Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов "Занимательная логопедия"
рабочая программа по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_vneuroch_2024.docx | 114.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНЕСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ – КУЗБАССА
УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО МУНИИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МБОУ «СТАРОБАЧАТСКАЯ СОШ»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМС заместитель директора по УВР _____Заздравных Ю.И. Протокол № 1 От «30» 08. 2024 | СОГЛАСОВАНО На педсовете Протокол № 1 От 30.08.2024 | УТВЕРЖДЕНО Директор _______/Г.В.Евдокимова/ Приказ №112 от 30.08.2024
|
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЯ»
рабочая программа
внеурочной деятельности
для обучающихся 1-4 классов
(коммуникативная деятельность)
Составитель:
Учитель-логопед
Иштыкова Е.А.
п. Старобачаты 2024
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Занимательная логопедия» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/ коммуникативной структурой речевого дефекта обучающегося с речевыми нарушениями.
Общими ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания коррекционного курса «Занимательная логопедия» выступает сформированность: слухового восприятия (ритмического, гармонического, тембрового, увеличение объема и улучшение качества зрительной, слуховой, двигательной памяти; умений регулировать мышечный тонус, выполнять артикуляторной мускулатуры; всех параметров общих движений, их статической и динамической координации, пространственно-временной организации двигательного акта; оптимального для речи типа физиологического дыхания, умения изменять его темп и ритм в процессе выполнения двигательных упражнений; совершенствования словарного запаса и грамматического строя речи; умений различать на слух и в произношении смешиваемых звуков, а так же овладение достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне; определение ударных и безударных гласных, слогов; выполнение звукобуквенного разбора слогов и слов; умение подбирать слова на заданный звук; сравнивание слов со сходными звуками; определение в словах место и последовательности звуков; определение количества звуков и слогов в словах; выполнение звукового, буквенного, слогового анализа и синтеза слов; восстановление предложения с заданными звуками.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Диагностический - 4 | ||
«Давайте познакомимся» | Игровые приёмы и практические упражнения | Индивидуальная диагностика |
«Вместе поиграем» Обследование грамматического строя речи | Дидактические игры и упражнения | Игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
«Мир в котором я живу» Обследование словаря | Дидактические игры и упражнения | Игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
«Составляем рассказ» обследование связной речи | Индивидуальная, практическая | Познавательная беседа |
В мире звуков и букв – 49 | ||
Слово | Практическая Коллективная | Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений имеющихся в активном словаре слов. |
Предложение | Коллективная Индивидуальная Упражнение в составлении предложений. | Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа. |
Звуки и буквы | Коллективная | Познавательная, игровая |
Деление слов на слоги | Коллективная Практическая | Практические упражнения: понятие «слог»; слогообразующая роль гласного, деление слов на слоги |
Звук и буква А | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Звук и буква У | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Звук и буква У-А | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Звук и буква И | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Звуки и буквы И-Ы | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква П. Звуки [п-п’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква Т. Звуки [т-т’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква К. Звуки [к-к’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буквы Т-П-К | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
Буква Ё. | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Звук и буква О | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква Х. Звуки [х-х’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Игровая, познавательная, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Буквы К-Х | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
Звук и буквы Ы | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Игровая, познавательная |
Буквы А,О,У,Ы,И | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Тренировочные упражнения наразличение гласных |
Буква М. Звуки [м-м’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква Н. Звуки [н-н’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква Б. Звуки [б-б’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буквы Б-П | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая. Упражнение в различениизвуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
Буква С. Звуки [с-с’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква З. Звуки [з-з’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая. |
Буквы З-С | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
Буква В. Звуки [в-в’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква Д. Звуки [д-д’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Контроль | Практическая работа Дидактическая игра | Проверочная работа |
Буква Г. Звуки [г-г’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная игровая, |
Буквы Г-К | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
Буква Р. Звуки [р-р’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква Л. Звуки [л-л’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буквы Р-Л. | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
Буква Й | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква Е | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буквы Е, Ё | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
