Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)
рабочая программа (1 класс) на тему

Орлова Людмила Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

для обучающихся 1  классов

«Умники и умницы»

Вид деятельности: «Занимательная математика»

Направление деятельности: общекультурное.

Количество часов в неделю…….2ч и 1раз в две недели.

За год……54ч

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Это может быть факультатив «Занимательная математика», расширяющий

математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических

способностей учащихся, для формирования элементов логической и

алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения1. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

  Общая характеристика факультатива.

Факультатив «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.

Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

          Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.

 Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например, движение).

С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности2 в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др.

Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 45 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения

факультативного курса «Занимательная математика».

«Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

         Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»

.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

         «Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»

конструктор.

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Планируемые результаты.

Личностные результаты – сформированность умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
  • Отвечать за свои действия.

Метапредметные результаты – сформированность (УУД).

Познавательные УУД:

  • отличать новое от уже известного (с помощью учителя);
  • использовать знаково – символические средства для решения задач;
  • сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
  • геометрические фигуры;
  • устанавливать аналогии.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • проговаривать последовательность действий;
  • работать по предложенному плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • различать способ и результат действия.

Коммуникативные УУД:

  • строить монологические высказывания;
  • формулировать собственную позицию;
  • задавать вопросы;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

К концу первого года занятий дети научатся:

  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 20;
  • устанавливать закономерность, составлять последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц;
  • группировать числа;
  • читать и записывать величины: сантиметр (см), дециметр (дм);
  • выполнять сложения и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд;
  • выполнять сложения и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд;
  • вычислять значение числового выражения;
  • анализировать задачу;
  • оценивать правильность хода решения и ответа на вопрос задачи;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точку, отрезок, треугольник, квадрат, многоугольник, круг;
  • распознавать и называть геометрические тела: куб, шар.

Ученики получат возможность научиться:

  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
  • выбирать единицу для измерения данной величины, объяснять свои действия;
  • проводить проверку правильности вычислений, прикидки оценки  результата действия;
  • сравнивать и обобщать информацию.

«Умники и умницы»

Учебно – тематический план.

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

 Математика – это интересно

1

1

2.

Отношения между предметами. (ЭОР 1кл.) Сравнение фигур по длине.

3

1

2

3.

Отношения между предметами. (ЭОР 1кл.)

4.

Отношения между предметами. (ЭОР 1кл.) Определение местонахождения предмета.

5.

Танграм: древняя китайская головоломка.

Знакомство с игрой.

3

3

6.

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинок.

7.

Танграм: древняя китайская головоломка. Творческая работа в группах.

8.

Путешествие точки. Построение рисунка по алгоритму.

1

1

9.

Путешествие точки. Построение рисунка по алгоритму. Описание его «шагов».

1

1

10.

Работа с информацией. (ЭОР 1 кл. диск). Ориентирование.

1

1

11.

Игры с кубиками.

1

1

12.

Работа с информацией. (ЭОР 1 кл. диск). самостоятельное составление задач.

1

1

13.

 Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки.

1

1

14.

 Волшебная линейка. Знакомство с историей возникновения линейки.

1

1

15.

Праздник числа.

1

1

16.

 Праздник числа. Число и счёт. (ЭОР 1 кл. диск) Восстановление примеров.

1

1

17.

Число и счёт. (ЭОР 1 кл. диск). Нахождение ошибки в измерении.

1

1

18.

Конструирование многоугольников из деталей танграма. (Заданное разбиение).

4

4

19.

Конструирование многоугольников из деталей танграма. (Разбиение  задано частично).

20.

Конструирование многоугольников из деталей танграма. (Творческая работа).

21.

Конструирование многоугольников из деталей танграма. (Заданное разбиение).

22.

 Игра- соревнование «Веселый счёт»

1

1

23.

Число и счёт. (ЭОР 1 кл. диск)

1

1

24.

Игры с кубиками.

1

1

25.

ЛЕГО - конструкторы. (Знакомство).

2

2

26.

Работа с конструкторами лего.

27.

 Весёлая геометрия.

1

1

28.

 Математические игры.

1

1

29.

Число и счёт. (ЭОР 1 кл. диск). Элементы арифметики.

1

1

30.

Число и счёт. Удивительное число « 0».

1

1

31.

Число и счёт. Составление практических задач.

1

1

32.

Число и счёт. Блиц – турнир «Удивительное число «0».

1

1

33.

«Спичечный» конструктор»

2

2

34.

«Спичечный» конструктор». Построение конструкций.

35.

Задачи-смекалки.

1

1

36.

 Прятки с фигурами. (ЭОР 1 кл. диск).

1

1

37.

Математические игры.

1

1

38.

 Числовые головоломки.

1

1

39.

Математическая карусель.

2

2

40.

Математическая карусель. Работа в группах «Придумываем и предлагаем».

41.

Уголки.

1

1

42.

Игра в магазин. Монеты. (ЭОР 1 кл. диск).

1

1

43.

Игры с кубиками.

1

1

44.

Математическое путешествие.

1

1

45.

Математические игры.  (ЭОР 1 кл., диск).

1

1

46.

Весёлая геометрия. Определение количества треугольников в фигуре

1

1

47.

Весёлая геометрия. Работа с отрезками.

1

1

48.

Весёлая геометрия. Работа с уголками.

1

1

 49.

Геометрические тела: куб, шар.

1

1

50.

Геометрические тела. Экскурсия на местность.

1

1

51.

Секреты задач.

1

1

52.

 Математическая карусель.

1

1

53.

 Математические игры.

1

1

54.

Числовые головоломки.

1

1

Используемые материалы:

«Рабочая программа по математике УМК «Начальная школа XXI века», (П – Камчатский, 2011г.)

«Сборник программ внеурочной деятельности 1 – 4 классы», (Москва. Издательский центр

«Вентана – Граф», 2011г.)

«Примерные программы внеурочной деятельности» (Москва. Просвещение, 2010

Материально – техническое обеспечение.

Кубики (игральные) с точками или цифрами.

Комплект карточек с числами 1 – 20.

Математический веер с цифрами и знаками.

Набор «Геометрические фигуры».

Цветные фишки.

Математический набор «Карточки – считалочки (сорбонки)»

Математические настольные игры.

Рабочая тетрадь Е.Э.Качуровой «Я учусь считать».

ЭОР «Математика 1класс», «Считай и побеждай», «Весёлая математика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Занимательная математика. Страна геометрия»

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Занимательная математика. Страна геометрия» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составл...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика. Страна Геометрия» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуник...

Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса " Занимательная математика.

Программа курса  внеурочной деятельности объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Данный курс внеурочной деятельности ставит перед собой задачу формирования инт...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс "Развивающая математика"

Программа разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика»

Программа разработана на основе авторов М.И. Моро,  М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой,  С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ....

Программа внеурочной деятельности для 3 класса " Занимательная математика"

Программа внеурочной деятельности для 3 класса " Занимательная математика"...