Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования "Играем в театр"
рабочая программа (1 класс) по теме
Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» имеет общекультурную направленность. Программа ориентирована на знакомство учащихся начальной школы с миром искусства Театра через игровую творческую деятельность.
Программа является победителем областного конкурса программ внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
Невельского городского округа Сахалинской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска
Невельского района Сахалинской области»
Рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом МБОУ «СОШ» Директор МБОУ «СОШ»
Протокол № ________ _______ Ким Кен Сен
От «___» _______2012г. «___» _____2012г.
Образовательная программа внеурочной деятельности
для обучающихся на начальной ступени общего образования
«Играем в театр»
Направление: общекультурное
Вид деятельности: театральное объединение
Возраст школьников: 1-4 класс
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Бакалец Ольга Васильевна,
педагог дополнительного образования
с. Горнозаводск, 2012г.
2. Пояснительная записка.
2.1. Актуальность программы.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Востребованность и актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена требованиями современного общества к развитию и воспитанию подрастающего поколения, решением проблем адаптации ребенка в социуме, в частности, адаптации среди сверстников и взрослых в период обучения в школе.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» педагогически целесообразна, т.к. способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Занятия театральным творчеством, синтетический характер театрального искусства, коллективность и игровая природа театрального творчества помогают снять зажатость и комплексы, эмоционально раскрепостить детей, лучше адаптироваться среди сверстников и взрослых, активизировать познавательный интерес и устойчивую мотивацию к учебной деятельности.
2.2. Направленность программы.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» имеет общекультурную направленность. Программа ориентирована на знакомство учащихся начальной школы с миром искусства Театра через игровую творческую деятельность.
Новизна данной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ театральной культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, развитие культуры речи и ритмопластической выразительности, эмоциональной отзывчивости, формирование предметных и коммуникативных компетенций.
В образовательную программу внеурочной деятельности «Играем в театр» включен целый комплекс разделов, помогающий разностороннему развитию детей: «Азбука театра», «Театральная игра», «Культура и техника речи», «Творческая мастерская Наш Театр». Содержание программы тесно взаимосвязано с предметными областями: «Русский язык», «Литературное чтение», «Музыка», «Окружающий мир», «Изобразительная деятельность», «Технология». Все направления используются в комплексе через игровую творческую деятельность, что способствует формированию нравственных и эстетических качеств у учащихся младшего школьного возраста. В процессе работы над инсценировкой, сценической постановкой дети на практике знакомятся с работой всех театральных цехов, включаясь в коллективную творческую деятельность.
Содержание программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области» для обучающихся на начальной ступени общего образования (1-4 класс).
2.3. Тип программы.
Программа внеурочной деятельности «Играем в театр» является модифицированной. Программа составлена на обобщении опыта театральной педагогики по системе К.С. Станиславского, адаптированного для занятий с детьми младшего школьного возраста и авторских разработок театральных педагогов: Чуриловой Э.Г., Фоминцева А. , Ганелина Е.Р., Корогодского З.Я. , Генераловой И.А., а также собственном опыте работы с детьми младшего школьного возраста в МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» на базе МБОУ СОШ №1 г. Мурома Владимирской области (Образовательная программа дополнительного образования «Играем в театр», 1-3 класс). В программе используются известные театральные упражнения, адаптированные для детей, авторские разработки.
2.4. Возраст детей, участвующих в реализации содержания программы.
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 1-4 классы. Предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе, что позволяет учитывать психологические и физические особенности детей, применять задания разного типа сложности. Состав группы 10 – 15 человек.
2.5. Цель и задачи программы.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста средствами театральной педагогики.
Задачи:
- Активизация познавательного интереса детей младшего школьного возраста;
- Получение знаний в области театрального искусства;
- Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления;
- Развитие речевой культуры, речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции;
- Снятие мышечных зажимов, зажатости и скованности;
- Формирование эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- Формирование художественного вкуса, интереса к театральному искусству и мировой художественной культуре;
- Формирование нравственно-этических норм поведения;
- Воспитание бережного отношения к культурным традициям своего народа;
- Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
2.6. Педагогическая идея, положенная в основу реализации содержания программы.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений, эмоциональной сферы через игровую деятельность. Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. А игра и общение являются для младших школьников ведущей психологической деятельностью. Игра помогает в постижении мира и развивает стремление к творчеству. Приобретение детьми знаний происходит через собственный опыт и самостоятельное творчество. Индивидуальный подход к каждому ребенку, положительный эмоциональный настрой на занятиях, взаимодействие педагога и детей в ходе учебного процесса через игровую деятельность позволяет получить максимально положительный результат.
2.7. Виды внеурочной деятельности.
Данная программа предполагает использование на занятиях различных видов внеурочной деятельности детей и педагога: проблемно-ценностное общение; игровая и познавательная деятельность; художественное творчество. Во всех этих видах деятельности дети и педагог являются участниками единого творческого процесса. Взаимодействие осуществляется через разные формы: Учитель-Ученик, Ученик-Ученик, Группа учеников - Группа учеников.
2.8. Формы внеурочной деятельности.