Буква Я. | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Звук и буква Ш. | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Звук и буква Ж | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буквы Ж-Ш-З-С | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
Буква Ф. Звуки [ф-ф’] | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква Ю | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Буква Ч | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая. |
Буква Щ | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Мягкий знак | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Твердый знак | Коллективная Дидактическая игра Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Звуко – буквенный анализ | Практическая Групповая Индивидуальная | Познавательная, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Лексико – грамматические категории - 6 | ||
Согласование глаголов с именем существительным в роде и числе | Практическая Коллективная | Познавательная, игровая. Упражнения в согласование частей речи |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | Практическая Коллективная работа. | Познавательная, игровая. Упражнения в согласование частей речи |
Распространение предложений | Коллективная Практическая работа | Познавательная. Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. Упражнения в выделении главных слов в предложении ипостановке вопросов к ним. |
Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | Коллективная
| Познавательная, игровая. Тренировочные упражнения в выделении предлогов. |
Предлоги НАД, ПОД | Коллективная | Познавательная, игровая. Тренировочные упражнения в выделении предлогов. |
Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | Коллективная | Познавательная, игровая. Тренировочные упражнения в выделении предлогов. |
Связная речь - 3 | ||
Последовательный пересказ | Фронтальная | Упражнение в составлении пересказа |
Рассказ – описание | Групповая, индивидуальная | Упражнение в составлении рассказа – описание |
Пересказ | Групповая, индивидуальная | Упражнение в пересказе текста |
Чему мы научились – 4 | ||
Контрольное списывание | Индивидуальная | Проверочная работа |
Диктант | Индивидуальная | Проверочный диктант |
Фронтальное обследование | Дидактические игры и упражнения | Индивидуальная диагностика |
Фронтальное обследование | Дидактические игры и упражнения | Индивидуальная диагностика |
2 класс
Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Диагностический -4 | ||
«Давайте познакомимся»Обследование устной и письменной речи учащихся. | Фронтальная Игровые приёмы и практические упражнения | Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям; повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию. |
Обследование устной и письменной речи учащихся. | Фронтальная Игровые приёмы и практические упражнения | |
Обследование устной и письменной речи учащихся. | Фронтальная Игровые приёмы и практические упражнения | |
Обследование устной и письменной речи учащихся. | Фронтальная Игровые приёмы и практические упражнения | |
Предложение - 1 | ||
Речь и предложение. Грамматическая основа предложения | Коллективная Словесно-логическая игра | Познавательная, игровая |
Звуко – буквенный анализ и синтез слов. Ударение - 2 | ||
Слог. Деление слов на слоги. Ударение | Коллективная Дидактические игры и упражнения | Игровая, Познавательная |
Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Перенос слов. | Коллективная Практическая | Игровая, Познавательная |
Звуки и буквы - 19 | ||
Дифференциация А – Я | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Работа в тетрадях | Игровая, познавательная |
Дифференциация У – Ю | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Дифференциация О – Ё | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Работа в тетрадях | Познавательная, игровая |
Дифференциация Ы – И | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра Групповая работа | Познавательная, игровая |
Звуки и буквы С – 3 | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Беседа; игровая. |
Звуки и буквы П – Б. | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная беседа, Игровая |
Звуки и буквы Т – Д. | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная беседа, Игровая. |
Звуки и буквы В – Ф. | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная беседа, Игровая |
Звуки и буквы К – Г. | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная беседа, Игровая |
Звуки и буквы Ш – Ж. | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная беседа, Игровая. |
Звуки и буквы С – Ш. | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная, игровая |
Звуки и буквы 3 – Ж. | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная, игровая |
Звуки и буквы С – Ц. | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная, игровая |
Звуки и буквы Ч – Ш | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная, игровая |
Звуки и буквы Ч – Щ. | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная, игровая, |
Звуки и буквы Ч – Ц | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная беседа, игровая |
Звуки и буквы Л – Р | Коллективная Работа в тетрадях Дидактическая игра | Познавательная беседа, игровая |
Разделительный мягкий и твердый знак. | Коллективная Работа в тетрадях | Познавательная, игроваясоздание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Контроль | Индивидуальный | Практическая |
Слово, состав слова - 4 | ||
Слова, обозначающие предмет,действия предмета, обозначающие признак предмета. | Словесно-логическая. Групповаяработа. | Беседа; создание ситуацииприменения усвоенныхзнаний, умений, навыков. |
Состав слова. Корень. Родственные и однокоренные слова | Познавательная беседа Дидактическая игра Групповая работа | Беседа; создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Синонимы. Антонимы | Познавательная беседа Дидактическая игра Групповая работа | Беседа; создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Предлоги и приставки. Значение, правописание. | Познавательная беседа Дидактическая игра Групповая работа | Беседа; создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Текст - 1 | ||
