Программа внеурочной деятельности "Говорим и пишем правильно"учителя-логопеда во 2 классе
рабочая программа по логопедии
Программа поможет учителю-логопеду организовать курс внеурочной деятельности, направленный на восполнение пробелов в речевом развитии учеников. Полезен данный курс и детям с нормальным речевым развитием в качестве повышения интереса к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_govorim_i_pishem_pravilno_2_klass.docx | 42.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Бийска Алтайского края
Рассмотрено на МО учителей –логопедов ОУ г.Бийска протокол № | Согласовано заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №1» | Принято Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 1» протокол № . | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №1» |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Говорим и пишем правильно»
во 2 классе
Учитель-логопед: Криницкая Светлана Геннадьевна
Квалификационная категория: высшая
2019 – 2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр. | ||
Пояснительная записка………………………………………………....………………..3 | ||
| ||
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Говорим и пишем правильно»
во 2 Б классе разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
- Письма Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 081786
- приказа МБОУ «СОШ №1» от 23.06.2015 № 163 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1»;
- приказа МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2019 № 244 «Об утверждении Годового календарного учебного графика на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ №1»;
- приказа МБОУ «СОШ № 1» от 05.08.2019 № 203 «Об утверждении Учебного плана основного общего образования на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ №1»;
- приказа МБОУ «СОШ №1» от 14.05.2018 № 183 «Об утверждении Положения о рабочей программы учебного предмета, курса МБОУ «СОШ №1»
- Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Обучение учащихся грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка и является одной из задач всего процесса обучения в школе.
В настоящее время большое количество детей к началу школьного обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения. Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности – письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения.
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.
Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка.
Цель программы: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, коррекции и дальнейшему развитию устной и письменной речи младших школьников в рамках внеурочной деятельности в ОУ.
Задачи программы:
- профилактика нарушений устной и письменной речи у младших школьников;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);
- совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций;
- развитие навыков связного высказывания;
Логопедическая работа по данной программе имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:
- раннего начала коррекционной работы;
- комплексного воздействия;
- системного подхода.
Методы, применяемые в практике учителя – логопеда :
- практические (игры, упражнения);
- наглядные (демонстрация, иллюстрации);
- словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа)
- практические методы обучения
- проблемно-поисковые методы обучения
- создание ситуации успеха в учении
- методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения
Форма проведения: фронтальные логопедические занятия с детьми
Приёмы коррекционной работы:
Показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, дидактические игры и упражнения.
В процессе работы происходит постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
На начальном этапе работа проводится на основе устной речи, а в дальнейшем – в письменной речи.
Адресат: учащиеся 2 классов.
Программа «Говорим и пишем правильно»» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и проводится за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность.
- ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы «Говорим и пишем правильно» состоит из пяти взаимосвязанных блоков:
1. «Речь. Звуки и буквы русского языка»
Задачи:
- формировать полноценные фонетические представления ( на базе развития фонематического восприятия).
- совершенствовать звуковые обобщения в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- развивать неречевые процессы.
2.«В мире слов»
Задачи:
- обогащать словарный запас детей.
- формировать и совершенствовать грамматический строй речи.
- развивать навыки работы со словосочетаниями, моделями разных синтаксических конструкций.
- развитие неречевые процессы.
3.«Как делаются слова»
Задачи:
- развивать навыки словообразования и словоизменения.
- развивать умение находить части слова и графически их выделять
- формировать умение работать со словосочетаниями
4. «Загадки простого предложения»
Задачи:
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
- развивать умение отвечать на вопросы и задавать их.
- формировать навыки строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
- развивать умение распространять предложение
- развивать у учащихся навыки самоконтроля.
5. «Секреты правильной речи»
Задачи:
- точно и чётко формулировать мысль в процессе подготовки связного высказывания.
- формировать навыки звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
- развивать интерес к языку, словарному многообразию языка.
Содержание коррекционных блоков, их порядок и комплектование формируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В комплекс занятий каждого блока включены упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Программа предусматривает безоценочную систему занятий.
При завершении коррекционно-развивающего обучения у учащихся:
- должны быть уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины (слово, словосочетание, предложение, часть речи, часть слова и т.д.);
- сформирована направленность на грамматически правильное оформление речи(сформирован навык словообразования и словотворчества)
- должен появиться навык работы с различными частями речи;
К концу обучения учащиеся должны:
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании;
- строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);
- устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, повествование, рассуждение).
Учащиеся должны уметь:
- различать слова, обозначающие предметы, действия предметов и их признаки;
- практически пользоваться вопросами «кто?», «что?», «что делает?», «какой?»
- вычленять слова из предложений;
- правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;
- программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность.