В процессе реализации программы применяются следующие формы работы с учащимися: беседы; знакомство с произведениями искусства и литературы; просмотр мультимедиапрезентаций; проблемные ситуации; экскурсии; просмотр видеофильмов (мультфильмов), спектаклей; аудиопрослушивание музыкальных и литературных произведений (спектаклей); общеразвивающие игры, театральные игровые тренинги - актерские, речевые, ритмопластические; творческие проекты (постановка инсценировки-спектакля); использование художественной деятельности (рисование, лепка)
Используются следующие формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: игра, тренинг, творческая мастерская;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Используются следующие методы:
- Словесный – рассказ, диалог педагога и детей, работа с печатными источниками.
- Наглядный – демонстрация наглядных пособий (реквизита, костюмов, декораций и т.д.), видео и аудиоматериала.
- Практический – тренинги, упражнения, игры, инсценировки. Данный метод обучения по программе является основным.
- Метод создания ситуаций успеха на занятии.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития.
- Метод стимулирования занимательным содержанием.
- Метод создания проблемных ситуаций - представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
- Метод использования различных игровых форм - введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.
1 год обучения посвящен развивающим театральным играм, способствующим снятию зажимов и комплексов у первоклассников, развитию эмоциональной сферы детей, формированию познавательных интересов, созданию творческого коллектива.
На 2 год обучения к игровым элементам добавляются тренинговые упражнения и игры, направленные на развитие всех психофизических качеств личности, даются первичные навыки исполнительского актерского мастерства. Увеличивается количество часов по программе.
На 3-м и 4-м году обучения тренинговые упражнения усложняются, с учетом возрастного и психологического развития детей, осваиваются элементы сценического действия и поведения.
Занятия проходят в учебном классе или специально отведенном помещении для занятий внеурочной деятельностью. Программой предусмотрены занятия в актовом зале, экскурсии в театр (при возможности).
2.9. Психолого-педагогические принципы реализации программы.
При реализации программы используются следующие принципы:
- Принцип доступности - обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей младших школьников, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
- Принцип наглядности - в учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеоматериал, аудиозаписи, элементы костюмов.
- Принцип единства восприятия и созидания - единство восприятия произведений искусства (театра, литературы, музыки) и собственной творческой практической работы (роль в спектакле-инсценировке, чтецкая работа) создает условия для осознания и переживания образа.
- Художественно – образного мышления – строится на единстве двух основ: наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни и фантазии (способности строить художественный образ).
- Целостности освоения материала – последовательное изучение методически выстроенного материала.
- Принцип успеха - каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
2.10. Сроки реализации программы.
Программа внеурочной деятельности «Играем в театр» рассчитана на 4 года обучения. Количество часов по программе: 1 год - 30 часов, 2-4 год- — 34 часа. В течение учебного года возможна корректировка учебного плана в зависимости от задач образовательного процесса.
2.11. Режим занятий.
Занятия проходят 1 раз в неделю, на базе общеобразовательного учреждения, во внеурочное время. Продолжительность занятия 30 минут. Возможна корректировка продолжительности занятия согласно нормам СанПиН.
2.12. Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности «Играем в театр», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
- Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
- Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы внеурочной деятельности «Играем в театр» у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам нравственного, этического поведения;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над инсценировкой, пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, чтении по ролям и инсценировании.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- Определять и различать виды театрального искусства;
- Владеть основами зрительского этикета;
- Владеть навыками работы над голосом;
- Управлять своим вниманием;
- Четко формулировать свои мысли;
- Выстраивать логическую цепочку поведения персонажа;
- Применять полученные исполнительские навыки в работе над сценическим образом.
Планируемые результаты обучения.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- Что такое театр, его отличительные особенности.
- Правила зрительского этикета.
- Наизусть пять скороговорок.
- Наизусть 3-5 произведений русского фольклора.
Учащиеся должны уметь:
- Владеть навыками работы над голосом (правильное дыхание, артикуляция).
- Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
- Уметь действовать согласованно, коллективно выполнять задания педагога.
- Доброжелательно относиться к творчеству сверстников.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- Как появился русский народный театр, его особенности.
- Основные театральные термины.
- Правила зрительского этикета.
- 7-10 скороговорок.
- 2-3 стихотворения отечественных или зарубежных авторов.
- Что такое этюд.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять упражнения речевого тренинга.
- Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира.
- Выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащихся.
- Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.
- Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.
- Сочинять простейший диалог.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
- Виды театрального искусства.
- Театральную терминологию: «предлагаемые обстоятельства», «этюд», «действие», «событие», «сюжет».
- Законы логического построения этюда.
- Наизусть 10-15 скороговорок.
- Наизусть 2-3 стихотворения.
Учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.
- Владеть пластическим тренингом.
- Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».
- Различать компоненты актерской выразительности.
- Выстраивать событийный ряд в этюде.
- Применять полученные навыки в работе над образом.
- Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:
- Театральные профессии.
- Специфику театральных жанров.
- Театральную терминологию.
- Законы логического построения этюда.
- Наизусть 10-15 скороговорок.
- Наизусть 3-4 стихотворения.
Учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.
- Владеть пластическим тренингом.
- Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».
- Различать компоненты актерской выразительности.
- Выстраивать событийный ряд в этюде.