Рассказ. Связная речь | Групповая Индивидуальная Дидактические игры и упражнения | создание ситуацииприменения усвоенныхзнаний, умений, навыков Практическая |
Чему мы научились – 3 | ||
Контроль | Фронтальная | Практическая |
Фронтальное обследование | Фронтальная, индивидуальная | Практическая |
Фронтальное обследование | Фронтальная, индивидуальная | Практическая |
3 класс
Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Диагностический - 4 | ||
Обследование неречевых Психических функций. Обследование состояния устной и письменной речи. | Словесно- логическая. Беседа. Письменная | Познавательная, игровая |
Обследование неречевых психических функций. Обследование состояния устной и письменной речи. | Словесно-логическая Игровая Групповая работа Письменная | Беседа. Дидактическая игра. |
Обследование неречевых психических функций. Обследование состояния устной и письменной речи. | Фронтальная Беседа. Письменная | Познавательная, игровая |
Обследование неречевых психических функций. Обследование состояния устной и письменной речи. | Фронтальная Беседа. Письменная | Познавательная, игровая |
Звуки и буквы - 18 | ||
Обозначение твердости и мягкости согласных гласными Е, Ё, Ю, Я, И. | Словесно-логическая Коллективная Групповаяработа Письменная | Беседа; игровая, практическая |
Дифференциация И-Ы. | Словесно-логическая Коллективная Письменная | Беседа; игровая, практическая |
Дифференциация У-Ю. | Коллективная Групповая работа Письменная | Беседа; игровая, практическая |
Дифференциация А-Я. | Коллективная Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация Б-П. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация В-Ф. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация Д-Т. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация Г-К. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация З-С. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация Ш-Ж. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация С-Ш. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация З-Ж. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация Р-Л. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация Ц-С. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация Ч-Т. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Дифференциация Щ-Ш. | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Деление слов на слоги. Перенос слов. Ударение | Коллективная Индивидуальная работа Письменная | Практическая, познавательная |
Контроль | Фронтальная Индивидуальная Письменная | Практическая |
Предложение - 2 | ||
Речь и предложение. Грамматическая основа предложения. | Коллективная Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Синонимы.Антонимы. Омонимы. Однокоренные слова | Познавательная беседа Дидактическая игра Групповая работа | Беседа; создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Состав слова. Словообразование - 3 | ||
Безударные гласные в корне слова. Парные согласные в корне слова. | Коллективная Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Приставки и предлоги. Значение и правописание. | Коллективная Индивидуальная | Познавательная, игровая, практическая |
Разделительный мягкий и твердый знак. | Фронтальная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Части речи - 3 | ||
Имя существительное. Число. Род. | Коллективная Письменная Индивидуальная | Беседа; игры с речевым сопровождением. Практическая |
Имя прилагательное. Число. Род. | Коллективная Письменная Индивидуальная | Беседа; игры с речевым сопровождением. Практическая |
Глагол. Время глаголов | Коллективная Письменная Индивидуальная | Беседа; игры с речевым сопровождением. Практическая |
Текст - 1 | ||
Рассказ. Связная речь | Фронтальная Индивидуальная | Игровая, познавательная, практические игры и упражнения |
Контроль - 3 | ||
Контроль итоговый | Коллективная Индивидуальная Письменная | Игровая; познавательная практическая |
Фронтальное обследование | Коллективная Индивидуальная | Практическая |
Фронтальное обследование | Коллективная Индивидуальная | Практическая |
4 класс
Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Диагностический - 2 | ||
Диагностика | Фронтальная Индивидуальная Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | Фронтальная Игровая Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Гласные звуки и буквы - 8 | ||
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы | Коллективная Групповая работа Письменная | Беседа; игры с речевым сопровождением; установление взаимосвязей. |
Согласные звуки и буквы | Дидактические игры и упражнения Письменная Коллективная | Беседа; игры с речевым сопровождением; установление взаимосвязей. |
Слоговой анализ и синтез слов | Коллективная Групповая работа Письменная | Познавательная беседа, игровая, практическая |
Деление слов на слоги. Перенос слов. | Групповая Индивидуальная Письменная | Познавательная беседа, игровая, практическая |
Дифференциация гласных I и II ряда | Коллективная Письменная Индивидуальная | Познавательная беседа, игровая, практическая |
Дифференциация твердых и мягких согласных. | Познавательная беседа Дидактическая игра Групповая работа | Познавательная беседа, игровая, практическая |
Мягкий знак. | Коллективная Письменная Индивидуальная | Познавательная беседа, игровая, практическая |
Разделительный твердый знак. | Коллективная Письменная Индивидуальная | Познавательная беседа, игровая, практическая |
Состав слова - 11 | ||
Корень. Однокоренные слова. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков |
Приставка. Образование новых слов. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков |
Различие предлогов и приставок. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков |
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков |
Окончание. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков |
Правописание безударных гласных в корне слова | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Звонкие и глухие согласные в корне слова. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Непроизносимые согласные в корне слова. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Контроль | Фронтальная Индивидуальная | Практическая |
