Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% учеников младших классов. Трудности овладения навыком письма связаны не только с недоразвитием устной речи, но и с неформированностью ряда гностических и моторных функций. Именно с этими трудностями связано возникновение оптических нарушений письма.
В настоящее время есть немало методик и методических рекомендаций разных авторов по преодолению оптической дисграфии, но, несмотря на это эффективность работы напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых упражнений, заданий, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
granova_a.n_sistema_raboty_po_korrektsii_opt._disgrafii.docx | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях
Автор: учитель-логопед
МБОУ «Центр Образования» города Сарова
Гранова А.Н.
Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% учеников младших классов. Трудности овладения навыком письма связаны не только с недоразвитием устной речи, но и с неформированностью ряда гностических и моторных функций. Именно с этими трудностями связано возникновение оптических нарушений письма.
В настоящее время есть немало методик и методических рекомендаций разных авторов по преодолению оптической дисграфии, но, несмотря на это эффективность работы напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых упражнений, заданий, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков.
Теоретическое обоснование представленной системы работы
- Исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с дисграфией (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Л.С. Цветкова, А.В. Ястребова, М.М. Безруких, О.В. Елецкая, Е.В. Мазанова, О.С. Яцель ).
- Теории о психофизиологических механизмах и психологической структуре процесса письма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова).
- Исследования в области формирования оптико-пространственных представлений (Т.А. Павлова, О.И. Крупенчук, Ю.Е. Розова, О.В. Елецкая).
Цель нашей работы: коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством разработанной системы коррекционно-логопедического обучения.
Задачи:
-формировать и развивать зрительное восприятие и представления;
-уточнить и расширить объём зрительной памяти;
-развивать зрительный анализ и синтез;
-формировать пространственные восприятие и представление; формировать речевые обозначения зрительно-пространственных отношений;
-развивать зрительно-моторные координации;
-формировать умение дифференцировать смешиваемые при письме буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Основные этапы работы
Поисковый
- Анализ реальной ситуации
- Определение и анализ проблемы
Аналитический
- Постановка цели
- Определение задач
- Составление плана реализации
Практический
- Выполнение плана работ
- Текущий контроль
Презентационный
- Предварительная оценка
- Презентация
Контрольный
- Анализ результатов выполнения
- Оценка полученного результата
- Оценка продвижения
Обследование письменной речи проводилось с учетом ведущих принципов: комплексности, системности, патогенетический, деятельностный, личностный, принцип развития.
Для практического изучения проблемы оптической дисграфии нами была проведена работа во 2-х классах МБОУ ЦО г. Сарова в течение октября 2023 года.
Сначала анализировались работы учащихся вторых классов. Из этих работ путем обработки информации были выделены работы, где встречались ошибки оптического характера, проведен их анализ.
Далее мы провели углубленное изучение письма в группе детей с признаками оптических нарушений. В нем приняли участие 18 человек. Мы использовали методы диагностики и коррекции письменной речи Садовниковой И.Н..
Кроме обследования процесса письма существует необходимость обследования различных функций, тесно связанных с письмом. Так, в отношении изучения оптической дисграфии мы включили обследование зрительно-пространственных функций.
1. Состояние зрения (медицинские карты, если имеются).
2. Ручной гнозопраксис:
- определение ведущей руки («Какой рукой вы пишете?»; следом попросили выполнить следующие упражнения – кинуть мяч одной рукой, разрезать ножницами лист бумаги, похлопать в ладоши сверху вниз);
- определение ведущей ноги (просили попрыгать на одной ноге, толкнуть мяч ногой);
- определение ведущего глаза (просили детей закрыть глаза, а затем открыть один глаз и сказать, что нарисовано на доске);
- определение ведущего уха (просили приложить ухо к трубке, послушать, что скажем).
3. Исследование оптико-пространственного гнозиса.
- Пробы Хэда.
Инструкция: Покажи правой рукой левое ухо, левой рукой правое ухо; покажи у меня правую руку, левую ногу, а я сижу напротив ребенка).
4. Исследование оптико-кинестетичекой организации движений.
- Проба «Кулак-ребро-ладонь» (с 7 лет).
Инструкция: «Делай, как я» далее выполняется последовательный ряд движений. Два раза выполняем задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаем ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем – с зафиксированным языком (слегка прикушенным) и закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки.
- Реципрокная (разнонаправленная) координация рук (Н.Н. Озерецкий).
Инструкция: Положи руки на стол (одна рука в кулак, другая в ладошку). Делай, как я. Несколько раз вместе с ребенком делать реципрокные смены кулака и ладошки, потом предложить ему сделать это самостоятельно.
5. Исследование оптико-пространственного праксиса.
- Воспроизведение по памяти ряда геометрических фигур.
- Составление геометрических фигур из счетных палочек (квадрат, треугольник, ромб).
- Составление из счетных палочек печатных букв (Л, А, Ш, П. Переделать Л в Х, Н в И, А в П).
6. Исследование буквенного гнозиса.
- Узнавание «зашумленных» букв, недописанных, стилизованных, изображенных пунктиром, правильно и зеркально написанных.
- Узнавание сходных по начертанию букв (изолированных или в буквенном ряду).
Таким образом, у группы учащихся 2 класса после обследования состояния письма мы выявили дисграфические ошибки. После углубленного изучения состояния оптико-пространственного восприятия, предметного и буквенного гнозиса, латерального профиля учащихся мы сделали вывод о наличии у части детей проявлений оптической дисграфии.
Состояние зрительно-пространственных функций у детей сформировано в недостаточной степени; схема тела сформирована не полностью; встречаются ошибки в правильном определении правой и левой частей тела; не смогли правильно выполнить пробы Хэда; возникли затруднения в определении правых и левых частей тела напротив сидящего человека.
Оптико-кинестетическая организация движений недостаточно сформирована: наблюдались затруднения при выполнении некоторых проб на праксис позы.
Конструирование геометрических фигур из палочек по образцу не вызывает затруднений. Конструирование из палочек букв нарушено, реконструирование дети выполняли с трудом.
Речезрительные функции. Узнают и правильно называют все буквы, печатные и рукописные. Правильно называют буквы среди графически сходных букв, заштрихованные дополнительными линиями.
Представления о структуре зрительного образа рукописных и печатных букв не сформированы. Вызывают затруднения задания на узнавание букв среди зашумленных, наложенных, зеркально изображенных и пр.
Результаты обследования показывают необходимость проведения проведения коррекционной логопедической работы, направленной на преодоление оптической дисграфии с учетом особенностей каждого ребенка.
Система коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии строится на основе комплексного логопедического обследования с учетом особенностей психофизической деятельности младших школьников. Данная система работы предназначена для учителей-логопедов общеобразовательных школ, работающих над профилактикой и преодолением дисграфии у учащихся начальных классов.
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям.
Нами были выделены этапы логопедической работы по преодолению специфических оптических ошибок на письме у школьников. Каждому этапу соответствуют показатели, которые мы корректируем и формируем у учащихся. Составляется профиль обучающегося (Таблица 1). В зависимости от того, какие показатели несформированные или сформированы частично, выстраивается индивидуальный маршрут ученика по преодолению оптической дисграфии (Таблица 2). Для каждого из показателей, которые формируем, подбирается система заданий и упражнений. Система заданий и упражнений представлена в виде каталога с практическим и раздаточным материалом для индивидуальных и групповых занятий. Каждому типу заданий и упражнений присвоен код, для удобства использования. После того, как выстроен индивидуальный маршрут, проводятся коррекционно-обучающие занятия.
Нами была разработана структура обучающего логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии.
- Мобилизирующий этап. Кинезиологическая разминка.
- Тренировка оптических стимулов.
- Введение в тему занятия (перешифровка звука в букву).
- Сообщение темы занятия.
- Обучающий этап:
-рассматривание образцов начертания смешиваемых букв;
-сравнение букв, объяснение их различий;
- использование мнемонического приема, облегчающего запоминание смешиваемых букв;
- буквографика (например: рисование букв в воздухе…);
- нахождение элементов каждой смешиваемой буквы;
- конструирование букв из найденных элементов;
- нахождение нужных букв среди других;
6. Динамическая пауза.
7. Закрепляющий этап занятия.
8. Проверочный слуховой или зрительный диктант.
9.Итог.
10. Рефлексия.
Основные этапы коррекции оптической дисграфии
- Подготовительный (развитие зрительного восприятия и узнавания предметов, изображений, символов, цифр, букв; развитие зрительного анализа и синтеза; уточнение и расширение объема зрительной памяти (на уровне предметов, изображений, символов, цифр, букв); формирование пространственного восприятия и представлений (на уровне предметов, изображений, символов, цифр, букв), развитие зрительно-моторных координаций; развития зрительного восприятия величины изображений, фигур, букв; учить дифференциации смешиваемых по оптически и кинетическим признакам букв).
- Основной (закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме, автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв, дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв (1.Дифференциация гласных букв: изолированно (написание); в слогах и в словах; в словосочетаниях; в предложениях и тексте. 2. Дифференциация гласных и согласных букв: изолированно (написание); в слогах и в словах; в словосочетаниях; в предложениях и тексте. 3. Дифференциация согласных: изолированно (написание); в слогах и в словах; в словосочетаниях; в предложениях и тексте.
- Заключительный (закрепление полученных навыков).
Таблица 1 Индивидуальный профиль учащегося 2-го класса, с показателями умений необходимых в процессе коррекции оптической дисграфии (по результатам диагностики)
ФИО
Класс
Не сформирован | Сформирован частично | Сформирован | Показатель | |
Зрительное восприятие и узнавание | ||||
1. Умение узнавать реальные предметы | ||||
2. Умение узнавать реалистичные предметные изображения | ||||
3. Умение узнавать реалистичные предметные изображения по фрагментам рисунка | ||||
4. Умение различать символы (узнавание изображения разных символов; узнавание символов по фрагментам рисунка) | ||||
5. Умение узнавать цифры, буквы (узнавание изображения разных цифр, букв; узнавание символов по фрагментам цифр, букв) | ||||
6. Узнавание силуэтных и контурных изображений | ||||
7. Узнавание перечеркнутых контурных предметных изображений | ||||
8. Узнавание контурных предметных изображений, наложенных друг на друга | ||||
9. Узнавание силуэтных и контурных изображений цифр, букв | ||||
10. Узнавание перечеркнутых контурных изображений цифр, букв | ||||
11. Узнавание контурных изображений цифр, букв, наложенных друг на друга. | ||||
Состояние объема зрительной памяти | ||||
1. Умение зрительно запоминать изображения | ||||
2.Умение зрительно запоминать символы | ||||
3. Умение зрительно запоминать цифры | ||||
4. Умение зрительно запоминать буквы | ||||
Пространственное восприятие и представление (см. Приложение-Обследование зрительно-пространственных функций) | ||||
Умение использовать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения | ||||
Зрительное восприятие величины изображений, фигур, букв | ||||
Умение соотносить фигуры по величине с образцом, подбор парных фигур, конструирование из геометрических фигур | ||||
Дифференциации смешиваемых по оптическим и кинетическим признакам букв | ||||
Умение конструировать и реконструировать буквы из элементов - по количеству элементов (начинаются с одного элемента) – кинетическое сходство; - по пространственному расположению элементов (право-лево, верх-низ) – оптическое сходство; - по шрифту – печатные, рукописные | ||||
Умение определять сходство и различие букв | ||||
Связь между произнесением звука и его графическим изображением на письме | ||||
Умение определять правильные и неправильные буквы | ||||
Умение различать написания букв, сходных по начертанию | ||||
Умение определять недописанные буквы | ||||
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв (прописать смешиваемые и взаимозаменяемые буквы) | ||||
Дифференциация гласных букв: – изолированно (написание); – в слогах и в словах; – в словосочетаниях; – в предложениях и тексте. Дифференциация гласных и согласных букв: – изолированно; – в слогах и в словах; – в словосочетаниях; – в предложениях и тексте. Дифференциация согласных: – изолированно; – в слогах и в словах; – в словосочетании; – в предложениях и тексте |
Таблица 2 Фрагмент индивидуального маршрута учащегося 2-го класса в процессе коррекции оптической дисграфии
ФИО
Класс
Код | Показатель | Типы заданий и упражнений | Прогресс | |
1 этап коррекции (подготовительный) | ||||
Развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительного анализа и синтеза | ||||
А1 А2 А3 А4 | 1. Умение узнавать реальные предметы | |||
2. Умение узнавать реалистичные предметные изображения | «Переверни карточку, назови, что изображено». «Сколько предметов на картинке». «Найди на картинке все школьные принадлежности, игрушки, фрукты….» | |||
3. Умение узнавать реалистичные предметные изображения по фрагментам рисунка | Собери картинку из 2-х частей, из 3-х, 4-х…с реалистичными предметными изображениями (с образцом, без образца) Откуда данный фрагмент, найди соответствующую картинку Распредели фрагменты рисунка по изображению «Найди сходства и отличия» «Чего не хватает на рисунках» «Помоги найти друзей»-на рисунке изображены друзья в полный рост, потом они прячутся и по фрагментам их изображений определить кто спрятался. | |||
4. Умение различать символы (узнавание изображения разных символов; узнавание символов по фрагментам рисунка) | 1. Представляется линейный ряд символов (от 3-х до 7-ми), необходимо узнать данные символы, потом пространственное расположение символов узнать. 2.Угадай по фрагменту, что это за символ. 3. Найди вторую половину. 4. Распредели фрагменты к соответствующим символам. 5. Найди среди человечков (символы), того, который стоит смирно. 6. Корректурные пробы. |
Примечание. Прогресс (+ справился самостоятельно, -не справился, +-справился с помощью учителя).
Методы работы:
-наглядные (демонстрация, иллюстрация);
-словесные (работа с книгой, объяснение);
-практические (упражнения: письменные, устные, графические; дидактическая игра).
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Чтобы проверить эффективность нашей системы работы по преодолению оптической дисграфии, мы провели подобные задания, что и на начальном этапе обследования. Было проведено сравнение результатов письменных работ учащихся до и после обучения.
Диаграмма 1 Сравнение результатов письменных работ обучающихся до и после обучения по представленной системе
Таблица 3
Если до проведения обучения младшие школьники допускали большое количество ошибок в ориентировке в пространстве, на плоскости, плохо узнавали буквы на письме и трудно соотносили звуки с соответствующими графемами. После проведения обучения выяснилось, что дети стали легче переводить печатный шрифт в письменный и наоборот, они стали ориентироваться в составных элементах букв. Ученики перестали бояться письменной работы, стали более уверенными в своих силах.
Положительная динамика доказывает эффективность системы коррекционной работы по устранению оптической дисграфии у учащихся вторых классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"
В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения. Брошюра б...
Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений
В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисгра...
Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем
Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...
Проект: «Использование ЦОР по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников ».
Методика использования материала. Данные материалы могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии допол...
«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
В статье представлены игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии....