Конспект индивидуального логопедического занятия при сенсорной акустико – мнестической афазии (Стадия расстройств средней степени тяжести).
презентация урока для интерактивной доски по логопедии

Бабич Наталья Михайловна

Цель: преодоление симптома  «словарного дефицита», возникающего в результате амнезии на слова.

Задачи:

1.Коррекционно- образовательные:

-Восстанавливать и тренировать слухоречевую память.

- Восстанавливать понимание слов.

-Актуализировать и обогащать  словарный запас по теме «Повар».

- Восстанавливать умение согласовывать существительные и прилагательные, существительные и глаголы (согласовывать слова в предложении).

- Восстанавливать правильность собственной речи.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать (тренировать)  память, логическое и ассоциативное мышление, слух.

- Развивать, тренировать слухоречевую память и  слуховой контроль за чужой и собственной речью.

-Развивать мелкую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать уверенность в собственных силах,  в положительном результате логопедической работы, способствовать повышению самооценки.

Структура занятия:

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашней работы (в тетради).

III. Основная часть занятия:

1.Задание 1 «Покажите, где…».
2.Задание 2: «Посмотрите и назовите».
3. Упражнение на установление ассоциативных связей.
4.Упражнения на развитие  процессов мышления: Задание 1: «Подберите  к  картинке  подходящие  предметы»; Задание 2:  «Назовите  предметы  одним  словом».
5.Задание 5  «Посмотрите и назовите». (Определение предметов, которые изображены на недорисованных картинках).
6. Подбор существительных  к  заданным прилагательным
7.Ритмизация стихотворного текста: пальчиковая игра «Повар».
8.Упражнение «Вставь слово»  (на материале пословиц).
9.Упражнение  на умения согласовывать существительные и глаголы, на восстановление правильности собственной речи.
10.Упражнение на восстановление правильности собственной речи.
11.Составление рассказа по картинке.

IV. Итог занятия.

 Домашнее задание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babich_n.m._akustiko-mnesticheskaya_afaziya.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект индивидуального логопедического занятия при сенсорной акустико – мнестической афазии С тадия расстройств средней степени тяжести. Возраст больного 45 лет. Подготовила учитель-логопед: Бабич Наталья Михайловна

Слайд 2

Пациентка - женщина Н.М. Профессия – повар. Образование - среднее. Возраст - 45 лет. Форма афазии – акустико - мнестическая . Степень выраженности заболевания - средняя. Причина повреждения КГМ - инсульт. У больной Н.М. отмечаются следующие речевые особенности: - Собственная речь сужена, но не отсутствует полностью, то есть больная не молчит, но и не многословна. Речь больной в значительной степени непонятна. - Имеется нарушение понимания обращенной речи и затруднения при выполнении заданий, проявляющие при увеличении темпа или объёма. -Понимание обращенной речи и выполнения заданий нарушены негрубо. -Отсутствуют моторные трудности. - Относительно сохранны письменная речь и чтение. Она может под диктовку написать короткие слова и даже предложения, состоящие из нескольких слов (при опоре на графический образ слова). -У больной есть трудности в восприятии многоступенчатых устных инструкций, в восприятии развёрнутых текстов из-за сужения объема восприятия вербального материала. - В собственной речи у Н.М. основным симптом является словарный дефицит, возникающий в результате амнезии на слова.

Слайд 3

Цель: преодоление симптома «словарного дефицита», возникающего в результате амнезии на слова . Задачи: 1.Коррекционно- образовательные: -Восстанавливать и тренировать слухоречевую память. - Восстанавливать понимание слов. Актуализировать и обогащать словарный запас по теме «Повар». - Восстанавливать умение согласовывать существительные и прилагательные, существительные и глаголы (согласовывать слова в предложении). - Восстанавливать правильность собственной речи. 2. Коррекционно-развивающие: - Развивать (тренировать) память, логическое и ассоциативное мышление, слух. - Развивать, тренировать слухоречевую память и слуховой контроль за чужой и собственной речью. -Развивать мелкую моторику. 3. Коррекционно-воспитательные : - Воспитывать уверенность в собственных силах, в положительном результате логопедической работы, способствовать повышению самооценки.

Слайд 4

Материалы и оборудование: -Предметные картинки, -Надписи к картинкам, -Карточки с текстами, -Ручка, -Карандаш.

Слайд 5

Структура занятия: I . Организационный момент. II . Проверка выполнения домашней работы (в тетради). III . Основная часть занятия: Задание 1 «Покажите, где…». Задание 2: «Посмотрите и назовите». Упражнение на установление ассоциативных связей. Упражнения на развитие процессов мышления: Задание 1: «Подберите к картинке подходящие предметы»; Задание 2: «Назовите предметы одним словом». Задание 5 «Посмотрите и назовите». ( Определение предметов, которые изображены на недорисованных картинках). Подбор существительных к заданным прилагательным Ритмизация стихотворного текста: пальчиковая игра «Повар». Упражнение «Вставь слово» (на материале пословиц). Упражнение на умения согласовывать существительные и глаголы, на восстановление правильности собственной речи. Упражнение на восстановление правильности собственной речи. Составление рассказа по картинке. IV . Итог занятия. Домашнее задание.