Части речи - 4 | ||
Имя существительное. Изменение существительных по числам, родам, падежам. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Беседа; игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Склонение имен существительных. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе, роде. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Беседа; создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе, роде. Времена глаголов. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Беседа; создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Понятие о неопределенной форме глагола. | Коллективная Дидактическая игра Групповая работа Письменная | Беседа; создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Лексика – 3 | ||
Синонимы. Антонимы. | Коллективная Групповая работа Письменная | Познавательная, игровая, практическая Дидактическая игра и упражнения |
Омонимы. Многозначные слова. | Коллективная Групповая Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. | Групповая работа Коллективная Письменная | Познавательная, игровая, практическая |
Речь – 4 | ||
Грамматическое оформление предложения. Разбор предложений. | Индивидуальная работа Коллективная Письменная | Игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Работа с деформированным текстом. | Индивидуальная работа Коллективная Письменная | игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Составление рассказа. | Индивидуальная работа Коллективная Письменная | Игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Работа над изложением. | Индивидуальная работа Коллективная Письменная | Игровая; создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Чему мы научились – 2 | ||
Контроль | Фронтальная Индивидуальная | Игровая; создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Диагностика | Фронтальная Индивидуальная | Игровая, создание ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
Разделы | Количество часов |
Диагностический | 4 |
В мире звуков и букв | 49 |
Лексико – грамматические категории | 6 |
Связная речь | 3 |
Чему мы научились | 4 |
Итого | 66 |
2 класс
Разделы | Количество часов |
Диагностический | 4 |
Предложение | 1 |
Звуко – буквенный анализ и синтез слов. Ударение | 2 |
Звуки и буквы | 19 |
Слово, состав слова | 4 |
Текст | 1 |
Чему мы научились | 3 |
Итого | 34 |
3 класс
Разделы | Количество часов |
Диагностический | 4 |
Звуки и буквы | 18 |
Предложение | 2 |
Состав слова. Словообразование | 3 |
Части речи | 3 |
Текст | 1 |
Чему мы научились | 3 |
Итого | 34 |
4 класс
Разделы | Количество часов |
Диагностический | 2 |
Гласные звуки и буквы | 8 |
Состав слова | 11 |
Части речи | 4 |
Лексика | 3 |
Текст | 4 |
Чему мы научились | 3 |
Итого | 34 |
Комплексно – тематический план
1 класс
№ п/п | Дата проведения | Название раздела и тема занятия | |
По плану | По факту | ||
Диагностический – 4 | |||
1 | Уточнение анамнеза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики, дыхательной и голосовой функций. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко – слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи, ее лексического и грамматического строя. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. | ||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
В мире звуков и букв - 49 | |||
5 | Слово Предложение | ||
6 | |||
7 | Звук и буква | ||
8 | Деление слов на слоги | ||
9 | Звук и буква А | ||
10 | Звук и буква У | ||
11 | Звуки и буквы У-А | ||
12 | Звук и буква И | ||
13 | Звуки и буквы И-Ы | ||
14 | Буква П. Звуки [п-п’] | ||
15 | Буква Т. Звуки [т-т’] | ||
16 | Буква К. Звуки [к-к’] | ||
17 | Буквы Т-П-К | ||
18 | Звук и буква О | ||
19 | Буква Х. Звуки [х-х’] | ||
20 | Буквы К-Х Звук и буквы Ы Буквы А,О,У,Ы,И | ||
21 | |||
22 | |||
23 | Буква М. Звуки [м-м’] | ||
24 | Буква Н. Звуки [н-н’] | ||
25 | Буква Б. Звуки [б-б’] | ||
26 | Буквы Б-П | ||
27 | Буква С. Звуки [с-с’] | ||
28 | Буква З. Звуки [з-з’] | ||
29 | Буквы З-С | ||
30 | Буква В. Звуки [в-в’] | ||
31 | Буква Д. Звуки [д-д’] | ||
32 | Контроль | ||
33 | Буква Г. Звуки [г-г’] | ||
34 | Буквы Г-К | ||
35 | Буква Р. Звуки [р-р’] | ||
36 | Буква Л. Звуки [л-л’] | ||
37 | Буквы Р-Л | ||
38 | Буква Й | ||
39 | Буква Е | ||
40 | Буквы Е, Ё | ||
41 | Буква Я | ||
42 | Звук и буква Ш. | ||
43 | Звук и буква Ж | ||
44 | Буквы Ж-Ш-З-С | ||
45 | Звук и буква Э | ||
46 | Буквы Ц-С | ||
47 | Буква Ф. Звуки [ф-ф’] Буква Ю | ||
48 | |||
49 | Буква Ч Буква Щ | ||
50 | |||
51 | Мягкий знак Твердый знак | ||
52 | |||
53 | Звуко – буквенный анализ | ||
Лексико – грамматические категории - 6 | |||
54 | Согласование глаголов с именем существительным в роде и числе | ||
55 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | ||
56 | Распространение предложений | ||
57 | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | ||
58 | Предлоги НАД, ПОД | ||
59 | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | ||
Связная речь - 3 | |||
60 | Последовательный пересказ | ||
61 | Рассказ – описание | ||
62 | Пересказ | ||
Чему мы научились - 4 | |||
63 | Контрольное списывание Диктант Фронтальное обследование Фронтальное обследование | ||
64 | |||
65 | |||
66 |
2 класс
№ п/п | Дата проведения | Название раздела и тема занятия | |
По плану | По факту | ||
Диагностический – 4 | |||
1 | «Давайте познакомимся» Обследование устной и письменной речи учащихся. | ||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Предложение - 1 | |||
5 | Речь и предложение. Грамматическая основа предложения | ||
Звуко – буквенный анализ и синтез слов. Ударение- 2 | |||
6 | Слог. Деление слов на слоги. Ударение | ||
7 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Перенос слов | ||
Звуки и буквы - 19 | |||
8 | Дифференциация А – Я | ||
9 | Дифференциация У – Ю | ||
10 | Дифференциация О – Ё | ||
11 | Дифференциация Ы – И | ||
12 | Звуки и буквы С – 3 | ||
13 | Звуки и буквы П – Б. | ||
14 | Звуки и буквы Т – Д. | ||
15 | Звуки и буквы В – Ф. | ||
16 | Звуки и буквы К – Г. | ||
17 | Звуки и буквы Ш – Ж. | ||
18 | Звуки и буквы С – Ш. | ||
