Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
рабочая программа (2 класс) по теме

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.Содержание программы  «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_knig.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная  школа №4 город Асино Томской области

                                                   

                                                                             

ОБСУЖДЕНО                                                                           УТВЕРЖДЕНО

 На заседании МО                                                                     директор школы __________

Протокол от ______   г.                                                                                         Селезнева Е. Н.

Руководитель МО ________

                                        (подпись)

       

Рабочая программа

внеурочной деятельности

для обучающихся в 2 классе

«В мире книг»

Программа составлена по методическим рекомендациям Л.А. Ефросининой 

                           

 Количество часов из расчёта 1 час в  неделю:

 в год -   30 часа

 1 четверть -    5  часов

 2 четверть -    7  час

 3 четверть -    10 часов

 4 четверть -    8  часов

Учителя:  Леонова Е.А.- учитель

 первой квалификационной категории

2012-2013

Пояснительная записка

Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального,

творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

Развивать  эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.

Решать проблемы нравственно-этического воспитания.

Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.    

 Формировать универсальные учебные действия  познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера    

                                                                   

Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Вид программы: модифицированная

Место факультатива в учебном плане.

 Во 2 классе   занятия проводятся один раз в неделю (30 занятия).

Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа занятий — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. Личностными   результатами   изучения   данного курса  являются:

развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  

развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  

           преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  

           любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;  

развитие   самостоятельности   суждений,   независимости   и   нестандартности  мышления.

Метапредметные результаты  (формирование УУД)

Регулятивные УУД

пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку

знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Ресурсное обеспечение реализации программы «В мире книг»

        Кадровое:

учитель

директор школы

завуч школы

психолог школы

мед. работник

Материально-техническое:

- компьютер

- проектор

- экран

- бумага

- клей

- ножницы

- карандаши

Способы проверки результатов по модулю:

- наблюдение,

- тестирование,

- педагогическая диагностика.

Содержание программы.  2 класс (30 ч)

Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (6 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование  от-

дельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (1 ч)

Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (1 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (1 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ занятия

Тема

Характеристика деятельности учащихся

1

Роль книги в жизни человека.

Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль.

2

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

3

Структура книги (элементы книги).

Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители»

4

Экскурсия в библиотеку (городскую).

Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать  выбранную  книгу.

5

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.

Каталожная карточка.

Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

6

Выставка книг о детях. Структура книги.

Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг»

Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

7

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

8

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

9

Книги Н. Носова. Типы книг.

Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

10

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

11

Герои детских книг. Библиотечный стенд

Читальный зал. Читать произведения о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (работа в группах).

12

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать  по тропинкам фольклора

13

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц

14

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

Знакомиться с загадками. Что такое  тема загадок. Игра «Отгадай загадку».

15

Скороговорки и чистоговорки

Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». . Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

16

Книги с литературными (авторскими) сказками.

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной книги.

17

Писатели-сказочники

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.

18

По страницам сказок Х.К. Андерсена.

Обзор сказок Х.К. Андерсена.

19

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»

Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

20

Книги о детях. Выставка книг

Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

21

Герои книг В. Осеевой

Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой

22

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

Читать книги-сборники о детях и для детей

 Н. Носова

23

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы

Читать книги-сборники о детях и для детей

С. Михалкова

24

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители

Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

25

Сборники стихотворений для детей.  Каталожная карточка.

Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

26

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок.

Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран.

27

Народные сказки на страницах детских журналов

Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести  поисковую работу.

Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

28

Книги о семье

Читать книги о семье, маме, детях. Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

29

Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

30

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Вести  проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформлять  еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Литература для учителя

Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Учебное издание  Сборник программ внеурочной деятельности Редактор М.В. Киселёва

Литература для ученика

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова. Издательство «Стрекоза», 2010

В. Железников «Таня и Юсник»  Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012

В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012

 Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Издательство «Феникс-Премьер», 2012 г

Книги-сборники о детях и для детей, С. Михалкова Издательство «Стрекоза», 2010

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков.  Издательство: Стрекоза, 2010

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)..

Русская народная сказка «Снегурочка» Издательство «Стрекоза», 2010

 Японская народная сказка «Журушка» Издательство: «Стрекоза», 2010

А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове» Издательство «АСТ», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Россичи»

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Россичи». Программа   «Россичи» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...

рабочие программы внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса 2019-2020 учебный год

Предлагаю рабочие программы внеурочной деятельности по всем направлениям для учителей, работающих в 3 классах. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа Изобразительная деятельность для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Рабочая прогрпмма для детей с ОВЗ 8 вида по предмету "Изобразительная деятельность" 4 класс...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 3В класса на 2021-2022 учебный год направление «общекультурное» название «Азбука безопасности»

Программа курса «Азбука безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на воспитание культуры безопас...


 

Комментарии

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Вид программы: модифицированная. Программа составлена по методическим рекомендациям Л.А. Ефросининой

В результате освоения программы «В мире книг» формируются предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.