Слайд 6

I . Организационный момент: Логопед: Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодня мы продолжим наши занятия. Благодаря вашим стараниям и настойчивости, мы быстро продвигаемся вперед. Так держать! Скажите, какое сегодня число и какой день недели? А какая сегодня погода? Какое у вас настроение? (ответ пациента). Хорошо! Начнем заниматься. Откройте тетрадь. II . Проверка домашнего задания: Назвать предметные картинки: скалка, самовар, разделочная доска, форма для выпечки, хлебница, стол, вилка, ложка, лопатки, миска, половник, кастрюля, венчик. Написать в тетради наименования предметов, распределив их по группам (в две колонки): «металлические», «деревянные». Прочесть вслух. Логопед: Очень хорошо. Вы все сделали правильно.

Слайд 7

1. Логопед : Посмотрите на предметные картинки и разложите к ним соответствующие подписи. Процедура: логопед выкладывает перед больной ряд предметных картинок, озвучивает их, просит показать какую-либо одну, а затем ее подписать. Инструкция: «Покажите, где...» (далее озвучивается слово-подпись). 1. лимон –вагон- батон. 2. ложка– кошка- кружка. 3. миска-доска-сосиска. 4. стол-стул-укол. 2. Логопед: Какими звуками различаются слова в строчках? Найдите лишнее слово в каждой строчке. Озвучьте это слово. Объясните свой выбор. Логопед: Очень хорошо. Теперь самостоятельно назовите пары предметов. Запишите их в тетради. Повторяется 2-3 раза. Задание 1 «Покажите, где…». Цель: Развитие речеслуховой памяти. III . Основная часть: ЛИМОН ВАГОН БАТОН ЛОЖКА КОШКА КРУЖКА МИСКА ДОСКА СОСИСКА СТОЛ СТУЛ УКОЛ

Слайд 8

2. Упражнение «Посмотрите и назовите». Задание : «Послушайте, запомните слова и назовите их». Цель : Тренировка речеслуховой памяти, со зрительной опорой и без неё. НОЖИ ПОСУДА КОЛПАК ВЕНЧИК ДОСКА ЛОЖКИ КАСТРЮЛЯ ПОВАР МЕНЮ ФАРТУК Повторяется 2-3 раза.

Слайд 9

3. Упражнение на установление ассоциативных связей. Цель: Развитие процессов мышления. Логопед : посмотрите на картинки. Какие предметы подходят друг другу по смыслу? Подумайте. Найдите пару каждому предмету, соедините их линиями. Объясните свой выбор. Повторяется 2-3 раза.

Слайд 10

4.Упражнение на развитие процессов мышления. Задание 1: «Подберите к картинке подходящие предметы». Задание 2: «Назовите предметы одним словом». Цель: Развивать процесс мышления. Актуализировать и обогащать словарный запас. Предметные картинки: стул, стол, колпак, кастрюля, ложки, венчик, половник, тарелка, набор посуды. Процедура: логопед выкладывает перед больной ряд предметных картинок, озвучивает их, просит показать какую-либо одну, а затем соотнести её с обобщающей картинкой (набор посуды, посуда). Инструкция: «Подберите к картинке подходящие предметы..» (далее Н.М. озвучивает слова и соотносит с картинкой).

Слайд 11

5. Задание 1 «Посмотрите и назовите». 1. Логопед: Определите предметы, которые изображены на недорисованных картинках. Процедура: логопед показывает больной лист, на котором изображены недорисованные предметы. Затем просим определить каждый предмет и назвать его. Если у больной возникают затруднения, оказываем ей помощь наводящими вопросами. Инструкция: «Посмотрите на эти картинки. Назовите предметы, которые на них нарисованы» 2. Задание 2 «Объясните значение предмета» . Объяснить функциональное назначение предметов, изображенных на предметных картинках. Процедура: логопед предлагает Н.М. назвать какой-либо предмет на картинке или в комнате, а затем просит объяснить его функциональное назначение. Инструкция: «Назовите…» (специалист показывает какой-либо предмет). «Объясните его значение»

Слайд 12

6 . Подбор существительных к заданным прилагательным. Цель: Восстанавливать умение согласовывать существительные и прилагательные. Логопед: посмотрите на картинки. Подберите и произнесите, а затем запишите слова по примеру: Красные (что?) помидоры Белый (что?) ______ Индийский(что?) ______ Стеклянный (что?) ______ Металлические (что?) ______ Деревянная (что?) _____ Деревянный (что?) _____ Растворимый (что?) _____ Слова для справок: стакан, кофе, дерево, ложки, посуда, стол, чай, колпак. Повторяется 2-3 раза.