19 | Звуки и буквы 3 – Ж. | ||
20 | Звуки и буквы С – Ц. | ||
21 | Звуки и буквы Ч – Ш | ||
22 | Звуки и буквы Ч – Щ. | ||
23 | Звуки и буквы Ч – Ц | ||
24 | Звуки и буквы Л – Р | ||
25 | Разделительный мягкий и твердый знак | ||
26 | Контроль. | ||
Слово, состав слова - 4 | |||
27 | Слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета. | ||
28 | Состав слова. Корень. Родственные и однокоренные слова | ||
29 | Синонимы.Антонимы | ||
30 | Предлоги. Приставки. Значение, правописание. | ||
Текст - 1 | |||
31 | Рассказ. Связная речь | ||
Чему мы научились – 3 | |||
32 | Контроль | ||
33 | Фронтальное обследование | ||
34 | Фронтальное обследование |
3 класс
№ п/п | Дата проведения | Название раздела и тема занятия | |
По плану | По факту | ||
Диагностический – 4 | |||
1 | Обследование неречевых психических функций. Обследование состояния устной и письменной речи. | ||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Звуки и буквы - 18 | |||
5 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными Е, Ё, Ю, Я, И. | ||
6 | Дифференциация И-Ы. | ||
7 | Дифференциация У-Ю. | ||
8 | Дифференциация А-Я. | ||
9 | Дифференциация Б-П. | ||
10 | Дифференциация В-Ф. | ||
11 | Дифференциация Д-Т. | ||
12 | Дифференциация Г-К. | ||
13 | Дифференциация З-С. | ||
14 | Дифференциация Ш-Ж. | ||
15 | Дифференциация С-Ш. | ||
16 | Дифференциация З-Ж. | ||
17 | Дифференциация Р-Л. | ||
18 | Дифференциация Ц-С. | ||
19 | Дифференциация Ч-Т. | ||
20 | Дифференциация Щ-Ш. | ||
21 | Деление слов на слоги.Ударение. Перенос слов | ||
22 | Контроль | ||
Предложение - 2 | |||
23 | Речь и предложение. Грамматическая основа предложения. | ||
24 | Синонимы. Антонимы. Омонимы.Однокоренные слова. | ||
Состав слова. Словообразование - 3 | |||
25 | Безударные гласные в корне слова. Парные согласные в корне слова. | ||
26 | Приставки и предлоги. Значение и правописание. | ||
27 | Разделительный мягкий и твердый знак. | ||
Части речи - 3 | |||
28 | Имя существительное. Число. Род. | ||
29 | Имя прилагательное. Число. Род. | ||
30 | Глагол. Время глаголов | ||
Текст - 1 | |||
31 | Рассказ Связная речь | ||
Контроль - 3 | |||
32 | Контроль итоговый | ||
33 | Фронтальное обследование | ||
34 | Фронтальное обследование |
4 класс
№ п/п | Дата проведения | Название раздела и тема занятия | |
По плану | По факту | ||
Диагностический – 2 | |||
Диагностика | |||
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | |||
Гласные звуки и буквы - 8 | |||
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы | |||
Согласные звуки и буквы | |||
Слоговой анализ и синтез слов | |||
Деление слов на слоги. Перенос слов. | |||
Дифференциация гласных I и II ряда | |||
Дифференциация твердых и мягких согласных | |||
Мягкий знак. | |||
Разделительный твердый знак. | |||
Состав слова - 11 | |||
Корень. Однокоренные слова. | |||
Приставка. Образование новых слов. | |||
12 | Различие предлогов и приставок. | ||
13 | Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. | ||
14 | Окончание. | ||
15 | Правописание безударных гласных в корне слова | ||
16 | Звонкие и глухие согласные в корне слова. | ||
17 | Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. | ||
18 | Непроизносимые согласные в корне слова. | ||
19 | Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | ||
20 | Контроль | ||
Части речи - 4 | |||
21 | Имя существительное. Изменение существительных по числам, родам, падежам. | ||
22 | Склонение имен существительных. | ||
23 | Имя прилагательное.Согласование существительных и прилагательных в числе, роде. | ||
24 | Глагол.Согласование существительных и глаголов в числе, роде. Времена глаголов. | ||
25 | Понятие о неопределенной форме глагола. | ||
Лексика – 3 | |||
26 | Синонимы. Антонимы. | ||
27 | Омонимы. Многозначные слова. | ||
28 | Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. | ||
Речь - 4 | |||
29 | Грамматическое оформление предложения. Разбор предложений. | ||
30 | Работа с деформированным текстом. | ||
31 | Составление рассказа. | ||
32 | Работа над изложением. | ||
Чему мы научились - 2 | |||
33 | Контроль. | ||
34 | Диагностика. |
Диагностические материалы
Для оценки состояния устной речи в период входящей и итоговой диагностики в 1-4 классах используется тестовая методика Т.А. Фотековой. Для оценки состояния письменной речи используется методика оценивания письменной речи И.Н. Садовниковой.
Оценочные материалы составлены с учетом требований, предъявляемых к планируемым результатам ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, возрастных, интеллектуальных возможностей детей, структуры речевого дефекта.
1 класс
Тема | Форма контроля | Источник | Сроки |
Обследование речи | Тестовая диагностика устной речи | Методика Т.А. Фотековой | Две первых недели учебного года |
Обследование речи | Тестовая диагностика устной и письменной речи. | Методика Т.А. Фотековой, методика И.Н. Садовниковой | Две последних недели учебного года |
2 класс
Тема | Форма контроля | Источник | Сроки |
Обследование речи | Тестовая диагностика устной речи | Методика Т.А. Фотековой, методика Т.А. И.Н. Садовниковой | Две первых недели учебного года |
Обследование речи | Тестовая диагностика устной и письменной речи. | Методика Т.А. Фотековой, методика Т.А. И.Н. Садовниковой | Две последних недели учебного года |
3 класс
Тема | Форма контроля | Источник | Сроки |
Обследование речи | Тестовая диагностика устной и письменной речи. | Методика Т.А. Фотековой, методика Т.А. И.Н. Садовниковой | Две первых недели учебного года |
Обследование речи | Тестовая диагностика устной и письменной речи. | Методика Т.А. Фотековой, методика Т.А. И.Н. Садовниковой | Две последних недели учебного года |
4 класс
Тема | Форма контроля | Источник | Сроки |
Обследование речи | Тестовая диагностика устной и письменной речи. | Методика Т.А. Фотековой, методика Т.А. И.Н. Садовниковой | Две первых недели учебного года |
Обследование речи | Тестовая диагностика устной и письменной речи. | Методика Т.А. Фотековой, методика Т.А. И.Н. Садовниковой | Две последних недели учебного года |
Диагностика устной речи 1-4 класс.