- Применять полученные навыки в работе над образом. Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.
2.13. Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности.
При подведении итогов реализации программы внеурочной деятельности «Играем в театр» во главу внимания берется личностный рост каждого ребенка, развитие его эмоциональной сферы, снятие зажимов и комплексов, умение взаимодействовать с товарищами. Каждый успех ребенка отмечается педагогом.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- вводный - позволяет определить исходный уровень знаний в предметной области Театр и личностного развития обучающихся; проводится в начале года (беседа, опрос)
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью детей в процессе занятий (творческие задания, упражнения, викторина, игра)
- промежуточный – проводится в конце 1 полугодия и по итогам прохождения разделов и наиболее значимых тем программы (творческое задание, участие в коллективной работе, игра, викторина)
- итоговый – проводится в конце года (тестирование, практические и творческие работы, показы инсценировки-спектакля, открытые занятия).
За критерии личностного и творческого развития детей можно взять следующие показатели: Критерии оценки творческого развития (по А.Фоминцеву): активность, фантазия, логика, образное видение.
индекс | активность | фантазия | логика | образное видение |
0 | отсутствие | Не развита | Не развита | Не развита |
1 | Участие в устных разработках | Фантазия от сопутствующего сигнала с направляющей | Поддержка ребенком предлагаемого педагогом логического ряда | От локального образа |
2 | Участие в практических разработках | Фантазия полного образа с направляющей | Логический ряд ребенка, требующий поддержки педагога. | От обозначенного образа |
3 | Самостоятельная творческая активность | Фантазия самостоятельная | Самостоятельное выстраивание логического ряда. | Самостоятельная передача образа |
Критерии выявления отношения к деятельности: к процессу деятельности, к достижению и качеству исполнения дела, взаимоотношение с товарищами в процессе дела, инициатива, творческое отношение к делу.
к процессу деятельности | к достижению и качеству исполнения дела | взаимоотношение с товарищами в процессе дела | инициатива | творческое отношение к делу |
0-5 баллов | 0-5 баллов | 0-5 баллов | 0-5 баллов | 0-5 баллов |
Для оценки эффективности занятий по программе можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность, умение работать в группе;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий прохождения тем, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.
Критерии оценки результатов тестов и заданий:
- 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
- 60-80% - уровень выше среднего;
- 50-60% - средний уровень;
- 30-50% - уровень ниже среднего;
- меньше 30% - низкий уровень.
2.14. Формы подведения итогов реализации программы.
Формой подведения итогов реализации программы можно считать: позитивный эмоциональный настрой и активность детей на занятиях, устойчивую мотивацию к получению новых знаний, сценическую постановку (инсценировку), открытые занятия, участие в мероприятиях младших классов — выступление перед сверстниками, родителями.
- Учебно-тематический план.
1 год обучения.
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Аудит. | Внеауд. | ||
1 | Вводное занятие «Знакомство». | 1 | 1 | |
2 | Азбука театра: | 8 | 6 | 2 |
2.1. | Театр как вид искусства. | 1 | 1 | |
2.2. | История театра. | 1 | 1 | |
2.3. | Виды театров. | 1 | 1 | |
2.4. | Этикет в театре. | 1 | 1 | |
2.5. | Просмотр спектакля. | 2 | 1 | 1 |
2.6. | Волшебный мир театрального закулисья. | 2 | 1 | 1 |
3 | Театральная игра: | 10 | 7 | 3 |
3.1. | «Мир эмоций» | 2 | 2 | |
3.2. | «Я и мы» | 2 | 1 | 1 |
3.3. | «Страна Вообразилия». | 3 | 2 | 1 |
3.4. | «Мир вокруг меня». | 3 | 2 | 1 |
4 | Культура и техника речи. | 5 | 4 | 1 |
4.1. | Культура речи. | 1 | 1 | |
4.2. | Учимся говорить правильно. | 4 | 3 | 1 |
5 | Творческая мастерская «Наш Театр»: | 5 | 3 | 2 |
5.1. | Выбор литературного произведения. | 1 | 1 | |
5.2. | Сценическое оформление и костюмы персонажей. | 1 | 1 | |
5.3. | Работа над сценической постановкой. | 2 | 1 | 1 |
5.4. | Показ сценической постановки. | 1 | 1 | |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 30ч | 21ч | 9ч |
Учебно-тематический план.
2 год обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Аудит. | Внеауд | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2. | Азбука театра: | 9 | 7 | 2 |
2.1. | Театр как вид искусства (повторение). | 1 | 1 | |
2.2. | История Театра. | 3 | 3 | |
2.3. | Волшебный мир театрального закулисья. | 3 | 2 | 1 |
2.4. | Мы - зрители. | 2 | 1 | 1 |
3 | Театральная игра: | 11 | 9 | 2 |
3.1. | «Страна Вообразилия». | 3 | 2 | 1 |
3.2. | «Актерское мастерство». | 5 | 5 | |
3.3. | «Мир вокруг меня». | 3 | 2 | 1 |
4 | Культура и техника речи. | 4 | 3 | 1 |
4.1. | Культура речи. | 1 | 1 | |
4.2. | Учимся правильно говорить. | 3 | 2 | 1 |
5. | Творческая мастерская «Наш Театр»: | 6 | 3 | 3 |
5.1. | Выбор литературного произведения. | 1 | 1 | |
5.2. | Сценическое оформление. | 2 | 2 | |
5.3. | Работа над сценической постановкой. | 2 | 2 | |
5.4. | Показ сценической постановки. | 1 | 1 | |
6 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34ч | 25ч | 9ч |
Учебно-тематический план.