Слайд 13

7 . Ритмизация стихотворного текста: пальчиковая игра «Повар». Цель: расширять объём речеслуховой памяти. Развивать координацию движений рук в соответствии с текстом игры, мелкую моторику. Логопед: произносите вместе со мной слова игры «Повар» и выполняйте движения в соответствии с текстом. Надену фартук, завяжу. (имитировать подобные движения) Как готовлю, покажу. (развести руки в стороны, погрозить пальчиком) Вода, лучок, картошка. (наклоняем кулаки, стучим пальчиками) Поварю немножко. (круговые движения правой рукой, левая согнута в локте, закруглена) А ещё потру морковку (тереть кулаком о ладошку) Готова вкусная похлёбка. (кулаки зажаты, "держат" кастрюлю) Кушайте, пожалуйста. Повторяется 2-3 раза.

Слайд 14

8. Упражнение «Вставьте слово» ( на материале пословиц ) . Цель: Восстанавливать умение согласовывать существительные и прилагательные в предложении. . Логопед : прочитайте пословицы вслух. В них пропущены слова «плохой» или «хороший». Вставьте пропущенные слова по смыслу в предложения. Прочитайте снова то, что у вас получилось. ................... повар стоит доктора. ................... повар любое кушанье испортит. .....................повар и в бою кашу сварит. Повторяется 2-3 раза.

Слайд 15

9 . Упражнение на восстановление умения согласовывать существительные и глаголы, на восстановление правильности собственной речи. Цель: восстановление умения согласовывать существительные и глаголы, восстановление правильности собственной речи. Логопед: Расскажите, что делают люди, животное на каждой из картинок, используя глаголы: резать, ждать, пробовать, помогать, взбивать, слушать, рассказывать, говорить, жарить, раскатывать, готовить.

Слайд 16

Логопед : Прочтите текст и вставьте недостающие слова. Наша мама-повар. Наша мама по профессии __________ Она умеет вкусно _________. Настроение у мамы, когда она готовит__________. Лучше всего у неё получается жарить ____. Кот тоже любит, когда мама готовит ______. Кот хотел стащить ____________ рыбу. Подчеркните окончания глаголов. 10. Упражнение на восстановление собственной речи. Цель: Восстанавливать правильность собственной речи.

Слайд 17

11. Составление рассказа по картинке. Цель : расширение объёма речеслуховой памяти. Задание: логопед зачитывает больному текст «Повар». Инструкция 1: «Сейчас я Вам прочитаю рассказ. Слушайте внимательно. Потом буду задавать вопросы». Текст: Повар –это важная и нужная профессия Повар умеет готовить много вкусных и полезных блюд, умеет печь торты и пироги. Он варит вкусные супы и компоты, готовит мясо и овощи. Для этого ему необходима разная посуда. Повар есть и в детском саду, и в школе, и в больнице, и на заводе, в кафе. Повар должен любить свою работу. Ведь если повар готовит с любовью и удовольствием, то еда получается вкусной, питательной, и конечно, полезной. Задача больной – ответить на ключевые вопросы. Логопед: Составьте рассказ по одной из картинок. Инструкция 2: «Перескажите рассказ». Вопросы: Повар- это важная и нужная профессия? Расскажите почему? Что умеет готовить повар? Что необходимо повару для приготовления еды? Где работает повар? Почему повару важно любить свою профессию7

Слайд 18

IV . Итог занятия. Логопед: Наше занятие подошло к концу. Сегодня Вы проделали большую работу! Вы назвали много слов, составляли словосочетания и предложения. Вы рассказали рассказ по картинке. Вы писали слова и словосочетания, анализировали текст. Ваши успехи позволят Вам и дальше быстрыми темпами восстанавливать вашу речь! Вспомним задания, которые вы выполняли. Какое задание вам понравилось больше других? Какое было самым трудным? Логопед: сегодня вы очень хорошо занимались. До свиданья!

Слайд 19

Домашнее задание. Логопед: К следующему занятию прошу Вас подготовить два домашних задания. Первое задание на преодоление нарушений понимания многозначности слов. Задание 1 . Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно их в тетрадь . Кашу пьют, воду едят . Собака лает, собака мяукает. Летом идёт снег, зимой жарко. Ночью светит солнце. Корова мычит, корова лает. Хозяйка варит хлеб . Повар печет суп.

Слайд 20

Домашнее задание. Второе задание на расширение объёма речеслуховой памяти. Задание 2: Заучите наизусть стихотворение «Повар» В. Степанова. Опорные картинки для лучшего запоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"

На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р]

Конспектиндивидуального  логопедического занятия  Тема: звук [р]Цель: совершенствование произношения звука  [р] в слогах и словах.Задачи:Образовательные: расширять  активный с...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Звук С. Буква С.»

- закрепить  четкое произношение звука С  в слогах, словах, предложениях и связной речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...