Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической афазии.
консультация по логопедии
Специфика работы слухового анализатора заключается не только в анализировании элементов поступающего звукового потока, но и сохранении в памяти всех звеньев этого потока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической афазии.
Специфика работы слухового анализатора заключается не только в анализировании элементов поступающего звукового потока, но и сохранении в памяти всех звеньев этого потока. При поражении левого доминантного полушария головного мозга этих аппаратов слуховой системы возникает такое нарушение как акустико-мнестическая афазия. Ее центральным звеном является нарушение слухоречеврой памяти. Сужается возможность воспроизведения речевого высказывания, значительно затруднено или невозможно сохранения серии речевых звуков в памяти. Как вторичные, выявляются нарушения понимания речи, затруднено название предметов, вспоминания нужных слов, нарушения письменной речи, расстройство экспрессивной речи. Так как при этом нет первичных нарушений мышления, внимания, памяти, то и восстановительная работа имеет свои особенности.
Можно выделить следующие направления для работы с этим синдромом:
1. Увеличение объема воспринимаемой речи. Здесь применяются следующие задания: показываются сериями части тела, предметы и т.д.; выполняются инструкции из нескольких звеньев; добиваются понимания развернутых вопросов, отвечают на вопросы по тексту, предъявляемому на слух; воспроизводят и записывают постепенно наращиваемые фразы.
2. Расширение возможностей повторной речи. Применяемые задания: Учить наизусть рассказы и др. речевой материал; Повторение серии слов через какой-то временной промежуток; составление фраз с заданными словами; анализирование по буквам сложных по звуковой структуре слов, составление слов из разрозненных букв.
3. Восстановление активного словарного состава собственной речи. Задания: Проанализировать зрительные изображения; категориальная принадлежность слов и использование их в контексте; составление текста из отдельных фраз или частей; объяснение значений многозначных слов, антонимов, синонимов и т. д.
4. Увеличение возможности экспрессивной речи. Задания: Составление рассказов по сериям сюжетных картинок, по плану, без плана, пересказ рассказов, составление диалогов, записок, выступлений, сочинений на определенные темы.
Ниже приводятся задания, которые можно предложить пациентам для выполнения в процессе восстановительного обучения.
Найти обобщающее слово к следующим:
собака. овца, лошадь, свинья, кошка; капуста, помидор, огурец, чеснок; мак, тюльпан, роза, ромашка; нож, вилка, чашка, тарелка, кувшин; кофта, куртка брюки, юбка (животные, одежда, посуда, овощи, цветы).
Создать из заданных слов группы по темам:
«одежда», «мебель», «животные», «еда»: лошадь, мясо, юбка, стол, кровать, корова, шапка, яйцо, платье, хлеб, куртка, заяц, брюки, шкаф, сыр, диван, тигр.
Ответить на вопросы:
Капуста – это овощ или фрукт, коза – домашнее или дикое животное, шорты – одежда для зимы или лета, звезды на небе появляются днем или ночью?
Подобрать к серии слов обобщающее:
Красный, белый, синий, черный, желтый; мама. папа, отец. дочь; пианино, скрипка, виолончель, барабан; машина, автобус, поезд, троллейбус.
Указать несколько значений слов (омонимы) и составить с каждым значением предложение:
Глава- часть тела, руководитель, купол церковного заведения, раздел художественного или научного произведения; кран- труба для выливания воды, механизм для поднятия тяжести.
Закончить фразы одним и тем же словом:
Дети зашли в ...; на заводе трудится рабочий … (класс)
На женщине праздничный …; армеец получил внеочередной … (наряд).
Объяснить следующие выражения и составить фразу:
худой человек, теплые отношения, худой мир
Найти лишнее слово:
Бежать, мчаться, нестись, думать; пожилой, старый, в возрасте, быстрый; радоваться, смеяться, веселиться, плакать; быстро, скоро, стремительно, не торопясь.
Объяснить пословицы:
Тиши едешь, дальше будешь; клин клином вышибают, не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Объяснить фразеологические обороты:
Бабье лето, без задних ног, баш на баш, без пяти минут, ударить по рукам
Подобрать по несколько слов:
Я иду: ………; Я хочу …….; Дай мне:……..; Мы смотрели……; Они гуляли……….
Придумать начало фразы:
__________________, когда мы пришли.
__________________, но билетов не было.
__________________, потому что пошел дождь.
Назвать поочередно буквы:
Двадцатипятилетие, вундеркинд, воодушевление, зернохранилище, аудиенция.
Объяснить значение слов:
Стол, кровать, дерево, солнце, корабль, корова, оранжерея, машинист.
Придумать фразы с заданными словами:
Комната – растение; небо – звезды, солнце – река – лодка, туча – ветер – утро.
Проговаривание скороговорок:
Купи кипу пик. Около кола колокола.
Составить фразу из данных слов:
Через, мальчик, быстро, забор, перелез. Облака, небу, по, плывут.
Составить слово из разрозненных букв:
к,а,м у,к,р,а к,р,о,о,а,в г,о,о,д,р,а
Вставить пропущенные глаголы:
…..ветер и ………..листья
Море …………….и корабль……
Вставить предлоги:
Мальчики забрались … высокую гору. ….поле работал трактор.
Подобрать слово:
Этаж, подъезд, лестница, крыша, подвал, квартиры - ……..
Ствол, крона, ветки, листва, корни, плоды - ……
Подобрать антонимы:
Близкий – далекий, верх – низ, влево – вправо, густой – редкий, начало – конец.
Подобрать синонимы:
Амулет – талисман, аукцион – торги, актер – артист, бежать – мчаться.
Составить рассказ по опорным словам:
На речке.
Лето, дети, лодка, смех, удочки, ведро, утро, вечер, уха.
Ответить на вопросы по тексту:
Шляпа.
Ранней весной мальчик Сеня пошел гулять в лес. И потерял там свою шляпу. Через некоторое время Сеня снова пошел в лес и увидел, что в его шляпе поселились птицы. Птицы из шляпы сделали гнездо и вывели там птенцов. Птенцы пищали и просили есть. Сеня не стал забирать свою шляпу. Мальчик покормил их крошками от булки и пошел домой.
1. Когда мальчик пошел в лес?
2. Как звали мальчика?
3. Что он потерял в лесу?
4. Кто поселился в шляпе?
5. Что сделал Сеня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами
Развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, правильного речевого дыхания и артикуляции всех звуков....
Использование логопедического массажа как активного метода воздействия, направленного на коррекцию различных речевых расстройств
Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно зн...
Игровые приемы развития и коррекции речевых расстройств.
О результативном методе на занятие с логопедом....
Профилактика речевых расстройств
Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к в...
Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ
Цели, задачи и средства логоритмики. Преодоление речевой потологии, через развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие неречевых процессов средствами логоритмики. Необходимост...
Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ.
Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специал...
Конспект индивидуального логопедического занятия при сенсорной акустико – мнестической афазии (Стадия расстройств средней степени тяжести).
Цель: преодоление симптома «словарного дефицита», возникающего в результате амнезии на слова.Задачи:1.Коррекционно- образовательные:-Восстанавливать и тренировать слухоречевую память...