3 год обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Аудит. | Внеауд | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2. | Азбука театра: | 9 | 7 | 2 |
2.1. | История Театра (повторение). | 2 | 2 | |
2.2. | Виды театрального искусства. | 3 | 3 | |
2.3. | Волшебный мир театрального закулисья. | 2 | 2 | |
2.4. | Мы - зрители. | 2 | 1 | 1 |
3 | Театральная игра: | 11 | 9 | 2 |
3.1. | «Страна Вообразилия». | 3 | 2 | 1 |
3.2. | «Актерское мастерство». | 5 | 5 | |
3.3. | «Мир вокруг меня». | 3 | 2 | 1 |
4 | Культура и техника речи. | 4 | 3 | 1 |
4.1. | Культура речи. | 1 | 1 | |
4.2. | Свойства голоса. | 3 | 2 | 1 |
5. | Творческая мастерская «Наш Театр»: | 6 | 3 | 3 |
5.1. | Выбор литературного произведения. | 1 | 1 | |
5.2. | Сценическое оформление. | 2 | 2 | |
5.3. | Работа над сценической постановкой. | 2 | 2 | |
5.4. | Показ сценической постановки. | 1 | 1 | |
6 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34ч | 25ч | 9ч |
Учебно-тематический план.
4 год обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Аудит. | Внеауд | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2. | Азбука театра: | 9 | 7 | 2 |
2.1. | Виды театрального искусства. (повторение). | 2 | 2 | |
2.2. | Театральные жанры. | 2 | 2 | |
2.3. | Волшебный мир театрального закулисья. | 3 | 3 | |
2.4. | Мы - зрители. | 2 | 1 | 1 |
3 | Театральная игра: | 11 | 9 | 2 |
3.1. | «Актерское мастерство». | 6 | 6 | |
3.2. | «Мир вокруг меня». | 3 | 2 | 1 |
4 | Культура и техника речи. | 4 | 3 | 1 |
4.1. | Культура речи. | 1 | 1 | |
4.2. | Свойства голоса. | 3 | 2 | 1 |
5. | Творческая мастерская «Наш Театр»: | 6 | 3 | 3 |
5.1. | Выбор литературного произведения. | 1 | 1 | |
5.2. | Сценическое оформление. | 2 | 2 | |
5.3. | Работа над сценической постановкой. | 2 | 2 | |
5.4. | Показ сценической постановки. | 1 | 1 | |
6 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34ч | 25ч | 9ч |
- Содержание учебного материала.
Первый год обучения.
1. Вводное занятие. (1ч)
Знакомство с детьми. Как мы знакомимся. Игра «Знакомство» (по кругу). Игра «Вежливые слова». Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
Особенности занятий в театральном объединении. Игра «Нос, пол, потолок». Игра «Расскажи о себе». Рисуем автопортрет (в альбоме).
2. Азбука театра. (8ч)
2.1. Театр как вид искусства. (1ч)
Повторение игры «Нос, пол, потолок». Игра «Капитаны». Что такое искусство. Беседа «Театр как вид искусства» с демонстрацией видеофильма (презентации). Отличительные особенности театра от других видов искусства. Что ты знаешь о театре? Был ли ты в театре, на каком спектакле? Что тебе запомнилось, твои впечатления от посещения театра? Игра «Найди пару» («Символы искусства»). Школа -Театр. Актер-Учитель. Актер-Ученик. Найди общее, сравни.
Театральный словарик: Театр. Актер.
2. 2. История театра. (1ч)
Повторение упражнения «Капитаны». Игра «Запрещенное движение». Как вы думаете, когда появился театр. Просмотр в/ф или презентации «Происхождение театра». Игра-танец «Охотники». «Рисуем маску» (в альбоме).
Театральный словарик: Маска.
2.3. Виды театров. (1 ч)
Повторение упражнения «Запрещенное движение». Новая игра «Поймай хлопок». Просмотр в/ф или презентации «Виды театров». Особенности и отличия разных видов театра. Игра «Собери пазл» («Лабиринт») (по группам). Театры в нашей области: кукольный театр, драматический театр. Игра «Найди картинки по описанию» (по группам). Театр-экспромт.
Театральный словарик: «Опера», «Балет», «Драматический театр», «Кукольный театр».
2. 4. Этикет в театре. (1ч)
Повторение упражнений «Поймай хлопок». Беседа «Что такое этикет». Просмотр в/фильма (беседа) «Культура поведения в театре. Основные правила этикета в театре». Игра «Что мы возьмем в театр».
Стихотворение А.Барто «В театре». Обсуждение: что правильно-что не правильно. Составляем памятку театрального зрителя.
Театральный словарик: Этикет. Премьера. Афиша. Билет. Программка.
