Фронтальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме «Предлоги ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Формирование представления о смысловой значимости предлогов.Уточнение пространственного значения предлогов за, из-за, перед. Формирование навыков предложного управления. Обучение правильному использованию предлогов в устной речи. Формирование навыка пересказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontalnoe_korrektsionno.docx | 630.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме «Предлоги ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА»
учитель-логопед Трапенок Людмила Геннадьевна
Цели и задачи:
- Обучающая: Сформировать у обучающихся понимание значений предлогов «ЗА», «ИЗ-ЗА», «ПЕРЕД»
- Коррекционно-развивающая: Формировать представление о смысловой значимости предлогов. Уточнить пространственное значение предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД. Сформировать навык предложного управления. Научить детей правильно использовать предлоги в устной и письменной речи. Развивать логическое мышление. Формировать навыки пересказа.
- Воспитательная: Формировать самоконтроль.
Оборудование:
- магнитные фигурки зайца, лисы, ёжика, дерева, куста.
- графические схемы предлогов «ЗА», «ИЗ-ЗА», «ПЕРЕД».
- карточки со слогами «ЗА», «ИЗ-ЗА», «ПЕРЕД»
- карточки со слогами «ПРЕД», «ЛО», «ГИ».
- доска, магниты.
- Распечатанные листы из логопедического альбома Т.И. Прокопьевой «Преодоление нарушений письма у школьников 3-5 классов», простые карандаши, ластики.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
- Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, а гостям мы очень рады. Улыбнитесь гостям, друг другу и мне.
-Сядет тот, кто назовёт 2 звук в названии времени года, который сейчас за окном.
- Сядет тот, кто назовёт последний звук в названии времени года, которое будет после зимы.
-Сядет тот, кто назовёт количество слогов в названии месяца года, который сейчас за окном.
- Сядет тот, кто назовёт количество слогов в названии дня недели, который будет завтра.
- Сядет тот, кто назовёт последний звук в названии первого дня недели.
2. Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала
Сообщение темы занятия.
Формулировка целей и задач занятия.
- Ребята, посмотрите на доску. (Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки со слогами «ЛО», «ГИ», «ПРЕД»). Что на доске? (Слоги).
- Прочитайте их, переставьте слоги местами, и вы узнаете тему нашего занятия.
- Как называется тема нашего занятия (Предлоги).
- Сегодня мы продолжаем изучать предлоги.
- Что такое предлог? (Часть речи, маленькое слово).
-Для чего служат предлоги? (Предлоги служат для связи слов в предложении).
-Что помогают понять нам предлоги? (Помогают понять, где находятся предметы).
- Как пишутся предлоги со словами? (Предлоги со словами пишутся раздельно).
- Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки с названием темы занятия «ПРЕДЛОГИ ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА»
- Мы узнаем значение этих предлогов, правила их написания, будем рисовать их схемы, придумывать предложения с этими предлогами, для того чтобы правильно писать предлоги в предложениях, будем вставлять в предложения подходящие по смыслу предлоги.
- Будьте внимательны на уроке, слушайте учителя и товарищей, выполняйте задания.
3. Усвоение нового материала
Уточнение пространственного значения предлогов ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА.
Учитель-логопед раздает распечатанные листы из логопедического альбома «Преодоление нарушений письма у школьников 3-5 классов»
- Рассмотрите картинку и составьте предложения. (Зайчик прячется за кустом. Ёжик стоит перед кустом. Лис выглядывает из-за дерева.
На доску вывешиваются магнитные фигурки зайца, лисы, ёжика, дерева и куста.
-Нарисуйте схему предлогов и запишите их.
Что обозначает слово «ПЕРЕД»: оно обозначает, что один предмет находится впереди другого предмета, впереди кого- чего-нибудь.
-На строчке запишите предлог ПЕРЕД и подберите к нему слова. Обозначьте окончания в словах: перед школой, столом, кустами, шкафом.
- Что обозначает слово «ЗА»: оно обозначает, что один предмет находится позади другого предмета, по ту сторону, позади кого- чего-нибудь: «заяц позади куста», «лиса позади дерева».