II.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ п/п | № по разделу | Дата проведения | Тема занятия | Содержание коррекционной работы |
1.Речь. Звуки и буквы русского языка (4ч) | ||||
1. | 1.1 | 04.09.19 | Фабрика речи | Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. |
2. | 1.2 | 11.09 | Полоса препятствий | Согласные звуки. Работа органов речи при образовании согласных звуков. |
3. | 1.3 | 18.09 | Трудности словесного ударения | Понятие «слог». Определение ударного гласного в слове. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения |
4. | 1.4 | 25.09 | Азбука, прошедшая сквозь века | Буквы старые и новые. Страницы древних книг. Весёлая азбука. Загадки русской графики. |
2.В мире слов (4ч) | ||||
5. | 2.1 | 02.10 | Всему название дано | Слово как смысловая единица речи. |
6. | 2.2 | 09.10 | Имена, имена, имена… | Написание имен собственных |
7. | 2.3 | 16.10 | Превращение слов. Волшебные цепочки. | Определение последовательности звуков в слове Преобразование слова при помощи замены одной буквы в нем.. Сравнение слов-паронимов по звучанию и написанию. |
8. | 2.4 | 23.10 | Словари – сокровищница языка. | Знакомство с различными словарями. Старые и новые слова в языке. Толковый словарь В.И.Даля |
3.Как делаются слова (5ч) | ||||
9. | 3.1 | 06.11 | Слова «готовые» и «сделанные» | Знакомство со словообразованием. Дальние родственники. Есть ли родители у слов? Группировка слов по значениям. |
10. | 3.2 | 13.11 | Внимание, корень! | Знакомство с понятием «корень». Выделение единого корня в серии слов. Правописание однокоренных и родственных слов |
11. | 3.3 | 20.11 | Такие разные суффиксы | Знакомство с суффиксами. Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. |
12. | 3.4 | 27.11 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | Знакомство с приставками. Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки |
1тр. 12ч | ||||
13. | 3.5 | 04.12 | Что нам стоит слово построить? | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. |
4.Загадки простого предложения (7ч) | ||||
14. | 4.1 | 11.12 | Непорядок в предложении | Деформированное предложение. Закрепление навыков грамматического оформления предложения на письме. |
15. | 4.2 | 18.12 | Важные мелочи. | Распространение предложений |
16. | 4.3 | 25.12 | Требуется определение | Распространение предложения путем введения определения. Подбор признаков к предметам. |
17. | 4.4 | 15.01.20 | Важные обстоятельства | Распространение предложения путем введения обстоятельства( Где? Куда? Откуда? Когда? И т.д.) |
18. | 4.5 | 22.01 | Необходимо дополнить | Распространение предложения путем введения дополнения |
19. | 4.6 | 29.01 | Стройтесь в ряд! | «Дама славала в багаж диван, чемодан, саквояж…» знакомство с однородными членами предложения |
20. | 4.7 | 05.02 | Повтори и продолжи | Распространение предложений |
5.Секреты правильной речи (6ч) | ||||
21. | 5.1 | 12.02 | Выбираем точное слово | Слова – синонимы. Подбор в предложение слова, имеющего наиболее подходящее по смыслу значение. |
22. | 5.2 | 19.02 | Когда значения спорят? | Многозначные слова |
23. | 5.3 | 26.02 | Один, два, много | Изменение существительных по числам , неизменяемые слова |
2 тр. 11 ч | ||||
24. | 5.4 | 04.03 | «Местные жители» и «иностранцы» | Знакомство с иноязычными словами. Неизменяемые слова |
25. | 5.5 | 11.03 | Как рождаются фразеологизмы? | Знакомство фразеологическими оборотами. Их роль в речи человека. |
26. | 5.6 | 18.03 | Выбор фразеологизма в речи | Замена фразеологического оборота словами-синонимами. Подбор фразеологизма в предложение |
6.Поиграем со звуками, словами и предложениями (8ч) | ||||
27. | 6.1 | 01.04 | Слово спряталось | Звукобуквенный анализ и синтез слов. Нахождение слова в слове. |
28. | 6.2 | 08.04 | Буква потерялась | Звукобуквенный анализ слов-паронимов. Составление предложений с данными словами. |
29. | 6.3 | 15.04 | «Наборщик» | Звукобуквенный анализ и синтез слов. Составление различных слов из букв одного большого слова |
30. | 6.4 | 22.04 | Слоговое лото | Подбор слов различной слоговой структуры с заданным слогом (позиция слога в слове различна) |
31. | 6.5 | 29.04 | Кроссворды | Звукобуквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры (на материале кроссвордов) |
32. | 6.6 | 06.05 | Палиндромы (или перевертыши) | Чтение слов и предложений (палиндромов) справа налево и слева направо. |
33. | 6.7 | 13.05 | Ребусы. Шарады. | Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов в игровой форме. |
34. | 6.8 | 20.05 | Ребусы. Шарады | (Разгадывание ребусов, шарад) |
35. | 6.9 | 27.05 | Устное сочинение «Чего я жду от лета?» | Составление связного текста с элементами фантазии |
3 тр. 12ч | ||||
Итого за год 35ч |
Лист внесения изменений
Дата урока по журналу, на который была сделана корректи ровка | Номера уроков, которые были интегрированы (дополне ны) | Тема урока, которая стала после интеграции (дополнения) | Основание для корректировки | Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки |
27.05.2020 г. | № 35 | Ребусы. Шарады | Приказ «О сроках и продолжительности каникул в 2019/2020 учебном году» № 240 от 30.08.2019г. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс
Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....
Интегрированное занятие кружка внеурочной деятельности «Арт-терапия «Гармония»» и учителя-логопеда «Ахи-страхи» (конспект + презентация)
Презентация по ссылке: http://1drv.ms/1Gi9hqX...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»
Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Разговор о правильном питании" преднозначена для учителей, работающих в 1-ом классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Пишу красиво и грамотно" . 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности по курсу «Формула правильного питания» в 3 классе. Авторы: М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева (34ч.)
Цель программы- формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Говорим правильно"
Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка, методологические и теоретические основы программы., основные требования к уровню подготовки обучающегося, содержание прог...
Программа внеурочной деятельности "Говорить по-русски"
Программа внеурочной деятельности "Говорить по-русски"...