2. 5. Просмотр спектакля. (2ч)
Закрепление знаний по этикету в театре. Что можно делать до спектакля? Что после? Викторина «Этикет». Просмотр детского спектакля.
Обсуждение просмотренного спектакля. Игра «Составь цепочку» (с чего началось, что случилось, чем закончилось). Игра «Сыщики». «Мой любимый герой» (рассказ-сочинение, рисунок).
Театральный словарик: Акт. Антракт. Аплодисменты.
2. 6. Волшебный мир театрального закулисья. (2ч)
Повторение игры «Сыщики». Упражнение «Ассоциации». Театр-здание. Сцена и зрительный зал. Как создается спектакль. Кто работает в театре. Театральные цеха. Игра «Найди картинку». Загадки «Театральные профессии».
Театральный словарик: Сцена. Партер. Балкон. Оркестровая яма. Режиссер. Драматург. Бутафор. Декоратор. Гример. Композитор.
3. Раздел «Театральная игра». (10ч)
3.1. «Мир эмоций». (2ч)
Эмоции. Как я воспринимаю мир. Игры и упражнения на эмоциональный настрой: «Улитка», «Барометр настроения», «Добрый бегемотик», «Покажи эмоции различных персонажей», «Мои эмоции».
Фольклорные игры: «Дударь», «Коза», «Пузырь».
3.2. «Я и мы». (2ч).
Театр-коллективное творчество. Упражнение: «Клубок».
Коллективное взаимодействие: упражнения «Перестроение» (круг, квадрат, треугольник, линия), «Скульптура», «Картина».
Театр-экспромт.
3.3. «Страна Вообразилия». (3ч)
Что умеет актер и что необходимо знать каждому человеку. Средства образной выразительности. Просмотр в/фильма.
Роль внимания, воображения и памяти для актера. Игровой тренинг:
На внимание: «Что ты слышишь», «Дружные звери», «След в след», «Зеркало», «Невидимая нить», «Совушка».
На развитие воображения: «Дорисуй картинку», «Волшебные кляксы», «Волшебная палочка», «Ассоциации».
На развитие памяти: «Фотограф», «Угадай», «Баранья голова».
3.2. «Мир вокруг меня». (3ч)
Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Пластика живого и неживого мира. Выражение настроения через мимику, жесты, походку. Просмотр в/фильма.
Игровой тренинг (ритмопластические упражнения и импровизации):
«Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Конкурс лентяев».
«Марионетки», «В Детском мире», «Шалтай-болтай», «Зернышко», «Цыплята», «Кто на картинке», «Звезда».
Пластические импровизации: «Осенние листья», «От зернышка к колосу». «Котята».
4. Техника и культура речи. (5ч)
4.1. Культура речи. (1ч)
Речь актера и речь в жизни. Для чего нужна правильная, красивая речь.
Как образуется голос. Строение голосового аппарата.
4.2. Учимся правильно говорить. (4 ч)
Дыхательная гимнастика. Упражнения: «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «Мячик и насос». «Цветок».
Тренируем артикуляцию и дикцию. Артикуляционная гимнастика для языка, губ, челюсти.
Дикционные упражнения. Гласные «И, Э, А, О, У, Ы». Согласные «Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, З-С, Р-Л-М-Н».
Чистоговорки и скороговорки. Потешки, небылицы. Игры со словами. «Рисуем скороговорку».
Стихи А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака, С.Черного, Д.Хармса и др. Работа над выразительностью речи. Инсценировки стихотворений. Показ. Обсуждение работ.
5. Раздел Творческая мастерская «Наш Театр». (5ч)
5.1. Выбор литературного произведения (сказки) для сценической постановки. (1ч)
Чтение литературного произведения (стихотворения, сказки в стихах, пьесы в стихах). О чем произведение? Перессказ. Игры «Составь картинки», «Сложи цепочку» (последовательность событий).
Стихотворения С.Маршака, Б.Заходера, Я.Бжехвы, К.Чуковского. Русские народные сказки.
5.2. Сценическое оформление и костюмы персонажей. (1ч)
Средства сценической выразительности. Декорации, костюмы, музыка, грим. Рисуем (лепим) сказку. Придумываем костюм, грим персонажа. Защита костюма персонажа.Вернисаж работ «Мой персонаж».
5.3. Работа над сценической постановкой. (2ч)
Речь персонажей. Пластика персонажа. Взаимодействие персонажей. Изготовление элементов костюмов. Репетиция с музыкой и декорациями.
5.4. Показ сценической постановки. (1ч)
Показ сказки зрителю. Обсуждение постановки. Что получилось, что не получилось. Мои первые впечатления. Рассказ-сочинение «Моя первая роль».
6. Итоговое занятие. (1ч)
Конкурсно-игровая программа «Театральная маска»: творческие конкурсы и задания, игры.
Лучшие творческие работы за год: «Лучший знаток театра», «Мистер(мисс) Фантазия», «Мистер (Мисс) эмоциональность», «Мистер (Мисс ) Артистизм», «Лучший чтец».
Подведение итогов работы за год. Награждение. Анкетирование.
Второй год обучения.
1. Вводное занятие. (2ч)
Правила поведения и техника безопасности в театральном зале, на сцене.