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой
Цель: выявление особенностей речевого развития обучающихся: качественной и количественной оценки нарушения, анализ структуры дефекта.
Методика включает четыре серии. Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий: 1) проверка фонематического восприятия; 2) исследования состояния артикуляционной моторики; 3) исследование звукопроизношения; 4) проверка сформированности звукослоговой структуры слова. Серия 2 – Исследование грамматического строя речи. Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования. Серия 4 – Исследование связной речи.
Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальным оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120 Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.
IV уровень - 100-80%;
III уровень - 79,9-65%;
II уровень - 64,9-45%;
I уровень - 44,95% и ниже.
Серия 1 Исследование сенсомоторного уровня речи
1. Исследование состояния фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
Ба-па___________Па-ба____________
Са-ша __________Ша-са____________
Ша-жа-ша____________Жа-ша-жа_____________
Ца-са-ца______________Са-ца-са______________
Ра-ла-ра______________Ла-ра-ла______________
Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па): 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
2. Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
Губы в улыбке
Губы трубочкой
Язык «лопаткой»
Язык «иголочкой»
«Маятник»
Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 баллов – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.
3. Исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова:
1 группа:
- Собака – маска – нос
- Сено – василек – высь
- Замок – коза
- Зима – магазин
- Цапля – овца – палец
2 группа:
- Шуба – кошка – камыш
- Жук – ножи
- Щука – вещи – лещ
- Чайка – очки – ночь
3 группа:
- Рыба – корова – топор
- Река – варенье – дверь
4 группа:
- Лампа – молоко – пол
- Лето – колесо – соль
5 группа: (остальные звуки)
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; вторая - шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья – Л, ЛЬ; четвертая – Р,РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г,Х, К и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков). Произношения звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы. Начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются.
4. Исследование слоговой структуры слова
Инструкция: повторяй за мной слова:
- Танкист
- Космонавт
- Сковорода
- Термометр
- Коробочка
Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски перестановка звуков и слогов внутри слова); 0 баллов невоспроизведение.
Серия II. Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее.
Птичка свила гнездо.
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
Мальчик, открывать, дверь
Сидеть, синичка, на, ветка
Груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Петя, купить, шар, красный, мама
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
Лена наливает чай … чашки
Почки распустились … деревьях
Птенец выпал … гнезда.
Щенок спрятался … крыльцом
Пес сидит … конуры
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п.
Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.
один стул, а много – это …
один стол, а много – это …
одно окно, а много – это …
одна звезда, а много – это …
одно ухо, а много – это …
один стул, а много (чего?) - …
один стол, а много (чего?) - …
одно окно, а много (чего?) - …
одна звезда, а много (чего?) - …
одно ухо, а много (чего?) - …
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.
Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования
1. Образование существительных, обозначающих детёнышей животных
Инструкция: у кошки – котята, а у …
у козы - …
у волка - …
у утки - …
у лисы - …
у льва - …
у собаки - …
у курицы - …
у свиньи - …
у коровы - …
у овцы - …
2. Образование прилагательных от существительных
а) относительных
шляпа из соломы - …
горка из льда - …
варенье из сливы - …
салат из моркови - …
варенье из вишни - …
варенье из яблок - …
лист дуба - …
лист осины - …
б) качественных
если днем мороз, то день - …
если днем солнце, то день - …
если днем снег, то день - …
если днем ветер, то день - …
если днем дождь, то день - …
в) притяжательных
У кошки лапа …
У волка лапа …
У льва лапа …
У медведя лапа …
У лисицы лапа
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.
