РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме
Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю» Директор школы: Промкина Л.Н. приказ № ____ от_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для обучающихся 3 класса
кружка
«Информатика в играх и задачах»
составитель:
учитель начальных классов
Комарова Екатерина Витальевна
п. Красный Текстильщик, 2013 год
Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и решать общие задачи в рамках своей предметной специфики.
К основным целям общего начального образования относятся:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:
не требуют обязательного наличия компьютеров;
проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента;
проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.
В данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин).
I. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача - формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью ка- кого-либо системно-информационного языка.
Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и ..., то...»);
алгоритмический подход к решению задач умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизации его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризованно), но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах».
Учебно-методический материал разработан для обучения с 1-го по 4-й класс. Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием, материал для проведения 4 контрольных работ (по 2 варианта). Кроме того, издан набор плакатов и разрезного дидактического материала.
В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом, изучение материала происходит «по спирали» - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
четверть - алгоритмы.
четверть - объекты.
четверть - логические рассуждения.
четверть - применение моделей для решения задач.
II. СТРУКТУРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАТИКИ
В материале выделяются следующие рубрики:
описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений — высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу. При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если-то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-Й КЛАСС (34 Ч)
Алгоритмы (10 ч)
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (7 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Учебно – тематический план
3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Контрольные работы | ||
1 | Алгоритмы | 10 | 9 | 1 |
2 | Группы (классы) объектов | 7 | 6 | 1 |
3 | Логические рассуждения | 10 | 9 | 1 |
4 | Применение моделей (схем) для решения задач | 7 | 6 | 1 |
Всего | 34 | 30 | 4 |
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по программе "Информатика в играх и задачах"
№ урока | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
План действий в жизни | |||
План действий в играх | |||
Алгоритм | |||
Формы записи алгоритма | |||
Блок-схема | |||
Построчная запись алгоритма | |||
Выполнение алгоритма | |||
Составление алгоритма | |||
Поиск ошибок в алгоритме | |||
Виды алгоритмов: линейные | |||
Виды алгоритмов: ветвящиеся | |||
Виды алгоритмов: циклические | |||
Названия отдельных объектов | |||
Общие названия объектов | |||
Разные объекты с общим названием. | |||
Разные общие названия одного отдельного объекта | |||
Отличительные признаки. | |||
Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе | |||
Состав и действия объектов с одним общим названием. | |||
Имена объектов | |||
Игры | |||
Игры с выигрышной стратегией | |||
Анализ игр с выигрышной стратегией | |||
Игры с выигрышной стратегией | |||
Решение задач по аналогии | |||
Игры с выигрышной стратегией | |||
Решение задач на закономерности | |||
Аналогичные закономерности | |||
Аналогичные закономерности | |||
Решение задач на закономерности | |||
Решение задач на закономерности | |||
Игры с выигрышной стратегией | |||
Игры с выигрышной стратегией | |||
Любимые игры |
Материально-техническое обеспечение
Программа Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2013г.
УчебникГорячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г.
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013г.
Дополнительная литератураКрылова О.Н., Информатика. Тесты. 3 класс
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 201.. г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. 31. 08.201.. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 2 класса. Кружёк "Информатика".
Программа внеурочной деятельности (научно-познавотельное направление) по информатике для 2 класса. Кружёк "Информатика" (1 час в неделю – 34 часа в год). Рабочая программа составлена на основе п...
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Программа «В мире книг» спосо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года (1-2 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 «а» класса
Рабочая программа внеурочной деятельности....
рабочие программы внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса 2019-2020 учебный год
Предлагаю рабочие программы внеурочной деятельности по всем направлениям для учителей, работающих в 3 классах. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...