Программа внеурочной деятельности "Говорим и пишем правильно"учителя-логопеда во 2 классе
рабочая программа по логопедии

Криницкая Светлана Геннадьевна

Программа поможет учителю-логопеду организовать курс внеурочной деятельности, направленный на восполнение пробелов в речевом развитии учеников. Полезен данный курс  и детям с нормальным речевым развитием в качестве повышения интереса к русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_govorim_i_pishem_pravilno_2_klass.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Бийска Алтайского края

Рассмотрено

на МО учителей –логопедов ОУ г.Бийска

протокол №  

Согласовано

заместитель директора

по УВР

 МБОУ «СОШ №1»

Принято

Педагогическим

советом

МБОУ «СОШ № 1»

протокол №  

.

Утверждаю

Директор

МБОУ «СОШ №1»

                                                                 

                                                

        

Рабочая программа 

 внеурочной деятельности

по курсу «Говорим и пишем правильно»

во 2  классе

Учитель-логопед: Криницкая Светлана Геннадьевна

Квалификационная категория: высшая

2019 – 2020 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  Стр.

Пояснительная записка………………………………………………....………………..3

  1. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу коррекционного обучения…….….…………………..………………………………4
  2. Календарно-тематический  план работы………………………………………...…7

  1. Лист внесения изменений…….…………………………………...……...…..….…11

Пояснительная записка

  Рабочая программа  внеурочной деятельности по курсу «Говорим и пишем правильно»

во 2 Б классе  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644
  2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
  4. Письма Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015     № 081786
  5. приказа МБОУ «СОШ №1» от  23.06.2015 № 163  «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1»;
  6. приказа МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2019  № 244 «Об утверждении Годового календарного учебного графика на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ №1»;
  7. приказа МБОУ «СОШ № 1» от 05.08.2019 № 203 «Об утверждении Учебного плана основного общего образования на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ №1»;
  8. приказа МБОУ «СОШ №1» от 14.05.2018 № 183 «Об утверждении Положения о рабочей программы учебного предмета, курса МБОУ «СОШ №1»
  9. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).

Обучение  учащихся грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка и является одной из задач всего процесса обучения в школе.

        В настоящее время большое количество детей к началу школьного  обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения. Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.    

К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности – письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения.

          Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.

Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка.

Цель программы: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, коррекции и дальнейшему развитию устной и письменной речи младших школьников в рамках внеурочной деятельности в ОУ.

Задачи программы:

  • профилактика нарушений устной и  письменной речи у младших школьников;
  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);
  • совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  • совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций;
  • развитие навыков связного высказывания;

Логопедическая работа по данной программе имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:

  • раннего начала коррекционной работы;
  • комплексного воздействия;
  • системного подхода.

Методы, применяемые в практике учителя – логопеда :

  • практические (игры, упражнения);
  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);
  • словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа)
  • практические методы обучения
  • проблемно-поисковые методы обучения
  • создание ситуации успеха в учении
  • методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

Форма проведения: фронтальные логопедические занятия с детьми

Приёмы коррекционной работы:

Показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, дидактические игры и упражнения.

В процессе работы происходит постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

На начальном этапе работа проводится на основе устной речи, а в дальнейшем – в письменной речи.

Адресат: учащиеся 2 классов.

Программа «Говорим и пишем правильно»» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и проводится за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность.

  1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы  «Говорим  и пишем правильно» состоит из пяти взаимосвязанных блоков:

1. «Речь. Звуки и буквы русского языка»

     Задачи:

  • формировать полноценные фонетические представления ( на базе развития фонематического восприятия).
  • совершенствовать звуковые обобщения в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
  • развивать неречевые процессы.

2.«В мире слов»

    Задачи:

  • обогащать словарный запас детей.
  • формировать и совершенствовать грамматический строй речи.
  • развивать навыки работы со словосочетаниями, моделями разных синтаксических конструкций.
  • развитие неречевые процессы.

3.«Как делаются слова»

 Задачи:        

  • развивать навыки словообразования и словоизменения.
  • развивать умение находить части слова и графически их выделять
  • формировать умение работать со словосочетаниями

4. «Загадки простого предложения»

    Задачи:

  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
  • развивать умение отвечать на вопросы и задавать их.
  • формировать навыки строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
  • развивать умение распространять предложение
  • развивать у учащихся навыки самоконтроля.

5. «Секреты правильной речи»

Задачи:

  • точно и чётко формулировать мысль в процессе подготовки связного высказывания.
  • формировать навыки звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
  • развивать интерес к языку, словарному многообразию языка.

Содержание коррекционных блоков, их порядок и комплектование формируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В комплекс занятий каждого блока включены упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Программа предусматривает безоценочную систему занятий.

При завершении коррекционно-развивающего обучения у учащихся:

  • должны быть уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины (слово, словосочетание, предложение, часть речи, часть слова  и т.д.);
  • сформирована направленность на грамматически правильное оформление  речи(сформирован навык словообразования и словотворчества)
  • должен появиться навык работы с различными частями речи;

К концу обучения учащиеся должны:

  • передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании;
  • строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);
  • устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
  • отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, повествование, рассуждение).

Учащиеся должны уметь:

  • различать слова, обозначающие предметы, действия предметов и их признаки;
  • практически пользоваться вопросами «кто?», «что?»,  «что делает?», «какой?»
  • вычленять слова из предложений;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;
  • программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность.


