Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по логопедии по теме

 

При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представления, трудности оптико-пространственного анализа, несформированности оптического образа буквы.  Сегодня я  расскажу о причинах появления оптической дисграфии и о приёмах для устранения и предупреждения у обучающих оптической дисграфии.

       Оптическая дисграфия и дислексия проявляется в трудностях усвоения и смешения  сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются:

 а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К.                                                                                                                                      

Данная дисграфия и дислексия связана с несформированностью зрительно-прос транственных представлений. Так, если ребёнок не научился в своё время отличать длинную ленту от короткой, то ему  будет трудно заметить, что у р- палочка длинная, а у п – короткая. Если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга, то впоследствии у ребёнка появляется зрительное письмо. При оптической дисграфии  и дислексии нарушен зрительный  анализ и синтез, недоразвитие зрительного гнозиса, что проявляется в заменах и искажениях букв на письме....... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_opticheskaya_disgrafiya.docx908.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и  дислексия) у детей является одной из самых актуальных задач логопедии. Нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии) очень распространены среди обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

       Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной работы, необходимо определить форму нарушения. Существует несколько видов нарушения письменной речи. Они осуществляются на основе различных критериев: с учётом анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

       Разные авторы по- своему классифицируют нарушения письменной речи.                                       О.А.Токарева выделяет 3 вида дисграфии:  акустическую, оптическую, моторную.                                                                                                   М.Е.Хватцев выделяет 5 видов:                                                                           1.Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха.                                                                                                                         2. Дисграфия на почве расстройств устной речи.                                            3.Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма.                      4.Оптическая дисграфия.                                                                                                  5.Дисграфия при моторной и сенсорной афазии.                                            Классификация, разработанная   сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена выделяет следующие виды:                                                                                                     1. Артикуляторно-акустическая    дисграфия.                                                 2.Дисграфия на основе нарушений фонемного распознания (акустическая) 3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.               4.Аграмматическая  дисграфия.                                                                       5.Оптическая дисграфия .                                                                                         

         Из этих  классификаций видно, что каждый автор отдельным пунктом выделяет оптическую дисграфию . в чистом виде она встречается редко, но её элементы часто появляются в других формах.                                                                          

       При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представления, трудности оптико-пространственного анализа, несформированности оптического образа буквы.  Сегодня я  расскажу о причинах появления оптической дисграфии и о приёмах для устранения и предупреждения у обучающих оптической дисграфии.

       Оптическая дисграфия и дислексия проявляется в трудностях усвоения и смешения  сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются:

 а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К.                                                                                                                                     

Данная дисграфия и дислексия связана с несформированностью зрительно-прос транственных представлений. Так, если ребёнок не научился в своё время отличать длинную ленту от короткой, то ему  будет трудно заметить, что у р- палочка длинная, а у п – короткая. Если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга, то впоследствии у ребёнка появляется зрительное письмо. При оптической дисграфии  и дислексии нарушен зрительный  анализ и синтез, недоразвитие зрительного гнозиса, что проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

       Чаще всего заменяют графически сходные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различающиеся в пространстве (в-д, ш-т); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш,х-ж,л-м,п-т)  (С-    , Э -      ); пропуски  элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковых элементов (ау –о ); лишние (ш-ш  ); неправильное расположенные элементы (х-сс,т-пп).

       Смешение букв по оптическому сходству не следует принимать за обычные «ошибки», так как они не связанные ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут привлечь за собой         снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у обучающих носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

       При устранении специфических нарушений письменной речи у обучающихся необходимо:

1.Уточнить и расширить объём зрительной памяти. Для этого используют следующие виды работ:

  1. Игра «Чего не стало?» На столе раскладываются 5-6 предметов, картинок, которые дети  должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Ученики  называют чего не стало.
  2. Запомнить 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
  3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать среди других.
  4. Игра «Что изменилось?». Логопед  раскладывает 4-6 картинок и предлагает ученикам запомнить их последовательность. Затем расположение картинок незаметно меняется. Обучающие должны определить, что изменилось и восстановить первоначальное расположение картинок.
  5. Игра «Что добавилось?»

2.Формировать  и развивать зрительное восприятие и представление.

  1. Назвать контурные изображения предметов

  1. Назвать недорисованные контуры изображения предметов

  1. Назвать перечеркнутые контурные изображения
  2. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга

  1. Определить, что неправильно нарисовал художник
  2. Распределить изображенные предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов)

 

  1. Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающие по величине)

  1. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны («лужайки») разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурец, лист; цыпленок, репа, дыня; мак, помидор, клубника; слива, василек, синяя лента. Дается задание положить картинку на свою «лужайку».
  2. Игра «геометрическое лото» круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.