Серия IV. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям: а) критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно- следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации. б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен. в) критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов –самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Оценка производится по следующим критериям: а) критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение; б) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 – пересказ не содержит аграмматизмов, стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен; в) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Протокол обследования речи. (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА)
Ф.И. дата рождения |
Дата обследования: 1) 2) |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ: |
Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия: |
(слушай внимательно, повторяй за мной) |
1) ба-па па-ба 2) са-ша ша-са 3) ша-жа-ша жа-ша-жа |
4) ца-са-ца са-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла |
Проба 2. Исследование артикуляторной моторики: |
(посмотри внимательно, выполни задание) |
1) «Улыбочка» 2) «Лопатка» 3) «Иголочка |
4) «Маятник» 5)»Улыбка»-«Трубочка» |
Проба 3. Исследование звукопроизношения: |
1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец |
2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь |
3) рыба-корова-топор река-варенье |
4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль |
5) (Г, К, Х, Й, другие дефекты) |
Проба 4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова: |
(повтори за мной) |
1) танкист 2) космонавт 3) сковорода 4) аквалангист 5) термометр |
Проба 5.ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ: |
1. Повторение предложений: повтори точнее |
1)Птичка свила гнездо. 2) В саду было много красных яблок |
3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. |
4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. |
5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. |
2. Верификация предложений: найди ошибку и назови |
1) Собака вышла в будку. 2) По морю плывут корабль. |
3) Дом нарисован мальчик. 4) Хорошо спится медведь под снегом. |
5) Над большим деревом была глубокая яма. |
3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови |
1) мальчик, открывать, дверь 2) сидеть, синичка, на, ветка |
3) груша, бабушка, внучка, давать 4) Витя, косить, кролики, трава, для |
5) Петя, купить, шар, красный, мама |
4. Добавление предлогов в предложение: вставь и назови |
1) Лена наливает чай…чашки. 2) Почки распустились…деревьях. |
3) Птенец выпал…гнезда. 4) Пес сидит…конуры. |
5) Щенок спрятался…крыльцом. |
5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п. |
(один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов) |
1)один – стол, а много это -… 6) один стол, а много чего - … |
2) стул 7) стул |
3) окно 8) окно |
4) звезда 9) звезда |
5) ухо 10) ухо |
Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ: |
1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у… |
1) козы 2) собаки 3)волка |
4) утки 5) лисы 6) курицы |
7) свиньи 8) коровы 9) льва 10) овцы |
2. Образование прилагательных от существительных: |
а) Относительных: (из бумаги – бумажный) |
1) шляпка из соломы - 2) кисель из клюквы - |
3) горка изо льда - 4) салат из моркови - |
5) варенье из вишни - 6) суп из грибов - |
7) варенье из яблок - 8) лист дуба - |
9) варенье из сливы - 10) лист осины - |
б) Качественных: (жара – жаркий) |
1) мороз - 2) солнце - 3) снег - |
4) ветер - 5) дождь - |
в) Притяжательных: (у собаки лапа – собачья) |
1) у кошки - 2) у волка - 3) у льва - |
4) у медведя - 5) у лисы - |
Проба 4.ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: |
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок) |
1) Смысловая целостность: |
2) Лексико-грамматическое оформление: |
3) Самостоятельность выполнения задания: |
2. Пересказ прослушанного текста: |
1) Смысловая целостность: |
2) Лексико-грамматическое оформление: |
3) Самостоятельность выполнения: |
Диагностические материалы обследования
письменной речи обучающихся младших классов
(Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Т.В.Ахутиной, О.Б. Иншаковой)
1.Назначение диагностической методики.
Методика применяется для выявления у младших школьников нарушений письма; проектирования коррекционной работы; комплектования групп на основе общности механизма нарушения письма; отслеживания динамики формирования письма и оценки эффективности коррекционного воздействия. Тестовая методика проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».
2.Условия проведения диагностической методики.
Форма проведения: обследование проводится фронтально, в небольших группах детей, или индивидуально. Перед выполнением письменных работ детям объясняется процедура проведения обследования. В разных классах или группах детей диктант проводит один и тот же педагог. Текст диктанта читается громко, с одинаковой скоростью, чёткой артикуляцией, но без проговаривания сложных для написания мест в словах.
3. Время проведения обследования.
Общая продолжительность обследования - 40 минут, из них время проведения обследования-30 минут, время для проверки выполнения заданий-5 минут (на каждого обучающегося), время для анализа допущенных ошибок-5 минут (на каждого обучающегося).
4. Содержание и структура диагностической методики.
Содержание методики определяется на основе документов: -Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. – Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: пособие/под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.-М., 2008.
Оборудование
Тексты для учителя-логопеда к проведению письменных заданий (диктант, списывание) для учащихся 1-4 классов; тексты для учащихся 1-4 классов при выполнении задания на списывание (индивидуальный раздаточный материал).
Особенности методики
Обследование проводится при выполнении слухового диктанта. Дополнительно используются следующие виды работ: списывание с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проведён на основе лингвистического анализа текстов.
Методика обследования письма является стандартизированной. Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и охарактеризовать у учащихся уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется вычитанием числа ошибок, найденных и верно исправленных обучающимся, из общего количества допущенных ошибок. Все обнаруженные ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии в письменных работах подробно анализируются только ошибки первой группы. К дисграфическим отнесены ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма, который предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Данные ошибки распределяются на несколько групп с учётом причины возникновения: 1) замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством гласных и согласных звуков; 2) оптические ошибки; 3) моторные ошибки; 4) зрительно-моторные ошибки; 5) зрительно-пространственные ошибки; 6) ошибки звукового анализа и синтеза.
Примечание
Одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения дважды. Учащиеся выполняют их в конце учебного года (в мае) и в начале нового учебного года ( в сентябре) при переходе в следующий класс. Например, материал, используемый для обследования в конце 1 класса, даётся ещё раз в начале 2 класса и т.д. Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающую к концу учебного года, у других- распад сформированных стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года. В одном случае наблюдается большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом случае - в начале нового учебного года. Полученные сведения позволяют проектировать направления коррекционной работы. Результаты работ детей, требующих посторонней помощи и не справившихся с заданием в отведённое время, фиксируются. Для обследования следует выбирать одно и то же время, например первую половину дня.
Контрольные тексты
1 класс (конец обучения)
Диктант
Гроза
Стоит тёплый летний день. По небу плывёт большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.
30 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков, 13 кластеров в словах.