II.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

№ п/п

№ по разделу

Дата проведения

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

1.Речь. Звуки и буквы русского языка (4ч)

1.

1.1

04.09.19

Фабрика речи 

Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки.

2.

1.2

11.09

Полоса препятствий

Согласные звуки. Работа органов речи при образовании согласных звуков.

3.

1.3

18.09

Трудности словесного ударения

Понятие «слог». Определение ударного гласного в слове. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения

4.

1.4

25.09

Азбука, прошедшая сквозь века

Буквы старые и новые. Страницы древних книг. Весёлая азбука. Загадки русской графики.

2.В мире слов (4ч)

5.

2.1

02.10

Всему название дано

Слово как смысловая единица речи.

6.

2.2

09.10

Имена, имена, имена…

Написание имен собственных

7.

2.3

16.10

Превращение слов. Волшебные цепочки.

Определение последовательности звуков в слове Преобразование слова при помощи замены одной буквы в нем.. Сравнение слов-паронимов по звучанию и написанию.

8.

2.4

23.10

Словари – сокровищница языка.

Знакомство с различными словарями. Старые и новые слова в языке. Толковый словарь В.И.Даля

3.Как делаются слова (5ч)

9.

3.1

06.11

Слова «готовые» и  «сделанные»

Знакомство со словообразованием. Дальние родственники. Есть ли родители у слов? Группировка слов по значениям.

10.

3.2

13.11

Внимание, корень!

Знакомство с понятием «корень». Выделение единого корня в серии слов. Правописание однокоренных и родственных слов

11.

3.3

20.11

Такие разные суффиксы

Знакомство с суффиксами. Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов.

12.

3.4

27.11

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

Знакомство  с приставками. Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки

1тр.

12ч

13.

3.5

04.12

Что нам стоит слово построить?

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов.

4.Загадки простого предложения (7ч)

14.

4.1

11.12

Непорядок в предложении

Деформированное предложение. Закрепление навыков грамматического оформления предложения на письме.

15.

4.2

18.12

Важные мелочи.

Распространение предложений

16.

4.3

25.12

Требуется определение

Распространение предложения путем введения определения. Подбор признаков к предметам.

17.

4.4

15.01.20

Важные обстоятельства

Распространение предложения путем введения обстоятельства( Где? Куда? Откуда? Когда? И т.д.)

18.

4.5

22.01

Необходимо дополнить

Распространение предложения путем введения дополнения

19.

4.6

29.01

Стройтесь в ряд!

«Дама славала в багаж диван, чемодан, саквояж…» знакомство с однородными членами предложения

20.

4.7

05.02

Повтори и продолжи

Распространение предложений

5.Секреты правильной речи (6ч)

21.

5.1

12.02

Выбираем точное слово

Слова – синонимы. Подбор в предложение слова, имеющего наиболее подходящее  по смыслу значение.

22.

5.2

19.02

Когда значения спорят?

Многозначные слова

23.

5.3

26.02

Один, два, много

Изменение существительных по числам , неизменяемые слова

2 тр.

11 ч

24.

5.4

04.03

«Местные жители» и «иностранцы»

Знакомство с иноязычными словами. Неизменяемые слова

25.

5.5

11.03

Как рождаются фразеологизмы?

Знакомство фразеологическими оборотами. Их роль в речи человека.

26.

5.6

18.03

Выбор фразеологизма в речи

Замена фразеологического оборота словами-синонимами. Подбор фразеологизма в предложение

6.Поиграем со звуками, словами и предложениями (8ч)

27.

6.1

01.04

Слово спряталось

Звукобуквенный анализ  и синтез слов. Нахождение слова в слове.

28.

6.2

08.04

Буква потерялась

Звукобуквенный анализ слов-паронимов. Составление предложений с данными словами.

29.

6.3

15.04

«Наборщик»

Звукобуквенный анализ и синтез слов. Составление различных слов из букв одного большого слова

30.

6.4

22.04

Слоговое лото

Подбор слов различной слоговой структуры с заданным слогом (позиция слога в слове различна)

31.

6.5

29.04

Кроссворды

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры (на материале кроссвордов)

32.

6.6

06.05

Палиндромы (или перевертыши)

Чтение слов и предложений (палиндромов) справа налево и слева направо.

33.

6.7

13.05

Ребусы. Шарады.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов в игровой форме.

34.

6.8

20.05

Ребусы. Шарады

(Разгадывание ребусов, шарад)

35.

6.9

27.05

Устное сочинение «Чего я жду от лета?»

Составление связного текста с элементами фантазии

3 тр.

12ч

Итого за год

35ч

Лист внесения изменений

Дата урока по журналу, на который была сделана корректи

ровка

Номера уроков, которые были интегрированы

(дополне

ны)

Тема урока, которая стала после интеграции

(дополнения)

Основание для корректировки

Подпись представителя администрации  школы, контролирующего выполнение корректировки

27.05.2020 г.

№ 35

Ребусы. Шарады

Приказ «О сроках и продолжительности каникул в 2019/2020 учебном году» № 240 от 30.08.2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс

Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Разговор о правильном питании" преднозначена для учителей, работающих в 1-ом классе....

Программа внеурочной деятельности по курсу «Формула правильного питания» в 3 классе. Авторы: М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева (34ч.)

Цель программы- формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Говорим правильно"

Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка, методологические и теоретические основы программы., основные требования к уровню подготовки обучающегося, содержание прог...

Программа внеурочной деятельности "Говорить по-русски"

Программа внеурочной деятельности "Говорить по-русски"...