Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика". | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
для обучающихся 1 классов
«Умники и умницы»
Вид деятельности: «Занимательная математика»
Направление деятельности: общекультурное.
Количество часов в неделю…….2ч и 1раз в две недели.
За год……54ч
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Это может быть факультатив «Занимательная математика», расширяющий
математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения1. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика факультатива.
Факультатив «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.
Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например, движение).
С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности2 в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 45 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения
факультативного курса «Занимательная математика».
«Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»
.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
«Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор.
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Планируемые результаты.
Личностные результаты – сформированность умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- Отвечать за свои действия.
Метапредметные результаты – сформированность (УУД).
Познавательные УУД:
- отличать новое от уже известного (с помощью учителя);
- использовать знаково – символические средства для решения задач;
- сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
- геометрические фигуры;
- устанавливать аналогии.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- работать по предложенному плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- различать способ и результат действия.
Коммуникативные УУД:
- строить монологические высказывания;
- формулировать собственную позицию;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
К концу первого года занятий дети научатся:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 20;
- устанавливать закономерность, составлять последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц;
- группировать числа;
- читать и записывать величины: сантиметр (см), дециметр (дм);
- выполнять сложения и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд;
- выполнять сложения и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд;
- вычислять значение числового выражения;
- анализировать задачу;
- оценивать правильность хода решения и ответа на вопрос задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точку, отрезок, треугольник, квадрат, многоугольник, круг;
- распознавать и называть геометрические тела: куб, шар.
Ученики получат возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины, объяснять свои действия;
- проводить проверку правильности вычислений, прикидки оценки результата действия;
- сравнивать и обобщать информацию.
«Умники и умницы»
Учебно – тематический план.
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Математика – это интересно | 1 | 1 | |
2. | Отношения между предметами. (ЭОР 1кл.) Сравнение фигур по длине. | 3 | 1 | 2 |
3. | Отношения между предметами. (ЭОР 1кл.) | |||
4. | Отношения между предметами. (ЭОР 1кл.) Определение местонахождения предмета. | |||
5. | Танграм: древняя китайская головоломка. Знакомство с игрой. | 3 | 3 | |
6. | Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинок. | |||
7. | Танграм: древняя китайская головоломка. Творческая работа в группах. | |||
8. | Путешествие точки. Построение рисунка по алгоритму. | 1 | 1 | |
9. | Путешествие точки. Построение рисунка по алгоритму. Описание его «шагов». | 1 | 1 | |
10. | Работа с информацией. (ЭОР 1 кл. диск). Ориентирование. | 1 | 1 | |
11. | Игры с кубиками. | 1 | 1 | |
12. | Работа с информацией. (ЭОР 1 кл. диск). самостоятельное составление задач. | 1 | 1 | |
13. | Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки. | 1 | 1 | |
14. | Волшебная линейка. Знакомство с историей возникновения линейки. | 1 | 1 | |
15. | Праздник числа. | 1 | 1 | |
16. | Праздник числа. Число и счёт. (ЭОР 1 кл. диск) Восстановление примеров. | 1 | 1 | |
17. | Число и счёт. (ЭОР 1 кл. диск). Нахождение ошибки в измерении. | 1 | 1 | |
18. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. (Заданное разбиение). | 4 | 4 | |
19. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. (Разбиение задано частично). | |||
20. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. (Творческая работа). | |||
21. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. (Заданное разбиение). | |||
22. | Игра- соревнование «Веселый счёт» | 1 | 1 | |
23. | Число и счёт. (ЭОР 1 кл. диск) | 1 | 1 | |
24. | Игры с кубиками. | 1 | 1 | |
25. | ЛЕГО - конструкторы. (Знакомство). | 2 | 2 | |
26. | Работа с конструкторами лего. | |||
27. | Весёлая геометрия. | 1 | 1 | |
28. | Математические игры. | 1 | 1 | |
29. | Число и счёт. (ЭОР 1 кл. диск). Элементы арифметики. | 1 | 1 | |
30. | Число и счёт. Удивительное число « 0». | 1 | 1 | |
31. | Число и счёт. Составление практических задач. | 1 | 1 | |
32. | Число и счёт. Блиц – турнир «Удивительное число «0». | 1 | 1 | |
33. | «Спичечный» конструктор» | 2 | 2 | |
34. | «Спичечный» конструктор». Построение конструкций. | |||
35. | Задачи-смекалки. | 1 | 1 | |
36. | Прятки с фигурами. (ЭОР 1 кл. диск). | 1 | 1 | |
37. | Математические игры. | 1 | 1 | |
38. | Числовые головоломки. | 1 | 1 | |
39. | Математическая карусель. | 2 | 2 | |
40. | Математическая карусель. Работа в группах «Придумываем и предлагаем». | |||
41. | Уголки. | 1 | 1 | |
42. | Игра в магазин. Монеты. (ЭОР 1 кл. диск). | 1 | 1 | |
43. | Игры с кубиками. | 1 | 1 | |
44. | Математическое путешествие. | 1 | 1 | |
45. | Математические игры. (ЭОР 1 кл., диск). | 1 | 1 | |
46. | Весёлая геометрия. Определение количества треугольников в фигуре | 1 | 1 | |
47. | Весёлая геометрия. Работа с отрезками. | 1 | 1 | |
48. | Весёлая геометрия. Работа с уголками. | 1 | 1 | |
49. | Геометрические тела: куб, шар. | 1 | 1 | |
50. | Геометрические тела. Экскурсия на местность. | 1 | 1 | |
51. | Секреты задач. | 1 | 1 | |
52. | Математическая карусель. | 1 | 1 | |
53. | Математические игры. | 1 | 1 | |
54. | Числовые головоломки. | 1 | 1 |
Используемые материалы:
«Рабочая программа по математике УМК «Начальная школа XXI века», (П – Камчатский, 2011г.)
«Сборник программ внеурочной деятельности 1 – 4 классы», (Москва. Издательский центр
«Вентана – Граф», 2011г.)
«Примерные программы внеурочной деятельности» (Москва. Просвещение, 2010
Материально – техническое обеспечение.
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
Комплект карточек с числами 1 – 20.
Математический веер с цифрами и знаками.
Набор «Геометрические фигуры».
Цветные фишки.
Математический набор «Карточки – считалочки (сорбонки)»
Математические настольные игры.
Рабочая тетрадь Е.Э.Качуровой «Я учусь считать».
ЭОР «Математика 1класс», «Считай и побеждай», «Весёлая математика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Занимательная математика. Страна геометрия»
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Занимательная математика. Страна геометрия» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составл...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика. Страна Геометрия» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуник...
Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса " Занимательная математика.
Программа курса внеурочной деятельности объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Данный курс внеурочной деятельности ставит перед собой задачу формирования инт...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс "Развивающая математика"
Программа разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика»
Программа разработана на основе авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ....
Программа внеурочной деятельности для 3 класса " Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности для 3 класса " Занимательная математика"...