У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет.  Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Картинка кладется на парту с похожей геометрической фигурой. Предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.

  1. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу): красно-синей, красно-желтой, желто-синей, сине-красной. Логопед показывает свою полоску – ученики находят аналогичную.
  2. Определение правой и левой части разноцветных полосок
  3. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Сначала ученикам предлагаются с тремя геометрическими фигурами, затем 4, 5 в более простом варианте каждая фигура раскрашена определенным цветом. Каждому ученику дается серия из 3-4 карточек. Логопед показывает свою карточку, ученики подбирают парную карточку.
  4. Нахождение адекватных изображений, состоящих из треугольников и линий.
  5. Срисовывание изображений, состоящих из треугольников и линий
  6. Срисовывание серии полукругов и линий (по С.Борель-Мезони)

  1. Рисование серии  изображений по представлению (после кратковременной экспозиции)
  2. Найди заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркальное изображение

  1. Дорисовывание незаконченных контуров

  1. Дорисовывание  симметричных изображений

  1. Составление разрезанных на части картинок (на 2,3,4,5,6)
  2. Игра «Открывание окон в домике». Логопед показывает макет домика, в котором 4 открывающихся окошек (два - вверху, два - внизу). Детям предлагается открыть окна. В окнах изображениях животных: кошка, собака, утка, цыпленок. Например: кошка сидит около верхнего левого окошка.
  3. Дополнение рисунка. Предлагается нарисованный домик. Дается задание дополнить рисунок. Например: нарисовать справа вверху солнце, слева – от домика забор, справа от домика дерево, слева впереди нарисовать цветы, а справа впереди лужу и т.д.

  1. Выполнение  тестов Равенна. Предлагаются матрицы Равенна с вырезанными частями и несколько вставок. Следует подобрать соответствующую вставку.
  2. Конструирование фигур из спичек или палочек (сначала по образцу, затем по памяти)

  1. Конструирование из кубиков Кооса. (из 2,4,8,16)

  1. Найти различия
  2. Анализ нелепых картинок.

3.Формирование буквенного гнозиса

В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагаются следующие задания:

  1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления.
  2. Сравнить одни и те же буквы, но  написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами: а,б,в,г,д.
  3. Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребёнку: А, П, О, И., затем задания усложняются.

  1. Определить букву в неправильном положении.

Игра  «Ошибка Незнайки» Какую букву Незнайка написал неправильно.

 

  1. Обвести контурные изображения букв.

  1. Дорисовать недостающие элементы букв. Игра  «Буквоед»

           

  1. Выделить буквы наложенные друг на друга  Игра «Буквы спрятались»

                       

  1. На  фоне контурных изображений предметов найти спрятавшие буквы.
  2. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
  3. Реконструирование  букв:                                                                                                а) добавляя элементы (например, сделать и з буквы Р букву В)                              б)уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы Ж букву К)          в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т –букву Г.)

  1. Восстановить слова из букв.

ОНС       ИСАЛ    ГВОНА

МОД      УЛНА    КАИГН

АКМ      КАУТ    ВЫЛНО

РЫС       ГАИР    КШАКО

АРК       ФАКШ   ВРОПА

4.Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

       При устранении оптической дислексии и дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений.

      В процессе логопедической работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно - пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственного восприятия и пространственных представлений у умственно отсталых школьников.

     Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

  1. Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей.
  2. Ориентировку в окружающем пространстве.

       Ученик научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.

       На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные  зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки, как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируются на основе умения выделять правую руку. Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы), но еще полностью не владеют речевой дифференциацией «правое - левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.

       При устранении оптических дислексий и дисграфий необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить работу по следующему плану:

  1. Дифференциация правых и левых частей тела.
  2. Ориентировка в окружающем пространстве.
  3. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.

Параллельно с этой работой проводится уточнение и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

       Для развития дифференциации правых и левых частей тела рекомендуются следующие задания:

  1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед даёт сам ответ, а дети повторяют за ним несколько раз. Дается здание поднять правую руку и назвать её.
  2. Показать левую руку.
  3. Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш левой, правой рукой; взять книгу правой, левой рукой.

       После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой, левой ноги; правого, левого уха.

       В заключении ученикам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

       Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

  1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе.
  2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева» «Покажи книгу справа, слева от себя»
  3. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями:
  1. Предлагается взять правой рукой книгу и положить её возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить её у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
  2. В дальнейшем выполняются задания по инструкции логопеда: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать где находится ручка по отношению к книге справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради.
  3. Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т.д.