Игра «Снежный ком». Наблюдения «Как я провел лето». «Самый лучший день каникул».
Знакомство с планом на год и основными требованиями по программе.
Анкетирование.
2. Раздел «Азбука театра». (9ч)
2.1. Театр как вид искусства.(повторение) (1ч).
Просмотр в/ф об искусстве. Театр как вид искусства. Что общего и в чем отличия между разными видами искусства. (работа по сравнительной таблице). Виды театрального искусства. Игра «Соедини картинки». Выявление уровня знаний о видах театра.
2.2. История Театра. (3ч)
2.2.1. Театр Древней Греции. (1ч)
Древняя Греция-родина театрального искусства. Что представлял театр в Древней Греции: Праздники в честь Диониса. Устройство театра. Актеры. Просмотр презентации «Театр Древней Греции». Игра «Найди отличия между древнегреческим театром и современным» (работа в группах). Викторина «Театр Древней Греции». Театральный словарик: скене, орхестра, театрон.
2.2.2. «Русский народный театр». (2ч)
Мультимедиапрезентация «Русский народный театр». Скоморохи — первые актеры на Руси. Инсценировка «На ярмарке». Потешки и прибаутки. Небывальщины.
История кукольного театра. Театр Петрушки. Петрушка — герой русских кукольных представлений. Просмотр презентации. Инсценировка «В гостях у Петрушки». Театральный словарик: Кукольный театр.
2.3. Волшебный мир театрального закулисья. (3ч)
2.3. 1.Театральные профессии. (1ч)
Путь спектакля от замысла до воплощения. Драматург- режиссер. Игра «Сочиняем сказку». Театральный словарик: Драматург. Режиссер.
2.3.2. Мастерская художника. (2ч)
«Кукольных дел мастера». Просмотр в/ф «Мир кукольного театра». Театральная мастерская: изготовление куклы для сочиненной сказки (перчаточной, пальчиковой, настольной). Театральный словарик: Художник. Бутафор.
2.4. Мы-зрители. (2ч)
Основы зрительской культуры. «Этикет в театре» (повторение). Стихотворение «В театре» (про вежливые слова). Просмотр самостоятельных работ «Новая сказка» (с изготовленными куклами).
Просмотр кукольного спектакля «Буратино» (видеозапись спектакля театра кукол им.С.Образцова). Обсуждение спектакля.
3. Раздел «Театральная игра». (11ч)
3.1. «Страна Вообразилия». (3ч)
Общеразвивающие игры: «Воробьи-вороны», «Ниточка-иголочка», «Совушка», «Пирог».
Театральные игры на внимание, воображение, развитие памяти:
«Поймай хлопок», «Снежный ком», «Радио», «Угадай: что я делаю?»,
«Одно и то же по-разному», «Кругосветное путешествие».
«Превращение предмета», «Отгадай героя», «Придуманные истории», «Изобрази животное».
3.2.Актерское мастерство. (5ч)
3.2.1. Сценическое действие. (2ч)
Что такое сценическое действие. Чем отличается действие от движения. Целенаправленность действия. Волшебное слово «Если бы...».
Игры и упражнения на память физических действий:«Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!», «Король», «День рождения». Упражнения «Действия с воображаемыми предметами» (по карточкам).
3.2.2. Этюд. (3ч)
Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Этюды на эмоции (смену психофизического состояния): «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх».
Этюды на общение и взаимодействие: «Знакомство», «Ссора», «Просьба». (работа в парах, по подгруппам).
Этюд на групповое взаимодействие. «Во дворе», «В классе».
3.3. «Мир вокруг меня». (3ч)
Ритмопластические упражнения:
Разминка, разогрев, релаксация. Упражнения на чувство ритма. Упражнения на пластическую выразительность. «В магазине игрушек», «Котята», «Страна роботов».
Ритмопластические импровизации: «Утро». «Бабочки». «Заколдованный лес».
4. «Культура и техника речи». (4ч)
4.1. Культура речи. (1ч).
Слушаем мастеров художественного слова (аудиозапись).
4.2. Учимся правильно говорить. (3ч)
Свойства голоса: Тембр. Высота голоса. Сила голоса. Полетность голоса. Темпоритм речи. Упражнение «Дирижер», «Радио».
Работа над выразительностью речи. Стихотворения С.Маршака, Б.Заходера, Я.Бжехвы, К.Чуковского, С.Михалкова.
5. Раздел Творческая мастерская «Наш Театр». (6ч)
5.1. Выбор литературного произведения (сказки) для сценической постановки. (1ч)
Чтение литературного произведения (стихотворения, сказки в стихах, пьесы в стихах). О чем произведение? Перессказ. Игры «Составь картинки», «Сложи цепочку» (последовательность событий).
Рекомендуемый репертуар: Русские народные сказки.
5.2. Сценическое оформление и костюмы персонажей. (2ч)
Средства сценической выразительности. Декорации, костюмы, музыка, грим. Рисуем (лепим) сказку. Придумываем костюм, грим персонажа. Защита костюма персонажа. Вернисаж работ «Мой персонаж». Рисуем афишу спектакля.
