Игровые приемы развития и коррекции речевых расстройств.
материал по логопедии
О результативном методе на занятие с логопедом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_razvitiya_i_korrektsii_rechevyh_rasstroystv.docx | 676.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приемы развития и коррекции речевых расстройств.
«….беря карточку, школьник «получает
орудие в собственные руки» и становится
хозяином положения, в то время
как при ее отсутствии он является
пассивным исполнителем чужих указаний»
П.Я.Гальперин.
Коррекционная работа в настоящее время приобретает особую значимость. Состав обучающихся неоднороден, имеет набор различных расстройств. Соответственно и методики должны быть различны, интересны для обучающегося и эффективны в коррекционном плане.
При подготовке к занятиям была в поисках результативных методик, приемов работы с детьми с нарушением речи. Полагаю, что такой долгожданной искомой изюминкой оказалась ниже изложенная игра-пособие П.Д.Лебедевой, которую она применяла уже много лет назад. Своей актуальности она не утратила и сейчас. Это мой любимый метод работы.
Буквенный конструктор «Развитие» - дидактическое пособие – игра. Он включает в себя 23 элемента печатных букв русского алфавита в достаточном количестве.
Конструктор способствует освоению детьми дошкольного и младшего школьного возраста букв русского алфавита, и цифр. Из элементов конструктора ребенок может сложить арифметические примеры (равенства или неравенства) целиком или по частям. С помощью конструктора малыш учиться строить изображения предметов, окружающих его, букв и цифр, в составе которых имеются углы, параллельные, пересекающиеся, соединяющиеся прямые, дуги, окружности, овалы и т.д. В ходе конструирования дети осваивают названия (термины) простых геометрических образов и фигур; учатся различать фигуры по форме, размеру, положению на плоскости; получают представление о симметрии и т.д.
В ходе занятий с конструктором дошкольники и младшие школьники осваивают следующие умения:
- правильно произносить звуки и называть буквы, обозначающие эти звуки;
- не смешивать буквы друг с другом;
- выделять из слова гласный звук;
- выделять из слова согласный звук;
Конструктор способствует развитию речевого слуха у детей. Необходимо отметить, чем тоньше будет развит у детей речевой слух, тем меньше они будут допускать ошибок, заключающиеся в пропусках, смешении и искажении букв.
Конструктор развивает моторику рук, зрительное внимание и память, пространственные восприятия и представления, усидчивость и целеустремленность.
Пособие – игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы: внимание, память, наблюдательность, мышление и вызывает у них живой интерес к самому процессу познания и развития.
Занятия проводятся с одним ребенком или с несколькими детьми.
Конструирование производиться в игровой форме, с использованием разных сюжетов:
- путем наложения элементов буквы на образец-карточку с указанием границ элементов;
- по памяти. После рассматривания и анализа образец убирается, и ребенок конструирует букву по памяти. При этом вполне возможны несколько вариантов состава элементов знака, в том числе и отличающиеся от образца.
- из данных элементов составить букву: «Угадай, какая буква сломалась?».
- переконструирование букв: как из буквы п сделать букву н и т.д.
Таким образом, в процессе занятий с конструктором совершенствуются различные стороны мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
У детей с речевыми нарушениями бывают нарушены пространственные представления: они путают буквы, сходные в изображении. Работа с буквенным конструктором помогает развивать пространственные представления, дифференцировать буквы, сходные в изображении.
Данное пособие можно самостоятельно изготовить. Оно экономично, не требует больших затрат, утратив первоначальную форму, можно изготовить новое.
Интерес детей велик, даже на переменке дети приходят в кабинет, чтобы поработать с конструктором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы для развития речевой моторики
Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи. Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограниче...
Использование логопедического массажа как активного метода воздействия, направленного на коррекцию различных речевых расстройств
Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно зн...
Игровые приемы в коррекции устной и письменной речи.
(методическое пособие для логопедов, учителей начальных классов)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....
Влияние криотерапии на развитие и коррекцию речевых нарушений в логопедической практике в рамках ФГОС.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия, использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и пр...
Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с системным недоразвитием речи
Мастер - класс: "Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушенийу обучающихся с системным недоразвитием речи"...
Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической афазии.
Специфика работы слухового анализатора заключается не только в анализировании элементов поступающего звукового потока, но и сохранении в памяти всех звеньев этого потока...