       При устранении оптических дисграфий и дислексий проводится работа по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки. На которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:

  1. Написать определённые буквы справа или слева от вертикальной линии.
  2. Положить кружок, справа от него –крестик, слева от крестика поставить точку.
  3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже точки – крестик, справа от точки –круг.
  4. Определить пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.

       На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие их элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Рекомендуемые задания:

  1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных букв:

 ла

ьы

жх

иц

лм

гт

ху

шщ

ад

вд

гц

цщ

лд

гб

ин

ою

вр

ге

пн

со

вз

кж

ип

ор

  1. Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.
  2. Сложить из палочек фигуры ( сначала по образцу, затем по  памяти)
  3. Сконструировать буквы печатного рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
  4. Найти заданную фигуру  среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
  5. Показать, правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.

 

  1. Дополнить недостающий элемент фигуры  или буквы по предъявлению.
  2. Реконструировать букву, добавляя элемент: Л-А-Д, К-Ж, З-В,Г-Б; и-ш-щ,п-т….
  3. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т; в-д, ш-т, п-и.
  4. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З-В, Р-В, Ь-В.
  5. Узнавание букв по разному расположению в пространстве («перевернутых», положенных на бок и т.д.

  1. Узнавание букв, наложенных друг на друга
  2. Узнавание букв, написанных разными шрифтами (рукописные, печатные, заглавные, строчные, стилизованные)

       Большое место при устранении оптических дисграфий и дислексий занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.

  1. Использование игровых моментов(шуток, загадок, символов: О-обруч,У-уши, З-змея, Ж –жук), стихи: Два колышка наискосок,

                                   А между ними поясок. (А)

  1. Проводится анализ смешиваемых букв с использованием мнемонистических приемов.

 

б – похожа на белку, такой же хвост; как слово «белка» начинается на звук Б

д - похожа на дятла, сидящего на стволе дерева; слово «дятел» начинается на звук Д

В – буква похожа на верблюда с двумя горбами

Д – буква похожа на верблюда с одним горбом

т – у буквы три палочки и слово «три» начинается на Т

п – пара палочек и «пара» начинается на букву П

р – пишем букву и палочка рррастёт

п – перестала расти

х – букве хххолодно, она вся сжалась

ж – букве жарко, она вся раскрылась.

       Часто дети путают заглавные Е и З. Здесь можно использовать простой прием. Буква Е как будто ЕЕЕдет по строчке вперед, а вот буква З едет ЗЗЗадом.  

       Для улучшения усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезание, лепка из пластилина, обведение контуров , письмо букв в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.

  1. Изограммы

    

  1. Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под  диктовку.
  2. По таблице просим показать заданные буквы; показать, с какими буквами путает, чем они отличаются.

  1. Диктуем буквы  в разброс с предварительным анализом из каких элементов состоит, на что похожа буква, с какой буквой можно спутать
  2. Писать под диктовку различные слоги (открытые, закрытые, по парам, подряд) с усиленной артикуляцией.
  3. Вставить пропущенные буквы в письменном тексте.

       Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребёнка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Когда это будет обеспечено , для существования оптической дисграфии больше не останется места. Очень важно провести достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв. 

        Основная цель логопедической работы с данными детьми – научить их четкой дифференциации букв. Действенной является система упражнений в следующем порядке: сначала закрепляются один звук и буква из пары, затем – второй, и только после этого выполняются задания на речевом материале, включающем оба звука и буквы. Речевой материал должен быть подобран так, чтобы в период работы на одной буквой из пары избежать написания второй. Таким образом, по принципу «от простого к сложному», мы идем от прописывания каждой буквы отдельно к закреплению написания обеих  в слогах, в словах, фразах, текстах.

        Таким образом, устранение оптических дисграфий и дислексий осуществляется приёмами,  направленными на развитие зрительного гнозиса,  мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений,  развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

 

Использованная литература :

  1. Аманатова М.М..Дифференциация букв по оптическому сходству, ж-л «Школьный логопед», 11/2006
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.:ТЦ Сфера, 2007год
  3. Коррекция нарушений письменной речи: учебно- методической пособие/ Под ред. Н.Н.Яковлевой.- СПб,2004год
  4. Кочеткова  Н.А.Я различаю буквы о-а,  сходные по написанию. -М., 2005 год.
  5. Мазанова Е.В.Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Учусь не путать звуки .Альбом 1 и 2.- М., «ГНОМ и Д», 2006 год
  6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, М. Владос, 1999 год
  7. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М., 1997.
  8. Садовникова И.Н.. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, М. Просвещение, 1997 год

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений

В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисгра...

Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем

Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...

Проект: «Использование ЦОР по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников ».

Методика использования материала.       Данные материалы могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии допол...

«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

В статье представлены игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии....

«Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само- ? Потому чт...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

     Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...