- Что обозначает слово «ИЗ-ЗА»?: оно обозначает направление, движение откуда-нибудь, из места закрытого чем-нибудь».
-Ребята, слово «ИЗ-ЗА» имеет ещё одно значение: «по причине чего-нибудь, по вине кого- чего-нибудь. Например: Из-за дождя мы не пошли гулять.
Преодоление аграмматизма на письме.
-Придумайте предложения с данными в таблице словами и предлогами ЗА, ИЗ-ЗА.
-Запишите предлоги со словами. Обозначьте корень и окончания в словах.
за стол-ом из-за стол-а
за стол-ами из-за стол-ов
за парт-ой из-за парт-ы
за парт-ами из-за парт
за ведр-ом из-за ведр-а
за ведр-ом из-за ведер
4. Физкультминутка
- Ребята, встаньте из-за парт.
- Встаньте друг за другом.
- Лиза, за кем ты стоишь (Я стою за …).
- Артём, кто стоит перед тобой (Передо мной стоит…). И т.д.
- Даша, встань за Тимуром, Матвей, встань за Лизой и т.д.
- Матвей, выйди из-за Лизы.
- Встаньте в ряд, послушайте задания, запомните их и в точности повторите: сначала выполните 5 приседаний, потом 4 прыжка на двух ногах, потом 3 прыжка на правой ноге, потом 2 прыжка на левой ноге. Выполняйте.
Молодцы, ребята! Садитесь за парты.
5. Закрепление изученных предлогов.
-Прочитайте предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги.
Недалеко _______ деревней находится светлая берёзовая роща. _______ рощей – большая поляна и глубокий овраг. ________ оврагом есть грибное место. Утром солнышко выглянуло _______ туч. Дети пошли _____ лес _____ ягодами и грибами. _______ небу плыли тёмные облака. Днём солнце спряталось _____ тучи и полил сильный дождь. _______ плохой погоды ребята вернулись домой. Бабушка стояла _______ домом и ждала детей. _____ крыльце _______ дверью лежала кошка _____ котятами. Ребята выложили грибы __________ корзин и показали их бабушке.
- Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга работы.
6.Формирование навыка пересказа.
- Как вы считаете, это текст или отдельные предложения? (Это текст, потому что предложения связаны по смыслу.)
-Как можно озаглавить текст? (За грибами. Поход за грибами.)
- На какие части можно разделить текст? Выделите карандашом части текста – абзацы.
- Выразите основную мысль каждой части. Это будет план пересказа.
1. Грибное место
2. Погода
3. Ожидание
При выполнении задания можно использовать мнемотехнику. По каждому разделу рассказа в тетрадях дети рисуют схематические рисунки, которые будут являться опорой при пересказе.
- Прочитайте текст ещё раз. Перескажите его, опираясь на план и рисунки.
6. Подведение итогов занятия
Вот и подошло к концу наше занятие.
Давайте подведём итог занятия:
- Какие предлоги мы сегодня изучали?
- Зачем мы изучаем предлоги? (Чтобы правильно употреблять их в устной речи, грамотно писать).
- На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?
- Понравилось вам занятие?
- Молодцы! Все ребята хорошо работали на занятии. Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие на тему: «Предлоги»
Логопедическое занятие на тему: «Предлоги»....
Конспект логопедического занятия по теме: «Предлоги. Путешествие по сказкам»
Данное логопедическое занятие направлено на закрепление знаний учащихся о предлогах, а увлекательная форма подачи материала повысит интерес детей к изучаемому материалу....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ по теме:Предлоги В, НА.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕпо теме: П Р Е Д Л О Г И В, НА....
Конспект группового логопедического занятия по теме «Предлоги» (2 класс)
Тема: Предлоги.Цели:1. Образовательные:· уточнить представления о роли предлогов;·...
Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.
Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Логопедические занятия"
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Логопедические занятия", вариант 7.1, 4 класс...
Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.
Нарушение произношения звука [р] является наиболее частым у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Данное занятие "Автоматизация звука [р] в словах, предложениях" способствует корр...