Списывание (с печатного текста)
Ёжик
Тёплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий Ёжик. Он стал искать пищу.
18 слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака, 7 кластеров в словах.
Списывание (с рукописного текста)
Журавль
Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.19 слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака, 14 кластеров в словах.
2 класс (конец обучения)
Диктант
Кувшинки
На далёком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их стебелёк был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне тёмной воды. Как золотой шарик рядом с большими зелёными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые кораблики плывут по гладкой воде озера.
54 слов, 173 согласных, 121 гласная, 6 мягких знаков, 30 кластеров в словах.
Списывание (с печатного текста)
Цветёт черёмуха
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло то дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.53 слова, 165 согласных, 121 гласных, 2 мягких знака, 29 кластеров в словах.
Списывание (с рукописного текста)
Лягушка
Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Дождик моросил по её лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.
50 слов, 151 согласных, 113 гласных, 4 мягких знаков, 29 кластеров в словах.
3 класс (конец обучения)
Диктант
Лето
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели. К лесной опушке слетаются птицы . Звенят в воздухе и радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные воробьи.
68 слов, 227 согласных, 157 гласных, 6 мягких знаков, 47 кластеров в словах.
Списывание (с печатного текста)
Мышь-малютка
Мышь-малютка-самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышка-малютка ловко лазает по высоким стеблям, листьям, кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над землёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.
66 слов, 218 согласных, 155 гласных, 6 мягких знаков, 47 кластеров в словах.
Списывание (с рукописного текста)
Енот
Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам речек и озёр. Шёрстка у него длинная и густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой. Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала пополощет их в воде. За это прозвали его енотом-полоскуном. Енот и жёлуди, и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой. (по А.Тамбиеву)
70 слов, 167 согласных, 145 гласных, 4 мягких знака, 26 кластеров в словах.
4 класс (конец обучения)
Диктант
Бабочки на дорожке
Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь- и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску. Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх. Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки прочь с нагретой солнцем тропинки.
82 слова, 234 согласных, 183 гласных, 6 мягких знаков, 56 кластеров. Слова для справок: вверх, обратно.
Списывание (с печатного текста)
На берегу речки меня встречает маленький куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаются, сходятся в тропинки. Иду по следу и у куста вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Куличи кружат вокруг меня. Один отбегает от гнезда и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает. Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе-всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличков. (По Ю. Фролову)
79 слов, 232 согласных, 179 гласных, 1 мягкий знак, 54 кластера.
Списывание (с рукописного текста)
Берёза
Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдёшь к берёзке, прижмёшься щёткой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радует своей красотой. Жизнь у берёзы не лёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники вяжут, и бересту дерут. На туески. Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную траву. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, берёзка тянет листики-ладошки из старого пня.
( По Ю.Фролову)
78 слов, 231 согласная, 172 гласных, 7 мягких знаков, 46 кластеров.
Обследование чтения младших школьников
Цель исследования: определение освоения грамматического строя речи. Выявление освоения букв, определение характера чтения.
1 класс (первое полугодие)
Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением
Назвать буквы, перечёркнутую дополнительными штрихами
Назвать недописанные буквы
4. Чтение слогов:
- прочитать прямые слоги (Са, шу, ха, ну, ры, да)
- прочитать обратные слоги (Ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом)
прочитать слоги со стечением согласных (Ста, кро, тру, гло, цви)
Чтение слов: бровь, строчка, кастрюля, мотоциклист, белка, банки
Чтение предложений: Миша спит. Саша гуляет.
Чтение текста: «Плохой сторож»
1 класс (второе полугодие)
1. Назвать буквы, перечеркнутую дополнительными штрихами
2. Назвать недописанные буквы
3. Чтение рассказа «Лев и лиса»
2 — 4 класс
Чтение рассказа «Лев и лиса»
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
1класс
3 балла– читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок; темп чтения – 25–30 слов в минуту, понимание прочитанного в полном объёме;
2 балла– читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки; темп чтения – 20–25 слов в минуту, понимание прочитанного не в полном объёме с направляющими вопросами;
1 балл – читает по слогам, допускает более трех ошибок; темп чтения – 15–20 слов в минуту или ниже, понимание прочитанного ограничено;
0 баллов – знает буквы, чтение слогов из гласных.
2 класс
3 балла – ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания; дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
2 балла – ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
1 балл – ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
3 класс
3 балла– ученик читает целыми словами со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
2 балла – ученик читает текст вслух целыми словами со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча – не менее 70 слов в минуту.
1 балл – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает одну-две ошибки; темп чтения молча – не менее 60 слов в минуту.
4 класс
3 балла – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
2 балла – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов в минуту вслух и более 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
1 балл – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Программа «В мире книг» спосо...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся младшего школьного возраста "7 ключей".
Данная программа рекомендована для тех образовательных учреждений, которые выбрали модель дополнительного образования на основе муниципальной системы дополнительного образования, предполагающего созда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»
Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....
Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования "Играем в театр"
Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Образ...
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-2 классов
Программа «Творческая мастерская» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государстве...
Программа внеурочной деятельности "Говорим и пишем правильно"учителя-логопеда во 2 классе
Программа поможет учителю-логопеду организовать курс внеурочной деятельности, направленный на восполнение пробелов в речевом развитии учеников. Полезен данный курс и детям с нормальным речевым р...