Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-2 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа «Творческая мастерская» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Программа «Творческая мастерская» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность,
формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение
эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и
представлений.
Задачи:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
- воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
- совершенствование трудовых умений и навыков.
Данная программа является модифицированной, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы внеурочной деятельности (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов.).
Программа «Творческая мастерская» разработана для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе 33 занятия в год, во 2-4 классах 34 занятия в год. Занятия проводятся во второй половине дня. Для обучающихся 1 класса продолжительность занятий в I полугодии — 35 минут, начиная со II полугодия - 40 минут. Во 2-4 классах продолжительность занятий 45 минут.
Тематическое планирование
Разделы, составляющие программу, повторяются каждый год обучения и построены по принципу «от простого к сложному».
Основные разделы программы «Творческая мастерская»:
- Работа с бумагой.
- Работа с тканью.
- Работа с разными материалами.
1 класс
(1 ч/нед., 33 ч/год)
№ п/п | Тема раздела | Всего | Теория | Практика |
1 | Работа с бумагой. | 11 | 2 | 9 |
2 | Работа с тканью. | 11 | 3 | 8 |
3 | Работа с разными материалами | 11 | 2 | 9 |
Итого | 33 часа | 7 | 26 |
2 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
№ п/п | Тема раздела | Всего | Теория | Практика |
1 | Работа с бумагой. | 12 | 2 | 10 |
2 | Работа с тканью. | 10 | 2 | 8 |
3 | Работа с разными материалами | 12 | 2 | 10 |
Итого | 34 часа | 6 | 28 |
3 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
№ п/п | Тема раздела | Всего | Теория | Практика |
1 | Работа с бумагой. | 12 | 2 | 10 |
2 | Работа с тканью. | 10 | 2 | 8 |
3 | Работа с разными материалами | 12 | 2 | 10 |
Итого | 34 часа | 6 | 28 |
4 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
№ п/п | Тема раздела | Всего | Теория | Практика |
1 | Работа с бумагой. | 12 | 2 | 10 |
2 | Работа с тканью. | 10 | 2 | 8 |
3 | Работа с разными материалами | 12 | 2 | 10 |
Итого | 34 часа | 6 | 28 |
Содержание курса
Работа с бумагой.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая,
тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления
(ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги:
сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание;
склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые
формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в
технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление
складывания, вдавливание.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги
(по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной
разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из
заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью
приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения;
приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка
результатов работы.
Работа с тканью.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из
натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные,
вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы,
иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из
ткани: вышивка, аппликация.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по
цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот;
выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания;
вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку»,
организация рабочего места; практическая работа по технологической карте;
коллективная оценка результатов работы.
Работа с разными материалами.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды материалов
(гипс, металл, древесина, нитки и др.); их свойства (форма, цвет);; об инструментах и
приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из разных материалов с
помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке разных материалов:
приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с
помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания,
скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная
оценка результатов работы.
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).
- определение цели учебной деятельности с помощью учителя, поиск средств и пути их осуществления;
- умение определять необходимые инструменты и материалы;
- стремление к творческому решению поставленной задачи.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- организация взаимодействия в группе, умение договариваться друг с другом; распределять роли;
- умение организовать своё рабочее место;
- умение прогнозировать результат;
- умение составлять план действий;
- умение вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- уметь выполнять работу под руководством взрослого, самостоятельно;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
- умение выбирать объект деятельности; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-
творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернет;
- выполнение проекта вместе с учителем;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
- умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений;
- оформление и представление полученной информации;
- умение творчески относится к выполнению работы, проявление индивидуальности;
- участие в конкурсах, играх, олимпиадах, проектно-исследовательских конференциях и т.п. разной направленности и разного уровня (муниципального, регионального, федерального, международного).
Система отслеживания и оценивания ожидаемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-4 классах (декабрь, май).
Формы и средства контроля:
-мониторинг участия в планируемых школой делах и мероприятиях, в различных мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;
- викторины, конкурсы, олимпиады, спортивные мероприятия, праздники.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Кадровое
- Педагоги, библиотекарь, администрация МБОУ «СОШ № 36».
- Работники дополнительного образования г.Северодвинска, работники учреждений культуры.
Материально-техническое
- Мультимедиа проектор.
- Многофункциональное устройство.
- Мебель для обучающихся.
- Маркер-меловая доска.
- Интерактивная доска.
- Ноутбук.
Информационно-методическое
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Самара: Корпорация «Фёдоров», издательский дом «Фёдоров», 2000.
Тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
направление: общекультурное
1-2 классы
1 час в неделю (1 класс-33часа в год; 2 класс-34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Материалы и инструменты | Дополнительные ресурсы |
Вводное занятие. Правила безопасного поведения при работе с бумагой, разными материалами, ножницами, клеем, иглой. | м/м презентация | ||
Конструирование поделок из плоской формы. | Цветная бумага, картон, клей-карандаш, простой карандаш, ножницы. | Шаблоны, эскизы работ, предметные картинки. | |
Конструирование поделок из плоской формы. | Цветная бумага, картон, клей-карандаш, простой карандаш, ножницы. | Шаблоны, эскизы работ, предметные картинки. | |
Конструирование поделок из плоской формы. | Цветная бумага, картон, клей-карандаш, простой карандаш, ножницы. | Шаблоны, эскизы работ, предметные картинки. | |
Конструирование поделок из плоской формы. | Цветная бумага, картон, клей-карандаш, простой карандаш, ножницы. | Шаблоны, эскизы работ, предметные картинки. | |
Конструирование поделок из материалов объемной формы. | Цветная бумага, картон, клей-карандаш, простой карандаш, клей ПВА, кисть, ножницы. | Набор объёмных геометрических фигур, шаблоны, эскизы работ. | |
Конструирование поделок из материалов объемной формы. | Цветная бумага, картон, клей-карандаш, простой карандаш, клей ПВА, кисть, ножницы. | Набор объёмных геометрических фигур, шаблоны, эскизы работ. | |
Конструирование поделок из материалов объемной формы. | Цветная бумага, картон, клей-карандаш, простой карандаш, клей ПВА, кисть, ножницы. | Набор объёмных геометрических фигур, шаблоны, эскизы работ. | |
Конструирование поделок из материалов объемной формы. | Цветная бумага, картон, клей-карандаш, простой карандаш, клей ПВА, кисть, ножницы. | Набор объёмных геометрических фигур, шаблоны, эскизы работ. | |
Аппликация из природного материала. | Цветной картон, клей ПВА, кисть, сухие листья, цветы, травы. | м/м презентация | |
Аппликация из природного материала. | Цветной картон, клей ПВА, кисть, сухие листья, цветы, травы. | ||
Аппликация из природного материала. | Цветной картон, клей ПВА, кисть, сухие листья, цветы, травы. | м/м презентация | |
Аппликация из природного материала. | Цветной картон, клей ПВА, кисть, сухие листья, цветы, травы. | ||
Поделка из природного материала. | Шишки различных деревьев, веточки, солома, мох, сухие ягоды, орехи и т.п. пластилин, крем, коробка. | м/м презентация | |
Поделка из природного материала. | Шишки различных деревьев, веточки, солома, мох, сухие ягоды, орехи и т.п. пластилин, крем, коробка. | ||
Поделка из природного материала. | Шишки различных деревьев, веточки, солома, мох, сухие ягоды, орехи и т.п. пластилин, крем, коробка. | м/м презентация | |
Поделка из природного материала. | Шишки различных деревьев, веточки, солома, мох, сухие ягоды, орехи и т.п. пластилин, крем, коробка. | ||
Аппликация из ватных дисков. | Клей ПВА, кисть, цв. бумага, цв. картон. | Эскизы работ. | |
Аппликация из ватных дисков. | Клей ПВА, кисть, цв. бумага, цв. картон. | ||
Кручение. Знакомство с техникой. Виды закруток. | Клей- карандаш, кисть, цв. бумага, цв. картон. | м/м презентация | |
Аппликация с использованием техники закруток. | Клей- карандаш, кисть, цв. бумага, цв. картон. | ||
Игровые и обереговые куклы. | Ткань, ножницы, атласные ленты, нитки. | м/м презентация | |
Игровые и обереговые куклы. | Ткань, ножницы, атласные ленты, нитки. | ||
Игровые и обереговые куклы. | Ткань, ножницы, атласные ленты, нитки. | ||
Основные способы бисероплетения. | Бисер, проволока, ножницы. | Эскизы работ. | |
Основные способы бисероплетения. | Бисер, проволока, ножницы. | ||
Основные способы бисероплетения. | Бисер, проволока, ножницы. | ||
Основные способы бисероплетения. | Бисер, проволока, ножницы. | ||
Изготовление поделок из бросового материала. | Коробки, клей ПВА, кисть, ножницы, цв.бумага. | фото | |
Изготовление поделок из бросового материала. | Коробки, клей ПВА, кисть, ножницы, цв.бумага. | ||
Изготовление поделок из бросового материала. | Коробки, клей ПВА, кисть, ножницы, цв.бумага. | ||
Изготовление поделок из бросового материала. | Пластиковые бутылки, ножницы, пробки. | фото | |
Изготовление поделок из бросового материала. | Пластиковые бутылки, ножницы, пробки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Программа «В мире книг» спосо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»
Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....
Цикл программы внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов в рамках ФГОС О У/О " Цветная математика"
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО) адаптированна...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 4-5 классов "Милый сердцу уголок"
Программа курса «Милый сердцу уголок» направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развит...
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 «а» класса
Рабочая программа внеурочной деятельности....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 2 Г класса на 2020-2021 учебный год направление «духовно-нравственное» название «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина» разработана на основе требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (и...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 2 Г класса на 2020-2021 учебный год направление «общекультурное» название «Чудеса своими руками»
Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуа...