (мяучит).

– Луна светит, а звезды … (мерцают).

– Какие звуки мы будем изучать сегодня? (Звуки [м], [м’].)

– Сегодня на уроке мы будем учиться читать слоги и слова с буквой «м».

Учитель читает шуточное стихотворение.

ЗАПУТАЛИСЬ

– Смотрите – буква!.. Вот те на:       А пес воскликнул:

Не в книжке – на дорожке!               – Полно вам,

Как называется она,                          Не спорьте, это буква «ам»!

Похожая на рожки?                           – Нет, «му»!

Ученый пес, бык и коза                    – Нет, «ме»!

Таращат на нее глаза…                      – Нет, «ам»!

Коза – прикинула в уме,                    Ам! Ам!

Сказала:                                              Такой поднялся тарарам,

– Это буква «ме». –                           Такой ужасный шум и крик!..

Бык возразил:                                     Запутались совсем

– Не «ме», а «му»,                              Ученый пес, коза и бык,

Я лучше знаю, что к чему! –              Увидев букву «м»…

                                                                                А. Шибаев

– Сегодня будем читать слова с буквой «м».

II. «Чтение» одноуровневых моделей слов.

– Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Кто нарисован на первой картинке? (Сом.)

– Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

– Произнесите последний звук в слове «сом». (Звук [м].)

– Кто нарисован на второй картинке? Мальчик «мал».

– Что ищет маленький мальчик?

Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «мал» и «мяч».

– Произнесите в каждом слове первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки. (В слове «мал» – звонкий твердый согласный звук [м], а в слове «мяч» – звонкий мягкий согласный звук – [м’]).

III. Конструирование большой и малой букв М, м.

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

                                Е. Тарлапан

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М!

                        Г. Ванюхина

Учитель просит учащихся рассмотреть образцы печатных букв «М», «м».

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «М», «м».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Мы веселые матрешки,        В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки.        Ладушки, ладушки,

На ногах у нас сапожки,        Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.        Ладушки, ладушки.

IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «эм» и двух звуков [м], [м’].

Буква «эм» обозначает два согласных звука: звонкий твердый звук [м], звонкий мягкий звук [м’].

V. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен? Что делал Миша? (Мыл.)

– Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

– Что можно сказать про этого мальчика? (Он мил.)

– Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «ы» в слове «мыл» указывает, что предшествующая буква «м» обозначает твердый звук [м], а в слове «мил» буква «и» – соответственно мягкий звук [м’]. Безударная буква обозначается условным символом – кружок, так как произносится ускоренно).

Аналогично учащиеся читают и анализируют слова «Маша» и «Миша».

VI. Задания по развитию речи.

– Составьте предложения по данным в учебнике иллюстрациям. Запишите схемы-модели предложений.

У Маши мишка.

У Миши машинка.

Маша играет с игрушечным медведем.

– Укажите слово-помощник, слова-предметы, слово-признак и слово-действие.

VII. Задания на развитие внимания.

1. Игра «Кто это?».

Гуляло по лесу Большое-лохматое.

Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.

Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?».

Не отвечает Большое-лохматое.

Жара его разморила, в речку загнала.

Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет – карасей пугает.

Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?».

Не отвечает Большое-лохматое.

Далеко оно уже – на пасеке.

Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.

А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?».

А ты догадался, кто это? (Медведь.)

Далее учащиеся выкладывают звукобуквенную схему слова «медведь», используя фишки.

2. Игра «Камень – вата».

– Поднимите синюю карточку, если в конце строки стихотворения услышите твердый согласный [м]. Зеленую карточку покажите, если услышите мягкий звук [м’].

На полу скребется мышка. – [м].

Спит в берлоге бурый мишка. – [м’].

Этот мишка очень мил, – [м’]

Только лапы он не мыл. – [м].

Убежала в норку мышка. – [м].

Спать залег в берлогу мишка. – [м’].

Мальчик мал, но очень мил. – [м’]

Он водичкой ручки мыл. – [м].

3. Игра «Кто больше запомнит слов из текста?»

Манит московское метро. Матовый мрамор. Многоцветные мозаики. Молочное мерцание.

Молнией мчится метропоезд. Многовагонный, многооконный, многолюдный. Мест много. Мы молчим. Мелькают мелкие маячки. Мигают. «Маяковская».

Молодец, машинист! (Л. Яхнин)

VIII. Итог урока.

– Чему научились сегодня на уроке?

– Какие звуки обозначает буква «м»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"

урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."

В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....

Урок обучения грамоте и письма по теме Звуки { т-ть } , буквы Т т

Учащиеся  знакомятся с согласными звуками [т] — [т`], их особенностями и буквой Т, т. В игровой форме узнают о здоровье...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема урока: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »Цель деятельности учителя: формирование понятия о согласных звуках [д] и [д’], умения проводить сло...