5.3. Работа над сценической постановкой. (2ч)
Этюды по сказке. Речь персонажей. Пластика персонажа. Изготовление элементов костюмов. Репетиция с музыкой и декорациями.
5.4. Показ сценической постановки. (1ч)
Показ сказки зрителю. Обсуждение постановки. Что получилось, что не получилось. Мои первые впечатления. Рассказ-сочинение «Моя первая роль».
6. Итоговое занятие. (2ч)
Конкурсно-игровая программа «Театральная маска»: творческие конкурсы и задания, игры.
Лучшие творческие работы за год. Подведение итогов работы за год. Награждение. Анкетирование.
Третий год обучения.
1. Вводное занятие.
Правила поведения и инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральном классе.
Игра «Снежный ком». «Как я провел лето». «Мои наблюдения».
Знакомство с планом на год и основными требованиями по программе.
Экспромт – театр. Анкетирование.
2. Раздел «Азбука театра». (9ч)
2.1. История Театра.(повторение) (2ч)
Обрядовые действа, танцы. Театр Древней Греции. Тестовое задание «Что я знаю о театре Древней Греции».
Русский народный Театр. Кукольный Театр. Игра «Сопоставь картинки».
Кроссворд «История Театра».
Игра «Крэо-Кроу».
2.2. Виды театрального искусства. (3ч)
Виды театров. Опера. Балет. Драма. Просмотр видеофильма.
Театр в моем городе (селе), области.
Игра «Сантики».
Театральный словарик: Опера. Балет. Драма.
2.3. Волшебный мир театрального закулисья. (3ч)
2.3.1. Театральные профессии. (1ч)
Композитор в театре. Роль музыки для передачи темы спектакля, внутреннего мира героев. Просмотр отрывков из спектаклей. (видеозапись).
Театральный словарик: Композитор.
2.3.1. В мастерской художника. (2ч)
Художник в театре. Сценография. Декоратор. Просмотр в/ф.
Рисуем эскиз декорации к сказке. Изготавливаем макет декораций к сказке. (лепим из пластилина)
Театральный словарик: Художник. Декоратор. Сценография.
2.4. Мы-зрители. (2ч)
Основы зрительской культуры. Как смотреть спектакль. Тема спектакля.
Просмотр детского музыкального спектакля и обсуждение.
3. Раздел «Театральная игра». (10ч)
3.1. «Страна Вообразилия». (2ч)
Театральные игры на внимание: «Невидимая нить», «Зеркало», «Взрыв», «Суета», «Что ты слышишь».
На развитие воображения:«Скульптор и глина», «Зернышко», «Картина», «Рисунки на заборе».
3.3. «Актерское мастерство». (5ч)
3.3.1. Тренинговые упражнения на поведение в предлагаемых обстоятельствах. (2ч)
Что такое предлагаемые обстоятельства. Как меняется поведение с изменением предлагаемых обстоятельств. Упражнения:«Тепло - холодно», «Аквариум», «В классе», «В магазине», «В автобусе», «День рождения».
3.3.2. Этюд по сказке. (3ч)
Этюд по русской народной сказке.
3.4. «Мир вокруг меня». (3ч)
Ритмопластические упражнения.
Разминка, разогрев, релаксация.
«Муравьи», «Кактус и Ива», «Мокрые котята», «Спагетти», «Марионетки», «Чудо-юдо из яйца».
Ритмопластические импровизации.
«Времена года». «Стихии».
4. « Культура и техника речи». (4ч)
4.1. Культура речи. (1ч)
Искусство художественного чтения. Мастера художественного слова.
4.2. Свойства голоса. (3ч)
Речевой тренинг: Дыхательная гимнастика. «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «Мячик и насос», «Поклонение солнцу».
Артикуляционная гимнастика на подвижность языка, губ, челюсти. Дикционные упражнения.
Свойства голоса.
- Работа над интонационной выразительностью.
- Упражнения на полетность голоса.
- Упражнения на развитие диапазона голоса.
- Упражнения на выбор адекватной громкости голоса.
Инсценирование басен И.А. Крылова, Л. Н.Толстого, С. Михалкова.
5. Раздел «Творческая мастерская». (6ч)
5.1. Работа над музыкальным спектаклем.
Чтение пьесы. Обсуждение. Этюдные пробы.
Распределение ролей. Репетиции отдельных сцен. Мизансцены.
Подготовка танцевальных номеров. Изготовление костюмов и реквизита.
Репетиции в выгородке с музыкальным оформлением.
5.2. Показ музыкальной сказки. (1ч)
Обсуждение показа. Изготовление альбома.
Рекомендуемый репертуар: одноактные пьесы, стихотворные сказки.
6. Итоговое занятие. (2ч)
Театрализованная программа «Театральная маска»: «Лучшая сказка», «Лучший этюд», «Знаток театра», «Мастер слова». Вручение грамот. Анкетирование.
Четвертый год обучения.
1. Вводное занятие. (2ч)
Правила поведения и техника безопасности на занятиях к классе и на сцене.
Игра «Снежный ком». «Как я провел лето». «Мои наблюдения».
Знакомство с планом на год и основными требованиями по программе.
Анкетирование.
2. Раздел «Азбука театра». (9ч)
2.1. Виды театрального искусства.(повторение) (2ч)
Игра «Театральная солянка».
Изготовление буклета «Виды театра».
2.2. Театральные жанры. (2ч)
Знакомство с основными театральными жанрами.
Комедия. Трагедия. Драма. Отличительные особенности.
2.3. Волшебный мир театрального закулисья. (3ч)
Гример. Костюмер. Просмотр видеофильма. Практическая работа «Тайны закулисья».
Театральный словарик: Гример. Костюмер.
2.3. Мы-зрители. (2ч)
Изготовление буклета «Театральная энциклопедия».
Просмотр детского спектакля. Обсуждение спектакля. «Мой любимый герой».
3. Раздел «Театральная игра». (11ч)
3.1. «Актерское мастерство». (6ч)
3.1.1. Тренинговые упражнения по актерскому мастерству:(2ч)
- на внимание, развитие памяти;
- на развитие воображения, логическое мышление;
- на коллективность творчества;
- на действие в предлагаемых обстоятельствах;
- на характерность роли.
3.1.2. Этюд по пословице. (2ч)
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и др.
3.1.3. Этюд-импровизация. (2ч)
Этюд на заданную музыкальную тему. Этюд на смену предлагаемых обстоятельств.
Этюд на смену психофизического состояния.
3.2. «Мир вокруг меня»».
3.2.1. Ритмопластические упражнения.
Разминка, разогрев, релаксация.
«Муравьи», «Кактус и Ива», «Мокрые котята», «Заводная кукла», «Марионетки», «В Детском мире», «Кто на картинке?», «Зернышко», «Цыплята», «Шалтай-болтай».
3.2.3.Ритмопластические импровизации.
«Настроение». «Импровизации на музыкальную тему».
4. Раздел «Техника и культура речи».
4.1.Культура речи. (1ч)
Работа над интонационной выразительностью речи: мелодика, логическое ударение, пауза, темп, тон.
4.2. Сочиняем сказку, рассказ. (1ч)
Сочинение сказки, рассказа по кругу, индивидуально, в группах.
Конкурс на лучшую сказку.
4.3. Художественное чтение. (2ч)
Выбор темы. Подбор стихотворного материала. Выбор выразительных средств. Работа над литературной композицией. Конкурс художественного чтения.
5. Раздел «Творческая мастерская».
5.1. Работа над выпускным спектаклем.
Чтение пьесы. Обсуждение. Этюдные пробы. Распределение ролей.
Репетиции отдельных сцен. Мизансцены.
Подготовка танцевальных номеров. Изготовление костюмов и реквизита. Репетиции в выгородке с музыкальным оформлением.
5.2. Показ.
Показ спектакля. Встреча со зрителями. Анализ спектакля. Изготовление альбома.
Рекомендуемый репертуар: одноактные пьесы современных и зарубежных драматургов.
6. Итоговое занятие.
Театрализованная программа «Фейерверк талантов». Вручение грамот и дипломов. Анкетирование.
- Учебно-методический комплекс программы.
Научно-методическое обеспечение:
- Методическая литература, разработки занятий.
- Демонстрационный материал: книги, иллюстрации, плакаты.
- Фонотека: музыкальные фонограммы для занятий, аудиозаписи спектаклей, сказок, стихов, аудиоэнциклопедия «Театр» (с Дядей Кузей и Чевостиком).
- Медиатека: презентации по истории театра, видеофильмы о театре (записи телепередачи канала «Карусель»), мультфильмы.
- Дидактический материал: карточки для заданий.
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для занятий (класс).
- Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран.
- Краски, цветные карандаши, альбомы, пластилин.
- Мячи, скакалки.
- Элементы костюмов и декораций.
6. Список литературы.
Список литературы для учителя:
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя – М. :Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. - М., Просвещение, 2011.
- Никитина А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., Владос, 2001.
- Фоминцев А. Авторская методическая разработка «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы». Красноярск, «Бука», 2000.
- Ганелин Е.Р. Школьный театр. Методическое пособие. С.-П., СПГАТИ, 2002.
- Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй». М., Прогресс, 1978.
- Рубина Ю.И., Завадская Т.Ф. «Театральная самодеятельность школьников» М., Просвещение 1983.
- Петрова Л.А. «Техника сценической речи», репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», М., 2010.
- Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, «Академия развития», 1998.
- Владимирова М.Л. «Игры-упражнения для эмоционального раскрепощения. – Киров, 2009.
- Генералова И.А. Пособие для дополнительного образования «Театр». М., Баллас, 2005.
Список литературы для детей:
- Скороговорки, пословицы, потешки.
- Русские народные сказки о животных.
- Стихи А.Барто, С.Черного, Б.Заходера, С.Михалкова, С.Маршака, Д.Хармса, И.Токмаковой.
- Энциклопедия «Я познаю мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности в начальной школе
В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.В...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Образовательная программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» для обучающихся 1-4 классов
СОДЕРЖАНИЕI. Пояснительная записка 1. Введение2. Цели и задачи ...
Образовательная программа внеурочной деятельности «ПОРТФОЛИО ПЕРВОКЛАССНИКА» для обучающихся 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности для работы с портфолио первоклассника создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственног...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истор...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» для начального общего образования
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...